Студопедия — Виды цен и факторы ценообразования на продукцию культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды цен и факторы ценообразования на продукцию культуры






Цены классифицируют по различным категориям:

- по сферам обслуживания: оптовые цены, розничные цены, закупочные цены и тарифы услуг;

- по способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления, цены франко-назначения;

- по формам продаж: контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные цены;

- по стадиям продажи: цены предложения, цены спроса, цены реализации;

- по степени регулирования: жестко фиксированные цены, регулируемые цены, свободные цены;

- по масштабам действия: мировые (внешние) цены и внутренние цены и другие категории.

Охарактеризуем виды цен, применяемых на рынке культуры:

- контрактные (договорные) цены устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем, фиксируются в договоре и действуют на его срок. Широко используются в культуре, особенно в договорах по поводу использования интеллектуальной собственности, оформлении трудовых отношений (найм на работу);

- цены ярмарок и выставок характеризуются своим уровнем, который обычно ниже, чем в обычных каналах торговли, и применением скидок и льгот. Используются в книготорговле, на художественном рынке;

- аукционные цены отражают ход продаж на аукционах (публичных торгах). По механизму установления бывают следующих типов: с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями), вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель, нажатием кнопки определяет устраивающую его цену); с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер)1. Широко используются на художественном и антикварном рынке;

- бюджетные ассигнования являются своеобразным видом цены, устанавливаемой государством и муниципальными образованиями на услуги, предоставляемые бюджетными организациями культуры;

- жестко фиксированные цены – основной тип цен на услуги культуры в условиях командно-административной экономики;

- свободные цены не подвержены прямому вмешательству и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. С начала 90-х годов практика ценообразования на услуги культуры развивается на основе принципа последовательного расширения прав организаций культуры в установлении и применении цен. Этому в значительной мере способствует решение Правительства РФ - года (Постановление от 26 июня 1995 года №609), в котором организациям культуры разрешено самостоятельно устанавливать цены на большинство видов платных услуг и продуктов. Отказавшись от прямого директивного установления цен, государство оставило за собой экономические методы регулирования цен в виде дотирования, субсидирования, лицензирования, налогообложения продукции культуры.

Участие государства в экономических процессах культуры, и в частности в регулировании цен, даже в условиях свободного ценообразования характеризует, например, такой факт. В условиях нарастания кризисной ситуации весной 2009 г. министр культуры РФ дал директиву во все федеральные музеи о «заморозке» цен. Он также направил письмо всем российским губернаторам с предложением последовать его примеру.

Факторы, влияющие на ценообразование можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам следует отнести: уровень инфляции, внешнюю политику государства, социально-политическую ситуацию, масштабы государственного регулирования экономики, налоговую политику, характер спроса на продукцию (мода, предпочтения, численность потребителей, сезон, уровень доходов граждан). К внутренним факторам относятся: вид и способ (технология) производства, себестоимость продукции, жизненный цикл продукта, дополнительные услуги, «цена фирмы», репутация на рынке и др.

К числу внешних факторов ценообразования, определяемых характером спроса на продукцию, относится редкость. Однако этот фактор имеет в культуре особенную окраску, связанную со свойствами самого культурного продукта.

Редкость – это соотношение между имеющимся в наличии количеством блага и потребностью в нём. Ещё австрийская экономическая школа относила редкость к факторам цены и стоимости, ведь чем меньше объем предложения (количество предлагаемых на рынке благ), тем выше спрос и, следовательно, выше равновесная цена. В тиражных секторах рынка культуры (книгоиздании, звукозаписи, кинопроизводства), где производство дополнительных копий продукта практически безгранично, фактор редкости не играет роли. Производство продуктов изобразительного, театрального, филармонического, декоративно-прикладного искусства – мелкосерийно или штучно в силу внутренних особенностей художественного процесса и технологии. Из этого следует, во-первых, что производство экземпляра такой продукции стоит дорого, во-вторых, количество этих продуктов ограниченно, в-третьих, предложение таких продуктов неэластично, так как главным элементом творческого производства является использование ограниченного ресурса – таланта, мастерства. Все эти моменты отражаются в цене указанных продуктов, редкость которых становится главным её фактором.

Выводы

1. При производстве благ культуры помимо обычных, традиционных, ресурсов используются специфические, нетрадиционные, – вкусы потребителей, их эмоциональные, когнитивные ресурсы, мотивация к потреблению, ресурсы творчества и творческой активности. Специфические ресурсы не поддаются денежной оценке.

2. Часть обычных, традиционных ресурсов, используемых в культуре, не имеет денежной оценки. К числу таких относятся памятники, а также талант, мастерство работника.

3. В результате неэффективной работы измерительной функции цены из экономического учета выпадают значимые для отрасли ресурсы.

4. На рынке культуры прибыль оказывается в ножницах цен, что «подрывает» работу стимулирующей функции цены.

5. Распределительная (перераспределительная) функция цены действует в секторах культуры, где имеются существенные внешние эффекты, а также в ситуациях ценовой дискриминации.

6. Цена в культуре не отражает качества продукта, что ведет к недовложению культурной ценности и производству низкокачественной продукции.

7. Однородные (единые) цены в культуре нарушают действия практически всех функций цены.

8. Несовершенство ценовой системы измерения в культуре требует поиска иных механизмов.

9. Современная система ценообразования в культуре предоставляет производителям широкие права.

10. Главным фактором ценообразования в культуре является редкость.

Тесты по теме «Ценообразование на продукцию культуры»

1. Ранжируйте сигналы получения информации об ожидаемом качестве театрального спектакля в порядке убывания её (информации) полноты и точности.

1) участие в спектакле «звездных» актеров;
2) оценки профессиональных критиков;
3) цена билета;
4) брэнд театра;
5) премия театрального фестиваля.

2. Качество каких продуктов, как правило, бывает выше:

1) многократно покупаемых;
2) однократно покупаемых.

3. Принцип «справедливой цены» имеет место, когда:

1) разные по качеству товары продаются по одной цене;
2) организация культуры сдерживает рост цен на свой продукт по мотивам социальной справедливости;
3) на продукт одного качества устанавливаются разные цены для разных потребителей.

4. Однородные (единые) цены имеют место, когда устанавливаются:

1) одинаковые цены на разные места в кинотеатре;
2) одинаковые цены на показ разных фильмов в кинотеатре;
3) одинаковые цены на продукты – субституты (заменители) кинофильм и театральный спектакль.

5. Редкость является главным фактором цены на:

1) звукозапись концерта Ф.И. Шаляпина;
2) портрет Ф.И. Шаляпина работы Б.М. Кустодиева;

3) репродукцию той же работы.

Использованная литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. –М.: Инфра-М, 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М., 2001.

3. Закон РФ «О Правительстве РФ» (в ред. Федеральных Конституционных законов от 01.06.2005 №4 – ФКЗ)

4. Закон РФ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 № 317-ФЗ).

5. Закон РФ «Об основах законодательства РФ о культуре» (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 №160-ФЗ)

6. Закон РФ «О выводе и вводе культурных ценностей», №4804-1 от 15 апреля 1993 года//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, №20.

7. Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» - ФЗ-№258.

8. Закон РФ «О культурных ценностях, перемещенных в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 20.07.1999 №12-П – № 64-ФЗ.

9. Закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 22.08.2004 №122-ФЗ.

10. Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 27.02.2003 №29-ФЗ.

11. Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 5.12.2001 №4–ФЗ

12. Закон РФ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 №174-ФЗ.

13. Указ Президента РФ от 26 ноября 1994 г. «О приватизации в РФ недвижимых памятников истории и культуры местного значения» – №32-ФЗ.

14. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992г. №1487 «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ».

15. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. «Положение о Министерстве культуры РФ».

16. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. №432 «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»

17. Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 №454-ст. «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»

***

1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Осовецкая Н. Я. Реструктуризация сетей

и эффективность бюджетного сектора. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

2. Анализ отраслевых рынков / Под науч. ред. А.Д. Вурос, Е.Н. Калмычковой. Ч.3 – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

3. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учеб. пособ. – М.: ИНТРА-М., 2001.

4. Воронова Е.Н. Экономика социально-культурной сферы: учеб пособ. – Рязань: Узорочье, 2004.

5. Восколович Н. А. Экономика платных услуг: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Галуцкий Г.М. Введение в экономику культуры. – М., 2001.

7. Долгин А. Б. Экономика символического обмена – М.: ИНФРА- М, 2007.

8. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. – Новосибирск: Изд. Дом «Тигра», 2000.

9. Елисеев А.Н., Шульга И.Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

10. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. – М.: МГУ, 1995.

12. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.

13. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры: Учеб. пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

14. Игнатьева Е. Л. Экономика культуры: Учеб. пособ. М.: ГИТИС, 2004.

15. Ионин Л. Г. Социология культуры. – М.: 1996.

16. Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Д. Маркетинг культуры и искусства. – М.: АРТ-Пресс, ВасинА. И., Изд. Васин, 2004.

16. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.

17. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса РФ (Под ред. И. А. Близнеца и А. Ю. Ларина. – М.: Книжный мир, 2008.

18. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России В современной экономике. – М.: МГУКИ, 2008.

19. Менеджмент в сфере культуры: Учеб. пособ. \Под ред. И. М. Болотникова и Г. Л. Тульчинского – СПб.: СПбГУКИ, 2007.

20. Менеджмент и маркетинг культуры: Учеб. пособие под общей редакцией И.М. Болотникова – СПб.: СПбГУКИ, 2009.

21. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. М., 1987.

22. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

23. Социальная сфера в рыночных условиях / Под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.

24. Слепокуров В.С. Культура как система соционормативного регулирования. – М.: МГУКИ, 2003.

25. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. – СПб.: СПбГУП, 2004.

26. Шаш Н. Н. Ценообразование: учеб. пособ. – М.: Юрайт, 2004.

27. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.

28. Экономические основы культурной деятельности. – СПб.: Алетейя, 2002.

29. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организации: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002.

30. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика - М., 2000.

***

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: вып. 5. неопределенность качества и рыночный механизм//THESIS, 1994.

2. Андрейкина М. Брэнд в сфере культуры и искусства. // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №10.

3. Барабанов Е. Искусство на рынке, или Рынок искусства. // Художественный журнал. 2002. №16.

4. Баумоль У. Д. Анатомия дефицита // Отечественные записки. 2005. № 4.

5. Денисов Б. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства//Российский экономический журнал. 1996. №4.

6. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия//ART-менеджер. 2002. №3.

7. Коуэн Т. Похвала коммерческой культуре: культурный пессимизм и культурный оптимизм // Отечественные записки. 2005. №4

8. Матарассо Ф., Лэндри 4. Как удержать равновесие? 21 стратегическая дилемма культурной политики//ART-менеджер. 2003. №1

9. Расин Б.Н., Кудимов И.С., Мушников А.А., Яцкин Д.М. Современные методы управления объектами культурного наследия// Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №5.

10. Шматко Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье//СоцИс: Соц.иссл. 2003. №8.

11. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов//THESIS. 1993. Вып. 2.

***

1. Учреждения культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха Российской Федерации в цифрах. 2004 год. – М.: ГИВЦ, 2005.

2. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах. 2004 год. – М.: ГИВЦ, 2005.

3. Музеи и зоопарки в цифрах. 2004 г. – М.: ГИВЦ, 2005.

4. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах. 2004 г. – М.: ГИВЦ, 2005.

5. Российский статистический ежегодник. 2004 год. – М.: Госкомстат, 2004.

6. Российский статистический ежегодник. 2008 год. – М.: Госкомстат, 2008

7. Театры Российской Федерации в цифрах. 2004 год. – М.: ГИВЦ, 2005.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1595. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия