Студопедия — Глава вторая 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава вторая 9 страница







__________________ РАННЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА____________________ 197

ли. Главным и наиболее распространенным из небольшого ассорти­мента изготовлявшихся ими орудий был скребок для добывания мол­люсков из раковин. Рыбу яганы и алакалуфы ловили с помощью плетеных ловушек, тюленей на суше убивали дубинками, а в воде — гарпунами. На охоте использовались также копья и дротики, лук применялся редко. Его тип, а также тип стрел совпадали с типом лука и стрел северных соседей яганов — она. Археологические и эт­нографические данные указывают на сравнительна недавнее заим­ствование у она лука сначала яганами, а затем через их посредство — алакалуфами 19°.

Изменения в хозяйстве мезолитических охотников и собирателей по сравнению с их палеолитическими предшественниками повели к изменениям в образе жизни, типах жилищ и поселений и других эле­ментах материальной культуры.

Общины становятся более подвижными, особенно по сравнению с периодом расцвета верхнепалеолптической культуры. Стремление возможно полнее использовать разнообразные пищевые ресурсы при­водит к возникновению регулярных сезонных миграций с посеще­нием в определенные периоды года постоянных мест, где в это вре­мя созревает какой-то вид съедобных плодов пли появляется много животных. Такие сезонные миграции характеризуются возвращени­ем из года в год на одни и те же места. Так складывается сезонно-оседлый образ жизни.

Сезонные поселения существовали в мезолите во многих районах ойкумены, например в Европе, на юге Африки, в Северной Америке и т. д. При этом одно поселение могло использоваться какой-то об­щиной несколько десятков лет подряд, но не круглый год, а в опре­деленный сезон. Например, Кунда в Эстонии — летом, Стар Карр в Англии — зимой. Общины, занимавшие такие поселения, обычно бы­ли невелики по размерам, насчитывая не более нескольких десятков человек. По большей части поселения состояли не из одной, а из не­скольких маленьких хижин. Но встречались и поселения из одной: сравнительно большой хижины, и сезонные поселения в большой пе­щере, например в пещере Нельсон на юге Африки. В новое и новей­шее время сезошю-оседлый образ жизни вели аборигены восточной Тасмании, помо, майду и некоторые другие племена калифорнийских индейцев, барп Колумбии и Венесуэлы 191. Этнографические данные о них подтверждают правильность топ вышеприведенной реконст­рукции образа жизни членов сезонно-оседлых общин, которую дела­ли археологи но своим материалам.

Наряду с сезонно-оседлыми в мезолите, судя по археологиче­ским данным, были и бродячие общины, остававшиеся на одном ме­сте лишь по несколько дней, и их противоположность — общины, по много лет жившие на одном месте. Бродячий образ жизни велн, на­пример, мезолитические охотники Памира. Годичная и даже поко­ленная оседлость была типична для древнейших мезолитических оби­тателей Алеутских островов, которые с начала голоцена жили в этом


198 Глава третья

районе, исключительно богатом морскими пищевыми ресурсами (тю­лени, осьминоги, рыба, моллюски). Относительная оседлость была характерна также для мезолитической общины, занимавшей пещеру Духов в Таиланде, и многих других общин той же эпохи.

В XVII—XIX вв. бродячий образ жизни вели многие племена охотников и собирателей Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Это, например, мапба, буги, чнрикуа и гуахибо венесуэльской саван­ны, добывавшие себе пищу охотой на сухопутных животных и соби­рательством. Их общины обычно не ночевали больше двух-трех дней подряд на одном месте, постоянно передвигаясь в поисках дичи и съедобных плодов. Изредка они строили примитивные шалаши, чаще спали на циновках под кроной деревьев прямо на земле 192-

Почти столь же подвижны были обитатели берегов Ориноко гуа-монтей, гуамо, тапарита и др. К XX в. из них сохранились только яруро, охотники на крокодилов и собиратели черепашьих яиц. В су­хой сезон года яруро не оставались на одном месте дольше двух-трех дней. На местах стойбищ строили ветровые заслоны из поставленных вертикально веток или ограничивались тем, что вырывали в при­брежном песке ямы, в которых и спали 193. В дождливый сезон яру­ро по несколько недель жили на одном месте в шалашах, крытых пальмовыми листьями.

В отличие от бродячих и сезонно-оседлых общин в этнографиче­ской современности трудно найти примеры оседлых общин мезоли­тического или ранненеолитического уровня. Оседлые этнографиче­ские группы эпохи мезолита, например предки алеутов, обитая в ис­ключительно благоприятных прщэодвых условиях, по уровню хозяй­ства стали высшими охотниками и собирателями. Другие оседлые группы охотников и собирателей мезолита перешли позднее к земле­делию. Как высшие охотники, так и ранние земледельцы" нового вре­мени относятся к следующей за раннепервобытной эпохе позднепер-вобытной общины и будут рассматриваться в посвященной ей главе.

В целом можно сказать, что, судя как по археологическим дан­ным, так и по этнографическим аналогам, хозяйственная специали­зация, типы орудий, формы поселений и жилищ и весь образ жизни раннепервобытных общин мезолита были весьма разнообразны, оп­ределялись экологической обстановкой и этнокультурными традици­ями.

В позднем мезолите развивается комплексное хозяйство, но нет достаточных оснований подразделять культуры этой эпохи на две стадии: охотничье хозяйство с применением лука и комплексное охотничье-рыболовческое хозяйство. Комплексность или, напротив, узкая хозяйственная специализация определялись в этот период не столько уровнем технологического и социально-экономического раз­вития раннепервобытной общины, сколько конкретной экологиче­ской обстановкой, а также этнокультурными традициями. Общины одного стадиального уровня могли вести как комплексное охотничье-рыболовческое или рыболовческо-охотничье хозяйство, так и специа-


__________________ РАННЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНЛ___________________ 199

лизированное, например, ориентированное почти исключительно на морское собирательство или охоту на определенный вид животных,

Этнографическим примером таких специализированных охотни­ков являются, например, охотники на крокодилов — индейцы яруро. Крокодилов стреляют из луков специальными стрелами с отделяю­щимся наконечником, привязанным к древку длинным шнуром. При­меняется и другой способ. На палку из крепкого дерева, заострен­ную с двух концов, насаживается большой кусок мяса. Затем к пал­ке привязывают длинную веревку пли проволоку и забрасывают ее в воду. Крокодил глотает приманку и попадается, как рыба на крю­чок. Пойманного крокодила поджаривают на горячих угольях, пока его кожа не высохнет настолько, что ее можно будет содрать. Кро­кодилье мясо до конца не дожаривают и едят полусырым. Соли у яруро нет. Вместо нее они жуют соленую глину.

Интересно, что яруро охотятся не на всех крокодилов. Одну из разновидностей кайманов они считают своими родственниками и не убивают. Черепах удят с помощью крючков. Когда мяса много, пой­манных живых черепах привязывают к стоящим у берега лодкам и так сохраняют их про запас. Изредка яруро охотятся на сухопутных животных, главным образом оленей. Чтобы приблизиться к оленю на расстояние выстрела из лука, охотник обмазывается белой краской, приклеивает к ней птичьи перья и одевает маску в виде головы круп­ной птицы. Затем он медленно приближается к оленю, стремясь под­ражать движениям птицы, пока не подойдет на расстояние вы­стрела 194.

Представление о комплексном охотничье-рыболовческом или ры-боловческо-охотничьем хозяйстве людей позднего мезолита и раннего неолита тропической зоны дают этнографические данные о племенах Амазонии. Правда, подавляющее большинство племен Амазонии за­нималось также примитивным подсечио-переложным земледелием. Но их приемы охоты и рыболовства не отличались сколько-нибудь су­щественным образом от соответствующих приемов неземледельческих племен Амазоно-Оринокской области. Поэтому для проведения этно­графических аналогий с хозяйством общин позднего мезолита и ран­него неолита можно использовать обобщенную характеристику рыбо-ловческо-охотннчьего хозяйства индейцев южноамериканских тро­пиков.

• Важное значение в хозяйстве индейцев тропических лесов имеет рыболовство. Амазонка и ее притоки Япура, Мадейра, Таиажос it не­которые другие изобилуют рыбой. Рыба занимает в питании индей­цев большее место, чем мясо. Для ловли рыбы индейцы перегоражива­ют узкие речки запрудами, в отверстиях которых ставят верши. В не­больших прудах и старицах рыбу травят растительными ядами. Для этого в воду выжимают сок ядовитых растений. Оглушенная рыба всплывает, и ее собирают корзинами пли просто руками. Часто рыбу лучат острогой или стреляют из лука, делается это обычно с лодки. Одни индеец гребет, другой правит кормовым веслом, а третий стоит


200 Глава третья

на носу с острогой дли луком. Индейцы используют рыбу не только в пищу, но и для различных поделок. Из зубов большой рыбы пира­ний изготовляют резцы и разные колющие орудия, из рыбьих челю­стей делают скребки и т. д.

Для большинства племен Амазонии рыболовство важнее охоты. Объясняется это тем, что леса Амазонии вовсе не кишат животными и птицами, как нередко думают. Совсем напротив, эти леса очень пу­стынны. Можно идти несколько дней и не встретить ни одного жи­вотного. Правда, обезьян и птиц довольно много, но густая листва.хорошо скрывает их от взоров охотника. Поэтому индейцам Амазон­ки трудно обеспечить себя только охотой, и они почти всегда сочета­ют ее с рыболовством и собирательством, включающим сбор яиц мел­ких животных, моллюсков, меда, а также съедобных и лекарствен­ных растений.

Только немногие племена, например сириона Восточной Боливии или уитото Восточного Перу, занимаются охотой больше, чем рыбо­ловством 195.

На тапиров и пекари часто охотятся загоном. Часть охотников скрывается в засаде где-нибудь в зарослях, а другая часть гонит к засаде стадо тапиров. Когда стадо приблизится.к засаде, сидящие там охотники выскакивают и колют животных копьями. Иногда та­пиров, пекари и оленей преследуют с собаками. На обезьян и птиц охотятся в одиночку с луком и сарбаканом.

Для ловли птиц ставят также силки. На путях копытных живот­ных к водопою расставляют самострелы пли роют ямы, искусно мас­кируемые ветвями и листьями. Для поимки ягуаров строят в лесу деревянные клетки с подвижной передней стенкой. Внутри такой клетки помещают приманку. Когда ягуар входит в клетку за при­манкой, клетка захлопывается. В создании сложных ловушек ярко проявляется изобретательность индейцев. У индейцев племени нгуа в проектировании и изготовлении ловушки участвует вся община: мужчины, женщины и даже дети. Сначала изготовляется действую­щая модель и только затем ловушка в натуральную величину 196.

4. Общественные отношения и организация общества

Социально-экономические отношения. Для производственной деятельности людей раннепервобытной общины был характерен вы­сокий уровень коллективизма. Индивидуально или небольшой груп­пой было невозможно ни убить примитивным оружием мамонта, шерстистого носорога или другое крупное животное, ни загнать к обрыву стадо лошадей или других животных среднего размера и сра­зу убить много особей. Такое было под силу только большому кол­лективу — целой общине или даже нескольким общинам, объединив­шимся для совместной охоты.

В мезолите охота на отдельных некрупных животных индивиду-


_________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 201

ально или небольшой группой охотников приобрела заметное значе­ние в хозяйстве. Такое положение сохранялось и в неолите. Но это не означало прекращения загонных охот с участием большого числа людей. Как свидетельствуют данные этнографии, еще несколько сто­летий назад, а в некоторых районах до XX в., крупные загонные охо­ты широко практиковались племенами охотников и собирателей раз­личных регионов земного шара: нганасанами Сибирского Севера, аме­риканскими эскимосами, индейцами южноамериканского Чако, буш­менами Южной Африки. В таких охотах принимали участие или од­на, или несколько соседских общин. Били животных мужчины, а роль загонщиков, например у американских эскимосов, выполняли жен­щины и дети 197.

Широкая кооперация труда была непременным условием при мно­гих видах рыбной ловли, которая, как отмечалось выше, приобрела большое значение в хозяйстве раннепервобытпой общины со времени мезолита. Из археологических данных известно, что в эту эпоху в Ев­ропе для ловли рыбы применялись различные ловушки. Из этногра­фии известно, что лов рыбы с помощью плетеных ловушек или отра­вы был общинным делом, скажем, для амазонских индейцев или мно­гих индейских и эскимосских племен Канадского Севера 198.

Коллективные охоты, ловля рыбы с участием всей общины — муж-чип, женщин, детей не исключали индивидуальных форм промысло­вой деятельности. Возможности ее значительно расширились с совер­шенствованием охотничьего и рыболовного снаряжения, а также с из­менением во многих регионах фауны при переходе от плейстоцена к голоцену. Но в раннепервобытной общине и тогда, когда человек охо­тился или ловил рыбу в одиночку, его деятельность рассматривалась и оставалась частью трудовых усилий всей общины по обеспечению ее членов пищей. Это восприятие нашло свое отражение в формах собственности и распределения, важным, а по мнению некоторых исследователей, даже главным объектом которых была пища'".

По-видимому, первоначально вся добыча, полученная в результате как коллективной, так и индивидуальной охоты и рыболовства, по­треблялась совместно всеми членами общины. Такая форма потреб­ления существовала очень •длительный исторический период, и в районах со скудными природными ресурсами дожила у некоторых племен охотников и собирателей до XX в. Так, у эскимосов-уткухик-ялингмиут, одного из территориальных подразделений иетсиликов.. по словам К. Расмуссена, «люди стойбища жили летом и зимой в со­стоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже ни­каких особых охотничьих долей. Все трапезы совершались совместно, как только было убито какое-либо животное, хотя мужчины всегда ели отдельно от женщин» 200. У полярных эскимосов Гренландии пи­ща также не только была общей собственностью, но и потреблялась, как правило, совместно201. Эта древнейшая форма распределения пи­щи сохранилась почти до наших дней только у тех групп эскимосов, чья производственная деятельность была наименее эффективной из-


202 Глава третья

за скудости пищевых ресурсов района, примитивности орудий или со­четания обоих этих факторов.

В некоторых случаях обычай совместного потребления пищи со­хранялся у племен, сочетавших присваивающее с примитивным про­изводящим хозяйством, и это, как считает Ю. И. Семенов, «позволяет привлекать для реконструкции начальной формы производственных отношений материалы по народам не только с присваивающим, но и производящим хозяством» 202. Например, кубео, тукано и другие пле­мена северо-запада Амазонии ели совместно всей общиной вне зави­симости от того, была ли приготовленная пища получена в результа­те коллективной или индивидуальной охоты, рыбной ловли, работы на огороде или сбора дикорастущих плодов 203.

Исторически более поздним представляется порядок, когда пища потреблялась совместно всей общиной лишь при особых обстоятель­ствах (в случае голода), в обычное же время добыча распределя­лась между всеми членами общины посредством системы охотничьих долей. Такому распределению подлежала добыча и от коллективной, и от индивидуальной охоты и рыбной ловли, и свою долю наряду с другими членами общины получали лица, не участвовавшие в про­изводственной деятельности: старики, инвалиды и т. д. На этом этапе развития форм собственности и распределения, как и па предшест­вовавшем ему, охотничья добыча еще не стала собственностью охот­ника или группы охотников, что нашло отражение в сознании.

У собственно нетсиликов человек, отправляясь на промысел, ни­когда не говорил: «Я пошел за тюленем», а говорил вместо этого: «Пошел попытаться достать охотничью долю» 204. Доля самого охот­ника у нетсиликов была настолько мала, что зачастую, было выгод­нее получить долю от чужой добычи, чем убить зверя самому. Фак­тически даже при индивидуальной охоте охотник добывал мясо не только для своей семьи, но для всего стойбища. Его труд был части­цей общественного труда членов его общины.

У коряков Дальнего Востока в конце XIX в. мясо добытых тю­леней делилось между всеми жителями поселка, в том число и теми, кто по болезни или иным причинам не участвовал в охоте205.

Сходные нормы распределения охотничьей добычи зафиксирова­ны не только у охотников Севера, но и в охотничьих племенах дру­гих областей земного шара.

Например, у ягуа восточного Перу при коллективной общинной охоте на пекари, оленей, тапиров, если убито много животных, каж­дый охотник получает по одному животному. Если добыча не столь велика, то она делится по числу едоков в каждой парной семье об­щины. Здесь налицо равнообеспечивающее распределение охотничь­ей добычи, являющейся главным источником средств пропитания для ягуа (хотя в небольших размерах они и практикуют земледе­лие). Добычей от индивидуальной охоты охотник ягуа делится со всеми нуя: дающимпся в пище. Стариков, не способных больше охо­титься, кормят не только их дети, но и вся родовая община 206.


__________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 203

У сиуси Колумбии охотник, убивший в результате индивидуаль­ной охоты тапира, пекари, оленя или любое другое крупное живот­ное, отдает свою добычу старейшине, который делит ее между жи­вущими в общинном жилище парными семьями 20? .

Формы распределения охотничьей добычи, учитывающие в пер­вую очередь потребность всех членов общины в пище, а не степень их участия в охоте, зафиксированы этнографами у многих племен Америки, Австралии, Африки и других регионов208.

По сравнению с обязательным разделом всей добычи от коллек­тивной и индивидуальной охоты и рыбной ловли между всеми жите­лями селения, членами одной общины более поздними являются нормы, согласно которым такому обязательному разделу подлежала лишь продукция коллективной охоты, а добыча от индивидуальной охоты лишь частично шла в раздел, или когда добыча даже от кол­лективной охоты делилась прежде всего между присутствующими и лишь в особых случаях — между всеми членами общины.

У разных племен земного шара существует много различных норм частичного раздела добычи. Стадиально нх, видимо, можно объединить в одну группу форм собственности и распределения, в третий этап развития этих форм. Так, у эскимосов Аляски, где про­изводительные силы и производственные отношения достигли более высокого уровня, чем у эскимосов Канады, благодаря более благо­приятной экологической обстановке, а также развитому обмену с высшими рыболовами и охотниками северо-западного побережья Америки (тлинкитами, хайда, цимшиан) и чукчами нормы распре-.деления дальше ушли от первобытного равенства, чем, скажем, у нетсилпков Канады: даже зимой, когда ощущалась нехватка пищи, только половина тюленя делилась на доли, а другая оставалась до­бывшему его охотнику. Морж делился только между непосредствен­ными участниками охоты на него. У азиатских эскимосов мясо мор­жа делили поровну пе только между членами артели, но и между присутствующими. Между всеми жителями поселка делили лишь мясо кита 209. По другим народам Сибири эти и сходные с ними дан­ные обобщены в коллективной монографии «Общественный строй у народов Северной Сибири», в которой отмечается, что продукция древнейших натуральных отраслей хозяйства при коллективных спо­собах охоты «делилась независимо от участия данной семьи в охоте,, а лишь по числу едоков... При индивидуальной охоте охотник иногда отдавал всю добычу для раздела, а сам получал потом свою долю на-равтте с другими обитателями стойбища» 21°.

С развитием форм собственности и распределения начинается и экономическое выделение в общине отдельных домохозяйств. Напри­мер, у чугачсй Аляски обитатели дома обычно и охотились и ели вместе и, за исключением случаев голода, не делили свою добычу с Другими домохозяйствами общины. И у некоторых других групп американских эскимосов пойманный тюлень обычно делился между членами домохозяйства, состоявшего из родителей с женатыми


204 Глава третья

сыновьями или замужними дочерьми, и только при нехватке пищи добычу делили между всеми общинниками211. Экономическое выде­ление домохозяйств в пределах общины — характерное явление для ранних земледельцев, и думается, что и у охотников оно знаменует собой переход от ранне- к пооднепервобытной общине.

Формой распределения, расшатывавшей общинную собственность на пищу, являлся и практиковавшийся некоторыми племенами Аме­риканского Севера порядок, согласно которому родители решали, что их сыновья, став взрослыми, дэ тех пор, пока они будут жить в од­ном стойбище и, следовательно, принадлежать к одной общине, бу­дут давать друг другу определенные части убитых ими тюленей. И отцы мальчиков, заключив такое соглашение, сразу же начинали давать друг другу обусловленные части добычи. Так возникали дли­тельные внутриобщинные межсемейные экономические связи. У тех групп канадских эскимосов, которые практиковали подобный поря­док обмена пищей, ему подлежала не вся охотничья добыча, а толь­ко определенная ее часть. Остальное мясо продолжали распреде­лять между всеми общинниками212. Вероятно, повсюду у охотников и собирателей смена более ранних форм собственности на пищу бо­лее поздними проходила через период сосуществования и борьбы старых и новых норм распределения.

Весьма не просто соотнести этапы в развитии форм собственно­сти на пищу с этапами развития первобытной общины. Думается, что без особого риска ошибиться можно считать совместное потреб­ление пищи характерной чертой раннепервобытных общин верхнего палеолита, а для некоторых этнографических групп, живших в экст­ремальных условиях, — также мезолита и даже раннего неолита. Не вызывает большого сомнения и то, что наиболее поздний из рассмот­ренных порядков распределения пищи, когда оно совершалось в ос­новном в пределах домохозяйства, а не всей общины, появляется на этапе перехода от раппе- к позднепервобытноп общине, т. е. у тех групп охотников, собирателей и рыболовов, которых можно отнести к типу высших охотников, собирателей и рыболовов или считать приближающимися к этому типу. Различные же формы распреде­ления продукции охоты и рыболовства посредством охотничьих до­лей, сначала от коллективного и индивидуального, позднее — только от коллективного промысла, скорее всего отражают постепенное вы­зревание в раннепервобьттной общнне производственных отношений, присущих ее наследнику —■ позднепервобытной общине высших ■ охотников и собирателей и ранних земледельцев.

Кроме пищи, у людей верхнего палеолита и мезолита были и другие объекты собственности. В литературе часто встречается ут­верждение, что главным объектом собственности в эпоху раннепер-вобытной общины была промысловая территория с ее природными ресурсами. В обоснование его делаются ссылки как на территори­альность зоологических объединений у животных, в частности обезь­ян, с одной стороны, так и на наличие собственности на территорию


________________ РАННЕПЕРВОВЫТНАЯ ОБЩИНА_________________ 205

у этнографических групп охотников, собирателей и рыболовов но­вого времени — с другой213.

И тот, и другой аргументы, на наш взгляд, далеко не бесспор­ны. У животных территориальность может наличествовать или от­сутствовать в зависимости от вида животного и, по-видимому, так­же конкретной экологической обстановки. Например, территориаль­ность есть у волков, но ее пет у гненовых собак. У антропоидов — горилл, шимпанзе — зоны, осваиваемые отдельными стадами, нередко перекрывают друг друга. Известны также случаи, когда не­сколько стад шимпанзе временно кормятся на одной территории. Поэтому нет оснований для иногда встречающихся в литературе ут­верждений, что территориальность — это биологическое свойство, унаследованное объединениями древнейших людей от зоологических объединений животных, а затем воспринятое коллективами охотни­ков и собирателен палеолита и неолита.

Но, может быть, собственность на территорию возникает как не­пременный элемент производственных отношений в ходе историче­ского развития обществ охотников, собирателей и рыболовов? Ста­новление собственности на угодья в этих обществах действительно происходит, но повсеместно собственность на землю возникает, ви­димо, лишь с переходом от присваивающего хозяйства к произво­дящему или хозяйству высших охотников и рыболовов, т. е. с пере­ходом от ранне- к позднеиервобытной общине.

У многих этнографических групп низших охотников и собира­телей существовала собственность на промысловую территорию, пле­менная пли общинная. Так обстояло дело, например, у всех или. большей части племен аборигенов Австралии, у эскимосов Аляски и ряда других этнографических групп. Однако этнографии известны также охотники и собиратели различных регионов земного шара, у которых отсутствовали какие-либо формы собственности на осваи­ваемую территорию. По данным многих исследователей (К. Биркет- Смита, Э. Хокса, В. Тальбицера), которые дополняют и подтвержда­ют друг друга, никаких форм собственности на территорию не было у эскимосов Канадского севера, Лабрадора, Восточной Гренландии. По выражению К. Биркет-Смита, «промысловые угодья являются собственностью всех и никого, res nullius, на которые не может пре­тендовать даже племя». Промысловые угодья на суше и на море сво­бодны для всех. Не являются собственностью коллектива или отдель­ного человека также другие ценимые эскимосами природные ресур­сы: залежи мыльного камня, лес-плавник и т. д.214 Характерно, что собственности на территорию не было именно у канадских и восточ-ногренландских эскимосов, живших в областях с неблагоприятной экологической обстановкой, имевших значительно более низкие, чем у эскимосов Аляски, производительность труда и плотность населе­ния. Совсем в другой области земного шара — в Экваториальной Аф­рике из двух этнографических групп охотников (мбути и ик) собст­венность на территорию была отчетливо выражена у мбути, которые


206 Глава третья

имели более высокую производительность труда, чем ик, и осваивали в расчете иа одного человека меньшую площадь 215. Не было собст­венности на территорию у хадза, охотников и собирателей Восточ­ной Африки 216.

Нам думается, что для охотников и собирателей верхнего палео­лита и мезолита какие-либо формы собственности на территорию были менее характерны, чем для низших охотников и собирателей этнографической современности. В новое время эти группы сохра­нялись лишь в маргинальных областях ойкумены, по большей части испытывали территориальное давление со стороны европейских ко­лонизаторов пли более развитых соседей (земледельцев, скотоводов, высших охотников) из числа коренного населения Африки, Амери­ки и других регионов.

В эпоху верхнего палеолита, а также в несколько меньшей ме­ре — мезолита картина была иной. При всем различии имеющихся для этих эпох оценок численности населения ни у кого не вызывает сомнения, что она была мала. На огромных пространствах жило лишь по несколько тысяч человек. Таким, по одной из оценок, было, например, население Австралии. За исключением некоторых обла­стей с ранним возникновением производящего хозяйства, общины охотников и собирателей не были оттеснены давлением своих бо­лее развитых и имевших большую плотность населения соседей. На то, что общины верхнего палеолита осваивали очень большие пло­щади, указывают данные археологии. Например, мезинская верхне­палеолитическая община охотников на мамонта численностью около 50 человек осваивала 750 кв. км217. Мезолитическая община Стар-Карр, состоявшая в среднем из 25 человек, зимой охотилась на пло­щади в 500 кв. км218. Летом, ведя бродячий образ жизни, она, воз­можно, имела еще большие угодья.

Для оценки размеров промысловых угодий раннепервобытных об­щин мезолита и раннего неолита большое значение имеют этногра­фические материалы.

У канадских эскимосов плотность населения была в пачале XX в. очень низкой — до 200 кв. миль на 1 человека. Заселенные терри­тории были разделены обширными незаселенными пространствами, и собственность на землю, как уже отмечалось, отсутствовала. У эс­кимосов Аляски плотность населения была в 5 раз больше (в зависи­мости от района) плотности населения канадских эскимосов. Более крупными были и общины219. Промысловые угодья у них находи­лись в собственности племени в целом или входивших в ого состав общин. В некоторых случаях появляются семейные охотничьи и ры­боловные участки220. Как мы подробно увидим в пятой главе, плот­ность населения в верхнем палеолите и мезолите вообще была низ­кой. Кажется вероятным, что численность общин, особенно бродя­чих, ц площадь используемых ими промысловых угодий были сопо­ставимы с тем, что известно для канадских эскимосов; как и послед­ние, они еще не имели собственности на землю.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 507. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия