Студопедия — О проблеме периодизации истории Кореи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О проблеме периодизации истории Кореи






 

Общепринятым является деление мировой истории на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Для истории Кореи как в отече­ственной, так и в корейской и западной историографии также харак­терна указанная периодизация. С одной стороны, в понятиях «древ­няя», «средневековая», «новая» и «новейшая история» отражается прежде всего ход истории классического средиземноморского Древ­него мира и далее — Европы, являвшейся в определенной мере его преемницей. С другой стороны, в этих понятиях заключен элемент формационной периодизации истории: древняя история — это первобытнообщинный и рабовладельческий строй, средневековая — фео­дальный, новая — капиталистический, новейшая — социалистический строй и капитализм в своей высшей стадии.

Азия, в частности Дальний Восток, особенно на ранних этапах ис­тории государственности, существовала независимо от Европы, где как раз сформировалась современная историческая наука. Ранняя и средневековая история Дальнего Востока (Кореи) содержит примеры своих особых форм социально-экономической организации государ­ства, не совсем отвечающих европейским представлениям о формаци­ях. Европейские хронологические рамки древности и средневековья, механически примененные к Дальнему Востоку, часто не отражают реального течения его истории. Поэтому, например, известный отече­ственный историк Кореи М. Н. Пак называет время вплоть до обра­зования первых государств на территории Корейского полуострова и историю самих этих государств «ранней историей» и не употребляет термин «древняя история»[6].

Действительно, то, насколько трудно соотнести понятия «перво­бытной», «древней», «средневековой» и т.п. истории с реалиями Ко­реи, демонстрируется хотя бы теми расхождениями в периодизации «родной истории» по указанному принципу, которые можно обнару­жить в исторической науке Северной и Южной Кореи.

Историки КНДР начинают отсчет первобытной истории — вонси са — Кореи с 600000-400000 лет до н.э. и завершают II тысяче­летием до н. э. — временем, когда, по их мнению, на территорию Ко­рейского полуострова пришел бронзовый век. К древней истории — кодэса — относится история государства Древний Чосон (2333-108 гг. до н. э.). Общество Древнего Чосона северокорейские историки счита­ют рабовладельческим. Средневековая история Кореи — чунсе са, — с которой в КНДР связано представление о феодальном строе, продол­жалась с I в. до н. э. вплоть до конца XIX столетия. Иными словами, те периоды, которые в европейской истории по времени соотносятся с древностью, средневековьем и новым временем, в Корее являются «средневековьем». Период новой истории — кындэ са — очень короток: с 1860-х годов, времени прекращения в Корее политики самоизоля­ции, и до 1920-х — начала «революционной» деятельности Ким Ирсена. Соответственно, новейшая история — хёндэ са — охватывает время с 1920-х годов и до наших дней: антияпонская революционная борь­ба Ким Ирсена, построение в северной части Корейского полуострова особого чучхейского государства.

Таким образом, в северокорейской периодизации истории Кореи можно выделить следующие особенности: 1) описание хода истории в соответствии с учением об общественных формациях; 2) представле­ние во многом мифологической истории государства Древний Чосон как реальной, т. е. «удлинение» своей истории; 3) необычайно дли­тельный период средневековья; 4) короткий период нового времени.

Южнокорейская историческая наука также оперирует поня­тиями первобытной, древней, средневековой, новой и новейшей ис­тории. При этом необходимо отметить одно различие в периодиза­ции, принятой до недавнего времени образовательной программой для средних школ, и периодизации академической. В школьных учебных пособиях догосударственная история Кореи и история ранних госу­дарств объединены понятием «древняя история»[7].

Первобытная история (вонси са) начинается около 700000-500000 лет до н.э. и продолжается примерно до IV в. до н.э. Древняя исто­рия (кодэ са) охватывает историю первых государственных образова­ний на территории Корейского полуострова с X в. до н. э. до X в. н. э. Несовпадение хронологических границ между первобытной и древней историей объясняется тем, что в то время, когда на севере Корейско­го полуострова и за его пределами существовало государство Древний Чосон, юг полуострова находился в состоянии первобытнообщинного строя. Период средневековья (чунсе са) в южнокорейской историографии определяется всего пятью столетиями, с X по XIV в. Далее следу­ют два периода новой истории. В переводе на русский язык названия периодов можно передать только как «новая история», в то время как в корейском языке употребляются два родственных, но различных по смыслу слова. Время с XIV в. по 1860-е годы определяется термином кынсе са, т.е. дословно «история новой эпохи», а период 1860-1945 гг. называется кындэ са, т. е. «история новой эры (или опять же эпохи)». Новейшая история (хёндэ са) начинается с 1945 г. и длится до насто­ящего времени.

В южнокорейской периодизации «родной истории» можно обна­ружить следующие особенности: 1) включение в единую категорию «древность» истории различных по социально-экономическому харак­теру, этническому составу, территории и т. п. государств Древний Чо-сон и Трех государств; 2) выделение особого периода новой истории — кынсе са; термин кындэ са, использующийся для обозначения истории конца XIX — первой половины XX в., пришел в корейскую (дальнево­сточную) историографию как одно из отражений влияния периодиза­ции, принятой в европейской историографии; 3) определение 1945 г. как водораздела между новой и новейшей историей, что связано с освобождением Кореи от японского колониального господства, воз­рождением ее независимости; однако это не совсем полно отражает процессы всесторонней модернизации корейского общества, которые начались значительно раньше.

Отечественная историография также не демонстрирует един­ства мнений относительно периодизации истории Кореи. Приведем лишь несколько примеров. Если обратиться к фундаментальному ар­хеологическому исследованию М. В. Воробьева «Древняя Корея», то можно обнаружить, что Корея каменного и бронзового веков класси­фицируется как «древняя». Двухтомная «История Кореи», изданная в 1974 г., продолжает период древности до второй половины VII в., т. е. до времени образования государства Объединенное Силла. В мо­нографии «Корея до второй трети VII века», вышедшей в 1997 г. в Санкт-Петербурге, М. В. Воробьев указывает на множество различ­ных вариантов периодизации ранней истории Кореи и на отсутствие по данному вопросу единого мнения. Новая история Кореи для отече­ственных корееведов начинается с XVII-XVIII вв., а рубежом новой и новейшей истории называется 1917 г., что не совсем удачно соотно­сится с конкретными историческими реалиями Кореи.

Таким образом, любая попытка периодизации истории Кореи, ис­ходя из представлений о социально-экономических формациях и евро­пейских взглядов на древность, средние века, новое и новейшее время, наталкивается на множество трудноразрешимых вопросов. Попытки их решения приводят к появлению различных вариантов периодизации. Поэтому, разделяя историю Кореи на отдельные временные отрезки, можно избрать иной тип периодизации — формально-хроно­логический, согласно которому ход истории разделяется на отдельные этапы в связи со сменой династий, образованием или гибелью отдель­ных государств, войнами и другими поворотными историческими со­бытиями. Именно такого принципа придерживались историки старой Кореи.

 








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 638. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия