Студопедия — ВВЕДЕНИЕ 15 страница. Представим также, что пространство двухмерно
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ 15 страница. Представим также, что пространство двухмерно






Представим также, что пространство двухмерно. Степень при расстоянии была бы равна единице - R, знаменатель бы уменьшился, а сила тяготения увеличилась, планеты упали бы на звезды, но и звезды сжались бы под действием сил тяготения в точки, которые в свою очередь стремились бы слиться в одну сверхплотную точку. В мире не существовало бы ничего определенного и устойчивого.

Таким образом, лишь в трехмерном пространстве возможно образование планетных систем, следовательно, жизни, следовательно, возможен человек с его сознанием и мышлением.

Пространство обратимо. Это означает, что можно всегда вернуться в то же самое место, разумеется, если оно уже не занято другим телом. Я могу, например, читая эту лекцию, двигаться по аудитории от стола к доске и обратно к столу.

Однако если быть точным, в ту же самую точку пространства вернуться, конечно, нельзя. Пока я перемещался от стола к доске, планета повернулась на какой-то угол вокруг оси, продвинулась на какое-то расстояние по орбите со скоростью 30 км в секунду вокруг Солнца, которое тоже переместилось по своей орбите вокруг центра галактики со скоростью 217 км в секунду. Так что в ту же самую точку мирового пространства нельзя вернуться. Сформулируем эту мысль следующим образом: пространство обратимо в относительном смысле, но необратимо в абсолютном смысле.

Теперь о времени. Время есть форма смены явлений одного после другого. Существовать во времени означает находиться в форме необратимой последовательности одного после другого.

Пространство, как уже говорилось, обратимо хотя бы в относительном смысле. Время необратимо и в относительном, и в абсолютном смысле. Необратимость времени есть условие того, чтобы в мире существовали закономерности и порядок, а не хаос.

Действительно, представим, что имеется возможность отправляться в прошлое и совершать там какие-то поступки, эти поступки изменяли бы и будущее. Оно стало бы именно хаотичным и тем самым невозможным. Можно так сказать: возможность влиять на прошлое, а это и означает обратимость времени, делало бы невозможным будущее. Следовательно, делает невозможным саму последовательность событий во времени.

В рассказе Рея Брэдбери “И грянул гром” описывается, как один из путешественников в прошлое случайно раздавил доисторическую бабочку. В результате изменилось общество, в которое они вернулись: когда они отправлялись в путешествие, к победе на президентских выборах уверенно шел демократический кандидат, а теперь оказалось, что победил фашист, изменилась грамматика языка, общество в целом.

Время в отличие от пространства одномерно. Оно имеет лишь одно измерение, его можно изобразить в виде стрелы, направляющейся из прошлого через настоящее в будущее.

Мы уже выяснили, что движение противоречиво. Это означает также противоречивость пространства и времени. Эта противоречивость выражается в том, что пространство и время одновременно ограниченны и безграничны. Любая вещь и любое явление преходящи, имеют границу в пространстве и во времени. Однако все вещи и явления, переходя друг в друга, образуют безграничную в пространстве и во времени цепь вещей и явлений.

Существует интересный вопрос для современной физики. Он состоит в следующем: мир в целом, т.е. Вселенная, является конечным или бесконечным?

Мы говорили, что пространство одновременно ограниченно и безгранично. Но вполне возможно, что безграничное пространство Вселенной является конечным по размерам.

Поясним на примерах. Сфера шара безгранична, нигде нет границы для движения по сфере. Но площадь сферы вполне конечна и зависит от величины радиуса шара. И обручальное кольцо тоже безгранично, можно двигаться по нему без конца, но длина окружности кольца конечна.

Так и мир в целом безграничен. Нет нигде забора или китайской стены, в которую упирались бы мировые пространство и время. Но может оказаться так, что мир все же имеет конечный радиус. Это означает, что, если мы будем двигаться по прямой даже со скоростью света, мы, тем не менее, будем описывать замкнутую кривую определенного радиуса. А это и будет означать конечность Вселенной.

Величина радиуса зависит от средней плотности распределения материи. Определение этой средней плотности – вопрос экспериментальной проверки, и он пока не решен.

Различается материалистическое и идеалистическое понимание пространства и времени. Согласно первому, пространство и время являются формами существования материи, они существуют реально и не зависят от человеческого сознания.

В качестве примера идеалистического понимания пространства и времени приведем позицию немецкого философа Имманула Канта, о котором шла речь в предыдущих лекциях. Пространство и время не есть свойства вещей самих по себе, они есть формы нашего созерцания вещей, это - тот способ, каким мы воспринимаем вещи. Наше сознание так устроено, что мы воспринимаем вещи в трехмерном пространстве и необратимом времени.

Различается метафизическое и диалектическое понимание пространства и времени. Метафизическое понимание связано с ученым И. Ньютоном, который считал, что материя существует сама по себе, а пространство и время сами по себе. Материя находится в абсолютном пространстве, как в огромном пустом ящике, и в абсолютном времени, как безразличном ко всему потоке.

Диалектическое понимание пространства и времени состоит в том, что обе формы существования материи находятся в единстве и взаимосвязи. Вообще нет по отдельности пространства и времени, но есть единое пространство-время, и оно зависит от состояния материальных тел. Это понимание вводится Альбертом Эйнштейном в теории относительности.

Если скорость движения тела приближается к скорости света, то его масса увеличивается в пределе до бесконечности, длина тела сокращается в пределе до нуля, а ход времени замедляется тоже до нуля. Поэтому оказывается, что ни одна вещь с определенной массой не может достичь скорости света. Для философии это означает, что материя, движение, пространство и время взаимосвязаны между собой и не существуют сами по себе. Материя едина с движением, пространством и временем.

В фантастических рассказах описывается путешествие космонавтов к далеким звездам в ракете, летящей со скоростью, близкой к световой. По возвращении на Землю через 10 лет по их собственному времени обнаруживалось, что на Земле прошло несколько столетий и многое изменилось. Но их жены и невесты все же их дождались, потому что земляне догадались заморозить женщин на эти столетия в специальных холодильниках.

Еще один важный аспект. Обычно связывают пространство и время лишь с физическим пространством и временем, т.е. с тем, которые изучают физики. Но каждой форме движения материи соответствуют свои особые виды пространства и времени. Поэтому можно говорить о пространстве и времени биологическом, а также социальном, или историческом.

В живом организме закодированы соответствующие возрастные изменения, которые происходят в нужное время, включаются определенные механизмы. У подростка начинают расти усы и борода, ломается голос, происходят другие изменения. Поэтому можно говорить об особом течении времени в живом организме. Эти изменения считываются с молекулярных систем наследственности, в которых информация записана в виде особых пространственных структур. Таким образом, через изучение пространственно-временных структур наследственности можно понять сущность живой природы.

Наше человеческое сознание, по-видимому, имеет много уровней и многомерно. Мы ведь одновременно живем в настоящем, прошлом – через воспоминания, и в будущем – через целеполагание. Специальными процедурами можно заставить человека вспомнить жизнь своих предков, которые жили сотни лет назад. Поэтому можно говорить о психическом пространстве и времени.

Наконец, человеческая культура живет в социальном пространстве-времени. В связи с этим можно говорить о геополитике, о планировании действий государства и общества на десятилетия вперед. Существует специальная наука футурология и т.д.

Важно то, что категории пространства и времени универсальны, они охватывают неживую и живую природу, а также общество. И они выражают специфику и закономерности этих форм движения материи.

Тема 8. Культура и цивилизация

Лекция 1.

Общее понятие культуры, антропологические предпосылки и основные определения культуры

Мы начнем с самого общего представления о культуре, которое охватывает все, что сюда входит; это будет, следовательно, самое абстрактное определение, но зато самое исходное. В качестве такого определения мы возьмем формулировку Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа.

Культура - это все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.

Иными словами, культура – это преодоление животного начала в человеке, или преодоление природного начала в человеке. Или еще иначе - отрицание естественного начала. Если опираться на Вл. Соловьева, то можно сказать, что культура начинается со стыда, т.е. с недопущения того, чтобы природное, или животное, начало господствовало над нами.

Говорят, что естественно, то небезобразно. С точки зрения нашего определения культуры, наоборот, что естественно, то безобразно. Потому что культура – это преодоление естественного начала в человеке.

Это определение проводит границу между человеком и животным, оно как бы говорит: мы – не животные. В то же время оно недостаточно, так как говорит, что мы не есть, однако не сообщает, что мы есть. Например, если я скажу, что этот мел нечерный, то остается все-таки неизвестным, а какого же цвета этот мел. Он может быть синий, зеленый и т.д. Так и здесь. Если культура – это то, чем мы отличаемся от животных, так остается вопрос, а чем же мы от них отличаемся?

Попробуем определить это отличие. Специфика животного начала состоит в предопределенности поведения инстинктом и внешними обстоятельствами, в более или менее жесткой специализации. Так, животные делятся на хищников и травоядных, они распределены по климатическим нишам, по особенностям пищевого рациона. У животных есть потребности – в пище, в жилище, в продолжении рода, и важно то, что способ удовлетворения этих потребностей строго запрограммирован. Например, потребность в жилище удовлетворяется тем, что у медведя именно берлога, у птицы гнездо, у бобра плотина на реке должна поднимать воду, чтобы закрывать вход в жилище, и т.д. Поэтому не животное само каждый раз решает, какое строить жилище, но за него решает его собственная природа, его инстинкты, определенное устройство его нервной системы.

В человеке животное начало преодолевается, это должно означать отрицание предопределенности, специализации, зависимости от собственного устройства и от среды.

Это означает, что переход к культуре, понимаемой как преодоление животного начала, должен означать переход к такому состоянию, когда не инстинкты и не специфика окружающей среды, но сам человек определяет свои действия и способ удовлетворения своих потребностей.

Например, у человека, как и у животных, есть потребность в продолжении рода, но способ удовлетворения этой потребности не предопределен однозначно органическим устройством человека. Поэтому в каждой культуре существуют свои брачные правила, виды семьи, различные типы отношений между мужчинами и женщинами.

Таким образом, не среда и инстинкты определяют человеческое бытие, а сам человек определяет собственное бытие. На философском языке это называется самоопределением, или самодетерминацией, или свободой.

Итак, преодоление природного начала в человеке, или культура, означает переход к новому типу бытия – к свободе.

Поэтому вместе с человеком, или культурой, в мир приходит свобода. Приходит бесшумно, без особых революций, незаметно. По выражению философа Мераба Константиновича Мамардашвили, культура, или свобода, – особая космическая сила, однажды вспыхнувшая на земле.

Сложно уловить момент, когда на земле возникает человеческая культура. Каждый раз она или уже есть, или еще не возникла. Никак не могут найти первых людей. Находят стоянки вроде бы самых примитивных людей, но обнаруживается, что это вырожденное состояние более раннего, но более развитого состояния. То есть культура более ранняя может оказаться более развитой.

Например, современные человекоподобные обезьяны, скорее всего, являются не нашими прямыми предками, а вырождающейся тупиковой ветвью развития более ранних прародителей.

Итак, культура – это самоопределение и свобода, отрицание предопределенности. Отсюда вытекает вторая характеристика культуры: культура всегда творчество, создание того, чего до этого не было. Культура всегда изобретение. Она всегда артефакт, т.е. искусственный факт. Возникает семья, очаг, часы, рычаг, одежда, художественное творчество, например, примитивные статуэтки, которым полмиллиона лет. Все это появляется не в силу природных законов, не в ходе естественного процесса, но в результате творческого акта человека. По законам природы очаг или часы не могли бы возникнуть. Человеческая семья основана на запрете инцеста, т.е. физической близости между близкими родственниками, и этот запрет возник не в силу каких-либо естественных законов, например, законов психологии, но в качестве сознательного самоограничения. Однажды был введен запрет, и возникла человеческая семья.

Третья характеристика культуры. Культурные акты всегда избыточны. Создаются полезные вещи и умения, но вместе с тем создается нечто бесполезное, вроде бы лишнее, но потом выясняется, что именно это бесполезное и лишнее порождает человеческое в человеке, обеспечивает дальнейшее движение вперед.

При раскопках обнаруживают скребки для обработки шкур: один конец заострен, другой широкий, чтобы можно было держать в руке. Все полезно и продумано. Но одновременно налицо нечто лишнее. Скребок выполнен симметричным. Зачем симметричным? Это не повышает производительность обработки шкур, наоборот, несимметричный, возможно, более удобно лежал бы в руке. Но симметричное более красиво! То есть стремились с самого начала к лишнему, избыточному с точки зрения непосредственной полезности, на это затрачивается дополнительный труд.

И в современном обществе есть люди, способные к избыточному. В школьном возрасте они заглядываются в окно на прыгающего воробья вместо того, чтобы слушать задерганную жизнью учительницу. Потом у них не хватает толку 8 часов в день закручивать гайку на конвейере или стрелять из окопа по человеческим фигуркам. Они не приспособлены к жизни, в которой всегда есть место подвигу.

Зато их “осеняет”, и они могут написать рассказ или пару рифмованных строк, в которых выразят то, что никому не под силу. Или почувствуют то, о чем никто пока еще не подозревает, – очередной надвигающий психоз войны или революции. Или придумают то, что потом назовется компьютером.

Итак, культура – это свобода, творчество, избыточность. Дадим еще одну характеристику культуры. Культура всегда непрочна. Сохранение ее не гарантируется законами природы, психологии, общества. Потому что часто она противоречит этим законам. Например, моральная норма “не убий” противоречит реальным отношениям между людьми.

Но если сохранение культуры не гарантируется законами природы, психологии и общества, то это означает, что она нуждается в постоянных усилиях по ее поддержанию. Кто-то должен постоянно воспроизводить знания, беречь библиотеки, культивировать высокую классику вроде опер Моцарта в самый разгул массовой культуры, сохранять так называемое элитарное искусство, непонятное массам, потому что само собой это не сохранится. Но именно эти тонкие вроде бы безделушки, т.е. опять-таки нечто избыточное, – обеспечивают движение вперед и вообще выживание культуры. Люди постоянно должны сохранять и воспроизводить снова и снова то, что однажды было создано, потому что предоставленное самому себе оно не сохранится и исчезнет без следа. Как если улицы не подметать неутомимо и упорно, то они сами по себе не подметутся, и начнется запущенность и дикость.

Культуру можно сравнить с очагом, в котором необходимо постоянно поддерживать огонь, иначе он потухнет и больше не возгорится. Нужно специально тратить силы и труд на поддержание очага культуры, каждого культурного завоевания, не важно, идет ли речь о трудовом навыке, кулинарном рецепте, поэзии, открытии художника или тонкости в искусстве любви. В противном случае все это рассыплется в прах, потому что в самой природе или, скажем, в нашей физиологии, устройстве мозга культура не заложена, не закодирована.

Объединяя перечисленные характеристики культуры, получаем две важные ее стороны. Первая – создание нового, не вытекающего из прежнего состояния, деятельность по изобретению, творчество. Вторая – труд по сохранению однажды открытого и достигнутого.

В разных обществах на первый план может выходить и становиться господствующей либо та, либо другая сторона культуры. В зависимости от того, какая сторона в обществе выходит на первый план, можно говорить о различных типах культур. В европейской, точнее евроамериканской, культуре ведущей является первая сторона – деятельность по созданию нового. Поэтому европейские общества постоянно изменяются во времени, для них характерно непрерывное развитие. В восточных обществах ведущей является деятельность по сохранению однажды достигнутого и освоенного. Поэтому восточные общества более или менее консервативны.

Но в любом обществе обе стороны культуры обязательно присутствуют, без них нет самой культуры.

Перейдем к антропологическим предпосылкам возникновения культуры. Антропологические предпосылки есть биологические, телесные признаки, которые отличают человека от других живых существ. Особенность этих биологических признаков состоит в том, что они позволяют преодолевать господство именно биологического в человеке.

В литературе обычно называют три таких признака – это прямая походка, сверхразвитый мозг и свободная рука. Мы добавим еще три признака, выступающие биологическими предпосылками культуры. Это так называемое продленное детство, особый тип сексуальности, способ питания. Всего получается шесть признаков.

Прямая походка. Она интересна тем, что совершенно бесполезна с биологической точки зрения, она есть, так сказать, излишество для нормальной животной жизни, в том числе и для добывания пищи. Например, основную информацию при охоте дают запахи, поэтому как раз надо пригибаться к земле, т.е. вставать на четвереньки. Выпрямившееся существо бросается в глаза, оно далеко видно, поэтому более уязвимо. Таким образом, этот биологический признак именно биологически неэффективен, он не дал преимуществ для выживания. Наоборот, усложнил жизнь наших предков. Есть данные, что прямая походка привела к болезненной перестройке внутренних органов, это резко повысило смертность первых людей, привело их буквально на край гибели.

Но прямая походка подготавливает прорыв к новой, небиологической эволюции; она освободила руки, взгляду открылся горизонт, необъятное небо с облаками и солнцем, о существовании которых животные, возможно, не подозревают. Появляется избыточная информация, ненужная животному. То есть прямая походка – это такой биологический признак, который позволяет преодолеть именно биологию как господствующее в нас начало.

Свободные, приспособленные к сложнейшей деятельности руки. Важно то, что человек выпрямился за миллионы лет до деятельности по изготовлению орудий, поэтому рука вначале освободилась неизвестно для чего.

Руками можно трудиться или писать стихи, но можно воровать из гнезд чужие яйца и этим питаться. Никакой природой, никакими инстинктами не предопределено, что делать при помощи свободных рук, чем их занять. Существовали животные, быстро передвигавшиеся на двух ногах и со свободными руками, они жили тем, что воровали чужие яйца из гнезд и ими питались, но эти животные почему-то быстро вымерли.

Третий признак - с верхразвитый мозг, способный освоить что угодно, позволяющий приспособиться к любому образу жизни. Снова преодоление предопределенности, снова открытость, готовность к чему угодно. До сих пор непонятно его назначение. Первым людям для их образа жизни не нужен был такой мозг, поэтому он не давал преимуществ при естественном отборе. Он был избыточен с самого начала, он избыточен до сих пор. Современные люди пользуют лишь 5-10% его возможностей, и если используется чуть больше, то человек является гением. Вероятно, спустя несколько тысяч лет возможности мозга будут использоваться на 12-14%.

Четвертый признак - продленное детство. У людей, и только у людей, дети рождаются совершенно неготовыми к жизни, с ними нужно заниматься 24 часа в сутки. А потом следует многолетняя и драматическая процедура врастания в общество, в культуру, усвоения человеческих норм, ценностей, умений, навыков.

Но именно потому, что отсутствуют врожденные формы поведения, человек может научиться чему угодно и освоить любую культуру. Детеныш из австралийского племени, питающегося личинками и корнями диких растений, взятый на воспитание семьей английских аристократов, вырастет в джентльмена, свободно читающего на нескольких языках. И наоборот, для человека, родившегося в семье лордов, но выросшего с младенчества в австралийском племени, будут казаться естественными обычаи и условия жизни данного племени.

Пятый признак - особый тип с ексуальности. У животных существуют определенные брачные периоды, когда самцы и самки вступают в известные отношения. Эти периоды связаны с биологическими и климатическими ритмами, т.е. снова налицо подчиненность природе, ее законам. Вне этих периодов животные как бы забывают о том, что они самцы и самки, половое поведение перестает быть существенным. У человека мы видим открытость и готовность к половым отношениям в любой период, т.е. снова налицо свобода и потенциальная готовность к любому многообразию. Отсюда разнообразие видов семьи в различных культурах и обществах и возможность так называемых патологий. Причем то, что в одной культуре будет считаться патологией, т.е. отклонением от нормы, в другой культуре будет считаться вполне нормальным, потому что отсутствуют заданные природой стереотипы сексуального поведения.

Шестой признак - у ниверсальность пищевого рациона, всеядность человека, универсальность его желудка. Эта универсальность обеспечила распространение человека по всему земному шару. Нет географических или климатических зон, недоступных человеку, накладывающих ограничения на его движение, на возможность существования и т.д. Всеядность человека есть причина колоссального разнообразия кулинарии в разных культурах.

До сих пор речь шла об общем понятии культуры и ее антропологических предпосылках. Дадим более конкретные и частные определения культуры.

В литературе можно найти около 500 определений культуры. Все их сведем к пяти подходам.

Подход первый, самый простой, назовем его суммативным. Культура определяется как совокупность знаний, умений, привычек, правил, верований, традиций, запретов и т.д., которые должен усвоить отдельный человек, чтобы быть членом данного общества.

Второй подход - исторический. Культура – это устойчивое и повторяющееся явление, которое должно передаваться и наследоваться при всех изменениях и революциях и обеспечивает существование общества как общества.

Сюда можно отнести, например, определенные ценности или учреждения, такие как семья, уважение к старшим, уважение к власти, отрицание которых приводит к разрушению общества. Конечно, история есть обновление и отрицание. Но есть предел отрицания и разрушения, за которым происходят необратимые процессы в обществе; оно само разрушается, вырождается.

Нельзя старый мир разрушать до основания, а потом строить с нуля. Окажется, что нечего будет строить. В романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго” показано, как гражданская война привела к вырождению и одичанию целых районов России.

Третий подход – ценностное определение культуры. Культура определяется как сумма определенных ценностей: общечеловеческих, национальных, групповых и т.д. Все, что не соответствует данным ценностям, – не является культурой. Этот подход важен, но есть опасность перейти к делению народов на культурные и некультурные, на наши и не наши.

На самом же деле другой народ может оказаться не некультурным, а другой культуры. Например, существуют ценности христианской культуры и существуют ценности восточной культуры. То есть существуют разные культуры, а не так, что одно культура, а другое - некультура.

В Советском Союзе в свое время воевали с так называемыми стилягами или любителями джаза и рок-н-ролла, с теми, кто носит галстуки, отращивает бороды и т.п., определяя образ жизни, не совпадающий с официально пропагандируемым, как бескультурье. На самом деле это была война с другой культурой.

Четвертый подход. Культура определяется как совокупность символов, знаков и ритуалов. Культура как символическая Вселенная.

Действительно, все бытие человека построено на символах. Например, люди, вступая в брак, проходят определенный ритуал регистрации брака, должны получить свидетельство о браке - бумагу с определенным текстом и печатями, в противном случае брак не считается фактом. И ритуал, и эта бумага являются символами, несущими определенный смысл. Пассажир автобуса без клочка бумажки, который называется билетом, уже не пассажир, а заяц. Клочок бумажки выступает знаком, что проезд оплачен. Человек может знать очень много по своей профессии, но без книжечки, которая называется дипломом, он не признается имеющим высшее образование.

В романе Веркора “Люди или животные” находят существ, по поводу которых неясно: это все еще животные или уже люди. Решение этого вопроса оказывается необходимым, чтобы знать, как строить с ними отношения. Если это люди, то земля принадлежит им, поэтому с ними нужно заключать договор на освоение ископаемых. Если это животные, то их можно просто прогнать с территории. Если это люди, то их убийство будет преступлением и подпадает под действие закона, если – животные, то на них можно охотиться. В конце концов, выясняется, что у этих существ есть особые камни, которым они поклоняются. Значит, есть религия и соответствующие символы. Но если есть символы, значит это точно люди, а не животные.

Пятый подход самый широкий – деятельностный. Культура понимается как способ бытия человека, в основе которого лежит деятельность по созданию так называемой второй природы, искусственного мира, артефактов: ценностей, норм, орудий, символов, обработанной земли, городов, мостов и т.д.

Преимущество такого подхода состоит в том, что здесь человек не заслоняется тем, что он сам создает, но включается в определение культуры в качестве ее субъекта. С другой стороны, сам человек формируется второй природой, которую он создает, следовательно, человек есть продукт собственной деятельности. Человек, созидая нормы, ценности, традиции, умения, вещи, создает самого себя, или по-другому, человек, творя историю, творит сам себя.

Таким образом, мы возвращаемся к пониманию культуры, с которого начали: культура есть самоопределение, или свобода. Культура есть способ бытия, в основе которого лежит свобода.

Лекция 2.

Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток

Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений. В ходе этих лекций мы дадим четыре значения понятия цивилизация.

Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому можно сказать, что человеческая цивилизация есть то, в чем мы возвышаемся над биологическим в нас. Отождествление цивилизации и культуры часто проявляется в языке. Например, мы употребляем выражения “культурный человек” и “цивилизованный человек” как имеющие одинаковый смысл. В фантастической литературе пишут о внеземных цивилизациях или внеземных культурах: марсианская цивилизация, культура Венеры, цивилизация созвездия Гончих Псов.

Второе значение. Цивилизация понимается как определенная ступень развития человеческой культуры. Сначала идет этап дикости - сотни тысяч лет: общество, которое живет за счет собирательства того, что дает природа в готовом виде, отсутствуют орудия труда или они чрезвычайно примитивные. Затем варварство - десятки тысяч лет: люди живут охотой, рыболовством, огородничеством, есть орудия труда, еще нет государства.

Далее идет цивилизация - ее возраст до полутора десятка тысяч лет. Этап цивилизации длится до сих пор. Хотя некоторые племена в отдаленных регионах земли остались на стадии варварства или даже дикости.

Что представляет собой общество на стадии цивилизации? Имеется разделение на умственный и физический труд, имеются классы и сословия, более или менее развиты товарно-денежные отношения. В варварском же обществе обмениваются непосредственно продукты на продукты, так до сих пор происходит у некоторых племен.

На этапе цивилизации возникает религия с системой ценностей, которые направляют и регулируют поведение людей, их мораль, правовые отношения, отношения собственности.

Но самый очевидный признак цивилизации и выхода из варварства состоит в наличии государства с управленческим аппаратом (чиновничество), органами принуждения (армия, полиция, тюрьмы) и налогами.

Можно сказать так: есть в обществе государство - совершился переход к цивилизации; нет государства, значит, все еще варварство.

Раньше считалось, что государство возникает вместе с классами. Теперь выяснилось, что государство возникает раньше классов при объединении племен для решения общих задач: защита от врагов, проведение крупных совместных работ – строительство каналов, пирамид и т.д.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия