Студопедия — Раздел первый. В религиоведении разработан ряд концепций религии: тео-
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел первый. В религиоведении разработан ряд концепций религии: тео-






" ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ"

Глава I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Типы определений

В религиоведении разработан ряд концепций религии: тео-

логические (конфессиональные), философские, социологические,

биологические, психологические, этнологические и др., различа-

ющиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны,

влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи,

корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками,

и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объек-

та.

Теологические Теологические (конфессиональные) интерпре-

(конфессиональные) тации стремятся понять религию " изнутри",

объяснения на основе соответствующего религиозного

опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представ-

ление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то

Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д.

Рассмотрим, как объясняют религию Христианские исследователи.

Хотя их идеи несут на себе печать принадлежности к конфессии -

католицизму, протестантизму, православию, в главном они согласны

друг с другом: религия есть " величина sui generis (особого рода)", появ-

ляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком. Однако

уже в период становления религиоведения как науки обнаружились

два подхода к определению религии: с точки зрения крайнего суп-

ранатурализма и с позиций исторической школы в теологии. Под

влиянием супранатурализма разрабатывавшееся в христианской тео-

логии понятие " сверхъестественное" было применено к определению

религии. Термин " религия" применяется для обозначения воззрения,

 

 

 

основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют

и что отношения с ними возможны.

Супранатурализм исходил из " сверхъестественной откровенности"

христианства и возможности его постижения лишь через Откровение.

Но сложившееся на этой основе представление о религии как " не-

производимом первичном феномене" приходило в противоречие с фак-

том зависимости эволюции христианства от развития общества. Связь

христианства с различными общественными отношениями была под-

вергнута обстоятельному анализу представителями исторической шко-

лы в теологии. Протестантский теолог, историк и социолог религии

Э. Трёльч (1865 - 1923), выступивший как систематизатор идей этой

школы, применил к анализу религии (христианства) " исторический

способ рассмотрения". Он считает религиозное состояние человека

априорным переживанием и в то же время ставит вопрос, как соот-

носится идея самостоятельности и необусловленности религиозной ве-

ры с фактом влияния на духовные силы человека различных

общественных обстоятельств - экономических, государственых, се-

мейных и других отношений. Э. Трёльч приходит к выводу, что

религия представляет собой одновременно и субъективное отношение

к Богу, и объективную историческую реальность. Становление направ-

ленности человека на абсолютные цели происходит в контексте

достижения целей частных и релятивных, но приобщение индивидуума

и коллектива к мировому Божественному Разуму служит основой са-

мостоятельности и необусловленности христианской веры.

В дальнейшем в конфессиональном религиоведении развивалась

две тенденции в понимании религии и ее соотношения с обществом- разделяющая и соединяющая. Представители первой исходят из

различения религии и общества как " самостоятельных величин",

как качественно отличных друг от друга сфер, признают трансцен-

дентность (лат. transcendens - выходящий за пределы) сущности и

содержания религии. Сущность религии, выражающаяся в дог-

матическом учении, в богослужении и т. д., несоциальна, " не-

отмирна" и " надмирна". Это - " вечные истины", " вневременные

принципы", " надысторическое зерно" и пр. Социальной стороной

обладают лишь явления религии, видимые структуры -

организации, учреждения и т. д.

Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869 - 1937) полагал,

что религия - это " переживание святого", ее предметом является

нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества)

сила, исходящая от Божества. Святое, нуминозное вызывает двой-

ственное чувство. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum

(лат. - тайное страшащее)-то, что вызывает благочестивый страх

и трепет, нечто " совершенно другое" по отношению к человеку. Че-

ловек чувствует присутствие существа, которое принципиально

противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга,

 

 

 

боязни, трепета, " совершенной зависимости", " чувство твари" и т. д.

С другой стороны, святое, нуминозное предстает как mysterium

fascinans (лат. - тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее),

оно захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его,

держит его в своем обаянии. Переживание святого, нуминозного задано

человеку априорно (до опыта), он до некоторой степени предраспо-

ложен к тому, чтобы испытать это переживание. Понятие святого

служит для Р. Отто основой создания всеобщей категориальной систе-

мы, с помощью которой может быть объяснена всякая религия.

Православный богослов и философ П. А. Флоренский " (1882 - 1937)

следующим образом определяет религию: "...если онтологически религия

есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия

есть система таких действий и переживании, которые обеспечивают душе

спасение.Другими словами, спасение в том наиболее широком,

психологическом смысле слова есть равновесие душевной жизни". Хотя

и внешний мир не оставлен религией, однако настоящее место ее - душа.

Она спасает нас от нас, спасает наш внутренний мир от таящегося в

нем хаоса. Она " поражает гадов" великого и пространного моря подсоз-

нательной жизни, улаживает душу. А водворяя мир в душе, умиротворяет

и целое общество, и всю природу.

Сторонники соединения религии и общества полагают, что ныне

христианские принципы реализуются " в мире", происходит " перене-

сение" верований и символов в мирскую сферу, а потому она не явля-

ется безрелигиозной. Противоположность " религиозное - светское"

теряет свой смысл, " светское насквозь религиозное". Идея трансцен-

дентности сохраняется, но в переосмысленном виде: религия по сущ-

ности и содержанию трансцендентна, но" это такая трансцендентность,

которая в то же время имманентна (лат. immanens - пребывающий

внутри) " миру", " обществу".

П. Л. Бергер (р. 1929), американский социолог и евангелический

теолог, совместно с немецким исследователем Т. Лукманом (р. 1927)

анализирует религию с позиции феноменологической социологии

знания и феноменологической социологии религии. Их внимание сос-

редоточено на изучении дотеоретического " обыденного знания", с ко-

торым люди имеют дело в повседневной жизни, Интерсубъективное

человеческое сознание производит " общественную конструкцию

действительности", в результате чего создается " жизненный мир"

индивидов.

Культура, или иначе Номос (греч. nomos - обычай, порядок),

жизненно необходима человеку, поскольку она конституирует смыслы

и тем самым обеспечивает ему возможность ориентации в мире. Пот-

ребность в смыслополагании особенно остро ощущается в пробле-

матических ситуациях, складывающихся на грани культурной

защищенности. Наблюдения смерти другого и связанные с этим

переживания в воображении собственной смерти, опыт полусознатель-

 

 

 

ного, грезы, экстаз, неудовлетворенность миром, как он дается в пов-

седневном восприятии, и т. д. вызывают дестабилизацию, ощущение

хаоса, страдание и страх. Стабилизация Космоса (греч. kosmos - все-

ленная, мир как упорядоченное целое) не может основываться на пере-

менчивых случайностях повседневной жизни. Действительную

стабильность обеспечивает религия. " Религия, - пишет П. Бергер, -

есть смелое предприятие человека создать священный Космос. Иначе

говоря, религия есть космизация священным способом. Священным мы

считаем нуминозную, возбуждающую страх могущественность, кото-

рую человек переживает иначе, чем самого себя, и все же - как с

ним связанную, и верит, что она господствует в определенных объек-

тах опыта" 2. Священное отлично от повседневной жизни.

В создании " жизненного мира человека" религия играет осново-

полагающую роль, поскольку ей как смыслополагающей инстанции

подчинены все другие способы придания смысла. Являясь основопо-

лагающим измерением " конструкции действительности", она выпол-

няет легитимирующую (лат. legitimus - законный, узаконенный)

функцию по отношению ко всем областям этой действительности, обос-

новывает и объясняет мир в его упорядоченности. Ориентирующая

сила религии особенно важна в пограничных ситуациях, которые ста-

вят под вопрос повседневный мир. Она структурирует их, устанавлива-

ет связь их с " нормальной" ситуацией, противостоит хаосу и

конструирует наполненный смыслом Номос. Религия осуществляется

в постоянном религиозном действии, которое совершается в контексте

социальной связи, тем самым священный религиозный Космос непре-

рывно приближается к повседневному миру, обеспечивая ему проч-

ность.

В условиях секуляризованного общества необходимо сделать " пов-

торное открытие трансценденции", и искать ее надо прежде всего в

тех областях человеческой жизни, где преодолевается случайность,

обеспечиваются порядок и стабильность. Для иллюстрации действия

трансценденции П. Бергер рисует следующую картину. Ребенок про-

сыпается ночью, он дезориентирован и плачет, зовет мать; приходит

мать и успокаивает дитя: " Все в порядке". Это событие.повседневно,

обычно, его толкование не нуждается в религиозном измерении. " Но

как раз то, - пишет П. Бергер, - что это так обычно, ставит отнюдь

не обычный вопрос - вопрос, который непосредственно вводит в

религиозное измерение: не обманывает ли мать ребенка? Если

религиозное понимание наличного бытия содержит в себе истину, то

чистосердечный ответ может быть " нет". Если, напротив, " естествен-

ное" есть единственная действительность, то мать лжет. Она, правда,

лжет из любви и постольку опять же, возможно, и не лжет. Если

все же радикально проанализировать ее в любви в момент произне-

сения слов, выясняется, что то, что она говорит, - это ложь. Почему?

Потому что утешение, которое она дает, проходит через нее и ее

 

 

 

ребенка, через случайность персон и ситуаций, а содержит утверж-

дение о действительности как таковой" 3. Родители выступают для

своих детей как " строители мира" и как " охранители мира", они дол-

жны сформировать мир, находящийся в состоянии порядка, а этот мир

должен обеспечить ребенку защиту. Они питают " изначальное до-

верие", без которого ребенок не может развиваться.

Таким образом, полагает П. Бергер, в повседневном бытии имеется

" измерение религиозного", обнаруживается приватная религиозность,

жизненно необходимая для человека. Эта поселенная в приватном про-

странстве религиозность может даже и не считаться таковой, но она

образует " индивидуальный религиозный опыт повседневности", на

основе которого формируется " индуктивная вера".

Соавтор П. Бергера по ряду произведений Т. Лукман исследует

структуры " жизненного мира" и социальную реальность как феномен

этого мира. Центральное понятие его концепции религии - " транс-

цендирование", трактуемое как выход за пределы биологической

природы человека, как процесс конструирования " смыслового универ-

сума". Трансцендирование представляет собой аспект всякой жизне-

деятельности человека,, но наиболее отчетливо проявляется в

религиозности. Т. Лукман констатирует упадок в современном

обществе " церковно ориентированной религии" и утверждает, что в

то же время сохраняется и растет внецерковная религиозность. Он

различает " специфическую" и " неспецифическую" формы религии,

" видимую" и " невидимую" религию, к первой относит церковные

формы религиозности, вторую считает всеобщей социальной формой.

Религия придает смысл - всеобщий и индивидуальный -

объективным образцам, задаваемым обществом. Она представляет

собой способ, которым " закрепляются вышестоящие и трансценден-

тные смысловые связи". Она есть продуктивная сила человеческой

способности к трансцендированию, посредством которой исторически

сложившееся и символически заданное мировоззрение принимается

индивидом и перерабатывается во внутреннюю субъективную форму.

Религия является необходимым компонентом становления человека,

ее значение состоит в придании смысла и полагании ценности его

существования. Ныне религиозность перестала быть свойственной

только церкви, " рассыпалась" по всему обществу. В семьях,

коммунах, политических группах, группах общения и т. д. склады-

ваются приватизированные механизмы придания смысла. Как раз в

этом и находит выражение " невидимая религия".

Философские Философские и социологические трактовки

и социологические религии многообразны, рознятся в

интерпретации зависимости от исходных принципов и мето-

дов. Философия на протяжении своей многовековой истории делала

предметом осмысления и религию. Социология, выделившись в отрасль

знания, также уделяет пристальное внимание этому феномену.

 

 

 

Немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820

- 1895) базировали характеристику религии на диалектико-ма-

териалистическом понимании природы, общества, человека. Они пола-

гали, что у религии нет " собственной" (вне всеобщей) истории, " особой

не от мира сего" сущности и " особого" содержания. Религия развива-

ется в контексте истории общества; в зависимости от движения ма-

териального производства, системы общественных отношений

происходит и эволюция религии: "...религия как таковая не имеет

ни сущности, ни царства. В религии люди превращают свой

эмпирический мир в некую лишь мыслимую, представляемую сущ-

ность, противостоящую им как нечто чуждое" 5. Под углом зрения про-

блемы " базис - надстройка" К. Маркс различает четыре относительно

самостоятельные части системы общества: производительные силы,

производственные отношения (экономическая структура, базис), обще-

ственные институты, учреждения (юридическая, политическая над-

стройка), формы общественного сознания (юридические,

политические, религиозные, художественные). Способ производства

материальной жизни обусловливает социальный, политический и ду-

ховный процессы.

С другой стороны, К. Маркс объясняет религию под углом зрения

концепции идеального, которая разрабатывалась в контексте анализа

товара, стоимости, цены, капитала и т. д. Идеальное является про-

дуктом и формой духовного процесса, представляет собой не индивиду-

ально-психологическое образование, а имеет общественно-историческое

содержание. Воспроизводя материальные отношения, идеальное в то же

время вплетено в ткань любой человеческой деятельности и общения.

Оно " живет" в исторически сложившихся формах духовной культуры,

благодаря множеству " чувственно-сверхчувственных" предметов, " ве-

щей", в теле которых представлено нечто другое, нежели они сами.

Действительный мир выражен в исторически сложившемся и исторически

меняющемся общественном (коллективном) сознании людей. В нем за-

креплены " общественно значимые, следовательно, объективные

мыслительные формы", значения, появившиеся в результате обществен-

ного развития, символы, в которых " функциональное бытие" вещи (реп-

резентация чего-то другого, отличного от нее) поглощает ее

" материальное бытие" 6.

Идеальное отлично от осязаемо-телесных предметов, в которых оно

представлено; это объективная действительность особого рода,

невидимая, неосязаемая, чувственно невоспринимаемая. Анализируя

товар, К. Маркс раскрывает механизм образования фетишизма. Про-

дуктам труда, когда они производятся как товары, присущ фетишизм:

как только продукт делается товаром, он превращается в " чувствен-

но-сверхчувственную вещь". Общественные свойства вещей, товарная

форма продуктов труда кажутся присущими этим вещам от природы,

 

 

 

между тем они не имеют ничего общего с физической природой данных

материальных предметов"

По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочув-

ствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова

себя потерял. Но человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся

существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это

государство, это общество порождают религию, превратное мировоз-

зрение, ибо сами они - превратный мир. Религия есть общая теория

этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в

популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur*, его

энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение,

его всеобщее основание для утешения и оправдания".

Религия представляет собой общественный феномен, возникно-

вение и существование которого обусловлено определенными склады-

вающимися в обществе отношениями - ограниченностью способа

материальной жизнедеятельности людей и вытекающими отсюда

ограниченными общественными отношениями. Ф. Энгельс писал:

"...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отра-

жением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над

ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные

силы принимают форму неземных" 8. В ходе истории объекты отра-

жения меняются. Вначале ими были прежде всего силы природы, впос-

ледствии, наряду с силами природы, вступают в действие также и

общественные силы, которые противостоят людям столь же чуждо и

первоначально так же необъяснимо, господствуют над ними с такой

же, кажущейся природной, необходимостью, как и силы природы. Фан-

тастические образы, в которых первоначально отражались только

таинственные силы природы, приобретают теперь также и обществен-

ные атрибуты и становятся представителями общественных сил. По-

степенно вся совокупность природных и общественных атрибутов

множества богов переносится на одного всемогущего Бога, который

является лишь отражением абстрактного человека. Возникает моно-

теизм - ко всему приспособляющаяся форма религии.

Ф. Энгельс не принимает однолинейный экономический де-

терминизм. По его мнению, как только историческое явление вызвано

к жизни, оно тоже воздействует на другие общественные явления. Хотя

политическое, правовое, философское, религиозное, художественное

развитие основано на экономическом, все они также оказывают

влияние друг на друга и на экономический базис.

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии

религии М. Вебер (1864 - 1920), обращая внимание на сложность про-

цедуры определения религии, писал: " Дефиниция того, что " есть"

*Вопрос чести.

 

религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем слу-

чае она может стоять в конце как следующая из него" 9.

М.Вебер принимает разделение наук на науки о природе (есте-

ственные) и науки о культуре (социальные). Естественные науки

используют генерализирующий (обобщающий) метод, формулируют

общие законы и на их основе каузально объясняют природные

явления. В социальных науках применяется индивидуализирующий

метод, поскольку интерес исследователя направлен на индивидуальное

в социальной жизни и он имеет дело с изучением духовных процессов.

Науки о культуре стремятся понять социальные явления в их куль-

турном значении; это значение не может быть выведено и объяснено

с помощью общих законов, а предполагает соотнесение явлений куль-

туры с идеями ценности.

М. Вебер признает право анализа культурной действительности под

углом зрения ее экономической обусловленности и даже опасается не-

дооценки значимости экономической интерпретации. Но, по его

мнению, экономическое объяснение носит ничуть не более исчерпы-

вающий характер, чем выведение капитализма из тех или иных пре-

образований религиозного сознания10.

Инструментом познания социальной действительности являются,

по М. Веберу, идеальные типы. Они конструируются познающим субъ-

ектом в соответствии с определенной точкой зрения, на основе того

или иного культурного интереса. Этот мысленный образ не является

воспроизведением исторической реальности, а создается посредством

одностороннего " усиления" определенных элементов действительности.

В идеальном типе фиксируются не родовые признаки, а своеобразие

явлений культуры. В реальной действительности такой мысленный

образ в его понятийной чистоте нигде эмпирически не обнаруживается.

Идеальный тип предназначен для измерения систематической харак-

теристики индивидуальных, т. е. значимых в своей единичности, свя-

зей. Соотнесение и сопоставление эмпирической данности с идеальным

типом помогают осознать ее практическое Культурное значение.

Применение метода конструирования при анализе религиозных

явлений позволяет создать соответствующие идеальные типы -

" христианская вера", " церковь", " секта", " христианство средних ве-

ков", " христианство", " религия".

Объектом социологии М. Вебер считает не любой вид внутреннего

состояния или внешнего отношения индивидов, а социальное действие.

Она призвана дать истолковывающее понимание и посредством этого

каузальное объяснение такого действия. Действие индивида становится

социальным, если имеет смысл, субъективно осмысленно соотносится

с действиями других людей, ориентировано на ожидание определен-

ного поведения других и в соответствии с этим сопровождается субъ-

ективной оценкой шанса на успех собственных действий.

По мнению М. Вебера, предпосылку религии образует проблема

 

 

смысла, которая возникает из переживания " иррациональности мира"

и человеческой жизни, В экстремальном виде эта иррациональность

проявляется в смерти, страдании, гибели, нравственной испорченности.

М.Вебер характеризует религию как способ придания смысла социаль-

ному действию: в качестве явления культуры задает и поддержива-

ет соответствующие смыслы, тем самым вносит " рациональность" в

объяснение мира и в повседневную этику.

Религия концентрирует значения, на ее основе переживание мира

переходит в мироосознание, в котором вещам придается определенное

значение. Мир становится ареной действия демонов, душ, богов, свер-

хъестественных сил. Неоднородные элементы действительности спле-

таются в систематизированный космос. Данные эмпирического опыта

объединяются более или менее рациональным способом в представ-

ление о мире, которое квалифицирует происходящие события как

смыслозначимые или бессмысленные. Особое значение в человеческой

жизни имеют отдаленные цели, и прежде всего цель всех целей,

синтезирующая другие, более частные, цели. Эту цель предлагает

основополагающая нравственно-религиозная идея спасения, воздаяния

за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в жизни.

Религиозная интерпретация мира является средством овладения

миром, освоения многочисленных смыслов окружающей действитель-

ности. Вероучение обеспечивает религиозное смыслоозначение повсед-

невной жизни людей. Религия задает иерархически построенную

систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены,

другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по

отношению к миру. Религиозность является побудительной силой,

мотивом определенного рода социального действия, направленного на

овладение миром. Религия воспитывает у своих последователей спо-

собность рационализации окружающей действительности.

В исследовании религии для М. Вебера главным является " обна-

ружение тех созданных посредством религиозных верований и

практики религиозной жизни психологических стимулов, которые ука-

зывали направление поведению и удерживали индивидуум в нем" 11.

Значение религиозных стимулов анализируется в контексте их

влияния на развитие капитализма в Западной Европе. Наиболее

" рациональным" типом хозяйствования считается капиталистическая

система, которой присущ " дух капитализма". " Дух капитализма"

понимается как " этически окрашенная жизненная максима", возбуж-

дающая стремление к богатству и обусловливающая " рационализацию"

получения дохода. М. Вебер находит источники развития капитализма

в особенностях протестантизма. Он полагает, что исходным пунктом

" духа капитализма" явилась идея призвания, что решающую роль в

его утверждении сыграл аскетический протестантизм в кальвинистской

разновидности. Неутомимый " труд по призванию", " самоотречение во

имя труда по призванию" (аскеза), систематический самоконтроль,

 

 

 

выдвинутые кальвинистами, соответствовали потребностям

капиталистического хозяйства. То обстоятельство, что кальвинизм рас-

сматривал " труд по призванию" как средство " религиозной гигиены"

и даже " знак милости божией", сделало его носителем " духа

капитализма". " Рационализация" в ходе Реформации христианских

представлений -выступает, таким образом, решающим фактором

" рационализации" системы " хозяйствования". Капитализм не мог бы

получить такого развития на Западе, если бы ему не предшествовало

формирование " духа капитализма" под влиянием " хозяйственной

этики" -кальвинизма.

Французский социолог и философ Э. Дюркгейм (1858 - 1917)

стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы исполь-

зовал данные этнографии. Он руководствовался принципом

социологизма, согласно которому общество представляет собой особую

реальность, включающую " социальные факты", не сводимые к эко-

номическим, психологическим, физическим и другим фактам,

" Социальные факты" объективны, существуют независимо от индивида

и имеют принудительную силу по отношению к нему* Среди фактов

выделяются морфологические, образующие " материальный субстрат"

общества - плотность населения (частота контактов и интенсивность

общения людей), пути сообщения, поселения и т. д., а также духовные,

нематериальные факты - " коллективные представления", которые в

совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюр-

кгейм отвергает сведение социального к биологическому и психо-

логическому: необходимо объяснять " социальное социальным". Для

такого объяснения используется идея общественной солидарности.

Религия представляет собой " социальный факт", и нужно вы-

яснить, из каких элементов она состоит, какие причины ее производят,

какие функции она выполняет. По мнению Э. Дюркгейма, идея свер-

хъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем

более она чужда первобытным народам. Эта идея появляется лишь

на определенной стадии развития, а потому неприменима для общего

определения религии. Он различал " священную" и " профанную"

области. Священное производится обществом, наделено особым мо-

ральным авторитетом и властью. Ему приписываются два свойства: за-

претность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом

любви и уважения; оно - источник принуждения, запрета и однов-

ременно предмет поклонения. Сферу " профанного" образует повсед-

невная жизнь с частными интересами, обычными занятиями,

эгоистическими наклонностями. С помощью разделения " священного"

и " профанного" Э. Дюркгейм дал следующее определение религии:

" Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов,

относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным;

это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну

моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти

 

 

 

верования и обряды" 12. Религия есть особая форма выражения обще-

ственных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе,

она представляет собой " систему идей, при помощи которой индивиды

представляют себе общество, членами которого они являются, и тем-

ные, но интимные связи, которые они с ним имеют" 13. Религия дает

понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается

перевести социальные отношения на понятный язык. Э. Дюркгейм

специально подчеркивал наличие в религии системы знаков и симво-

лов, выражающих содержание социальной жизни. Коллективный спо-

соб жизнедеятельности, общество составляют ту объективно

существующую реальность, которая является причиной, объектом и

целью религиозных верований и ритуалов. Источником религии Э.

Дюркгейм считает общественно-психологический процесс общения,

коллективную психологию, возникающую на базе внеэкономической,

непроизводственной деятельности.

Со своей стороны религия выполняет ряд функций, главными из

которых являются создание и укрепление общественной солидарности.

Религия посредством прежде всего культа конституирует общество как

целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует пос-

лушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное

единство (сплачивающая функция), поддерживает традиции, веро-

вания, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция), воз-

буждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм

(воодушевляющая, эйфорическая функция). Религия выполняла и вы-

полняет также и познавательную функцию, хотя эта функция стала

присущей по преимуществу науке. " Неверно, - писал Э. Дюрк-

гейм, - что наука, с одной стороны, и мораль и религия, с другой,

представляют собой виды... антиномий, поскольку эти две формы че-

ловеческой активности в действительности происходят из одного и того

же источника" 14. Но все же наука, так же как и другие области ду-

ховной деятельности, постепенно оттесняет традиционные религии,

область последних все более сокращается по сравнению с областью

повседневной жизни, развиваются нетрадиционные формы

религиозности.

На основе анализа австралийской тотемной системы Э. Дюркгейм

сделал вывод о тождестве религиозного и социального. Он считал кол-

лективные представления и чувства, возникающие в процессе

общения, религиозными представлениями и чувствами. " Священные"

вещи представляют собой символы общественного единства. У авст-

ралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И сов-

ременное общество религиозно, даже если интеграция находит

выражение.в национальных и политических символах. Э. Дюркгейм

считал однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих со-

бытия из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта,

 

 

 

провозглашение десяти заповедей, с собраниями граждан в память ка-

кого-нрбудь национального события.

Э. Дюркгейм внес существенный вклад в разработку структурно-

функционального подхода; идеи этого подхода были развиты извест-

ными этнологами и социальными антропологами А.

Радклифф-Брауном (1881 - 1955) и Б. Малиновским (1884 - 1942) и

особенно американскими социологами Т. Парсонсом (1902- 1979) и

Р. К. Мертоном (р. 1910). Общество рассматривается как иерархиче-

ская система, состоящая из некоторого множества подсистем (элемен-

тов), в центре внимания находятся проблемы структурирования,

дифференциации, функционирования, интеграции, равновесия,

стабильности, статусов, ролей, норм, образцов, ожиданий и т. д.

А. Радклифф-Браун исходил из общества как.целого и имел на-

мерение обнаружить слаженную работу его частей. Соответственно

уделял преимущественное внимание анализу структуры общества,

стремился выделить в институтах, разделенных временем и простран-

ством, повторяющиеся образцы и связи. Функциональное единство

общества понимал как состояние, в котором все части социальной

системы работают гармонично и внутренне согласованно, а ту или

иную из них объяснял на основе вклада, который она вносит в вос-

производство целого и определенной структуры. С этих позиции А.

Радклифф-Браун говорит и о религии: " Мы исходим из гипотезы, что

социальные функции религии не зависят от ее истинности или лож-

ности, что религии, которые мы считали ошибочными или даже аб-

сурдными... могут быть частями социального механизма и что без этих

" ложных" религий социальная эволюция и развитие современной

цивилизации невозможны" 15.

Б, Малиновский в центр внимания поставил отыскание функции

части (элемента) внутри социального целого и сформулировал пос-

тулат универсальной функциональности, согласно которому для каж-

дого действия и института существует функция или функции и

общества не содержат нефункциональных элементов. Он писал: "...в

любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея

и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают не-

которую задачу, представляют собой необходимую часть внутри дей-

ствующего целого" 16.

Т. Парсонс интересуется прежде всего структурами и процессами,

обеспечивающими интеграцию общества, анализирует механизмы под-

держания социального порядка, институциональный аспект социаль-

ного действия. Он полагает, что социальная система как целое решает

следующие задачи: адаптации к внешним условиям, целедостижения,

интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений. Соот-

ветствующие подсистемы специализируются на выполнении опреде-

ленной функции: функцию адаптации обеспечивает экономика,

целедостижения - политика, интеграции - правовые институты и

 

 

 

обычаи, воспроизводства структуры - верования, мораль, институты

социализации (в том числе семья и учреждения образования).

Стабильность системы зависит от результатов деятельности подсистем,

а каждая подсистема испытывает на себе последствия

функционирования всех остальных. В сложных общественных системах

их взаимовлияние реализуется с помощью символических посредников.

По мнению Т. Парсонса, при







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 600. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия