Студопедия — Философия Шеллинга
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Шеллинга






Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) в своем философском творчестве ярко и самобытно выразил основные ориентации немецкой классики. В его философии прослеживается ряд этапов - период натурфилософии; трансцендентальный или эстетический идеализм; философия тождества; философия свободы; философия откровения. Но в целом для его философского творчества на всем его протяжении свойственно единство основного замысла. Он заключается в познании абсолютного, безусловного, первого начала всякого бытия и мышления. Критически пересматривая субъективный идеализм Фихте, Шеллинг считает, что природа не может быть зашифрована лишь формулой «не-Я». Природа становится самостоятельной реальностью, а не только материалом для субъекта. Он ставит задачу философского осмысления всех этапов и стадий развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассматривает природу как целесообразное начало, целое, как форму бессознательной жизни разума. Назначение природы он усматривает в порождении ею сознания.

Диалектический метод Фихте, примененный к анализу деятельности «Я», Шеллинг распространяет на анализ природного процесса. Натурфилософия приобретает анти механистический характер. Всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействие противоположно направленных сил. В своем учении о полярностях силовое динамическое единство противоположностей представляется как проявление универсального мирового закона. Динамическое воззрение на природу позволило Шеллингу вычленить в ее развитии ряд качественно отличных ступеней, которые он называет «потенциями». (В современной терминологии - это основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная).

Но главное для него в философском осмыслении природы поиск некоего активного, живого начала, которое обладало бы чертами субъекта, сознания, мышления, духа. Шеллинг не видит возможности объяснить рождение духа из материи на пути простой эволюции. Дух, по его выражению, представляет собой остров, на который нельзя попасть без прыжка. И он приходит к выводу, что природа может породить из себя дух только в том случае, если она чревата духом, в основе своей обладает свойствами духовности. Между развитием (потенционированием) природы и развитием сознания Шеллинг усматривает своеобразный параллелизм. Развитие природы увенчивается появлением сознательного «Я», потому что природа в своей основе, - это не дух и не материя, не субъект и не объект, не сознание и не бытие. Природа в целом одновременно есть и то и другое, вместе взятое.

Тем самым Шеллинг обосновывает философскую позицию тождества субъекта и объекта, мышления и бытия, сознания и природы. В природе присутствует тенденция к одухотворению, а в деятельности человека - к объективации (опредмечиванию) духа. Природа творит бессознательно, но в ее продуктах усматриваются следы разума. И это проявляется в наличии природных законов. Если бы мышление имело свои собственные законы развития, а природа - свои, то познание было бы совершенно необъяснимо. Человек познает природу в ее же собственных формах, категориях, законах, которые являются формами объективного бытия и логическими формами одновременно.

Источник и причина такого совпадения, тождества субъективного и объективного обусловливается рождением мира из Абсолюта, божественного первоначала, в котором идеальное и реальное неразличимы, дух и материя находятся в полном и гармоничном соответствии друг с другом. Нарушение этого абсолютного равновесия в некоей точке исходного безразличия не может быть объяснено рационально. По Шеллингу, это иррациональный первичный акт, он коренится не в разуме, а в воле с ее свободой. И этот непостижимый первичный акт невозможно понять из законов разума, философски, а мифологическим и религиозным опытом, данным в откровении, а также посредством мистической интуиции.

Интуиция - наиболее адекватная форма самосозерцания абсолюта как тождества субъекта и объекта. Полная развернутость, осуществление всех возможных определений и всех потенций - это Вселенная. Она есть тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит ее, как художник по законам красоты. Поэтому Шеллинг ставит искусство выше науки и философии. Эстетическая деятельность характеризуется совпадением и гармонией бессознательного и сознательного, природы и свободы, чувственного и нравственного, целостного и образного, непосредственного постижения сущего в интеллектуальном и художественном созерцании - интуиции. Познание высших истин доступно лишь философскому и художественному гению.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 612. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия