Студопедия — Истоки философии в греческой литературе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истоки философии в греческой литературе






Поскольку нашей точкой отсчета является фактическое существование философии, дос­таточно проследить за ее историческим раз­витием, чтобы констатировать, что она обна­руживается сначала в лоне литературных форм, выработанных греческой культурой.

а) Философская литература до Сократа

Мыслители, предшествовавшие Сокра­ту, пытаясь осознать специфику филосо­фии, не изобретали новой литературной формы, а удовлетворялись уже существую­щими формами, как письменными, так и устными. Пифагор, Парменид, Эмпедокл


сочиняли поэмы, используя стихотворные размеры и ритмы, уже ставшие классическими в их эпоху. Важность поэтической формы была очевидна для цивилизации, которая выбрала себе в качестве учителей и теологов двух своих величайших поэтов — Гомера и Гесиода. Заимствуя их форму поэтического выражения, зарождающаяся философия явно стремилась предложить с помощью философ­ской поэмы такую модель культуры и воспи­тания мысли, которая могла бы поспорить с моделью, подаренной греческой цивилиза­ции Гомером и Гесиодом. Принимая стихо­творную форму, философская поэзия заим­ствует у гомеровской поэзии мнемотехничес-кие приемы, необходимые в культуре, где письменная форма не является еще важным средством воспитания: поэтический стиль чеканит яркие формулировки, врезающиеся в память благодаря ритму и размеру стиха. Но поэтическая форма имеет своим содержа­нием чувственный образ и конкретную реаль­ность, тогда как философская формула — аб­стракцию. Вследствие этого для философской поэмы характерен конфликт между содержа­нием и формой, о чем свидетельствуют проти­воречивые критические оценки, высказанные в ее адрес. Если поэтическая форма выражает философскую абстракцию, то, похоже, от нее и остается лишь форма. В самом деле, вроде бы незачем прибегать к стихам, чтобы ска­зать, как Парменид: "...есть — бытие, а ни­что — не есть" 1, и кажется, что в данном случае имеет место скорее упражнение в сти­хосложении, нежели поэма:

Парменид написал поэму. Но, хотя поэ­тическая форма обязывала его использо­вать метафоры, фигуры и обороты, он был привержен только строгости стиля, силе и чистоте экспрессии, как это можно видеть на следующих примерах: " Тем самым Всё непрерывно: ибо сущее примыкает к сущему". " Оно не " было" некогда и не " будет", так как оно " есть" сейчас...". "...Нет нужды, чтобы вот тут его было больше или меньше, чем вот там", и т. д. Так что его стиль больше похож на стихосложение, чем на поэзию2.

1 Парменид. О природе. Фр. В 6 // Фрагмен­ты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 288.

2 Proclus. Commentaire au Parmenide de Platon. l, p. 665, 17 Cousin; Парменид. О природе. Φ ρ. Β 8, ст. 25, 5, 44-45 // Фрагменты... С. 290, 291.


 

 


С другой стороны, если форма на самом деле поэтична, она остается образной и не подходит для выражения философской аб­стракции, будучи для нее косвенной и сим­волической. В этом случае, как говорил Симпликий относительно Анаксимандра, выражение является " довольно поэтичес­ким" 1, более красивым, чем правдивым:

Не менее смехотворно, если кто-нибудь, утверждая, как Эмпедокл, что море — это пот земли, полагает, что изрек нечто муд­рое. Такое выражение может, пожалуй, удовлетворить нас в поэзии (ведь метафо­ра ей свойственна), но мы не можем до­вольствоваться им в познании природы2.

При этом мысль рискует затеряться — ка­кой бы ни была ее поэтическая красота — в мистическом мраке золотистых пифа­горейских стихов или чарующе магическом великолепии поэм Эмпедокла, которого Аристотель не напрасно упрекал в склон­ности к " многословию" и к " экивокам" языка " прорицателей" 3.

Итак, представляется, что для выраже­ния философской абстракции больше под­ходит проза, чем поэзия. Поэмам Пармени-да и Эмпедокла противостоят более проза­ические тексты Гераклита и Демокрита. Однако стиль этих мыслителей афористи­чен, а это тоже достаточно жесткая форма.

Если возникновение философской поэмы обусловлено тем фактом, что греческая куль­тура пропитана поэзией Гомера и Гесиода, то афоризм восходит к жанру, представленному во всех народных культурах, а именно к по­словицам и поговоркам. В сентенции, заклю­ченной в пословице, сконцентрирован в крат­кой чеканной форме опыт, накопленный с не­запамятных времен. Определенно, в ней присутствует содержание, представляющее интерес для размышлений, особенно мораль­ного характера. Греческая мысль не премину­ла собрать выражения собственной мудрости в виде изречений, приписываемых " семи гре­ческим мудрецам". Таким образом, и Герак­лит и Демокрит смогли найти в афоризме, выглядящем как пословица, традиционную

1 Симпликий. Комментарий к " Физике" Ари­стотеля. 24, 13 // Фрагменты... Ч. I. С. 117.

2 Аристотель. Метеорологика. II 3, 357 а 24—29 // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 3. С. 483.

'Аристотель. Риторика. III 5, 1407 а 35—37 // Античные риторики. М., 1978. С. 135.


форму выражения моральной и политичес­кой мысли. Но пословица уходит своими корнями в опыт: поэтому она, как и опыт, ограничена и фрагментарна. Философская же мысль, такая, как у Гераклита, претендует на то, чтобы выйти за пределы опыта, возвысив­шись до понимания единства и всеобщности. Но слишком краткая форма афоризма соот­ветствует лишь такому же ограниченному содержанию, как и она сама. Поэтому или суждение сохраняет характер пословицы и остается дофилософским, сводясь — как у Демокрита, по крайней мере в его сентенци­ях", — к высказыванию моральных суждений без определенной связи между ними. Или же — как это вообще у Гераклита — мысль оказывается темной, потому что она слиш­ком сжата, слишком стремится втиснуть противоречия опыта в одну формулу, единст­во которой поглотило бы конфликт между ее составными частями. Такая формулировка туманна, потому что, стремясь к слишком большой насыщенности, она не поддается даже простому грамматическому анализу:

Расставить знаки препинания... в творени­ях Гераклита — [большой] труд, потому что неясно, к чему что относится, к после­дующему или к предыдущему, как, напри­мер, в начале своей книги он говорит: " Относительно разума, требуемого, всег­да люди являются непонятливыми". Здесь неясно, к чему нужно присоединить зна­ком [занятою] слово " всегда" 5.

И у Гераклита, и у Демокрита, когда сжа­тая форма афоризма пытается возвыситься до философской сложности и всеобщности, она обнаруживает свою неспособность вы­разить реальную сложность содержания. Формально прозаическая, она снова воз­вращается к поэтическому стилю, так как вынуждена прибегать к образу и символу, чтобы попытаться выразить в единой фор­муле сложную всеобщность мысли.

Заимствовав форму поэмы и стиль по­словицы, греческая досократовская мысль не нашла, таким образом, адекватной фор­мы для философского содержания. Как ска­зал Гегель по поводу Парменида, — " это

" Ср.: Лурье С. Я. Демокрит: тексты, перево­ды, исследования. Фр. 733—800. Л.: Наука, 1970. С. 372—378.

5 Аристотель. Риторика. III 5, 1407 b 13—18 // Античные риторики. С. 136.


 

 


начало, правда еще смутно и неопределен­но", но это объяснение " и есть именно эво­люция самой философии" 1. Сократ первым сделал возможным дальнейшее развитие с помощью постоянной постановки вопро­сов, имеющих целью довести всякую фор­мулу до уровня рефлексии, где появляется идея и вместе с ней абстрактная ясность и связность мышления. Этот поиск проду­манной мысли, обретающей в идее основа­ние своей связности, Сократ и его ученики осуществляли не только по отношению к досократовским мыслителям и особенно, что касается Сократа, к его учителю Анак­сагору2, но вообще по отношению ко всем проявлениям мысли, содержащимся в гре­ческой литературе, предшествующей Со­крату. Действительно, мысли, главным об­разом морального и политического харак­тера, имеются у таких поэтов, как Гомер и Гесиод, у таких трагиков, как Эсхил, Со­фокл, Еврипид, у политических ораторов, а умение оперировать ими в особенности развивалось теми, кто обучал ораторскому искусству и ведению публичной дискуссии — софистами. Однако эти мысли не имели философской формы, а выражались в фор­ме эпоса, трагедии или политических речей. Сократ же и его ученики превратили их в критическое рассуждение, оторвав эти мысли от их литературной формы, преоб­разовав их стиль и направленность так, что получились первые элементы философской рефлексии.

Ь) Сократовская критика искусства и литературы

Таким образом, Сократ и его последова­тели создали философию, открыто высту­пив против слишком поэтического стиля досократовской мысли и против поэзии и искусства вообще. Так как Сократ ничего не написал, невозможно выяснить, какая часть этой критики принадлежит собствен­но ему. Впрочем, такой вопрос относится

1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории филосо­фии. Ч. 1. Гл. 1 // Соч.: М., 1934. Т. IX. С. 223.

2Ср.: Платон. Федон. 97 b // Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 2. С. 67.


скорее к исторической любознательности. Для философии же может быть интереснее изучить влияние сократовской мысли на формирование отношения к искусству и по­эзии у такого философа, как Платон.

Критика, исходящая из сократовской позиции, противопоставляет искусству тех­ническую эффективность. Например, ре­месленника, делающего ложе, она проти­вопоставляет художнику, который лишь подражает внешнему результату действи­тельно производительного труда: худож­ник производит не ложе, каким оно бывает в действительности, а простое изображе­ние, создающее иллюзию реальности и со­ответствующее только видимости перспек­тивы3. Таким образом, искусство является простым " подражанием", но не " истине", а " кажимости" 4, и " компетенция" худож­ника касается не " сути", а простого " при­зрака" 5. Конечно, искусство может подра­жать внешней стороне любых природных или искусственных объектов6, но потому " оно и может воспроизводить все, что угод­но: ведь оно только чуть-чуть касается лю­бой вещи, да и тогда выходит лишь при­зрачное ее отображение" 7.

Эта критика может показаться упрощен­ной, но она обретает весь свой смысл, ког­да открыто направляется против универ­сального характера ранней греческой поэ­зии. " Илиада", " Одиссея", " Труды и дни", " Теогония" являются настоящей энцикло­педией ранней греческой цивилизации. В них мы находим любые технические реко­мендации — от искусства поворачивать ко­лесницу вокруг столба на стадионе до уме­ния ловить рыб в море и правил приготов­ления настоя8, любые образцы хорошего воспитания и индивидуальной морали, лю­бые правила политики и стратегии, любые рассказы о происхождении и природе бо­гов. Таким образом, поэтам " знакомы все искусства, все человеческие дела — добро-

3 См.: Платон. Государство. X 596 е—598 а // Соч. М., 1968. Т. 3. Ч. 1. С. 423—425.

4 Там же. 598 Ь. С. 425.

5 Там же. 599 а. С. 426. " См. там же. 596 е. С. 423.

7 Там же. 598 Ь. С. 425.

8 См.: Платон. Ион. 537 ab, 538 с, 538 d со ссылками на Илиаду (XXIII 335—340; XI 639; XXIV 80—82) // Соч. Т. 1. С. 141 — 142, 143—144.


 

 


детельные и подлые, а вдобавок еще и бо­жественные" 1. Именно эту претензию на универсальную компетентность поэтов хо­чет опровергнуть сократовская философия, критикуя искусство и поэзию и показывая, что подобная компетентность может быть только поверхностной.

Что касается технической компетентнос­ти, то, по Платону, не может быть, чтобы " встретился человек, умеющий делать ре­шительно все лучше любого другого и све­дущий во всем, что бы кто в отдельности ни знал" 2. Фактически философия фиксиру­ет здесь прогресс греческой цивилизации на пути разделения труда и специализации. Гомер и Гесиод являются поэтами патри­архальной эпохи, когда уровень развития человеческого общества был настолько низким, что один человек мог осущест­влять все виды деятельности, практиковав­шиеся в то время. В эпоху Сократа этого уже нет — специализация видов деятель­ности продвинулась гораздо дальше. Но техническая деятельность не только раз­дробилась, сделав невозможным универ­сальное техническое знание; одновременно она качественно продвинулась вперед. Ил­люзорности искусства платонизм может уже противопоставить методы, основанные на " измерении, счете, взвешивании" 3. Реме­сленной рутине, выраженной в рецептах, щедро раздаваемых в гомеровских поэмах, противопоставляется дух технического изо­бретательства таких первых ученых, как Фалес из Милета или скиф Анахарсис4. В конечном счете поучениям Гомера проти­вополагается развитие производительной человеческой деятельности под воздействи­ем духа специализации и точности, а здесь уже есть что-то научное.

Научный дух, являющийся духом этой первой критики, в большей степени показа­телен для Платона, чем для Сократа. Но, разумеется, в критике, адресованной поэзии от имени политики и морали, можно рас­познать сократовское влияние. Гомеров­ская эпоха была эпохой героя, не подчиняв­шегося никакому другому закону, кроме

1 Платон. Государство. X 598 е // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 426.

2 Там же. 598 с. С. 425. 3Там же. 602 d. С. 431. 4 См. там же. 600 а. С. 427.


закона своего сердца и своей добродетели. Сократ и Платон принадлежат к эпохе гражданственности, когда закон становится правилом, объективно существующим в го­сударстве. Решающим моментом полити­ческой жизни здесь был тот момент, когда государство получало свой основной закон в лице конституции. Поэтому философы противопоставляют Гомеру фигуру законо­дателя, автора или реформатора конститу­ций, каким стремился стать Платон:

Дорогой Гомер... скажи нам, какое из государств получило благодаря тебе луч­шее устройство, подобно тому как это было с Лакедемоном благодаря Ликургу и со многими крупными и малыми госу­дарствами — благодаря многим другим законодателям? Какое государство при­знает тебя своим благим законодателем, которому оно всем обязано? Италия и Си­цилия считают таким Харонда, мы -- Со­лона, а тебя кто? 5

Таким образом, философы противопостав­ляют эпохе Гомера прогресс в греческой политической жизни в отношении ее объек­тивности и рациональности. Они противо­полагают также теологии Гомера, Гесиода и трагиков прогресс моральной рациональ­ности6. А вместо мифологии поэтов, изо­бражавших богов предающимися страстям и порокам, философия выдвигает более чис­тую идею божественного, в силу ее большей рациональности и большей моральности.

Такая разнообразная критика Гомера не является собственно эстетической: она на­правлена на содержание, а не на форму поэзии. Фактически сократовская филосо­фия нападает на Гомера, который воспитал Элладу7. Воспитанию, которое основыва­лось на изучении Гомера, философы ставят в упрек устарелость его содержания и рас­плывчатость формы. Оно действительно базировалось исключительно на значимос­ти примера великих героических личностей. Этой педагогике примера философы проти­вопоставляют педагогику, модель которой продемонстрировали уже пифагорейцы:

Но если не в государственных делах, то, быть может, говорят, что в частном оби­ходе Гомер, когда он еще был в живых, руководил чьим-либо воспитанием и эти

5 Там же. 599 de. С. 427.

6См. там же. II 377 а—386 а. С. 155—156.

7 Там же. ХбОбе. С. 437.


 

 


люди ценили общение с ним и передали потомкам некий гомеровский путь жизни, подобно тому как за это особенно ценили Пифагора, а его последователи даже и до сих пор называют свой образ жизни пифа­горейским и явно выделяются среди ос­тальных людей? 1

Пифагорейская секта в самом деле представ­ляет собой первую модель школьного вос­питания, основанного на прилежном посе­щении уроков учителя, и философия подчер­кивает здесь важность продолжительности и точности обучения в противоположность элементам расплывчатости и устарелости в воспитании с помощью поэзии.

Другого рода критика, хотя она также затрагивает основы воспитания, имеет непо­средственно эстетическое значение, посколь­ку касается способа воздействия поэзии. Де­ло в том, что поэзия обращается к чувстви­тельной и эмоциональной стороне души так, что философия может обвинить поэзию во­обще и театральную поэзию в частности в том, что она потакает страстям и стимули­рует их заразительностью примера:

Будь то любовные утехи, гнев или всевоз­можные другие влечения нашей души — ее печали и наслаждения, которыми, как мы говорим, сопровождается любое наше действие, — все это возбуждает в нас поэ­тическое подражание. Оно питает все это, орошает то, чему надлежало бы засох­нуть, и устанавливает его власть над на­ми; а между тем следовало бы держать эти чувства в повиновении, чтобы мы ста­ли лучше и счастливее, вместо того чтобы быть хуже и несчастнее2.

Подобное осуждение театра перейдет в христианскую мораль: фактически она об­личает поэзию и даже искусство в целом за то, что они обращаются к чувственной и страстной стороне человека более, чем к его уму и абстрактному мышлению.

Искусству и поэзии сократовская крити­ка противопоставляет, таким образом, по­иск идеи, которая, будучи абстрактной, яв-ляется прежде всего прозаичной по стилю. С этой точки зрения критика основ превра­щается в критику стиля. Философия упрека­ет поэзию в том, что ей удается навязывать устаревшее культурное содержание, укра­шая его очарованием поэтической речи.

1 Платон. Государство. X 600 ab // Соч. Т. 3. Ч. 1.С. 427-^128.

2 Там же. 606 d. С. 437.


Поэтическим соблазнам Сократ противо­поставляет грамматическое упражнение, заключающееся в переводе речи поэтов в прозаическую речь, лишая ее таким об­разом волшебства гармонии, ритма и от­тенков3. Такая прозаическая обработка не может не выявить недостаточность содер­жания, которую скрывала магия формы4:

Но если лишить творения поэтов всех кра­сок мусического искусства, тогда, думаю я, ты знаешь, как они будут выглядеть сами по себе.... Разве они не похожи на лица хоть и молодые, но некрасивые, так как видно, что в них нет ни кровинки? 5

Таким образом, сократовским идеалом языка является простота, которая не от­ступает перед обыденностью и находит самое естественное свое выражение в раз­говорном стиле. Исключительная привя­занность Сократа к прозаическому выраже­нию, носящая даже несколько агрессивный характер, приводит к тому, что он катего­рически отвергает торжественность, укра­шенную поэзией, и чувствует себя неприну­жденно только в живом и безыскусном диа­логе, переходящем иной раз в " болтовню" 6. По-видимому, по этой самой причине Сократ и отказался от литературы, включая даже ее материальный носитель — письмен­ность. Ведь письменность характеризуется своей фиксированностью и публичностью. Тот, кто пишет, невольно важничает, стремит­ся к изысканности и искусственности в ущерб той непринужденности и живости, в которых Сократ видит лучшее, что есть в мысли. Письменной формулировке он ставит в упрек пустое зазнайство, которое придает себе видимость мысли, но обладает только ее застывшей и безжизненной внешней формой:

В этом, Федр, дурная особенность пись­менности, поистине сходной с живописью: ее порождения стоят, как живые, а спроси их — они величаво и гордо молчат7.

Быть выше вопросов и сохранять молча­ние является привилегией почитаемого ав­торитета, но всякое почитание рушится под ударами сократовской иронии, в которой

3См. там же. 601 а. С. 428—429.

4 См. там же. 598 cd. С. 426.

5 Там же. 601 Ь. С. 429.

" См.: Платон. Федр. 270 а; Теэтет, 195 be // Соч. Т. 2. С. 210, 296—297.

7 Платон. Федр. 275 d // Там же. С. 217.


 

 


мы в первую очередь видим насмешку, но где, согласно греческой этимологии, сле­дует видеть скорее вопрошание. Сократ непочтителен прежде всего потому, что все подвергает сомнению и задает вопросы. Он не удовлетворяется утверждением, ос­новывающимся только на уважении к ав­торитету, но хочет, чтобы ему отвечали на его вопросы. И для него философия начинается только в диалоге, где ставятся под сомнение и проверяются любые догмы и поучения. Письменный же текст всего лишь самонадеянный монолог.

Эта самонадеянность тем более уяз­вима, что письменный текст, составленный раз и навсегда, совершенно неспособен " ни защититься, ни себе помочь" и тем не ме­нее, однажды написанный, " находится в об­ращении везде" 1, оказываясь даже в руках тех, кто менее всего подготовлен к его по­стижению. Только диалог способен вы­явить и исправить ошибку. С этой точки зрения диалог — это не столько подрыв авторитетов, сколько метод исследования и обучения. Вопрос — это обращение уче­ника к учителю с просьбой уточнить неяс­ные и сомнительные места его изложения, тогда как в случае письменных текстов, " если кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая это усвоить, они всегда отвечают одно и то же" 2. Но еще важнее вопрос учителя к ученику, заставляющий последнего включить в работу свою соб­ственную мысль, чтобы самому искать ис­тину, которую в конечном счете он может найти только в самом себе. Таково на деле настоящее обоснование сократовской кри­тики письменных источников: истина не в книгах, а в нас, во внутреннем движении поиска и рефлексии.

с) Платоновский диалог

Без сомнения, встреча с Сократом реши­тельным образом повлияла на Платона. Ницше3 недаром приводит известную ис­торию — правдивую по крайней мере сим-

1 Платон. Федр. 275 е // Соч. Т. 2. С. 217—218.

2Тамже. 275 d. С. 217.

3См.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. § 14 // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 109.


волично, — случившуюся с Платоном, ког­да он был еще молодым драматургом. Он нес на конкурс сочиненные им трагедии и встретил Сократа, который начал зада­вать ему вопросы. Платон поспорил с Со­кратом, а кончилось тем, что он сжег свои трагедии4. Верно, что сократовское осуж­дение поэзии, отказ Сократа от литературы вообще, доведенный до абсолютного отка­за писать, оказали глубокое влияние на Платона. Но Платону, оставившему ради философии литературные амбиции своей молодости5, пришлось обуздывать свой темперамент поэта, в прямую противопо­ложность прозаической натуре Сократа. О порожденном тем самым конфликте ясно свидетельствует платоновское " Государст­во". Осуждение поэзии там отличается бес­поворотной решительностью, но не без нежной грусти влюбленного, отказавшего­ся по расчету от своей первой любви:

Как те, кто когда-то в кого-то влюбились, но потом рассудили, что любовь бесполез­на, и потому хоть и через силу, но все-таки от нее воздержались. Вот и мы: из-за див­ного устройства нынешних государств в нас развилась любовь к подобного рода поэзии, и мы желаем ей добра, то есть чтобы она оказалась и превосходной, и вполне правдивой6.

С детства воспитанный на поэзии, Платон признается: "...сознаем, что и сами бываем очарованы ею" 7, и лишь любовь к истине заставляет его проявить неблагодарность и неверность по отношению к тому, кому он обязан своим начальным обучением:

Придется это сказать, хотя какая-то лю­бовь к Гомеру и уважение к нему, владею­щие мною с детства, препятствуют мне говорить.... Однако нельзя ценить челове­ка больше, чем истину, вот и приходится сказать то, что я говорю8.

Сократовское осуждение литературы не смогло полностью оттолкнуть Платона от писательского поприща. Но все же оно сде­лало его стыдливым писателем, который

" См.: Диоген Лаэртский. Платон. III, 5 // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречени­ях знаменитых философов. М., 1986. С. 138.

5 См. там же.

6 Платон. Государство. X 607 е // Соч. Т. 3. Ч. 1. С. 438.

7 Там же. 607с. С. 438.

8 Там же. 595 be. С. 421.


 

 


странным образом оправдывается в своем 7-м письме, заявляя, что он никогда ничего не писал о том, что ему было по-настоящему дорого1. Сопоставленное с большим числом платоновских произведений, это заявление может удивить, и оно даже заставило усо­мниться в подлинности 7-го письма. Однако даже если предположить, что это письмо является одной из многочисленных литера­турных подделок античности, следует при­знать достоверной информацию, которую оно дает о произведениях Платона: она подтверждается " Федром" и тем, что сооб­щают об устных наставлениях Платона сво­им ученикам косвенные свидетельства ан­тичных авторов. Конечно, эти наставления не противоречат философскому содержа­нию диалогов, но по основным пунктам они их дополняют, разъясняя некоторые загадки и намеки. Таким образом, верно, что Пла­тон не захотел доверить письменному тексту ту часть своей философской мысли, которую он считал наиболее важной, и что, относясь с серьезностью и страстью к своим устным наставлениям, он в то же время сам прини­жал свои написанные произведения, пред­ставляя их, согласно выражению из " Фед-ра", лишь развлечениями и " забавами" 2.

То, что платоновские диалоги не рас­сматривались как серьезный жанр, подтвер­ждается тем фактом, что Аристотель сбли­жает сократовские диалоги (жанр, к кото­рому относятся и платоновские диалоги) с жанром мима3. Жанр мима, который не следует путать с современной пантомимой, построенной на жестах без слов, занимался подражанием в прозе с целью передразни­вания и пародирования. Сократовские диа­логи, таким образом, должны рассматри­ваться как имитация философской беседы Сократа со своими современниками. В этом отношении их можно было бы по­ставить рядом с комедией Аристофана, в которой Сократ тоже был выведен на сцену. Такое сопоставление содержательно

'См.: Платон^). Письма. VII 341 с // Соч. Т. 3. Ч. 2. С. 542. Подлинность VII письма Пла­тона, оспариваемая французскими учеными, при­знана российскими. — Примеч. ред.

2 Платон. Федр. 276 d // Соч. Т. 2. С. 218—219.

3См.: Аристотель. Поэтика. I 1447 b 10—11 // Соч. Т. 4. С. 646.


обосновано, так как аттическая комедия не похожа на современную комедию — вымы­сел с выдуманными действующими лица­ми. Это скорее сатирическое обозрение, в котором карикатурно изображены персо­нажи того времени, изображены со смелос­тью и свободой, поразительными для нас, привыкших к показной общественной доб­родетели и социальной цензуре. Впрочем, диалоги Платона в античности часто стави­лись на сцене, как в наши дни — диалоги Дидро. Однако в эстетическом отношении в этом не было особого смысла, так как эти диалоги были написаны не для того, чтобы их играли, а просто для чтения: об этом с очевидностью свидетельствует пролог " Теэтета", в котором Эвклид приказывает своему рабу " взять и читать" 4 диалог.

Таким образом, сократовский диалог ближе не к комедии, а к пародии: речь идет о литературном подражании философскому диалогу Сократа, где в изобилии встреча­ются блестящие пародии на Протагора, Ли-сия, Аристофана и, несомненно, на других современников, которых нам труднее рас­познать. Итак, их следует считать не столь­ко философскими произведениями, сколько выражением определенного литературного жанра — жанра в самом деле второстепен­ного, как того и хотел Платон, и который может сойти за простое развлечение, пото­му что он далеко не всегда серьезен. Свиде­тельством тому является, например, коми­ческая чехарда в " Протагоре", где Сократ и Протагор, споря друг с другом, в конце спора стали защищать тезисы, принадле­жавшие вначале оппоненту5, и расстались, не придя ни к какому заключению. Такие повороты свойственны больше свободной игре пародического воображения, ближай­шего родственника аристофановского теа­тра, чем усилию разума, озабоченного прежде всего открытием истины.

То, что платоновские диалоги принад­лежат как поэтической фантазии, так и ра­циональной прозе, подтверждается их сти­лем: недаром Аристотель определил их место " между поэзией и прозой" 6. Если

4 См.: Платон. Теэтет. 143 а—с // Соч. Т. 2. С. 226.

5 См.: Платон. Протагор. 361 а—с // Соч. Т. 1. С. 252—253.

6 Диоген Лаэртский. Платон. III 37 // Диоген Лаэртский. О жизни... С. 147.


 

 


платоновский диалог не имеет размера (то есть отсчета стоп в стихосложении), то зато у него есть ритм, ритм ямба. Искусство, с которым Платон использовал ямб, для древних было очевидным: одна из историй повествует нам о том, что Горгий восхи­щался его мастерством, проявленным в диалоге, носящем его имя1. Для совре­менных читателей, не знающих размерен­ности античного греческого текста, эта осо-бенность диалогов Платона осталась бы, однако, пустым звуком, если бы Аристо­тель не пояснил, что " ямб есть именно форма речи большинства людей" 2.

Небезынтересно также отметить, как это сделал Аристотель, что " трагические писа­тели" перешли от тетраметра к ямбу, пото­му что этот размер в наибольшей степени приближается к прозе3. Трагический тетра­метр основывается на чередовании одного долгого и двух кратких слогов (равных од­ному долгому). Это уравновешенный и ве­личественный ритм, совершенно отличный от неравномерного ритма ямба, который использует чередования краткого и долгого слогов. В трагедии смена ритмов выражала в сфере стиля и стихосложения происходив­шие в ней внутренние изменения. Герои Эсхила изъясняются в эпическом размере, потому что они являются еще героями эпо­са. Но с Еврипидом трагедия приблизилась к жизни и разговорной речи, так что реа­лизм трагедий Еврипида подготовил появ­ление новой аттической комедии, уже очень близкой к современной комедии нравов:

То, что Еврипид ставит себе в заслугу в " Лягушках" Аристофана, а именно что он вылечил своими домашними средства­ми трагическое искусство от его помпез­ной тучности, можно прежде всего почув­ствовать на его собственных трагических героях. В общем зритель видел и слышал теперь на еврипидовской сцене своего двойника и радовался тому, что этот пос­ледний умел так красиво говорить. Но одной только радостью не довольствова­лись: у Еврипида зритель учился сам гово­рить, чем Еврипид и хвастался в состяза­нии с Эсхилом: от него, мол, научился теперь народ искусно и при помощи хит-

1 Athenee de Naukratis. II 505 D (DK 82 A 15 a).

2 Аристотель. Риторика. Ill 8, 1408 b 33—35 //' Античные риторики. С. 139.

3См. там же. III 1, 1404 а 30—32. С. 128.


рейших софизмов наблюдать, рассуждать и делать выводы. Этим переворотом в об­щественной речи он вообще сделал новей­шую комедию возможной4.

Вместе с Ницше можно еще подчеркнуть, что эволюция трагического диалога к раци­ональной и прозаической дискуссии ведет также к платоновскому диалогу. Несмотря на противоречие между сократовской фи­лософией и трагической литературой, Пла­тон не изменил ни своему первому призва­нию трагика, ни философскому влиянию Сократа. Он примирил их, изобретя новую литературную форму, которую Ницше сближал с романом, так как она создана для чтения, но которая все же от него от­личается, так как, за исключением послед­них страниц " Федона", она не придает большого значения действию, но подража­ет исключительно диалогу.

Находясь на полпути между прозой и стихом, платоновский диалог примыкает к трагедии поэтической красотой своего ямбического ритма — но как раз этот ритм наиболее близок к прозе разговорной речи. Таким образом, он в наибольшей степени способен выразить поэзию прозаической мысли и притом без пафоса, как и у Со­крата. Конечно, Платон нашел жанр сокра­товского диалога в литературе своего вре­мени. Но греки отдавали меньше почестей за эстетическое открытие неловкому перво­проходцу, чем тому, кто развил форму до наибольшего совершенства. В этом смысле правильно сказано, что " Платон, который довел этот род [диалога] до совершенства, по праву может почитаться здесь первым как в красоте, так и в изобретательности" 5. Первым в этой первой по-настоящему спе­цифической форме литературного выраже­ния философии.

Таким образом, платоновский диалог является в некотором смысле разрешением конфликта между философией и литерату­рой. Но это разрешение оказывается на деле больше литературным, чем философ­ским. Ведь цель платоновского диалога не в том, чтобы дать письменное изложение некоей философии: с точки зрения сокра-

4 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музы­ки^ 11 //Соч. Т. 1. С. 97—98.

5 Диоген Лаэртский. Платон. III 48 // Диоген Лаэртский. О жизни... С. 149.


 

 


тизма это было бы делом, достойным осуждения, потому что оно свелось бы к изложению результата мышления, за­стывшего в мертвых формулировках. Диа­лог же, напротив, подражает реальной дис­куссии философов между собой, воспроиз­водя то, что в ней есть живого, то есть яркого и страстного, но вместе с тем неуве­ренного и незавершенного. Ибо в диалогах Платона речь идет не столько о том, чтобы достичь результата, сколько о том, чтобы привести в движение мысль, придавая ей вкус и стремление к философской рефлек­сии. Здесь надо не предлагать готовые формулы как материал для усвоения, фор­мулы, тормозящие прогресс мышления, а возбуждать интерес и подталкивать к са­мостоятельным размышлениям. Письмен­ный философский диалог, имитирующий устный философский спор с его перепадами настроения и страстей, с его отступления­ми, а также неудачами, выступает, таким образом, как провоцирование внутреннего диалога " души с самой собой" 1, в котором, по Платону, состоит настоящая суть мыш­ления.

Платоновский диалог не столько выра­жает философию Платона, сколько скрыва­ет ее в извивах дискуссии. Утаивая филосо­фию от толпы, он обращается лишь к тем некоторым — кто " дошли до этого сами" 2. Платоновский диалог, таким образом, со­держит только подсказки, необходимые для того, чтобы направить читателя на путь решения, которое сам автор отказыва­ется сформулировать. Таков смысл того, что называют " апоретической" 3 структурой платоновского диалога: дискуссия заходит в тупик и не приводит ни к какому резуль­тату. Главное, на деле, это сама дискуссия: с точки зрения сократовской школы именно в ней дух испытывает себя, обретая одно­временно свой порыв и свой метод. В этом случае " не заботятся о том, долго или ко­ротко придется им рассуждать" 4 и о том, что мысль может показаться посрамленной и утонувшей в болтовне: " если путь долог...

1 Платон. Софист. 263 е // Соч. Т. 2. С. 392.

2 Платон. Письма. VII 341 с // Соч. Т. 3. Ч. 2. С. 542.

3От греческого " апория", тупик (в прямом и переносном смысле).

4 Платон. Теэтет. 172 d // Соч. Т. 2. С. 266.


ради великой цели надо его пройти" 5. Пла­тоновский диалог восстанавливает вечное столкновение вокруг предмета тех, кто " слил с ним всю свою жизнь" — учителя и ученика, когда " внезапно, как свет, заси­явший от искры огня", сознание мысли " возникает в душе... и само себя там пита­ет" 6. Краткие разрозненные намеки в диа­логах должны, таким образом, породить вспышку света в душе читателя, после того как тот поупражнялся и разогрелся, следуя за поворотами спора.

Итак, философия в платоновских диало­гах предстает скорее как образ жизни, чем как результат философской мысли. Таков выход, найденный Платоном для устране­ния давнего разлада " между философией и поэзией" 7: не отказываться от литерату­ры, а ввести в виде литературного героя философский персонаж, Сократа, с его ха­рактерной манерой заниматься философи­ей. Самим блестящим литературным успе­хом платоновского диалога живой пример философа, никогда ничего не написавшего, а лишь говорившего, продолжает свиде­тельствовать о том, что философия не кол­довская книга, но дух, то есть движение и жизнь, не догма, а поиск, не добытое и







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 673. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия