Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этика скептицизма





Так как мы говорили, что невозмутимость следует за воздер­жанием во всех [вопросах], то следовало бы сказать, каким обра-


зом нам достается воздержание. Говоря в более общих чертах, оно достается через противопоставление вещей друг другу. Про­тивопоставляем же мы либо явление явлению, либо мыслимог мыслимому, либо попеременно. Так, например, явление — яв­лению, говоря: «одна и та же башня издали кажется круглой, вблизи же четырехугольной», а мыслимое — мыслимому, когда мы выводящему существование Провидения из порядка небес­ных вещей противопоставляем то положение, что часто добрые несчастны, а злые счастливы, и отсюда заключаем об отсутствии Провидения. Мыслимое же — явлению, как, например, Акакса-гор противопоставлял положению, что «снег бел», то, что «снег есть затвердевшая вода, а вода черна, следовательно, и снег че­рен».

[...] Для того же, чтобы нам точнее разобраться в этих про­тивопоставлениях, я изложу и те тропы, путем которых достига­ется воздержание, не утверждая ничего ни о количестве их, ни о значении...

Обыкновенно, по преданию, идущему от более древних скептиков, тропов, путем которых происходит воздержание, насчитывается десять, и называются они одинаково «рассуж­дениями» и «местами». Они следующие: первый [основывает­ся] на разнообразии живых существ, второй — на разнице меж­ду людьми, третий — на различном устройстве органов чувств, четвертый — на окружающих условиях, пятый — на поло­жениях, промежутках и местностях, шестой — на примесях, седьмой — на соотношениях величин и устройствах подлежа­щих предметов, восьмой — на том, относительно чего, девя­тый — на постоянной или редкой встречаемости, десятый — на [различных] способах суждения, обычаях, законах, баснос­ловных верованиях и догматических предположениях. Мы пользуемся этим расчленением предположительно. Над эти­ми тропами возвышаются, обнимая их, следующие три: пер­вый [происходит] от судящего, второй — от подлежащего суж­дению, третий — от того и другого. Троп «от судящего» охва­тывает собою первые четыре, ибо судящее есть либо живот­ное, либо человек, либо восприятие, и притом в известной окружающей обстановке; к тропу «от подлежащего суждению» восходят седьмой и десятый; к тропу «от того и другого» — пятый, шестой, восьмой и девятый. Эти три тропа опять-таки восходят к одному — к относительно чего, так что троп «отно-


сительно чего» есть самый общий, видовые — три, подчинен­ные им — десять.

Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1976. С. 207—210,

214-215.

Плотин(ок. 203—169 г.) — родоначальник неоплатонизма. Родился в Ликополе (Египет). В 244 г. создал в Риме соб­ственную философскую школу. Плотин написал несколько десятков трактатов, но не успел свести их в единое произве­дение, что было осуществлено учеником Плотина Порфири-ем уже после смерти его учителя.






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 161. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия