Студопедия — ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЯ. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЯ. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА 1 страница






 

ЦЕЛЬ: Изучение истории возникновения и развития лекарствоведения и народной медицины

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

1. Выявление различий между общей и частной историей фармации.

2. Изучение факторов, способствующих переходу от матриархата к патриархату.

3. Выявление связи между развитием общественной жизни с развитием медицины и лекарствоведения.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

Решение ситуационных задач, кроссвордов, обсуждение с преподавателями вопросов темы занятия.

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

Ситуационные задачи

1. Запишите в тетрадь определение понятия «История фармации». Приведите примеры, относящиеся к:

а) общей истории фармации;

б) частной истории фармации.

2. Письменно перечислите источники, используемые для изучения истории фармации и медицины.

 

3. В период матриархата главой рода и врачевательницей его была женщина. Письменно перечислите причины, послужившие этому.

 

4. Письменно перечислите факторы, способствовавшие переходу к патриархату.

5. Письменно укажите, как отразилась на развитии общественной жизни и медицины выплавка самородных металлов.

 

6. Опишите связь между оседлым образом жизни и уровнем развития медицины и лекарствоведения в V-VI тысячелетиях до Р.Х.

 

7. Опишите период зарождения навыков хирургии.

8. Опишите:

· природные лекарственные средства;

· гигиенические правила древности.

9. Решите кроссворд:

1 по горизонтали – Греческое слово, означающее «лекарство»

1 по вертикали – Сборник стандартов, положений, регламентирующих требования

к качеству

 

 

2 по горизонтали – Врачевательница, жившая в эпоху матриархата в Колхиде

3 по горизонтали – «Женщина, знавшая тайны всех трав» из поэмы Гомера

4 по вертикали – Тонизирующее растение

5 по вертикали – Как звали лекарку Ильи Муромца?

6 по вертикали – Одно из средств «магического воздействия», применявшееся для

лечения в первобытную эпоху

7 по горизонтали – Минеральная краска, известная в эпоху первобытного общества

8 по вертикали – Как назывались у славянских народов «каменные бабы»?

 

                           
                           
                           
                         
                           
                           
                           
                         
                           
                         
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 


 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

 

История фармации

Происхождение термина «фармация» относится к глубокой древ­ности. Египетское слово фармаки (дарующий исцеление или без­опасность) дало происхождение греческому слову фармакон (ле­карство). Всем занятиям, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень фарма или фармако. На­пример, в Древнем Риме специалисты лекарственного дела име­новались pharmaceutae, pharmacopoae. До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея – сборник стандартов и положе­ний, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология –наука, изучающая действие лекарствен­ных веществ на организм, фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки. В 1924 г. на съезде по фармацевтическому образованию было дано следующее определение фармации.

Фармация – это комплекс наук и практических знаний, зани­мающихся вопросами добывания, обработки, контроля, хране­ния, изготовления и отпуска всякого рода лекарств и лечебно-профилактических средств.

Уникальность фармации заключается в том, что, с одной сто­роны, это высоконаучная отрасль, питающаяся достижениямитаких фундаментальных дисциплин, как химия, биология, физика, математика, а с другой – фармация возникла как практиче­ский вид деятельности, требующий высочайшего мастерства, что позволяет зарубежным историкам науки определять фармацию как науку и искусство. Понятийный аппарат дисциплины обширен, наряду с определениями, которым несколько тысяч лет, в фар­мацевтическом терминологическом словаре содержатся молодые дефиниции. Впервые основные профессиональные термины офи­циально определены в Законе Республики Казахстан «О лекарственных средствах» от 13.01.04 № 532-II ЗРК. Например:

Лекарственные средства – лекарственная субстанция или комбинация лекарственных субстанций, применяемая для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, а также для предотвращения беременности. К лекарственным средствам приравниваются парафармацевтики, медицинская техника и изделия медицинского назначения (линзы контактные и для коррекции зрения, предметы и материалы изделия, инструменты, устройства, приборы, аппаратура), используемые с целью диагностики, профилактики и лечения заболеваний.

Лекарственный препа­рат – лекарственное средство в определенной лекарственной форме.

Фармакопейная статья – нормативно-технический документ, определяющий качество и безопасность лекарственного средства.

Государственная фармакопея Республики Казахстан – сборник государственных стандартов и положений, нормирующих качество и безопасность лекарственных средств.

История фармации –это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаний на протяжении всего суще­ствования человечества от первобытных времен до наших дней. В задачи истории фармации как науки входит:

1) проследить общие закономерности процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности;

2) раскрыть достижения каждой новой эпохи в области фармации;

3) показать взаимодействие фармации и общей культуры, влия­ние важнейших теорий и открытий в естествознании, филосо­фии, культуре на состояние фармации каждой эпохи.

 

История фармации делится на частную и общую. Общая исто­рия фармации изучает главные закономерности и основные проблемы всемирной фармации в целом. Частная история фармации – это история развития отдельных фармацевтических дисциплин, таких, как фармацевтическая химия, фармакогно­зия, фармацевтическая технология, управление и экономика фар­мации и т.п.

В основу периодизации истории фармации положено принятое в общей истории деление на пять периодов: первобытное обще­ство, древний мир, средние века, новая и новейшая история. Это касается общей истории фармации. Частная история фармации изучает особенности развития отдельных фармацевтических дис­циплин.

Для изучения истории фармации и медицины используются следующие источники: 1) для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии; 2) с возникновением письменности такими источниками явля­ются рукописи, печатные произведения врачей, общих истори­ков, государственных и военных деятелей, философов, архивные материалы; 3) материалы лингвистики, этнографии, изобразительного искусства, народного эпоса и фольклора; 4) фото-, фоно-, кино-, видеодокументы; 5) данные нумизматики, палеографии (науки о развитии письменности), эпиграфики (науки о надписях). Виды источников изучения медицины продолжают расширяться и обогащаться.

 

Возникновение лекарствоведения

Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежу­ток времени. Если самые ранние классовые общества на земле появились всего каких-нибудь 5 тысяч лет назад, то первобытнооб­щинный строй возник по крайней мере 700-800 тысяч лет назад, а в некоторых местах продолжает существовать и в настоящее время. В истории первобытных людей можно выделить два основных этапа: период первобытной орды (стада) и период родового строя, который делится на две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

Эпоха матриархата как этап развития первобытного общества характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. Она своим трудом создавала основные и более постоянные источники суще­ствования родовой общины: разводила домашний скот, обрабатывала землю, хранила домашний очаг и все обычаи рода. Счет родства велся по материнской линии. Этот период характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: ягод, плодов, трав, корней и т.д. Отыски­вая среди окружающей природы все, что было пригодно для упот­ребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечеб­ное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значи­тельное количество лекарственных средств растительного происхож­дения. Это прежде всего пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуж­дающие (кока). Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в раз­личных местах расселения первобытных людей. Женские фигуры занимают первое место в искусстве палеолитических скульпторов. Вырезанные из бивня мамонта, а иногда из мягкого камня женские изображения имеют всюду, от Средиземного моря до Байкала, одну и ту же канонически устойчивую

 

 

позу. Женщина, чаще всего обна­женная, с подчеркнутыми признаками женщины-матери, спокойно стоит, опустив руки на живот. Лицо обычно выпуклое, но совершен­но гладкое. Археологи называют эти памятники «каменными баба­ми». Ф.Р. Бородулин, изучивший большое количество материалов, относящихся к жизни первобытного общества, утверждает, что у славянских народов они назывались «берегинями». Можно предпо­ложить, что так называли женщин, которые оберегали здоровье рода и служили «натурой» для создания этих памятников. Гомер в «Одис­сее» говорит о Полидамне – женщине «могучей, знавшей тайны всех трав полезных, целебных и вредных», о «светлокудрой жене Агамеде», лечившей целебными травами. Народный эпос из глуби­ны веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху мат­риархата (в Колхиде – Медея и ее сестра Геката, в Чехии – Муд­рая Каза, в Киевской Руси – Марина, лекарка Ильи Муромца). Правда, как пишет Ф.Р. Бородулин, эти героини народного эпоса жили уже не в эпоху матриархата, а много позже, однако не подле­жит сомнению, что народное творчество верно отразило их роль как первых врачевателей недугов человеческих.

Появление лука и стрел – второе крупное изобретение человека после открытия способов получения огня, было огромным достиже­нием в истории его развития. С помощью лука человек мог система­тически охотиться на птиц и мелких быстроногих животных. В этот период он стал активным охотником и рыболовом. Переход первобыт­ного человека к охоте и рыболовству как к одному из главных источ­ников существования имел немаловажное значение для расширения медицинских познаний. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению це­лебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека надежно защищало обильное смазывание жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровож­дающимся травмами, в особенности переломами и вывихами, научи­лись применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу от костров, смолу деревьев, глину. Возможно, что в этот период доисторические люди познакомились с одним из первых фар­мацевтических препаратов минерального происхождения – поварен­ной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Потреб­ность в одежде научила наших далеких предков примитивным мето­дам обработки шкур животных.

В период перехода к охотничьему хозяйству стало изменяться и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, чело­век стал изображать мир животных. Животные в искусстве палеолити­ческого художника показаны настолько широко и своеобразно, что мы видим здесь почти всех зверей, начиная, конечно, с самого большого и сильного из них – мамонта. В художественных произведениях палео­литических племен представлены и другие животные, рыбы и даже пресмыкающиеся. Такое богатство «звериного» репертуара в искусстве палеолита отражает тотемный культ зверя (слово «тотем» означает «мой род»). Отсюда культовых животных (лат. animal) стали называть то­темными животными, а мировоззрение людей – анималистическим. Так, по данным П.Е. Заблудовского, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, на территории Индии – корова, у славянских народов – дикий кабан, и т.д. Охотники некоторых племен, изготавливая амулеты из камня, дерева и кости в виде культовых животных, носили их с собой. Счита­лось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье.

Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения на­капливался опыт лечения теми или иными лекарственными сред­ствами растительного, животного и неорганического происхождения. Для лечения различных заболеваний люди стали использовать солнце, огонь и воду. Родоначальницей применения различных целебных средств, инициатором использования их при тех или иных заболева­ниях была женщина.

 

 

Эпоха патриархата. В III-II тысячелетиях до н.э., с развитием и распространением пастушеского, а затем кочевого скотоводства, ма­теринский род уступил место отцовскому – патриархату. В этот пе­риод господствующее положение в производстве перешло к мужчи­нам. Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как приру­чение животных и уход за ними всегда были его делом. Домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с про­мысловым трудом мужчины. Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Теперь женщины, вступая в брак, должны были порывать со своим родом.

В период патриархата немаловажное значение уже имела выплавка самородных металлов – меди, олова, серебра, золота. Из меди изготав­ливали топоры, ножи, копья и различные украшения. Появилось же­лезо, которое стало более доступным и во многом было качественнее бронзы. Железо появилось на Кавказе в XI-X вв. до н.э. Неслучайно древние мифы именно на Кавказе помещали кузницу Вулкана, бога-кузнеца. Железо дало ремесленнику орудия такой твердости и остро­ты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из извест­ных до этого металлов. Костер стал для человека своеобразной хими­ческой лабораторией. На огне он испытывал различные камни, обжи­гал глиняную посуду. На разных стадиях первобытного строя металлы применялись для украшений, позже для изготовления орудий труда и оружия. В ряде регионов люди были знакомы и с некоторыми свой­ствами металлов, например плавкостью. Названия ряда металлов на языках древних народов связывались с космическими явлениями. Зо­лото, например, называлось солнечным металлом или просто солнцем. Название «aurum» происходит от латинского «aurora» – утренняя заря. Древние египтяне, армяне и другие народы знали о метеоритном желе­зе, называли его «упавшим с неба» и «капнувшим с неба». В эпоху первобытного общества стали известны и некоторые минеральные краски (охра, умбра и др.), применявшиеся для окраски различных предметов быта, тканей, для пещерной живописи и татуировки. Как указывает историк химии Н.А. Фигуровский, первоначальные достижения чело­века в области практической химии были очень скромны, но на их основе происходило развитие знаний в последующие эпохи.

Все больше возрастало значение скотоводства. В IX-VII тысячеле­тиях до н.э. на Ближнем Востоке (Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и появились первые поселки оседлых земледель­цев к скотоводов. В Закавказье переход к новой форме хозяйствования про­изошел в IV-V тысячелетиях до н.э., а в Юго-Западной Азии (Сирия, Иран, Туркмения, Балканы, долина Нила и Центральная Европа) – в VI-V тысячелетиях до н.э. Переход к новым формам хозяйства пред­ставлял собою скачок в развитии производительных сил. Повсюду происходил заметный рост населения. Оседлый образ жизни вел к массовому развитию домостроительства. Мелкая глиняная скульпту­ра и богатая орнаментика расписной посуды свидетельствуют о боль­ших успехах в области искусства. Общий рост производительных сил вызвал прогрессивные изменения социальных и политических форм жизни. Патриархальный род, возникший еще в эпоху неолита, таил в себе зачатки разложения первобытнообщинного строя. В руках глав патриархальных семей сосредоточились продукты труда членов се­мьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это приводило к образованию частной собственности, появление кото­рой разлагало первобытное равенство, вело к классовому неравенству. Возникновение общественно-экономических сдвигов в первобытном обществе оказало существенное влияние на дальнейшее развитие ме­дицины и на применение лекарственных препаратов. В период пат­риархата человек создал крупные центры добычи и обработки цвет­ных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладе­вать самые различные племена, а это привело к созданию таких инст­рументов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сва­рить пищу и приготовить лечеб-

 

 

ные снадобья. Пастух, наблюдая за стадом, подмечал лечебное действие растений на животных. Этот опыт он перенес и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о греческом пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных заживают быстрее после поедания травы золототысячника. После упот­ребления некоторых трав животные возбуждались, иногда появля­лись рвота и другие побочные явления. Таким образом, использова­ние целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений. Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас: эфедра как лекарственное растение была известна в Китае 5 тыс. лет назад. Лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропичес­кой малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку. Фор­мировались специальные знания, которые потом стали использовать­ся народной медициной. Очевидно, что пастухи первыми научились целому ряду хирургических приемов, возникших из практики на животных, которым часто приходилось оказывать помощь. Приобре­тенные приемы и навыки с течением времени начинают применять­ся на людях. Знание целебных свойств ландыша, листьев наперстян­ки, коки и ряда слабительных средств растительного происхождения; пиявки, отвлекающие банки, минеральные воды, смолы растений и многое другое унаследовано нами из народной медицины.

Под народной медициной понимают медицину, возникшую в пер­вобытную эпоху, накопившую в течение тысячелетий эмпиричес­ким путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов об­разовались материал и основа для научных исследований. Впослед­ствии выдающиеся русские ученые, представители медицинской и фармацевтической науки, такие как А.П. Нелюбин, М.Я. Мудров, СП. Боткин, Г.А. Захарьин и другие, дали поучительный пример изучения и внедрения народных средств в медицинскую практику и фармацию. Многие препараты и лекарственные средства, вошед­шие в современные фармакопеи, разработаны на основе материалов народной медицины.

В эпоху патриархата у людей изменилось представление об источ­нике жизненных благ. Именно в это время вместо тотемного животно­го появляются первые глиняные статуэтки мужчин. Иногда они изоб­ражают мужчину с двумя прядями узкой бороды (анауские племена на нынешней территории Туркмении), со шлемом на голове. Вероятно, это воспроизведение удачливого военного вождя, включенного в сонм обожествленных предков, т.е. складывается культ предка. В его честь устраивались праздники, в случае смерти его хоронили на кладбище, расположенном на территории поселения, как бы давая возможность ушедшему из жизни принимать участие во всех хозяйственных и бы­товых делах. Ему создавались памятники. По представлению перво­бытных людей, при почтительном отношении к предку члены семьи не болели. Поэтому приемы врачевания у первобытных людей своди­лись к стремлению умилостивить его. Распространилась вера в закли­нания, колдовство, порчу. Применялись средства внушения и устра­шения – танцы в соответствующих костюмах, гонг, бубен, крики. Чтобы изгнать злого духа, больному часто не давали пищи и воды. Больных кололи иглами, били до тех пор, пока «злой дух» не будет изгнан. Первобытные люди верили, что «злой дух» попадает в тело человека с пищей, поэтому больному давали рвотные препараты. Из­гнание «злого духа» производилось и техническим путем – при ранах с нагноением применяли высасывание. У колумбийских индейцев знахарь изгонял «злого духа» путем надавливания кулаками на живот Дольного. Применялись кровопускание, насечки и скарификация.

 

Часто знахари в первобытном обществе комбинировали примене­ние специальных приемов и лекарственных средств: при лечении желудочно-кишечных заболеваний больному давали пить настои горь­ких трав, при некоторых других секли крапивой, царапали тело больного до крови или растирали его. Для лечения люди применяли сред­ства «магического воздействия»: фетиши, талисманы, амулеты. Пос­ледние часто применялись в сочетании со снадобьями. Так, в бусах амулетов было заключено лекарственное вещество, которое заглатывалось вместе с бусами (рвотное, болеутоляющее). Интересно, что аму­леты из чеснока применялись при таких заболеваниях, как скарлати­на и дифтерия.

Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытно­общинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем вра­чевание и применение лекарственных средств возникли на самых ран­них из них, изменялись и совершенствовались вместе с эволюцией общества.

Опыт научил первобытных людей пользоваться природными лечеб­ными средствами, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем ги­гиенические правила и навыки стали более широко применяться в по­следующие века, многочисленные медицинские приемы и лекарствен­ные средства заложили основу народной медицины, народного враче­вания. Хотя в ту далекую эпоху еще не была известна этиология – наука о сущности и причинах болезней, у людей уже имелись лекар­ственные средства как для внутреннего, так и для наружного приме­нения. Приемы первой помощи и хирургического вмешательства пред­шествовали знанию анатомии человека, не говоря уже о функциях человеческого организма. Неоспорим и тот факт, что эмпирический опыт первобытных людей предшествовал возникновению анимисти­ческих воззрений на происхождение болезней и применение лекарств. Анимистические взгляды и методы лечения появились при разложе­нии родового строя (появление жрецов, шаманов, знахарей и т.д.)

Зарождение фармации, начало заготовок и добывания лекарств произошло на заре человеческое культуры. «Их (вра­чей) деятельность – ровесница первого человека. Было бы неспра­ведливо считать историю медицины с письменного периода», – пи­сал И.П. Павлов.

 


 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

Дополнительная

1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1991.

3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

 

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ:

Вариант 1

1. Происхождение термина «фармация».

2. Дать характеристику эпохи патриархата.

Вариант 2

1. Задачи истории фармации как науки.

2. Какое значение для развития общественной жизни и медицины имела выплавка самородных металлов?

 

Вариант 3

1. Отличительные особенности общей и частной истории фармации.

2. Переход к оседлому образу жизни и развитие производительных сил.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 4108. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия