Студопедия — Что выглядит странным?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что выглядит странным?






При интерпретации рисунков полезным правилом будет попытка выяснить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно. Например, часы с буквами вместо цифр, машина, летящая в небе, трехрукий человек, или собака с пятью ногами. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.


Тайный мир рисунка

Рис. 15

Данный КРСП был выполнен Мэрилин, тридцати лет. Это воспоминание о себе в пятилетнем возрасте. На рисунке несколько элементов выглядят необычно. Тень, падающая от матери, начинается не у ее ног; солнце у самого левого края рисунка слишком маленькое и незаконченное, а у самой Мэрилин вообще нет ни ступней, ни ног. Наиболее значительным и примечательным из всего этого являются пенисовидные вилы, которыми отец грузит сено. Женщина выразила в рисунке чувство страха, которое у нее вызывала проблема половых контактов, поскольку она испытывала боязнь мужского органа и чувствовала себя уязвимой. Ее отец никогда не домогался ее, но она испытала это со стороны другого человека из их района. Она вспоминает, как отец вытирал полотенцем ее четырехлетнюю и какое выражение приобретали его глаза, когда он доходил до гениталий. Живя на ферме, она всегда боялась отцовских глаз, поскольку они часто имели то выражение. Она росла, боясь насилия со стороны отца.

На следующем КРСП (Рис. 16), нарисованном Элис, тридцати лет, дорожки не ведут к дверям домов ее соседей. Это очень странно. В дальнейшем выяснилось, что она больна раком, но не получает никакой поддержки от соседей, друзей и родственников. «Они не желают говорить о том, что у меня рак, и не желают слышать об этом от меня». Дорожки, нарисованные необычным образом, указывают на затрудненность доступа к соседям, друзьям и близким.


Глава IV

Рис. 16

Также непривычно выглядят деревья, растущие прямо на тротуаре. Элис сказала: «Я осознаю, что ставлю в жизни преграды, чтобы отгородиться от необходимости завершить начатое. Но тут у меня появляется оправдание, поскольку на пути находится дерево. Я не могу продолжить свой путь. Хотела бы я знать: может, рак — это «самое последнее дерево?» По медицинским отчетам на тот момент, Элис чувствовала себя физически вполне нормально.

Рисунок, сделанный Лоури в возрасте 87 лет (Рис. 17). Он был известным британским художником и умер в 1976 году. На выставке его работ я обратил внимание на то, как необычно выглядит на этом рисунке складка на пальто мужчины, образующая вдавленность в области груди. По идее, сила тяготения должна оттягивать пальто к земле, а не прижимать к телу. Рассматривая другую работу художника, я этой странности не обнаружил. Во всех других случаях он правильно изображал складки на одежде. Зная, что он умер за несколько месяцев до открытия этой выставки, я задал себе вопрос, а не может ли эта деталь картины, датированной за год до смерти художника, указывать на наличие проблем в этой части тела, в области сердца. Позже, среди материалов этой выставки, я обнаружил копию свидетельства о смерти Лоури. Указанной в нем причиной смерти была сердечная недостаточность.*

* Автор благодарит Лондонскую Королевскую Академию Искусств за разрешение использовать

данный рисунок.


Тайный мир рисунка

Рис. 17

Барьеры

Обратите внимание на то, где на рисунке расположены барьеры. В качестве таковых может выступать человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена, машина, стул или дверь. Становится видно, кто служит кому преградой в общении, а также, возможно, это позволит обнаружить другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми.

КРС (Рис. 18) нарисован Мари (35 лет). Мужчина, с которым она живет, читает чертеж дома их мечты, построить который они хотят. Себя она изобразила несущей кирпич к фасаду дома. Ее сын нарисован в крайне правой части рисунка и играет сам по себе. Она отметила в рисунке два важных момента: то, что строительство дома-мечты превращается в преграду в ее отношениях с сыном, и что всю работу по строительству


Глава IV

Рис. 18

выполняет она. В жизни это действительно так. Кроме этого, следует отметить, что стол и чертеж отгораживают область гениталий мужчины. По словам Мари, их половые отношения почти прекратились, а мужчина объявил ей о том, что он — бисексуал, и у него новый роман.

Рис. 19


Тайный мир рисунка

На КРСП (Рис. 19) мы видим Мишель в окне дома. Сейчас Мишель 52 года. Дом служит преградой между нею и остальными членами семьи и символизирует свод всех норм, по которым, по мнению отца, она должна была жить. Ей хотелось более близких отношений именно с отцом, но в свободное от работы время он занимался ремонтом машины и времени для дочери у него не находилось. Машина и дом служат барьером в установлении отношений между Мишель и ее отцом.

Мать изображена качающей детскую коляску. Коляска и ребенок, в свою очередь, отделяют Мишель от матери. В действительности, это так и было. «Однажды я толкала коляску», — рассказывает Мишель, — «Она «случайно» перевернулась и ребенок выпал из нее. От страха я убежала и спряталась. Соседи сказали матери, где я прячусь. Я была так напугана». Пятилетняя Мишель хотела быть тем ребенком в коляске и физически ощущать тепло, которое мать дарила малютке. Того дома, который ей хотелось бы иметь, она чувствовала, уже для нее не существовало.

Рис. 20

Мы видим целый ряд неотчетливо выраженных барьеров — стены, мебель, другие вещи — в КРС Фрэнка девятнадцати лет (Рис. 20). К тому же, все персонажи рисунка обособленно занимаются своими делами в отдельных помещениях. Это заставляет задуматься о том, что, может быть, эти люди, разделенные физически, также замкнуты и отгорожены друг от друга эмоционально. Родители Фрэнка находятся в разводе. Сестра вышла замуж и перебралась в другое место, а Фрэнку до сих пор непросто общаться с сестрой. Он живет вместе с матерью и в их отношениях много сложностей.


Глава IV

Чего не хватает?

Изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для нарисовавшего его человека. Эти элементы могут обозначать или символизировать то, чего недостает этому человеку в жизни.

На своем КРСП (Рис. 21) Кэтрин, 35-ти лет, нарисовала всех членов семьи, занятых своим делом. Отец изображен на работе, он полицейский; брат рисует на мольберте; мать держит на руках младшую сестру, а Кэтрин катит ее легкую детскую коляску. Следует отметить, что только у матери отсутствуют ступни и руки. По словам Кэтрин, «матери требовалась опора в жизни. В годы моего детства она была очень зависимой женщиной. Без отца ей и шагу было не сделать. Она даже не знала, как подписать чек или управлять автомобилем. Но после его смерти она стала очень независимой в свои пятьдесят лет. Она вышла замуж через пять лет и вновь превратилась в зависимую женщину прошлых лет».

Становится ясно, почему на рисунке матери автором не изображены руки и ноги. В восприятии Кэтрин, она ими как будто и не пользовалась.

Рис. 21

Дороти, 52-х лет, изображает на КРС семейный пикник (Рис. 22). Люди заняты самыми разными делами — разжигают костер, играют в мяч, готовят еду. На вопрос, где находится отец, она ответила: «Он в лодке».


Тайный мир рисунка

Рис. 22

Однако, в лодке мы никого не видим. Выходит, на этом листе его нет, он отсутствует. Отсутствие человека во многих случаях означает наличие конфликта. В случае с Дороти, отец так сильно избил ее в возрасте семи лет, что у нее возникло серьезное нарушение слуха. Также, отец угрожал жизни матери, и вообще был несдержанным как на словах, так и на деле.

Рис. 23


Глава IV

Рисунок-экспромт (Рис. 23), изображающий небо, цветы, два дерева и дом, был сделан шестилетней Терезой. У дома не хватает двери. Тереза страдала от лейкемии. Она была ребенком с сильно выраженной интро-версией, и временами общаться с ней было непросто. Дверь означает возможность входа, но Тереза оставалась своего рода «закрытой дверью», предпочитая объясняться исключительно с помощью жестов и знаков, хотя вполне могла говорить, если бы захотела.

Что находится в центре?

То, что нарисовано в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным.

Рис. 24

Мэри, 42-х лет, поместила в центре этого КРС своего мужа, несущего 8-ми килограммовую банку с медом. Он только что помог жене наполнить медом миску — красный сосуд на кухонной стойке. Мэри сказала: «Он держит руки так, будто держит ребенка, и мне не хотелось оставлять их пустыми, поэтому я вложила ему в руки банку с медом». Как выяснилось, десять лет назад Мэри забеременела, но муж решил, что ей надо сделать аборт. Мэри противилась, но он настаивал. Наконец, уже придя на операцию, в приемном покое она сказала мужу, что не сможет этого вы-


Тайный мир рисунка

держать, поскольку она чувствует, что они совершают непростительную ошибку. Муж продолжал настаивать и, испытывая страх, она сдалась. Сейчас главная проблема Мэри — отказ мужа взять ответственность за аборт на себя. Она чувствует боль утраты, а муж, как ей кажется, совсем не переживает по этому поводу. Если бы она знала, что он также страдает из-за их неродившегося ребенка, она бы не ощущала себя такой одинокой.

На рисунке она находится над мужем и машет рукой, то ли прощаясь с ним, то ли пытаясь привлечь его внимание. Мы поговорили с ней об этом, и Мэри сказала, что если бы она оставила своего мужа и четверых детей, то он, наконец, познал бы чувство утраты и смог бы разделить ее печаль о потерянном ребенке.

Рис. 25

Экспромт (Рис. 25) Дарлин 16-ти лет изображает дерево с большим рубцом на стволе. Рубец находится в самом центре рисунка. Такие рубцы часто свидетельствуют о травме, полученной человеком в жизни. Известно, что мать отказалась от Дарлин, и ребенком ей пришлось много вынести морально и физически, но, тем не менее, она отчаянно стремится вернуться к матери. Другой любви она никогда не знала и не хочет терять эту, постоянно надеясь на лучшее.

Дерево, к тому же, имеет символическую суть — это женственная, кормящая, укрывающая, дающая поддержку Великая Мать. В данном случае


Глава IV

Дарлин использовала компенсирующий символ для выражения своей потребности в материнской любви.

Размер

Важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличенно большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить.

Рис. 26

В глаза сразу бросается крупное лицо над людьми, сидящими за обеденным столом, которых нарисовал в этом КРС Джордж 28-ми лет. Это лицо умершего отца, до сих пор имеющего влияние на Джорджа и всю семью. Власть отца безмерна, о чем и свидетельствует лицо слишком большого размера. Как написал Джордж, «в рисунке господствует дух моего умершего отца».

В КРС (Рис. 27) Джоан 46-ти лет нарисовала своего мужа и себя под одним зонтом, а детей — под другим. «Семейство на прогулке» — сказала мне Джоан, и я сразу отметил, что изображенные люди слишком велики, чтобы пройти через дверь их дома. Также, я заметил, что дети выглядят лет на десять или младше, хотя мне было известно, что детям Джоан уже было за двадцать. В то время в доме Джоан царило смятение из-за смерти одного из сыновей (черный ящик на переднем плане), и вследствие этого «архетип Великой Матери» внутри Джоан охраняет и опекает


Тайный мир рисунка

Рис. 27

взрослых сыновей. Джоан не видит в своих детях взрослых людей, способных позаботиться о себе, поэтому на рисунке они выглядят младше.

Рис. 28


Глава IV

На рисунке-экспромте Терезы (6 лет) мы видим фигуру с огромной головой и очень маленькими конечностями (Рис. 28). Тереза была больна лейкемией и после того, как она сделала этот рисунок, ее пришлось госпитализировать из-за сильных болей в конечностях, по причине которых она не могла больше пользоваться руками и ногами. Голова — тот орган, который остался у нее для общения с миром; до самой смерти Тереза была прикована к постели. (См. Случаи из практики — Глава VI).

Искажение формы

Весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, уделение внимания и более глубокое понимание которой могут способствовать восстановлению нормального положения.

Рис. 29

Искаженные формы на рисунке-экспромте Пола (Рис. 29) свидетельствуют о его соматическом состоянии. Пол, семи лет, до этого нарисовал нескольких людей, у которых все части тела были нормально соединены, создавая единую фигуру. В тот день, придя в нашу больницу на осмотр, он нарисовал эту искаженную фигурку. Я обратился к его врачу, и она сказала мне, что Пола мучают сильные боли в области брюшины, а также у него очень болят уши. Обратите внимание на размер ушей и на разделение фигуры в абдоминальной области.


Тайный мир рисунка

Шестилетний Арни изобразил в искаженном виде шапку Сайта Клауса, придав ей фаллическую форму (Рис. 30). Черный круглый объект с радиальными штрихами вокруг Арни назвал «Помпоном Санта Клауса», объяснив при этом, что у него не было белого карандаша, чтобы нарисовать «белый шарик на конце шапки». В действительности, белый карандаш у него был, и он даже использовал его, чтобы оттенить слой снега, лежащий по всей ширине листа поверх зеленой травы. (К сожалению, это можно увидеть только на оригинале рисунка, только повернув лист под определенным углом в лучах яркого света, чтобы стал заметен контраст между бумагой и карандашом).

Рис. 30

В то время, когда появился этот рисунок, Арни находился под наблюдением врачей. Одной из причин было то, что в его моче были обнаружены красные кровяные тельца. Для подробного исследования проблемы медсестра регулярно собирала «чистый» анализ мочи, для чего протирала мальчику головку пениса ватным тампоном. Это весьма смущало и без того исключительно застенчивого Арни. Деформированная шапка (а также черный шарик на ее конце) отражают беспокойство ребенка и навязчивость мыслей о новых впечатлениях, полученных в больнице, которые эмоционально травмировали мальчика. (Советую читателю обратиться к разделу «Нетрадиционное использование цвета». У отца Арни была короткая темная бородка, благодаря которой не так важен чернобородый Санта Клаус, как черный шарик на шапке. Вспомните, Арни отметил, что шарик должен был быть белого цвета.)*

* Автор благодарит Ивонну Уильяме из «Веллспринг Каунселинг энд Консалтинг Ресорсез» (Ин-дианаполис) за данный рисунок и его аналитический разбор.


Глава IV

Повторяющиеся объекты

На рисунках объекты часто повторяются. В таких случаях следует сосчитать повторы. Число объектов во многих случаях имеет важное значение, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или событиям, имеющим значение в прошлом, настоящем или будущем.

Рис. 31

На этом КРСП Пэтти (32 года) ее брат и мать находятся в доме, а Пэтти с отцом едут верхом на лошадях и выполняют работы на ранчо. Брат не мог в этом участвовать, поскольку был прикован к инвалидной коляске. Обратите внимание, что у двух лошадей только шесть ног. Не хватает двух ног у лошади отца. По словам Пэтти, она была настолько близка с отцом, что ей казалось, что они «едут на одной лошади». Однако, с течением времени, отцу пришлось все больше и больше перекладывать ответственность за ранчо на Пэтти. «Это превратилось в тяжелое бремя», — сказала мне она.

На следующем экспромте (Рис. 32), который сделала Она, сорока двух лет, бульшую часть рисунка занимает след ноги, со всех сторон окруженный цветами. На правой части носка отпечатка мы видим эльфа и муравья. (В фольклоре муравьи — это эльфы на последней стадии своего земного существования). На рисунке изображены цветы, на первый взгляд расположенные в беспорядке. Если их сосчитать, то мы обнаружим тридцать девять цветков клевера вне и девять цветков внутри следа. У Оны в


Тайный мир рисунка

Рис. 32

возрасте тридцати девяти лет был роман, закончившийся сильной душевной травмой. Она добавила, что она никогда не знала сексуальных отношений, которые не были бы разрушительными по своей сути, а также что в ее жизни были девять мужчин, оставивших свой след.

Рис. 33


Глава IV

Тереза нарисовала этот экспромт в возрасте шести лет (Рис. 33). Поражает симметричность рисунка; в глаза сразу бросаются растущие рядками цветы. Если их сосчитать, то на земле растут десять цветов и еще два маленькая девочка держит в руках. И спустя двенадцать недель после того, как Тереза сделала этот рисунок, она умерла. В своей книге, выпущенной издательством Гайги (1969), Сьюзан Бах показала, что в рисунках тяжело больных пациентов может открыться то, что людям известно, на бессознательном уровне, когда закончится их жизнь. Об этом свидетельствуют рисунки, на которых число объектов соответствует отсчету времени до момента смерти.

Перспектива

Обратите внимание на то, в какой перспективе выполнен рисунок и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одном рисунке может иметь отношение к наличию противоречий в жизни его автора.

Рисунок с чрезмерным нарушением перспективы может сигнализировать о наличии психоза. Данный аспект напрямую связан с бессознательным.

Рис. 34

На данном рисунке-экспромте Розмари, 33-х лет, мы наблюдаем совмещение перспектив. Озеро видится сверху, как будто с самолета, и в то же время дом внизу листа изображается сбоку, словно автор смотрит на


Тайный мир рисунка

него, стоя на земле. В реальности одновременное совмещение этих двух перспектив невозможно. Следует задать вопрос, чем же изображение перспектив на рисунке Розмари смущает нас? По ее словам, цель этого рисунка — показать, что у нее есть направление в жизни. Однако, Розмари, изображенная в лодке, держит в руках только одно весло; второе, как будто, в другой ее руке, но на самом деле оно вне лодки. По рисунку видно, что ею утрачено направление, и она не знает, куда ей двигаться. Она искала лучшие перспективы и возможности для своей профессиональной деятельности.

Рис. 35

Мигель, 11-ти лет, выполнил этот спонтанный рисунок в двух перспективах. Мы видим хоккейное поле сверху, а также в другом ракурсе, наблюдая двух игроков с боковой линии. Автор рисунка находится в замешательстве или ощущает себя в тупике, испытывая противоречивые чувства и действуя непоследовательно.

Мигель выразил здесь нарушения семейной динамики. Его отец находился в тюрьме за изнасилование двоюродной сестры. Отец вызывал у матери Мигеля и его братьев и сестер физический страх, и они с ужасом ожидали, когда его выпустят на свободу. Мигеля раздирают противоречивые чувства — любовь к отцу и страх перед ним.

Постарайтесь стать частью рисунка

Терапевт должен попытаться отождествить себя с некоторыми объектами рисунка для того, чтобы почувствовать, услышать и увидеть, как они


Глава IV

ведут себя, а также лучше понять их взаимоотношения с содержанием всего рисунка.

Рис. 36

Этот экспромт Джины, 28-ми лет, изображает замок и Великолепного Принца ее мечты. Мы видим их в правой верхней части замка, над ними радуга. Наискосок через рисунок течет река, а внизу цветут цветы. Джина заявила мне, что хочет найти в жизни своего Прекрасного Принца.

Перевоплотившись в Прекрасного Принца и став частью рисунка, начинаешь чувствовать, что положение Прекрасного Принца весьма шатко. Оно явно ненадежно. Став Прекрасным принцем, начинаешь ощущать опасность, что тебя спихнут с замка. Это положение, в которое мужчина не хотел бы попасть в своих отношениях с женщиной, поскольку она явно угрожает взять верх над ним.

На спонтанном рисунке, выполненном Дженис 38-ми лет, мы видим две лодки (Рис. 37). Представив себя этими лодками, я думаю, что, если бы я был большой лодкой, я бы тащил за собой маленькую с опавшими парусами. Возможно, мне бы это было невыгодно. А если бы я был маленькой лодкой, я бы использовал свой парус и не нуждался в буксировке большой лодкой. Дженис написала: «Я способна быть намного более независимой от мужа и семьи, чем я себе позволяю».


Тайный мир рисунка 81

Рис. 37

Спонтанный рисунок тридцатилетней Юлы, несомненно, изображает мрак и бурю (Рис. 38). Солнечный свет скрыт темными облаками и штормовой погодой, но, тем не менее, лодка с поднятыми парусами выглядит весьма спокойной в этом враждебном окружении. Линия уровня воды выше с правой стороны от лодки, чем с левой ее стороны, и этот перепад опасен для лодки. Мы можем ощутить это нарушенное равновесие, перенеся себя на рисунок, и можно предположить, что в этом заключены раздирающие Юлу противоречивые чувства. С одной стороны, она хотела бы находиться рядом с отцом, чьи дни сочтены, но с другой ее зовут семейные обязанности. Ее одолевают мрачные чувства, и это очевидно.

Рис. 38


Глава IV

Растушевка

Требуется больше времени и энергии на изображение предметов с тенью, чем на их изображение без тени. Затраты энергии на рисование тени могут служить отражением навязчивой идеи о том, или обеспокоенности тем, что символизирует затененный объект или форма.

Данный рисунок дерева, выполненный Минди, сорока лет, изображает ее «древо жизни». Мы видим тень с правой стороны дерева и на нижней части листвы. Минди ощущала неустойчивость своего положения в жизни, и ей была необходима уверенность, что ей есть на что опереться. Она боялась утратить контроль над своей жизнью, потерять источник существования, несмотря на то, что жизнь ее выглядела благополучной, наполненной здоровьем и гармонией. Если приглядеться, то верхняя часть ствола напоминает руку, хватающую листву.

Рис. 39


Тайный мир рисунка

Шестилетний Дэнни нарисовал себя, находясь в больнице, куда был помещен для лечения диабета. В дополнение к этому диагнозу, у Дэнни существует серьезные психологические проблемы, в связи с чем он получает регулярную терапию. Дэнни — выходец с Кавказа со светлой кожей, но он затушевал свою фигуру на рисунке, выказывая свои чувства тревоги и подавленности.

Рис. 40

У края листа

Некоторые рисунки изображают фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа так, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично. Край листа можно расценивать как своего рода границу. Это метод, дающий возможность не отдаваться целиком, а быть вовлеченным лишь частично. Это способность и присутствовать, и в то же время, находиться в стороне.

Спонтанный рисунок (Рис. 41) был сделан умирающей женщиной семидесяти двух лет. Он расположен у самого правого края листа. Силы для поддержания жизни у нее иссякли, и она пытается подготовить себя


Глава IV

к уходу из жизни психологически. Уже не в этом мире, но еще и не уйдя из него, она находится на грани между жизнью и смертью, и это повергает ее в глубочайшую депрессию. Она готова встретить смерть, но не терпеть ту боль, которая терзает ее. Она мучительно пытается понять, почему смерть никак не приходит к ней, и она вынуждена переносить страдания.

Рис. 41

Здания средней школы и администрации обрезаны краем листа на спонтанном рисунке Регги (16 лет) (Рис. 42). Общежитие расположено в центре рисунка. У Регги в школе много проблем и он считает, что школа налагает слишком большие ограничения на учащихся. В школе у него нет той свободы, к которой он привык дома, и он относится к учебе в школе без энтузиазма. Регги признает, что он испытывает терпение учителей и администрации.

Джимми, 26-ти лет, занимается закупками для крупной европейской фирмы и много путешествует по свету. На рисунке-экспромте (Рис. 43), как мы видим, его дом обрезан краем листа. Когда я обратил его внимание на это, он ответил, что семейной жизни у него нет и он очень одинок. Джимми пытался устроить свою семейную жизнь в разных странах, но из этого ничего не получилось. Он осознает отсутствие стабильности и ищет постоянную спутницу в жизни.


Тайный мир рисунка

Рис. 42

Рис. 43


Глава IV

Сравните с окружающим миром

Полезно сопоставить содержание рисунка с окружающим миром, в котором родился данный сюжет. Следует учитывать страну, культуру, национальность, вероисповедание и время года. То, что непривычно для нашего мира, может быть вполне обычным в мире представителя другой культуры. Однако если мы находим расхождения между реалиями мира, окружающего автора, и тем, что изображено на рисунке, это может иметь значение с точки зрения психологии пациента.

Экспромт, сделанный Лоуис, тридцати восьми лет, изображает яблоню в правой части композиции, а также играющих людей и животных (Рис. 44). Яблоня была любимым деревом Лоуис в ее саду. Удивление может вызвать цвет яблок — зеленый, а не красный, но это яблоки сорта Гравенстейн, и они зеленого цвета. В тех местах, где живет Лоуис, это самый распространенный сорт яблок.

Рис. 44

Мона, сорока трех лет, изобразила сосну, растущую рядом с ее домом напротив окна спальни (Рис. 45). Если сравнить этот спонтанный рисунок с реально растущей сосной, то мы обнаружим, что основание ствола не видно, поскольку там построена довольно большая собачья конура. Когда я заговорил с Моной об этом, она рассказала следующее:

«Сколько я себя помню, у меня было ощущение, что меня посадили в собачью конуру за то, что мое поведение огорчало окружающих. В первом классе я просто не могла не болтать; приходилось постоянно думать


Тайный мир рисунка

о том, чтобы молчать. Часто меня оставляли после уроков за то, что я забывалась и отвечала на уроках вне очереди. От мамы я постоянно слышала, что я все делаю не думая и этим всех огорчаю. В выпускных классах школы меня критиковали за то, что вместо того, чтобы действовать на основании полученных знаний, я поступала интуитивно. Так я жила всю свою жизнь, пока десять лет назад я не объединилась с двумя своими друзьями. Мы сложили воедино наши средства, нашу энергию, нашу любовь и научились вместе разбираться в наших чувствах. Таким образом, я стала проводить меньше времени в собачьей конуре».

Тем не менее, «жизнь в конуре» оставила незаживающий рубец в ее душе.

Рис. 45

Несоответствие времени года

При виде Рождественской елки нарисованной в июле, или увидев нечто, имеющее отношение к Пасхе, но нарисованное в ноябре, нам интересно узнать, почему автор хочет, чтобы это время года наступило раньше, или что в том сезоне произошло такого, повторения чего хочется в настоящее время. Обычно рисунки соответствуют сезону, поэтому следует обратить внимание на случаи отсутствия соответствия.

КРС Кэти, пятидесяти трех лет, был нарисован в июле и служит примером рисунка не по сезону (Рис. 46). «Почему она нарисовала Рождественскую елку в июле?», — задал я вопрос самому себе. Торопила ли Кэти приход нового Рождества или наоборот, вспоминала о прошедших? Я выяснил, что Рождество всегда очень много значило для Кэти. «Это


Глава IV

наилучшее, наищедрейшее, наивеселейшее и наилюбимейшее время», — сказала мне она. Для нее очень важно в этот праздник быть вместе с детьми и мужем, но в этом году грядущее Рождество весьма пугало и тревожило ее. Впервые ее детей не будет дома в этот праздник. Два ее сына выросли и жили теперь отдельно. Несмотря на то, что стоял июль, в душе Кэти уже росли тревога и беспокойство по поводу этого предстоящего события. Женщина заранее готовилась к получению душевной травмы.

Рис. 46

Картину-экспромт (Рис. 47) нарисовала мать десятилетнего мальчика и назвала ее «Добро пожаловать в Рождественский Дом». Она нарисовала ее в июне. По прогнозам врачей, у ее десятилетнего сына не было шансов дожить до следующих Рождественских праздников. Скорее всего, опасное состояние сына усилило ее желание поздравить сына с наступлением Рождества, символизирующим рождение новой жизни.


Тайный мир рисунка

Рис. 47

Инкапсуляция

Создание оболочки вокруг персонажей рисунка предполагает отгораживание, необходимость изобразить вокруг них некие границы, чтобы обособиться от окружающих. Поскольку человек помещает себя в защитную оболочку, встает вопрос, чего он боится, для чего ему нужна эта оболочка, или какие внешние события формируют эту оболочку.

Рис. 48


Глава IV

Это КРСП (Рис. 48) Кэрол, возраст 38 лет. Ее сестра, старше Кэрол на десять лет, использует скакалку для создания оболочки вокруг себя. По словам Кэрол, сестра всегда была сама по себе, и общение с ней никому не удавалось. Брат же с двенадцати лет учился в семинарии и редко бывал дома. На рисунке он заключен в «оболочку» собственных дел, а часто болевшая мать изображена в «оболочке» своей постели. Отец находится в замкнутом пространстве дома. Пятилетняя Кэрол лежит в лучах солнца, одна, вдалеке от своей семьи, стараясь «впитать» все возможное тепло. К сожалению, другой брат также занят своим делом. Среди персонажей этого КРСП практически не наблюдается взаимодействия.

Экспромт Ральфа 20-ти лет показывает, насколько он отрезан от общения. Он заключен в мир своей инвалидной коляски. Он ощущает свою отдаленность от других.

Рис. 49

Продолжение руки

Продолжением руки является любое приспособление, нарисованное в руке персонажа. Этим дополнением может быть ложка, тросточка или костыль, клюшка для гольфа или бейсбольная бита — любой предмет, дающий человеку бульшую власть над окружающей действительностью. Это продолжение руки означает, что человек либо считает, что он имеет эту власть, либо желает установить более полный контроль (комплемен-тарность — компенсация), при этом его действия либо ведут к успеху, либо нет.

На КРС (Рис. 50) мы видим как Кит (9 лет) играет в мини-гольф со своей семьей. Он изобразил себя приветствующим мать, забивающую мячик в лунку, но, что важно отметить, при этом своей клюшкой для гольфа он почти бьет по голове своего младшего брата. Эта клюшка, длиннее остальных, вполне может символизировать стремление Кита контролировать ситуацию в семье, в особенности иметь власть над своим братом, к которому Кит в то время относился весьма ревниво.


Тайный мир рисунка

Рис. 50

На следующем КРС Элоиза, сорока двух лет, держит в руках грабли. Рассматривая их как продолжение рук, можно предположить, что она стремится к большему контролю и порядку.

Рис. 51


Глава IV

Из рассказа Элоизы мы узнаем, что ей трудно поддерживать порядок в офисе, хотя она работает в нем уже семь лет. Она ощущает свою эмоциональную зажатость и неспособность дать эмоциям выход. Грабли, как и гребень, являются приспособлением, которым можно как собирать, так и разглаживать. Таким образом, наличие этого предмета в ее руке выражает ее потребность разобраться и с окружающей ее офисной работой, и с внутренними чувствами и переживаниями.

Оборотная сторона рисунка

Когда для рисования используется оборотная сторона бумаги, терапевту должен учитывать, кто или что изображено на обороте, поскольку это может быть симптомом конфликта. Почему персонаж или объект не может находиться на лицевой стороне, как весь рисунок?

Рис. 52

Рис. 52а

На этом спонтанном рисунке Сью четырех с половиной лет мы видим мать, брата, друга и ее саму. Все они играют вместе. На обороте рисунка — «папа» (Рис. 52а). Дело в том, что отец Сью не состоит в браке с ее матерью и не является отцом ее брата. Пока Сью не исполнилось четыре года, он навещал ее по выходным, но полгода назад он перестал приходить, хотя продолжает жить в том же доме. По словам ее матери, Сью очень тяжело думать о том, что отец так близко, и в то же время так далеко. Зная все это, становится понятно, почему папа нарисован на обороте листа. Сью переживает конфликт и сложности в отношениях с отцом. (Примечание: слова, обозначающие членов семьи, написаны для ребенка терапевтом).

Далее вы видите спонтанный рисунок Джин девяти лет (Рис. 53). Она изобразила на рисунке всех своих пятерых братьев и сестер. Каждый чем-то занят, а Джин отправляется на прогулку со своим игрушечным медведем и спрашивает брата, не хочет ли он пойти с ней. Это очень характерно для нежной и щедрой Джин.


Тайный мир рисунка

Рис. 53

На обратной стороне рисунка (Рис. 53а) изображены мать, спящая на диване, за которым, у левого края рисунка, стоит лампа. Отец смотрит телевизор. Детям редко удавалось побыть вместе с родителями, а Джин так часто хотелось поиграть с ними. Джин рано поняла, что родители не интересуются ими, что они всегда заняты, и она постигала мир самостоятельно. Это вызывает ее протест и раздражение, но ситуацию изменить она не может. Становится понятно, почему родители изображены на обратной стороне рисунка.

Рис. 53а


Глава IV

Подчеркивание

Подчеркивание фигуры на рисунке обычно означает неустойчивое положение этого человека в жизни (комплементарность). Однако если одна из фигур на рисунке не подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает стабильное положение не подчеркнутого персонажа (компенсация). Разбирая данный опорный элемент, необходимо постоянно помнить о теории компенсации Юнга.

Следующий КРСП был нарисован Ширли сорока лет. В возрасте пяти лет Ширли воспринимала своего отца как человека без устойчивого положения. Он находился как бы в отдалении, всегда занятый чем-то, слишком боясь своей властной жены и не смея защитить Ширли или заявить свои права на нее. Как написала Ширли: «Я должна была дать ему устойчивость и стабильность. Это было важно для меня самой».

Подче







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 576. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия