Студопедия — Графический редактор РашШгизН фирмы МюгозоЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Графический редактор РашШгизН фирмы МюгозоЙ







Как правило, РаШВгтк является встроенным в современные программные среды 0Ушс1о\у8, М8 ОШсе и т.п.). Позволяет, используя манипулятор «Мышь», выпол­нять рисунки — черно-белые и цветные, оформлять их текстом, выводить на пе­чать. В РатШгизЬ можно работать с фрагментами графических изображений — копировать, перемещать, поворачивать, изменять размеры, записывать на диск и считывать с диска.

После загрузки программы появляется рабочий экран редактора. Большую часть экрана занимает рабочее поле, окрашенное в фоновый цвет. Над рабочим полем находится меню, позволяющее выполнять команды редактирования. Слева от ра­бочего поля есть панель инструментов, на которой подсветкой показан инстру­мент, являющийся в данный момент рабочим. Под рабочим полем расположена палитра. На левом краю палитры выводятся два вложенных квадрата, внутренний из которых окрашен в рабочий цвет, а внешний — в фоновый. В левом нижнем углу экрана выводится калибровочная шкала, которая позволяет устанавливать шири­ну рабочего'инструмента (кисти, резинки и т.д.). Вдоль нижнего и правого края рабочего поля выводятся поля движения для перемещения рабочего поля по кар­тинке, если размеры картинки больше размеров рабочего поля.

Графический редактор СогеЮгаш

По своей идеологии графический пакет СогеЮгам близок к РтШВгтк, рас­смотренному выше, но имеет гораздо больше возможностей и удобств. Выбор ко­манды в меню осуществляется стандартными способами. Для вызова диалоговой панели выбора (установки) параметров необходимо установить указатель мыши на пункт меню или команду и щелкнуть кнопкой или нажать клавишу АИ и клави­шу, соответствующую выделенной букве. Выполнение команд происходит после подтверждения правильности установки всех параметров (выбора значений) акти­визацией экранной кнопки ОК или нажатием клавиши Еп1ег.

Рисунок перед началом редактирования необходимо выбрать. Для этого следует активизировать пиктограмму с помощью мыши или нажатием клавиши Пробел, переместить указатель на любую точку контура рисунка и щелкнуть кнопкой. Вы­бранный рисунок будет окружен восемью квадратами черного цвета. Можно выде­лить одновременно несколько объектов, последовательно выбирая их с помощью мыши при нажатой клавише 8ЫЙ либо отмечая на экране прямоугольную область, в которой они расположены. Для одновременного выбора всех рисунков на экране необходимо активизировать пиктограмму, переместить указатель мыши в один из углов выбираемого прямоугольного контура, нажать кнопку и, не отпуская ее, переместить указатель в противоположный угол и отпустить кнопку. Контур будет изображен штриховой линией. Для отмены выбора — переместить указатель мыши за контур и щелкнуть кнопкой.

Для изменения масштаба выводимого на экран рисунка необходимо активизи­ровать соответствующую пиктограмму.

Для работы с текстом необходимо активизировать пиктограмму текста ТЕХТ. Для выделения фрагмента текста необходимо активизировать пиктограмму с по­мощью мыши или клавиши Пробел. Переместите указатель мыши в один из углов выбираемого прямоугольного контура, нажмите кнопку К, не отпуская ее, пере­местите указатель в противоположный угол, отпустите кнопку. Весь контур будет окружен штриховой линией. Для выделения отдельного символа необходимо акти­визировать пиктограмму, переместить указатель мыши в один из углов выбираемо­го прямоугольного контура, нажать кнопку и, не отпуская ее, переместить указа­тель в противоположный угол. Выбранный объект не будет окружен рамкой из квадратов, однако на нем будут выделены все узловые точки. Выбор нескольких символов осуществляется аналогично при нажатой клавише 8ЬШ.

Система автоматизированного проектирования АиСоСАй

После запуска АЩоСАБ'а на текстовом экране появляется главное меню:

0 — выход;

1 — создание нового чертежа;

2 — редактирование существующего чертежа;

3 — вывод на плоттер;

4 — вывод на принтер;

5 — конфигурация;

6 — файловые утилиты;

7 — шрифты;

8 — стыковка со старыми версиями. Режимы экранного меню:

АиТОСАБ — выход в головное меню;

• * * * — режим объектного захвата; ВЬОСК8 — работа с блоками;

Б18Р1АУ — работа с изображением без его изменения;

8ЕТТШС8 — настройка;

Б1М — обезразмеривание;

ЕБ1Т — редактирование;

БЮШ — рисование;

ЬАУЕК — работа со слоями;

Ш< 21ЛКУ — справки о примитивах;

ЦГГПЛТ8 — выход в Б08, запись чертежей в разных форматах; РЬОТ — получение твердой копии; и т.д.

В режиме БКА\У (рисуй) имеется возможность строить графические примити­вы и проводить с их помощью синтез изображений. Например, здесь существует восемь способов рисования дуг:

• по трем точкам на дуге /3 рот{8/;

• по начальной точке, центру и длине хорды /8, С, Ь/;

• по начальной точке, центру и заключенному углу /8, С, А/;

• по начальной точке, конечной точке и радиусу /8, Е, К/;

• по начальной точке, конечной точке и заключенному углу /8, Е, А/;

• по начальной точке, конечной точке и исходному направлению /8, Е, Б/;

• по продолжению предыдущей линии или дуги /ССЖТШ: /.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается растровый от векторного способа представления изображе­ния на экране дисплея?

2. Что такое «пиксел»?

3. В чем заключается принцип создания изображения на экране дисплея?

4. Как формируется цветное изображение?

5. В чем преимущества компьютерной графики от традиционной?

6. Назовите основные возможности графических редакторов?

7. В чем заключаются отличия инженерной графики от иллюстративной?

Темы для рефератов

1. Возможности СогеЮга\у.

2. Что может АёоЪе РЬо^озЬор.

3. Обзор графических редакторов для 1ВМ РС.

4. Компьютерная анимация.

5. Сканирование и распознавание изображений.

6. Возможности и перспективы развития компьютерной графики.

7. Форматы графических файлов.

Темы семинарских занятий

1. Знакомство с элементами компьютерной графики. Художественная графика. Инженерная графика.

2. Иллюстрационная графика и дизайн. Динамическая графика. Организация муль­типликации и анимации.

Рекомендации по программному обеспечению

Для проведения практических занятий по компьютерной графике рекоменду­ются следующие программы:

1. РатЙВпюЬ.

2. СогеГОга\у.

3. АиЮСАВ.

4. РЬо1о8Ьор.

5. ЗБтах.

Задачи и упражнения

Упражнение № 1. Графический редактор РашШгизЬ.

Рисование на экране. Текст. Сохранение в формате РСХ

1. Перед началом рисования необходимо установить цвет. Для установки основ­ного цвета поместите указатель мыши на нужный цвет и щелкните левой кнопкой. Для выбора второго цвета поместите указатель мыши на нужный цвет и щелкните правой кнопкой.

2. Выберите кисть для рисования на панели инструментов. След кисти (мазок) возникает на рабочем поле при фиксации левой кнопки мыши. Нарисуйте какой- нибудь рисунок.

3. Панель инструментов позволяет выбирать и изображать на «холсте» простей­шие графические примитивы: линии, окружности, прямоугольники и т.д. Нари­суйте несколько геометрических фигур.

4. Перед началом редактирования рисунка его необходимо выделить (выбрать). Для этого активизируйте пиктограмму, переместите указатель мыши в один из углов выбираемого прямоугольного контура, нажмите кнопку и, не отпуская ее, переместите указатель в противоположный угол, после чего отпустите кнопку. Весь контур будет изображен штриховой линией. Если вы хотите вырезать произволь­
ную область на экране, активизируйте пиктограмму, переместите указатель мыши в начальную точку вырезания и щелкните левой кнопкой, переместите указатель в следующую точку и снова щелкните левой кнопкой и т.д. Для отмены выбора переместите указатель мыши за контур и щелкните левой кнопкой.

5. Окраска контура объекта осуществляется выбором цвета заливки в палитре с помощью указателя мыши. Окрасьте свои геометрические фигуры разными цветами.

6. Перед началом работы с текстом необходимо выбрать гарнитуру командой 81у1е\Роп1. Придумайте заголовок к рисунку. Подпишите рисунок своим именем.

7. Сохраните рисунок с помощью программы Рпеге. Рпеге предназначена для сохранения выводимого на экран изображения в графическом РСХ-файле с одно­временным сохранением оформления экрана, возможностью последующего ре­дактирования данного изображения и вставки его в качестве иллюстрации в тек­стовые редакторы и настольные издательские системы.

Упражнение № 2. Графический редактор РашШгизН. Построение узоров

Узор на плоскости получается из элементарного мотива с помощью образующих элементов его группы симметрий. Для бордюров существует 7 различных наборов образующих его групп симметрий, для орнаментов — 17 (см. учебник «Информати­ка»). Чтобы построить узор на компьютере, необходимо сделать следующее:

1) создать элементарный мотив узора (в графическом редакторе, на языке про­граммирования, полученного со сканера);

2) выбрать и задать образующие или использовать метод калейдоскопа;

3) строить образы каждой точки элементарного мотива по его образующим, т.е. получить из элементарного мотива изображение конечной повторяющейся фигуры;

4) средствами имеющегося компьютера и программного обеспечения размно­жить получившийся «шаблон» (фигурку), циклически меняя координаты в одном или двух направлениях.

Упражнение № 3. Графический редактор СогеЮгаж. Рисование лотоса.

Ознакомиться с панелью инструментов Графика. Можно использовать встроен­ную справку СогеШга\у — знак? в верхнем меню.

1. Создать прямую: выбрать инструмент Кривая на панели инструментов Графи­ка, перевести курсор на рабочий лист, нажать кнопку мыши, отпустить, протя­нуть курсор мыши в нужном направлении и нажать еще раз курсор мыши.

2. Выбрать инструмент Форма. На концах созданной прямой появятся узлы. Вы­делить их. Для этого можно воспользоваться одним из способов:

• нажать курсор мыши левее и выше выделяемого объекта, протянуть вниз и вправо до тех пор, пока весь объект не окажется внутри пунктирного прямоугольника, узлы на объекте приоб­ретут черный цвет;

• щелкать поочередно на всех узлах, удерживая на­жатой клавишу 8ЫЙ.

Такой же принцип выделения и для объектов, толь­ко здесь используется инструмент Выделение.

3. Выполнить двойной щелчок на инструменте Фор­ма для вызова окна Редактор узлов.

4. Добавить еще три узла на прямой. При выделенных узлах нажать на кнопку Добавление_узлое.

5. Снять выделение узлов: щелкнуть кнопкой мыши в любом другом месте.

6. Хватая и перетаскивая поочередно узлы, сформировать четырехугольник.

тот
Атрибуты Н Заливка Н Перо
Обновить на основе... Изменить...
Применить штГмттШШтШт*

7. Выделить два замыкающих узла и выполнить команду Объединить_узлы.


 

8. Выделить все узлы и выполнить команду Перевестивкривые.

9. Удалить у прямоугольника два узла:

10. Выделить оставшиеся узлы. После перевода в кривые на каждом узле должны появиться рычаги. Двигая их в разные стороны, можно придавать форму линии. Создайте лепесток при помощи рычагов.

11. Выполнить градиентную заливку: выполнить двойной щелчок на инструменте Заливка. Из по­явившейся дополнительной панели инструментов выбрать Градиентная заливка, например, от крас­ного к белому, радиальная со сдвигом по горизон­тали и вертикали.

12. Сделать дубликат лепестка:

• выделить объект: выбрать инструмент Выделе­ние и просто щелкнуть лепесток;

• выполнить Правка-Копироватъ;

• выполнить Правка-Вставитъ. Также для создания копии можно нажать ком­бинацию клавиш С1г1+Б.

13. Зеркально отразить копию лепестка: выделить объект, ухватить мышью правый средний квадра­тик выделения и при нажатой клавише С*г1 протя­нуть влево. Можно также для создания зеркального отражения использовать соответствующую коман­ду верхнего меню.

14. Сделать еще одну копию лепестка и оставить ее временно на свободном месте. Из него впослед­ствии будем формировать верхний лепесток лотоса.

15. Соединить лепестки и сгруппировать их: вы­делить оба объекта, выполнить команду Монтаж\ Сгруппировать.

16. Сделать два раза дубликат полученного объек­та, уменьшить их и оформить цветок. Для уменьше­
ния объекта выделить его. Используя значки выделения (квадратики), уменьшить объект. Для пропорционального уменьшения со всех сторон при изменении разме­ров удерживать нажатой клавишу 8ЫЙ.

17. Для правильной последовательности лепестков использовать пиктограммы На^задний план, На_передний план или соответствующую команду в верхнем меню.

18. Оформить верхний лепесток при помощи рычагов инструмента Форма. Для того чтобы при оформлении не мешала заливка, использовать пиктограмму Кар­кас: выделить лепесток и нажать на пиктограмму. Затем отключить его таким же образом.

19. Выделить все объекты, сгруппировать. Оставить объект выделенным.

20. Толщину линий у лепестков сделать невидимой: выполнить двойной щелчок на инструменте Перо, в появившейся панели инструментов выбрать свиток_Перо. Установить нулевую толщину и нажать кнопку Применить.

Упражнение № 4. Аи(оСАО. Формирование параметров нового чертежа.

Построение графических примитивов

1. Выберите ветвь 1 главного меню.

2. Создайте файл нового чертежа, используя в качестве имени 1аЬог1.

3. Войдите в режим 8ЕТТШС8 в экранном меню режимов.

4. Командой ЫМ1Т8 установите границы чертежа, характеризующиеся угловы­ми точками (0, 0) и (12, 9).

5. Наберите команду 8ТАТО8 в командной строке и изучите параметры черте­жа, описываемые этой командой.

6. Для возвращения в графический экран нажмите И.

7. Наберите команду 1ЛЧ1Т8. Изучите формат линейных величин, угловой формат.

8. Используя команду 8NАР, задайте сетку фиксации с интервалом 1.0. Убеди­тесь в перемещении курсора строго по углам сетки.

9. Выберите команду АХ18. Включите отображение осей.

10. Выберите команду СКГО. Установите параметры сетки экрана, равные 0.5; 2.5; 5.0.

11. Вернитесь в меню режимов Аи^оСАБ и войдите в режим БКА\У.

12. Выберите команду ЬШЕ из экранного меню. Попробуйте вводить координа­ты точек линии из командной строки, например, 3.3, 5.5, 8.3 и т.д., затем про­должайте построение линий с помощью перекрестия экрана. Примените опцию СШ8Е для построения замкнутого многоугольника.

13. Вызовите команду СШСЬЕ. Нарисуйте окружность, указав ее центр и радиус. Используйте режим отслеживания БКАС.

Упражнение № 5. Аи1оСАй. Синтез изображения из графических примитивов и редактирование

1. Начните новый чертеж.

2. Постройте графические примитивы: дуги, линии, полилинии, кольца. Ис­пользуйте команды АКС, ЬШЕ, РЬШЕ, СШСЬЕ в режиме БКА\У.

3. Напишите какой-нибудь текст командами ТЕХТ или БТЕХТ.

4. Для отработки команд редактирования рисунка вернитесь в главное экран­ное меню и задайте режим ЕБ1Т. Вызовите команду МОУЕ. На первый запрос укажите центр окружности, а на второй (§есопс1 рот!) укажите точку в другой части экрана.

5. Вызовите команду СОРУ. Выберите изображение (укажите на объект и на­жмите Еп1ег) и скопируйте его в другую часть экрана. Попробуйте режим мульти­плицирования копий, набрав М на вопрос о базовой точке и указав несколько точек для вставки копий. Для окончания режима дайте пустой ответ.

6. Вызовите команду КОТАТЕ и поверните выбранный объект на 45°, 21°, 27°.

7. С помощью команды ЕКА8Е удалите все объекты, кроме двух.

8. Зеркально отобразите один из выбранных объектов относительно оси симмет­рии, заданной под любым углом к осям координат, с помощью команды М1ККОК.

9. Постройте квадрат. Вызовите команду АККАУ и, пользуясь опциями «Р» и «К», создайте круглую и прямоугольную (3x2) матрицы.

10. Сотрите изображения.

Упражнение № 6. Аи1оСАй. Уровни чертежа

Построение дорожного знака, укрепленного на столбе.

1. Выберите ветвь 1 главного меню. Создайте новый файл чертежа. Войдите в графический редактор системы.

2. Задайте значение шага сетки фиксации 0, 5 (команда 8NАР).

3. Создайте два новых слоя 2КАК и 8ТОЬВ разных цветов и разных типов линий (команда ЬАУЕК).

4. Запросите список заданных слоев и сделайте слой ИЧАК текущим.

5. С помощью команды РО^УСОN задайте два четырехугольника, вписанных в окружности диаметром 4 и 3 соответственно, с центром в точке (5, 6).

6. Измените тип линии для слоя 8ТОЬВ на пунктирную (ВА8НЕВ) и сделайте его текущим слоем.

7. С помощью команды ЬЕЧЕ начертите невидимую часть столба. Обновите изоб­ражение на экране. В случае необходимости используйте команду ЬТЗСАЬЕ.

8. Сделайте слой 0 текущим слоем.

9. Начертите видимую часть столба (ЬГЧЕ).

Упражнение №7. Аи1оСАй. Размеры и штриховка

1. Начните новый чертеж.

2. Задайте командой 8NАР разрешающую способность 0, 01.

3. С помощью команды 1ЛЧ1Т8 установите формат представления числовых ве­личин с двумя значащими разрядами после десятичной точки.

4. Установите требующиеся значения системных переменных «размеривания» командой В1М.

5. Начертите прямоугольник, треугольник, ломаную, две окружности.

6. Нанесите вертикальные, горизонтальные, параллельные, угловые размеры, а также размеры диаметра и радиуса окружностей (В1М).

7. Начните новый чертеж.

8. Изобразите правильный треугольник, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в окружность.

9. Размножьте изображение до трех с помощью команды СОРУ.

10. Запишите одно из изображений как блок (команды ВЬОСК, КОШЧЖ, вос­становление ООР8).

11. С помощью команды НАТСН заштрихуйте 1-е изображение штриховкой обычного типа (14), 2-е изображение — «внешней» штриховкой, 3-е — «игнори­рующей». Примените команду СОЬОК для получения цветной штриховки.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 Графический редактор РашШгизН

Время выполнения 8 часов.

Задание. Создайте с помощью РатШгшЬ компьютерный вернисаж. Тематика выбирается каждым студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

Лабораторная работа № 2 Графический редактор СогеЮгаш

Задание. Нарисуйте на экране с помощью СогеГОга^ картинку «Мой город, моя улица, мой дом».

Тематика выбирается каждым студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

Лабораторная работа № 3 Система автоматизированного проектирования Аи(оСАй

Время выполнения 6 часов.

Задание. Изобразите чертеж объекта с размерами.

Варианты заданий

№ пп. Объект № пп. Объект № пп. Объект
  Стол   Петля   Пружина
  Стул   Тумба   Полка
  Болт   Гайка   Замок
  Оконная рама   Шуруп   Лестница
  Гантели   Гвоздь   Компьютер
  Штанга   Скоба   Принтер
  Колесо   Коленвал   «Мышь»
  Дверь   Шарнир   Дискета

 

Дополнительная литература

1. Ермолович Е.А., Макарова С. В., Хегай Л. Б. Операционные системы и инфор­мационные технологии. — Красноярск, 2000.

2. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии. — М.: ФБФ, 1998.

3. Ефимова 0.у Морозов В., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. — М.: ФБФ, 1998.

4. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика. — М.: Наука, 1991.

5. Котов Ю.В., Павлова А.А. Основы машинной графики. — М.: Просвещение, 1993.

6. Корриган Д. Компьютерная графика: Секреты и решения: Пер. с англ.. — М.: Энтроп, 1995.

7. Макарова Н. В. и др. Информатика. Практикум по технологии работы на компь­ютере. — М.: Финансы и статистика, 1998.

8. Олтман Р. СогеШКАЛУ! Для профессионалов: Пер. с англ. — М.: Энтроп, Март; Киев: Век, 1996.

9. Форматы графических файлов / Сост. А. С. Климов. — СПб.: НИПФ «ДиаСофт Лтд.», 1995.

10. Шикин Е.В. Начала компьютерной графики. — М.: Диалог-МИФИ, 1994.

11. Шульте М. СогеГОКА\У! 5.0. Все программы пакета: Пер. с англ. — СПб.: ВУН — Санкт-Петербург, 1995.

§ 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ

Рекомендации по проведению занятий

В начале занятий преподаватель знакомит студентов с основными видами баз данных, функциями и возможностями СУБД (1 — 2 семинарских занятия); на при­мере демонстрационной базы данных «Борей», встроенной в СУБД Ассезз, объяс­няет суть выполняемых упражнений.

На последующих занятиях студенты выполняют лабораторные работы и сохра­няют свои результаты в отдельных папках для последующей защиты перед препо­давателем.

Краткие сведения

Для выполнения практической работы можно использовать любую систему управ­ления базами данных (СУБД), имеющуюся в наличии на ваших компьютерах. В силу большой популярности и распространенности в вузах пакета М8 ОШсе ниже рас­сматривается СУБД Мкгозо/1 Ассезз.

М8 Ассезз — это функционально полная реляционная СУБД. Запустить систему можно несколькими способами:

• запуск с помощью главного меню в \УШОО\У8'95;

• запуск с помощью Проводника;

• запуск с помощью ярлыка;

•и др.

Основные элементы главного окна Ассезз, о которых необходимо иметь пред­ставление, таковы.

Строка заголовка. В строке заголовка отображается имя активной в данный момент программы.

Пиктограмма системного меню. Такая кнопка имеется в верхнем левом углу глав­ного окна практически любого приложения. После щелчка на этой пиктограмме появляется меню, которое позволяет перемещать, разворачивать, сворачивать или закрывать окно текущего приложения и изменять его размеры. При двойном щелч­ке на пиктограмме системного меню работа приложения завершается.

Полоса меню. Полоса меню содержит названия нескольких подменю. Когда ак­тивизируется любое из этих названий, на экране появляется соответствующее под­меню. Перечень подменю на полосе Ассе$$ и их содержание изменяются в зависи­мости от режима работы системы.

Панель инструментов. Панель инструментов — это группа пиктограмм, рас­положенная непосредственно под полосой меню. Главное ее назначение — ус­коренный вызов команд меню. Кнопки панели инструментов тоже могут изме­няться в зависимости от выполняемых операций. Также можно отобразить, спря­тать, создать новую панель инструментов или настроить любую панель инстру­ментов.

Строка состояния. В левой части строки состояния отображается информация о том, что вы делаете в настоящее время.

Окно базы данных. Это окно появляется при открытой базе данных. В поле окна сосредоточены все «рычаги управления» базой данных. Окно базы данных исполь­зуется для открытия объектов, содержащихся в базе данных, таких, как таблицы, запросы, отчеты, формы, макросы и модули. Кроме того, в строке заголовка окна базы данных всегда отображается имя открытой базы данных.

Вкладки объектов. С помощью вкладок можно выбрать тип нужного объекта (таблицу, запрос, отчет, форму, макрос и модуль). Необходимо сказать, что при открытии окна базы данных всегда активизируется вкладка-таблица и выводится список доступных таблиц базы данных. Для выбора вкладки других объектов базы данных надо щелкнуть по ней мышью.

Кнопки. Кнопки, расположенные вдоль правого края окна базы данных, ис­пользуются для работы с текущим объектом базы данных. Они позволяют созда­вать, открывать или изменять объекты базы данных.

Таблицы. Объект, который определяется и используется для хранения данных. Каждая таблица включает информацию в виде записей. Таблица содержит поля (столб­цы) и записи (строки). Работать с таблицей можно в двух основных режимах:

1. Режим конструктора. Задание структуры таблицы, т.е. определяются типы, свойства полей, их число и названия. В этом режиме каждая строка верхней панели окна соответствует одному из полей определяемой таблицы.

2. Режим таблицы. Используется для просмотра, добавления, изменения, про­стейшей сортировки или удаления данных.

Форма. Объект, в основном предназначенный для удобного ввода данных. Фор­ма — это формат (бланк) показа данных на экране компьютера. В форму могут быть внедрены рисунки, диаграммы, аудио- (звук) и видеоизображения.

Режимы работы с формой:

1. Режим форм. Используется для просмотра и редактирования данных. Режим форм предоставляет дружественную среду для работы с данными и удобный ди­зайн их представления на экране.

2. Режим конструктора форм. Используется для изменения структуры или шаб­лона формы.

3. Режим таблицы. Режим позволяет увидеть таблицу, включающую все поля форм; чтобы переключиться в этот режим при работе с формой, надо нажать кнопку таблицы на панели инструментов.

Отчет. Объект, предназначенный для создания документа, который впослед­ствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения. Отче­ты, как и формы, могут создаваться на основе запросов и таблиц.

Режимы работы с отчетом:

1. Режим предварительного просмотра. Этот режим позволяет увидеть отчет в таком виде, в каком он будет воплощен при печати.

2. Режим конструктора. Данный режим предназначен для изменения шаблона (структуры) отчета.

Макрос. Объект, представляющий структурированное описание одного или не­скольких действий, которые должен выполнить АССЕ88 в ответ на определен­ное событие. Например, можно определить макрос, который в ответ на выбор некоторого элемента в основной форме открывает другую форму. В макросы вклю­чаются макрокоманды. В М8 Ассе88 имеется свыше 40 макрокоманд. Макрокоман­ды выполняют такие действия, как открытие таблиц и форм, выполнение запро­сов, запуск других макросов, выбор опций из меню, изменение размеров откры­тых окон и т. п.

Запрос. Это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Можно создать запросы на выбор, обновление, удале­ние или на добавление данных. С помощью запросов можно создавать новые таблицы, используя данные одной или нескольких таблиц, которые уже существуют.

Таблицы в базе данных могут быть связаны. В Ассе88 используется три типа межтабличных связей:

• один к одному — каждой записи первой таблицы соответствует одна запись из второй связанной таблицы (например, есть две таблицы: Студент с полями Но­мер, Фамилия, Имя, Дата рождения, Место рождения, Год_поступления_в_вуз и таблица Сессия с полями Номер, Оценка1> Оценка 2, Оценка 3; каждому номеру таб­лицы Студент соответствует один номер в таблице Сессия);

• один ко многим — любая запись в первой таблице может быть связана с несколькими записями во второй таблице (например, есть две таблицы: таблица Студент с полями Номер, Фамилия, Имя, Факультет, Группа и таблица Библиоте­ка с полями Код, Название книги, Автор, Год_издания\ каждому номеру из табли­цы Студент может соответствовать несколько кодов из второй таблицы);

• многие ко многим — любая запись в первой таблице может быть связана с несколькими записями во второй таблице и обратно — каждая запись второй таб­лицы связана с несколькими записями первой таблицы (например, есть две табли­цы: таблица Студент с полями Номер, Фамилия, Имя, Факультет, Группа и табли­ца Спортивные секции с полями Код, Вид спорта, каждый студент может посещать несколько секций, и каждую секцию могут посещать несколько студентов);

Завершив работу с Ассе88 (или с ее приложением), надо корректно закончить сеанс. Безопасно выйти из Ассе88 можно несколькими способами:

• двойным щелчком мыши на пиктограмме системного меню в строке заголов­ка главного окна Ассе88;

• из меню Ассе88 выбором пункта Файл\Выход\

• нажатием комбинации клавиш < АЬТ +Р1>.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные элементы окна СУБД Ассе88.

2. Перечислите основные объекты окна базы данных.

3. Какие режимы работы используются для работы с таблицей, формой, отче­том?

4. Для чего нужен запрос?

Темы для рефератов

1. Информационная система (база данных) «Борей».

2. Информационные справочные системы в человеческом обществе.

3. Информационные поисковые системы в человеческом обществе.

4. Базы данных и Интернет.

5. Геоинформационные системы.

6. Проектирование и программирование баз данных.

7. СУБД Огас1е.

8. Информационная система «Галактика».

9. Информационная система «Консультант плюс».

10. Информационная система «Гарант плюс».

Темы семинарских занятий

1. Назначение и функции СУБД. Объекты СУБД Ассе88, их назначение. Режимы

работы основных объектов.

2. Создание БД, установление связей в БД.

3. Составление форм, запросов и отчетов в режиме конструктора, при помощи

мастера.

Рекомендации по программному обеспечению

Для выполнения лабораторно-практических занятий рекомендуется одна из следующих программ:

1. БЪазе - 3, 4, 5;

2. РохРго;

3. Рагадох;

4. СШрег;

5. Ассезз;

6. Огас1е.

Задачи и упражнения

Создание БД, ввод и редактирование данных

Упражнение № 1. Формирование структуры таблицы

Создать новую базу данных — сведения о студентах вашего потока. Для этого выполнить следующие действия:

1. Запустить Ассе88.

2. При запуске появится диалоговое окно, в котором надо выбрать строку Новая база данных.

Примечание. Если Вы в пункте 2 отказались от диалогового окна, то далее вы­полните следующие действия для создания новой базы данных:

• нажмите кнопку Создать на панели инструментов или воспользуйтесь пунк­том меню Файл\Создать;

• в появившемся диалоговом окне Создание выберите вкладку Общие\

• щелкните по пиктограмме Новая_база_данных и подтвердите выбор.

3. В окне Файл новой базы данных указать имя новой БД (например, «Дека­нат») в поле ввода Имя файла и сохранить в нужной папке. Нажать кнопку Создать.

4. В появившемся окне База данных активизировать вкладку Таблицы и щелкнуть по кнопке Создать.

5. Создать таблицу, воспользовавшись Конструктором. В окне Новая таблица выбрать пункт Конструктор и подтвердить выбор.

6. Определить поля таблицы

Поле Тип поля Размер поля
Номер Текстовое  
Фамилия Текстовое  
Имя Текстовое  
Отчество Текстовое  
Дата рождения Дата Краткий формат
Группа Текстовое  
Дом. адрес Текстовое  

 

В появившемся окне создать поля базы данных, согласно следующей таблице. Для ввода типа поля использовать значок всплывающего меню, который появля­ется при установке курсора в столбец Тип данных.

7. Определить первичный ключ для таблицы. В данной таблице ключевым яв­ляется поле Номер. Чтобы сделать поле ключевым, выделить его и выбрать меню Правка\Ключевое_поле или нажать кнопку Ключевое_поле на панели инструмен­тов. При этом слева от имени ключевого поля таблицы появится изображение ключа.

8. Закрыть заполненную таблицу.

9. Сохранить ее под именем ФИЗИКИ.

Упражнение № 2. Ввод и редактирование данных

1. В окне База данных появилось имя сохраненной таблицы. Для того чтобы вво­дить данные, надо открыть ее в режиме таблицы. Щелкнуть на кнопку Открыть. (Если Вам необходимо внести изменения в структуру созданной таблицы, необхо­димо нажать на кнопку Конструктор.)

2. Занести в таблицу 6 — 7 записей. Для поля Группа использовать номера 56, 57, 58.

3. Отредактировать введенные в таблицу данные: заменить во второй записи фамилию.

4. В поле Дата рождения изменить в первой записи год рождения.

5. Удалить последнюю запись в таблице. Для этого нужно выделить ее: устано­вить курсор мыши к левой границе таблицы до изменения его в виде стрелки, направленной вправо, щелкнуть мышью и нажать клавишу Ве1е1е.

6. Добавить еще две записи.

7. Сохранить таблицу и закрыть ее.

Упражнение № 3. Разработка однотабличных пользовательских форм

Данные в таблицу БД удобнее вводить, если воспользоваться экраном в виде некоторого бланка (формы). Такой способ позволяет видеть на экране все данные одной записи.

Создать однотабличную пользовательскую форму для ввода и редактирования данных в ранее созданную таблицу. Для этого выполнить следующее:

1. В окне База_данных активизировать вкладку Форма.

2. В том же окне нажать кнопку Создать.

3. В диалоговом окне Новая_форма выбрать строку Мастер и выбрать в качестве источника данных имя таблицы ФИЗИКИ, подтвердить выбор.

4. В появившемся окне выбрать поля для создаваемой формы (выберем все име­ющиеся).

5. Дальнейшие действия выполнить самостоятельно (стиль формы выбрать — Обычная).

6. Добавить в таблицу 1 — 2 записи в режиме формы.

7. Познакомиться с возможностями перемещения в таблице, представленной в виде формы (переместиться на следующую запись и обратно, к первой записи, к последней записи, новая запись).

8. Закрыть окно формы.

9. Открыть таблицу ФИЗИКИ и просмотреть добавленные записи в таблице.

10. Закрыть таблицу, выйти в окно База_данных.

Упражнение № 4. Разработка отчета

1. В окне База_данных активизировать вкладку Отчеты и щелкнуть кнопку Со­здать.

2. С помощью Мастера отчетов создать отчет для вывода сведений о студентах группы, выбрать для отчета следующие поля: Номер, Фамилия, Имя, Дата рождения. В качестве источника данных использовать таблицу ФИЗИКИ. При создании отчета использовать сортировку по полю Фамилия, вид отчета Табличный, стиль Строгий. Ввести имя отчета (по умолчанию Ассезз вводит имя таблицы-источника).

3. Закрыть отчет и выйти в окно База___данных.

Упражнение № 5. Поиск, сортировка и отбор данных

Поиск:

1. Открыть таблицу ФИЗИКИ в режиме Формы.

2. Осуществить поиск какого-либо студента по полю Фамилия. Для этого выпол­нить следующее:

• установить курсор в строку поля, по которому будет осуществляться поиск (в нашем случае это поле Фамилия);

• выполнить команду Правка\Найти или нажать на пиктограмму Найти для вывода диалогового окна Поиск (если такая фамилия встречается несколько раз, использовать кнопку Найти_далее).

3. Закрыть окно формы.

Сортировка:

4. Открыть таблицу ФИЗИКИ.

5. Отсортировать записи таблицы в алфавитном порядке по полю Фамилия. Для этого выполнить действия:

• установить курсор в поле Фамилия;

• выполнить команду Записи\Сортировка\По_возрастанию или воспользоваться пиктограммой Сортировка_но__возрастанию.

Фильтр:

6. Используя фильтр, вывести на экран список студентов группы 57. Для этого выполнить действия:

• выполнить команду Записи\Изменить_фильтр или использовать пиктограмму Изменить_фильтр\

• установить курсор в поле Группа, нажать на значок всплывающего меню и выбрать номер нужной группы;

• выполнить команду Фильтр\Применить_фильтр или использовать соответ­ствующую пиктограмму;

• чтобы убрать фильтр, воспользоваться командой Записи\Удалить_фильтр или применить ту же пиктограмму, только теперь ее назначение — Убрать_фильтр\

• закрыть таблицу.

7. Открыть таблицу ФИЗИКИ в режиме Формы и выполнить тот же фильтр: отобрать студентов группы 57 мужского пола. Для этого выполнить действия:

• в поле Формы найти запись, которая содержит номер нужной группы (57);

• установить курсор в поле, по которому будет осуществляться фильтр (Группа);

• выполнить команду Записи\Фильтр\Фильтр_по_выделенному или воспользо­ваться соответствующей пиктограммой на панели инструментов;

• таким же образом выполнить выборку студентов мужского







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 967. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия