Студопедия — Кому и куда выплачивается закят
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кому и куда выплачивается закят






В Священном Коране список получателей закята регламентируется следующими аятами:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (Священный Коран, 2: 177).

 

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом». (Священный Коран, 2: 215)

 

«Милостыня полагается неимущим, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом». (Священный Коран, 2: 273)

 

«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый». (Священный Коран, 9: 60)

 

Т.е. согласно Корану претендовать на получение закята могут бедные, неимущие [33], те, кто занимается сбором и распределением закята, для склонения и расположения людских сердец, освобождение (рабов) от зависимости, помощь должникам, расходование на пути Аллаха[34], помощь путникам[35].

Ставки закята зависят от вида имущества и составляют от 2, 5% до 20%. Наиболее часто используемая ставка- 2, 5%. В частности, она распространяется на денежные средства, ценные бумаги, паи ПИФов.

Сбором и распределением закята занимается либо государственная структура, либо централизованная религиозная организация мусульман. Централизованный орган выступает как посредник между плательщиками и получателями закята. Наличие этой категории в Коране свидетельствует о том, что вполне оправданно наличие профессионального органа, ведающего вопросами закята, что закят - это не хаотичное движение материальных средств от богатых к бедным, а рациональная система, порядок в которой наводится за счет собираемых средств. Во время пророка Мухаммада эта категория была представлена сборщиками закята, людьми, которых Пророк назначал быть ответственными за это дело и давать отчет об объеме собранных средств, направляемых на содержание специализированного органа, ведающего закятом. Абу Йусуф в своем труде, составленном по поручению халифа Харуна ар-Рашида, писал: «... тем, кто занят сбором закята, имам дает столько, сколько им нужно, составит ли это больше или меньше 1/8 всего собранного налога. Имам дает из собранного налога тому, кому он поручил (ведать сбором налога) без расточительности, но и без (излишней) скупости, а остальная часть налога распределяется между остальными категориями: одна доля бедным и неимущим, одна доля должникам, кто не в состоянии расплатиться со своими долгами, странникам, отбившимся от каравана, тоже одна доля для продолжения пути...»[36]. Существуют примеры того, как закят распределялся целиком только на 1-2 категории. Согласно одному из хадисов, однажды Умару ибн Хаттабу принесли собранный налог в пользу бедных, и он весь его отдал членам одной семьи.

Нельзя сделать однозначный вывод, должен ли закят быть частью налоговой системы либо даже заменить собою налоги. Если исходить из концепции межбюджетного федерализма, в системе сбора и распределения закята действует принцип, согласно которому, все собранные средства должны распределяться в пределах территории, на которой они собирались. И только если в рамках данного региона нет потребности в средствах закята, тогда оставшаяся часть перечисляется в вышестоящую инстанцию[37].

Выплата закята практикуется и в исламских финансовых институтах путем начисления суммы закята со счетов клиентов банка (по ставке 2, 5% с остатка средств на конец года) и направления данных сумм в благотворительные либо религиозные организации. Помимо этого, разрешено инвестирование закятных средств в целях увеличения суммы закята: «Закятные средства разрешается вкладывать в инвестиционные проекты, результаты которых перейдут в собственность лиц - получателей закята, имеющих, согласно шариату, на это право, а также в те проекты, что поступят в управление официальных организаций, ответственных за сбор и распределение закята. При этом должны быть удовлетворены первичные потребности и нужды получателей закята, имеющих на это право по шариату, и предоставлены необходимые гарантии сохранности закятных средств от необоснованных потерь».

Исламские банки подвержены большему риску, чем банки в традиционном процентном кредитовании, поэтому одной из отличительных черт ее является большее раскрытие информации о клиенте банка, и таким образом, клиент и банк вступают в долгосрочные партнерские отношения. Такая схема может предусматривать и договор о том, что клиент выплачивает свои закятные средства в банк (специально созданный при банке фонд), поскольку он является его гарантом, средства поступают в фонд банка и уже оттуда распределяются на благотворительность. Такая практика существует, в частности, в Малайзии. Фонд, в свою очередь, как юридическое лицо, также выплачивает закят.

По мнению проф. М. Кахфа, ни одной из стран, где вопросы сбора и распределения закята так или иначе регулируются государством, не удалось собрать закят свыше 0, 1% ВВП, - суммы, которой недостаточно для решения проблемы бедности, в результате чего даже спустя десятилетия практики сбора закята на уровне государства уровень бедности все еще достаточно высок в этих странах. Причина, по мнению профессора, кроется в недостаточно рациональном использовании принципов исламского права.

Среди причин относительно низкой величины суммы собранного закята малазийские эксперты отмечают низкий уровень просвещения и образования мусульман, как простых налогоплательщиков, так и бизнесменов. Таким образом, эффективная система сбора и распределения закята не будет достигнута при недостаточно развитой системе исламского образования. И об этом свидетельствуют примеры мусульманских государств, в том числе тех, где ислам провозглашается официальным курсом правительства.

Итак, к особенностям социальной благотворительности в исламском бизнесе относятся следующие: 1) Социальная ответственность, выражающаяся через благотворительную практику, прежде всего, в форме закята, занимает очень важное место; задача решения проблемы бедности и, в значительной степени, - социального развития - возложена именно на экономических агентов. Государство, либо иной централизованный орган выполняет лишь распределительную и координирующую функцию. 2) Четко определены направления расходования закята, причем действует принцип географической близости, т.е. в первую очередь закят распределяется на решение социальных задач в том регионе, где он был собран. 3) Многие субъекты исламского бизнеса практикуют ежегодную выплату на благотворительные цели определенной доли (2, 5%) своего имущества. Такого рода практика существует независимо от того, закреплен ли закят в качестве обязательного налога в государственной системе.

4) Закят пока еще не практикуется в достаточной степени для решения социально-экономических задач. Однако с развитием исламских финансовых институтов можно ожидать и распространение практики закята, что, в свою очередь, может привести к большим вливанием в социальную сферу экономики.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 731. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия