Студопедия — Причины естественных явлении. Бог и природа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Причины естественных явлении. Бог и природа






Если скажут, что [нематериальные субстанции] нужны в ка-


честве дополнительной силы, то и этот довод недоказателен, по­скольку небеса, как мы видим, осуществляют изменения всех природных субстанций путем приложения активных начал к пас­сивным, что очевидно при рассмотрении природных тел. Небеса своим чередом осуществляют превращения в стихиях, ибо сти­хии порождают все составные вещи настолько, что в холодной воде порождают морскую звезду, которая так горяча, что обжи­гает всякого, кто к ней прикоснется. В земле они порождают воду, вгцентре мира — минералы, которые возникают во всяком слу­чае во чреве земли, требуя участия всех стихий, ибо они суть совершенные смеси. Из сферы огня они повергают огонь в глу­бокие воды.

И нельзя сказать, что небеса движут все неупорядоченно, смятенно или бессмысленно, поскольку мы видим, что приро­да ни в чем не испытывает недостатка, от совершеннейшего животного и растения и совершеннейших неодушевленных ве­щей вплоть до несовершеннейших, разве что случайно и в виде исключения. Каким же образом природа действует неупорядо­ченно или необдуманно, если широко известно, что она управ­ляема Богом и интеллигенциями, направляющими все челове­ческие дела?

Там же. С. 272.

...Чудеса же — не потому чудеса, что они происходят полно­стью против природы и помимо порядка небесных тел, но пото­му они называются чудесами, что непривычны и случаются крайне редко и не по обычному ходу природы, а на протяжении дли­тельных периодов времени.

Там же. С. 276.

Если принять во внимание удивительные и сокровенные дей­ствия природы, силу небесных тел, Бога и интеллигенции, уп­равляющих всеми человеческими и земными делами, то видно, что нет нужды ни в каких демонах и прочих духах, поскольку все это самым прямым образом может быть осуществлено вышеука­занными силами. Поэтому нет нужды ни в гениях, ни и специ­альных хранителях людей.

Итак, во-первых, мы принимаем, что Бог является всеобщей причиной всех материальных и нематериальных вещей и таким образом заключает в себе основание причин: целевой [конечной], действенной и образцовой, каковая сводится к формальной при­чине.


<...> · - ··!

Во-вторых, мы принимаем, что человек есть высшее и благороднейшее существо из всех телесных и тленных ве­щей. Это тоже с очевидностью следует из общего мнения почти всех философов. Ибо Аристотель во II книге «Физики» говорит: «В каком-то отношении ведь и мы [сами] есть цель», и все материальные сущности предназначены первым масте­ром на служение человеку. Из этого следует, что по природе все материальные вещи зависят от человека, ибо предназна­ченное к некоей цели зависит от этой цели, что очевидно.

В-третьих, мы полагаем, что, подобно тому, как те сущно­сти, что ниже человека, зависят от человека, так и во всем че­ловеческом роде одни люди зависят от других и множество пред­назначено для одного либо для меньшего множества. Это по­ложение очевидно и на основании опыта, и на основании разу­ма. Ибо мы видим в этом мире императоров, царей, князей, герцогов, оптиматов и прочих, которые главенствуют и повеле­вают, и других, которые служат и повинуются, и так обстоит дело почти повсеместно во всем мире. И это представляется вполне разумным, поскольку человек — стадное и обществен­ное животное. И мы наблюдаем, что природа в большинстве случаев наделила животных вожаками, как это бывает, напри­мер, у пчел, журавлей, перепелов и прочих; насколько же в большей мере это свойственно человеку, обладающему разу­мом. Поэтому он наделен от природы и даром речи, в котором отказано всем прочим животным. И так как человек, как сказа­но во II книге «О небе», среди всех смертных обладает наиболь­шим числом действий и наибольшими возможностями, он во многом и нуждается.

<...>

Пятое заключение. Эти чудеса, которые происходят вопреки порядку сотворенной природы и могут быть [совершены] лишь самим Богом и иногда совершаются им, истинно доказывают не­состоятельность учения Аристотеля и прочих философов и оче­видно провозглашают прочность и истинность христианской ре­лигии. Она одна свидетельствует, как это может совершаться дей­ствительным и истинным образом.

Первая часть этого вывода очевидна. Ведь Аристотель гово­рит, что небесные тела не могут менять свой обычный ход, ни замедлить или ускорить свое движение. В действительности же


происходит нечто противоположное. Следовательно, учение Ари­стотеля ложно. Подобное же можно сказать о прочих случаях, когда явления свидетельствуют о противоположном тому, что сказано у Аристотеля.

---? ' Там же. С. 182-183, 203, 283.

Леонардо да Винчи (1452—1519) — один из величайших ; художников, философов и естествоиспытателей эпохи Ре- ''" нессанса. Леонардо не оставил систематизированных трудов по философии и методологии науки. Его высказывания но­сят разрозненный характер и не готовились к печати. В 1955 г. выпущен сборник «Избранные естественнонаучные произве­дения» (В 2 т. М., 1955).

Творчество

Изобретателей и посредников между природой и людьми в сопоставлении с пересказчиками и трубачами чужих дел должно судить и не иначе расценивать, как предмет вне зеркала в сравне­нии с появляющимся в зеркале подобием этого предмета; ибо первый уже нечто сам по себе, а последнее — ничто. Люди, мало обязанные природе, ибо одеты они только в случайное, без чего ты мог бы причислить их к стадам скота!

Наука и опыт

Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память.

Хорошая ученость родилась от хорошего дарования; и так как надобно более хвалить причину, чем следствие, больше бу­дешь ты хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошего ученого без дарования.

О пяти правильных телах. Против некоторых комментато­ров, которые хулят древних изобретателей, положивших начало грамматикам и наукам, и которые ратуют против умерших изоб­ретателей и, так как не удалось им самим по лености и книжной вольготности сделаться изобретателями, постоянно покушаются ложными рассуждениями попрекать своих учителей.

Многие будут считать себя в праве упрекать меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незре-


лым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и-чистого опыта, который есть истинный учитель.

Истинная наука — та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства и наложил молчание на языки спорщиков и которая не питает сновидениями своих исследователей, йо всегда от первых истинных и ведомых начал продвигается постепенно и при помо­щи истинных заключений к цели, как явствует это из основных математических наук, то есть числа и меры, называемых ариф­метикой и геометрией, которые с высшей достоверностью трак­туют о величинах прерывных и непрерывных. Здесь не будут воз­ражать, что дважды три больше или меньше шести или что в треугольнике углы меньше двух прямых углов, но всякое возра­жение оказывается разрушенным, [приведенное] к вечному мол­чанию; и наслаждаются ими в мире почитатели их, чего не могут произвести обманчивые науки мысленные. '

Не доверяйте же, исследователи, тем авторам, которые од­ним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте тем лишь, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытов приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы, ибо опыты, казавшиеся часто тождественными, часто весьма оказывались раз­личными, — как здесь это и доказывается.

Все наше познание начинается с ощущений.

Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы; и так как рассуждения такие рождаются от скудости ума, то бедны все­гда такие умозрители, и если богатыми родились, бедными к старости умрут, так что кажется, будто природа мстит им.

Ощущения земны, разум находится вне их, когда созерца­ет.

Природа полна бесчисленных оснований, которые никогда не были в опыте.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия