Студопедия — ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 10 страница






политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус-

тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,

ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка-

раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на-

падения соседних государств и племен приводят к экономическому

упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа

неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот-

ребности времени делали необходимым политическое объединение раз-

розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу

осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения

ханифов - ранней формы арабского монотеизма.

Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен,

наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста-

новились обязательными для менее развитых в экономическом отно-

шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя

курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. -

куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.

В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным

камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных

ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме

черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому

она считалась центром религиозного культа для многих племен,

проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку-

рейшитов - Аллаха (араб. " аль-Илах") сторонники ислама объявили

единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-

теистической религии арабов*

На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,

христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста-

роарабских культов.

 

 

Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью

пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх

ханифов.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был

пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке.

Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,

названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал

к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил

о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо-

рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-

творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не

встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать

отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед

повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее -

Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали

иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-

мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно-

шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу.

От этого события (ар. " Хиджра" - переселение) ведется мусульман-

ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения,

в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному

признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-

шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под-

держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения,

а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу

против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской

знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле-

ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская

община носила не только религиозный, но и политический характер.

Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная

борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630

г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка

превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское

феодально-теократическое государство получило название Арабский

Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам-

меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили

в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро

распространился по всей территории Аравии и превратился в господ-

ствующую религию арабского государства.

Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением

завоевательных войн, что способствовало расширению границ

халифата.

В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и

Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего

Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны.

бЗак.536 161

 

 

Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост-

рова.

Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама

изложены в главной " священной" книге -

Коране. Мусульмане считают Коран (ар. " куран" - чтение) высшим

и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль-

манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че-

рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по

ночам, через видения. Первое видение получило название " Лайлат ал-

кадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число

месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж-

дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих

принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха

о выполнении своего желания.

Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам-

меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен-

ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран

разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов

(стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по

разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не

по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю-

чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха-

тологических проповедей, предписаний, регулирующих

имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы-

товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан-

ской мифологии, древнего арабского фольклора.

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых

за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для

всех мусульман:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается

с его восхваления: " Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог

сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и

вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой

и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть

покорность. В противовес христианскому учению о божественной

Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно-

теизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес-

телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся

Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су-

ществование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая -

Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению,

каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые

 

 

 

фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его

загробную жизнь в раю или аду.

- Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже-

ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му-

хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в

мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности

Корана.

- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране

встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса

Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса

(Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред-

почтение отдается " посланнику Аллаха", " печати пророков" Мухам-

меду.

- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим

все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное бла-

женство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения

- мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного ме-

ста, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки

из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду -

бесконечные пытки и муки.

- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших

догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от

воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по пред-

начертанию бога.

- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти,

в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

Ислам опирается на пять " столпов веры" (аркан ад-дин), указы-

вающих на важнейшие обязанности мусульманина.

Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шаха-

ды (" Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха")

вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеж-

дение в ее истинности.

Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, " на-

маз", ар. " салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама

в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти

предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз

состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед

каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омо-

вение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы,

которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблю-

 

*В исламе есть и другие молитвы, которые читаются над умершим, во время хаджжа и

т.д.

 

 

дение поста (перс. " ураза", ар. " саум") в месяц рамазан. Тридцать

дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления тем-

ноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предус-

мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков,

беременных женщин и др.

Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обяза-

тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз-

меры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был

добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обя-

занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще

добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода*.

Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет

физическая и материальная возможность) является паломничество в

Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль-

манского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего

Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а

также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных

обрядов.

Шариат В шариате (ар. " шариа" - прямой,

правильный путь) сведены в единую систему

законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последо-

вателей ислама, юридические, нравственные и культурные

предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя-

зательными для всех мусульман.

Источником шариата и его составной части - мусульманского пра-

ва (фикх) являются Коран и Сунна (ар. - обычай, пример) - сборник

хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал офор-

мляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют го-

сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские,

бытовые и другие взаимоотношения мусульман.

Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - за-

претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного

формирования шариата действия были разделены на пять категорий:

фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным; сун-

нат - выполнение желательно; мухоб - добровольные действия; мак-

рух - нежелательные действия; харом - строго запрещенные виды

действия.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра

на музыкальных инструментах, украшение дома художественными

картинами и скульптурными изображениями человека и животных,

*В мусульманских странах существуют также хумс - налог от частной собственности, который составляет 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра - налог во

время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.

 

 

вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и

т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою

силу.

По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены

всего два) являются праздник " ид аль-адха" - великий праздник жер-

твоприношения (тюрк, " курбан-байрам") и " ид аль-фитра" - малый

праздник разговения (тюрк, " ураза-байрам"). Отмечаются также мав-

люд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на

небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого

народа в регионе традиционного распространения ислама существуют

и переходят из поколения в поколение специфические обряды и риту-

алы, а также доисламские обряды и праздники.

Основные направления В результате внутренних противоречий в

в исламе исламе по второй половине VII в. возникли

три направления: хариджиты (араб, " харад-

жа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая

группировка), сунниты и шииты (ар. " шиа" - приверженцы, партия;

по-другому " Шиат-Али" - партия Али).

Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных

краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты,

ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна

хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах

Африки).

Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти

90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на-

правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь-

ко в новое время как религиозно-политическое движение появились

ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате

политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает-

ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата.

Последователи суннизма признавали законность власти первых

четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой

мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и

зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду-

ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а

после его смерти - его потомкам (так возникло учение об имамате).

Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа

прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две-

надцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно

исчез (" ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и

верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления

на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна-

ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами

 

 

которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе

с тем шииты имеют собственные " священные писания" - ахбары, куда

входят хадисы, связанные с именем Али.

Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф,

Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду-

ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды).

Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо-

стаиваются звания аятолла (" божественное знамение"), а высшим ран-

гом в шиитской ветви ислама считается " великий аятолла"

(" отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов

широко распространен культ мучеников. Имеется праздник " ашура",

который известен и как " шахсей-вахсей". По учению шиитских бо-

гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.

Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ,

в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская,

маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части

мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.

Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,

Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се-

верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-

пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке

и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в

Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-

фаритского толка.

В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке,

Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста-

не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане

Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.

Ислам и современность Современное западное. исламоведение

стремится рассматривать исламские страны

как единое целое, в основе которого лежит общность религии.

Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман-

ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют

спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям

ряда европейских и американских ученых, " мусульманское возрож-

дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической,

духовной жизни восточных народов объясняется следующими

причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель-

но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала

своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя

активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ-

ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-

 

 

 

ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на,

длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя-

зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-

венства, мешающей оперативному и своевременному решению

назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые

понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-

тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и

социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-

деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-

вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни,

всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв-

ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других

религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс-

няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за-

пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу

этих причин ислам широко распространился в последнее время в

Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к

мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской

религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на-

родов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея " завершения пророчества". В трактовке мусульманских те-

ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос-

ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину.

Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного

народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность,

по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусуль-

манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина-

ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую

общность - " умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко-

торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда

различные панисламистские. концепции, пропагандирующие

объединение всех мусульман мира в единое государство.

Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует

учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости

поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с

выбором путей социально-экономического и политического развития.

В исламском мире появились многочисленные концепции так назы-

ваемого " третьего пути". Апеллируя к традиции и практике ран-

неисламской государственности, общественные деятели светской и

духовной ориентации выдвигают тезис об " исламском пути" развития

как единственно приемлемом для стран распространения третьей

 

 

мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции

" исламского государства", " исламской экономики", " исламского

социализма" и т. д., которые в целом представляют собой мо-

дернизацию политических и социально-экономических доктрин

классического ислама с учетом специфики конкретных стран.

Концепции " исламского государства", получившие распростра-

нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных

условиях традиционной исламской модели политической организации

общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и

религиозная власть. Эти теории предполагают практическую

реализацию государственно-правовых норм ислама.

Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась

в создании концепции " исламской экономики", провозглашающей в

качестве условия " нового экономического порядка" осуществление

зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости,

обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом,

признание роли государства как важного фактора в регулировании хо-

зяйственной жизни. Теоретики " исламской экономики" считают, что

установлению социальной справедливости способствуют такие

исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за-

прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства.

Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных

банков и страховых компаний, в программах образования " мусульман-

ского общего рынка", " исламской валютной зоны". Отдельные поло-

жения теории " исламской экономики" находят отражение в

законодательствах Ирана, Ливии и других стран.

Идеи и лозунги " исламского социализма", разрабатывавшиеся

наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом

политических движении различной социальной направленности. " Ис-

ламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских

постулатов и демократических принципов Запада, основывается на

положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране

и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда

и его преемников.

Современное состояние религиозной активности в мусульманском

мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных

времен с движением " исламской солидарности". Концепция " ислам-

ской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей

межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое

практическое воплощение в деятельности мусульманских международ-

ных организаций. Первая организация такого типа - " Всемирный

исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время

значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. " Лига

исламского мира" и наиболее представительное международное

 

 

 

объединение на правительственном уровне - " Организация исламской

конференции" (основана в 1969 г.).

Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во

всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе,

шариате происходит " очищение" от различного рода архаичных эле-

ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов.

К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его

реформ, " обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний

шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и

религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление

модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само-

стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские

теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран

как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают,

что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой,

и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут-

верждают, что достижения в области науки и техники представляют

собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко-

рана.

Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К

защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами)

относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального

ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов,

обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении,

осуждают приспособление к духу времени.

Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден-

чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ-

ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной

жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе

- равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз-

днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте.

Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в

ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль-

Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит

мысль о необходимости возврата к " Истинной вере" и признание ав-

торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя-

ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым

страшным из которых считалось отступление от принципов едино-

божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству,

анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только

паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание

имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы-

вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха,

считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме-

стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни

 

 

 

основателя была использована феодальными правителями г. Недджа

в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к

объединению арабов и образованию Саудовского государства.

Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла-

ма в нашей стране охватывают значительную

территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол-

жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн.

представителей восточных народов. В регионах распространения исла-







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.03 сек.) русская версия | украинская версия