Студопедия — Промышленная революция: конструирование, массовое производство и эстетика машин
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Промышленная революция: конструирование, массовое производство и эстетика машин







 



 

Литература

Глазычев В.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М., 1989.

Персам Р. Краткий экскурс в историю антиквариата. Часы. М., 1997.

Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен и до наших дней. М., 1982.

Рождение времени. История образов и понятий: Каталог выставки. Мюн­хен, 2000.

Рубец А.Д. История автомобильного транспорта в России. М., 2003.


Массовое производство и мануфактуры

Зарождение дизайна всегда связывают с индустриализацией и меха­низацией производства, обусловленными промышленной революци­ей в Британии в середине XVIII — первой трети XIX в. Промышлен­ная революция — это прежде всего внедрение в процесс производства станков. Это замена уникальных движений ремесленника воспроиз­водимыми, повторяющимися движениями машины.

Первыми машинами, заменившими ручные операции, были ткац­кие станки на мануфактурах. В движение все эти механизмы приво­дились либо животными, либо водяными колесами. В начале XIX в. был изобретен механизм для автоматизации ткацкого процесса, воз­никли перфорированные карты, на которых информация об узоре, выполняемом на жаккардовом станке, записывалась пробивкой от­верстий.

Еще одна особенность промышленной революции — развитие массового производства, требовавшего механизации и упрощения технологий. В дальнейшем фабрики развивались в сторону все боль­шей оптимизации, рационализации процессов, разделения техноло­гических операций, применения паровых машин для приведения в действие все более совершенных обрабатывающих станков.

Традиционно наиболее точными областями производства были ювелирное дело, изготовление часов, механических и оптических приборов, измерительной техники. После изобретения печатного станка и наборного металлического шрифта к ним присоединилась и полиграфическая техника. Причем по степени массовости изготовле-

L



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 37


 


ния изделий — литер, по степени стандартизации — увязки и соблю­дения размеров, по степени сложности самого процесса книгопечата­ния, распадавшегося на множество взаимосвязанных процессов и операций, этот вид производства вошел в число лидеров. Не случайно с середины XV в., со времен Гутенберга, лучших результатов в созда­нии шрифта и всего комплекса печатной техники добивались люди, знакомые с тайнами металла, высокоточными и тонкими способами его обработки.

Само появление книгопечатания и тиражирования изображений также повлияло на вычленение дизайна в самостоятельную профес­сиональную сферу. Уже с XVI в. известны книги и папки с листами, на которых изображены орнаментальные мотивы. Тонко исполнен­ные гравированные увражи были необходимы мебельщикам, тка­чам, ремесленникам, занимавшимся оформлением интерьеров. Ху­дожник не задумывался о том, в каком конкретном материале, в каком изделии его рисунки будут использованы. Так проектирова­ние, рисование образцов начинает выделяться в самостоятельную профессию.

Подобное разделение проектирования и реализации мы встречаем уже в середине XVII в. в созданной при дворе французского «короля-солнца» Людовика XIV мануфактуре. Она более известна как фабрика гобеленов, однако здесь же производили инструменты, создавали и декорировали кареты и мебель, обучали подмастерьев. Фабрика по­ставляла все необходимое для внутреннего убранства дворца. Снаб­жал рисунками все производство ее директор, придворный художник Шарль Лебрен1.

Проект Петра I

Все реформы Петра I — это грандиозный проект радикального пере­устройства России. За образец была взята Голландия — страна, пере­довая в мореходном и судостроительном деле. Петру импонировало общее ощущение жизни, равенство крестьянской и городской культу­ры, наук и ремесел, искусства и техники, ценность индивидуальной инициативы, изобретательности, относительная самостоятельность и благосостояние городов.


Началом этого проекта стало знаменитое Великое посольство, ког­да три посла — Лефорт, Головин и думный дьяк Прокопий Возницын, а также «Преображенского полка урядник Петр Михайлов» (т.е. сам царь) отправились в Европу. «В центре внимание — мануфактуры, верфи, арсеналы, порты, корабли, крепости, мастерские, монетные дворы, университеты, коллекции, музеи, анатомические театры, ла­боратории, школы, дороги, мосты, средства передвижения»1.

На верфях Ост-Индской компании при участии Петра как кора­бельного плотника был заложен фрегат «Святые апостолы». Через три месяца его спустили на воду. Это был подарок Амстердама Петру, и он тут же переименовал судно в «Амстердам».

В России по указу Петра была переведена на русский язык книга Карла Алларда «Новое галанское корабельное строение глашающее совершенно чинение корабля». В Голландии суда строили, в основ­ном полагаясь на богатый практический опыт и чутье. Петру же нуж­ны были ясные и твердые правила определения размеров и пропор­ций для того, чтобы самостоятельно строить отечественный флот в России. За знаниями о теории кораблестроения он отправился к анг­лийскому кораблестроителю Чарлзу Бентаму.

Вернувшись в Россию, Петр проводит ряд срочных реформ прак­тически во всех сферах жизни государства. 2 января 1703 г. по его ука­зу выходит первая русская газета — «Ведомости». Редактировал ее сам Петр. Светская полиграфия потребовала реформы шрифта, и в 1708—1710 гг. взамен прежнего церковно-славянского вводится гражданский шрифт, образцом для которого послужили голландские литеры. В Санкт-Петербурге в 1719 г. открывается для всеобщего обозрения Кунсткамера — музей диковин, привезенных Петром из Европы: приборов, моделей, медицинских препаратов. Голландская модель была взята в качестве образца и при создании Академии наук (1724). Здесь под одной крышей работали ученые, изобретатели и ху­дожники, учились переплетному делу и рисованию (вначале она на­зывалась «Академия наук и художеств»), а в Инструментальной пала­те изготовляли и чинили гномоны, чертежные и навигационные инструменты.

Среди изобретателей и инженеров в России XVIII в. наиболее раз­носторонне одаренным был Андрей Константинович Нартов. Он конструировал промышленные, чисто функциональные механизмы и


 


1 См.: HeskettJ. Industrial Design. London, 1995. P. 12.


L


1 Андреев И. Путешествия Петра I. Диалог культур // Знание — сила. 2004. № 4. С. 86.



 


 


 
 


 

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

устройства (например, винторезный станок, токарный и копироваль­ные станки, приводимые в движение ножной педалью, скорострель­ную батарею из 44 мортирок). С 1736 г. Нартов руководил Инструмен­тальной палатой Академии наук. Ему приходилось проводить экспертизу проектов, самому придумывать механизмы для поднятия тяжелых колоколов на звонницы. Занимаясь также медальерным де­лом (в те времена большой популярностью пользовались всевозмож­ные памятные медали), Нартов изобрел станок, позволявший выре­зать в металле точные копии форм, сделанных в других, более податливых материалах — гипсе, воске. Один из таких станков был подарен Петром I в 1717 г. генеральному управляющему почт и сооб­щений Франции [см.: Гизе, 1988. С. 68—71].

Станки Нартова сохранились в музеях (в частности, в Эрмитаже) в виде натурных образцов и на рисунках. По своим формам они напо­минают модели архитектурных со­оружений. Узнаются архитектур­ные детали: колонны, основания, карнизы. Тектоника статичных не­сущих и несомых частей передана при помощи элементов архитек­турных форм господствовавших в то время стилей. В этих станках причудливо соединены машинная эстетика и архитектурный декора­тивный орнамент (рис. 6).

Рис. 6 А.К. Нартов. Проект токарно- копировального «овалистого» станка. Из рукописи «Театрум махинарум». 1736—1755

Свои проекты Нартов предла­гал издать в виде иллюстрирован­ного альбома с посвящением Пет­ру I. «Театрум махинарум» — так называл он свою рукопись. Но подготовлена она была уже после смерти императора, и проект ос­тался неосуществленным.

Среди последних работ Нарто­ва — станок для изготовления многозаходных винтов с прямо­угольной нарезкой. (Аналогичные станки были построены лишь в конце XVIII в. — Джоном Уилкинсоном в США и Генри Модели в Великобритании.) В этом станке уже предполагался механический


Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 39

суппорт, а также набор сменных зубчатых колес для разной скорости резания.

Всемирные выставки и Хрустальный дворец

В период промышленной революции техника превращается в непо­средственный источник чисто дизайнерских методов проектирова­ния. Использование металла, стандартизация форм и элементов тре­бовали применения комбинаторных систем. Так были созданы знаменитый Хрустальный дворец в Лондоне (1851) и Эйфелева башня в Париже (1889).

Говоря об эпохе промышленной революции, мы впервые сталки­ваемся не просто с дизайном как видом компоновочной и изобрета­тельской деятельности. Мы отмечаем появление проекта как проме­жуточного продукта деятельности проектировщика. Проекта как некоего документа, модели, изображения внешнего вида будущего сооружения и записи алгоритма его создания. Лучше всего это иллю­стрирует история создания Хрустального дворца.

Металлические конструкции применялись в строительстве еще в конце XVIII в. В 1779 г. берега р. Северн в Колбрукдейле (Англия) соединил мост из чугунных деталей. При возведении зданий исполь­зовались литые чугунные детали ограждений, лестницы, колонны и даже фермы перекрытий.

Знаменитая Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, так же как Хрустальный дворец — символом Всемирной выставки в Лондоне 1851 г., — два наиболее ярких примера использования металла в стро­ительстве. И тот и другой объект были смонтированы из деталей в сжатые сроки, по заранее намеченному плану, проекту, чертежам.

Примерно за год до проведения Всемирной выставки в Лондоне был объявлен конкурс на лучший проект центрального павильона — одноэтажного здания из огнестойких материалов, с освещением через крышу, площадью около 8 га. Ни один из 245 проектов не был принят. Все предлагали здание из камня, похожее или на готический собор, или на вокзал. В момент обсуждения в спор вмешался Джозеф Пакс-тон, управляющий садов герцога Девонширского, волею судеб ока­завшийся знакомым с членами выставочного комитета. Получив за­верение, что еще одно предложение будет рассмотрено при условии его соответствия всем требованиям комиссии, он вместе с инженером


L


     
 
 
 


 

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

по строительству железных дорог за восемь дней спроектировал зда­ние принципиально новой конструкции, причем проект включал не только собственно чертеж здания, но и план его постройки. В столь же рекордные сроки — 4 месяца — павильон был возведен в лондон­ском Гайд-Парке1. Всемирная выставка, как и планировалось, откры­лась 1 мая 1851 г., и многие восприняли Хрустальный дворец как ее главный экспонат.

Павильон достигал 555 м в длину и 124 — в ширину. В плане соору­жение имело крестообразную форму. Центральный продольный неф, или «главный проспект», составлял 22 м в ширину и 20 м в высоту. Поперечный неф был на целый ярус выше (32, 9 м) и имел арочное за­вершение (рис. 7)2.

Таким образом, в ос­нове построенного Хрус­тального дворца лежал не столько опыт ремеслен­ников в обработке мате­риалов, сколько выпол­ненный на бумаге проект с изображением внешне­го вида сооружения, от­дельных деталей, схем монтажа.

Рис.7 Дж. Пакстон. Хрустальный дворец. 1851

Секрет быстроты воз­ведения — в способе про­ектирования по принци­пу конструктора. Из «конструктора системы Пакстона» можно было бы собрать не один десяток различных по планировке и высоте выста­вочных помещений. Использовалось несколько основных типов дета­лей: несущие чугунные колонны, пустотелые внутри для большей лег­кости и жесткости, а также для стока дождевой воды; поперечные балки-фермы (их конструкция заимствована из практики строитель­ства железнодорожных мостов) с утолщениями в средней части, там, где наибольшие нагрузки; арки и детали стен — прозрачные рамы.

1 В 1852—1854 гг. дворец разобрали и перенесли в Сайденхэм, где он простоял бо­
лее восьми десятилетий, став для четырех поколений англичан местом развлечений,
центром демонстрации достижений науки, здесь устраивались концерты и давались
обеды. В 1936 г. Хрустальный дворец был уничтожен пожаром.

2 См.: Кихлштедт Ф. Т. Хрустальный дворец // В мире науки. 1984. № 12. С. 68—80.


Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 41

Крыша также монтировалась из стандартных деталей. Для их сборки и остекления применялись даже специальные тележки, которые пере­двигались по ребрам жесткости. Стабильность конструкции стен до­стигалась за счет стальных растяжек, связывавших прямоугольные секции здания по диагонали.

Разумеется, спроектировать подобное здание, не имея опыта со­здания аналогичных построек, невозможно. Пакстон еще лет за пятнадцать до постройки Хрустального дворца использовал ребри­стые крыши с наклонными листами стекла при проектировании теплиц и оранжерей. Наклон был необходим для того, чтобы сол­нечные лучи утром и вечером проходили через стекло перпендику­лярно.

«Хрустальный дворец стал первым в мире большим металлокар-касным зданием и первым зданием со стеклянными стенами. В его конструкции применена не виданная ранее система портальных свя­зей для компенсации возникающих при ветре боковых усилий, и кро­ме того, впервые в мире крупнейшее сооружение было возведено из заранее изготовленных модулей»1.

Это была революция в строительстве: вместо возведения стен — монтаж, вместо неразборной кладки кирпичей или каменных бло­ков — механическая сборка. Хрустальный дворец повлиял не только на развитие архитектуры выставочных павильонов, но и на формиро­вание совершенно нового типа зданий — универмагов и торговых пассажей со свободной планировкой и верхним светом. Рождался но­вый эстетический принцип освоения внутреннего пространства. Сте­ны исчезают, легкость, нематериальность конструкций создает ощу­щение «дворца для сказочного принца», как восторженно писал о постройке Пакстона Уильям Теккерей.

Каждая страна-участница имела на Всемирной выставке свой стенд. Россия выставила каслинское литье, изделия из малахита, на­родные промыслы, учебные работы Строгановского училища техни­ческого рисования. Были и специализированные отделы — паровозов и паровых машин, каретный зал. Собственно, для экспонирования этой крупной техники и возникла необходимость в создании беспро­летных галерей.

По окончании выставки многие экспонаты были закуплены и со­ставили основу лондонского Музея Виктории и Альберта (музея при-

1 Кихлштедт Ф.Т. Указ. соч. С. 71.



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство..



 


       
 
   
 


кладного искусства королевы Виктории и принца Альберта, под па­тронажем которого и проходила выставка).

На этой же выставке демонстрировалась продукция Михаэля Тонета, уроженца Боппарда на Рейне, автора технологии и целой гаммы мебели, основанной на конструкциях из гнутой древесины. Свою технологию Тонет запатентовал еще в 1841 г. Его фирма была основана в Вене и за­регистрирована на имя сыновей, потому и получила название «Братья Тонет». В Лондоне Тонет представил уже развернутую серию изделий.

Классический стул № 14 (рис. 8) с 1859 по 1930 г. был продан в ко­личестве 50 млн штук. Транспортировались стулья в разобранном ви­де, причем в 1 куб. м можно было уместить детали для 30 стульев.

Рис. 8 «Потребительский стул» № 14 фирмы «Братья Тонет» в собранном и разобранном виде. 1859

Стул легко собирался даже неквалифи­цированным рабочим. Сиденье, четыре ножки, соединительный обруч, дугооб­разная спинка и соединительные детали спинки и сиденья — все это скреплялось при помощи двух типов шурупов: обыч­ных со шлицем и более толстых, с квад­ратной головкой, которые затягивались специальным ключом. Если в процессе эксплуатации стул расшатывался, доста­точно было снова затянуть винты — и он продолжал служить.

Благодаря своей простоте, мини­мальной конструкции, лаконичности стул оказался как бы внестилевым, оди­наково пригодным как для обществен­ных заведений, так и для дома. Тонет разработал большой ассорти­мент изделий, построенных на едином конструктивном принципе — гнутые бамбуковые круглые в сечении детали и плоские фанерные вставки для сидений и спинок: столики, вешалки, кресла-качалки, та­буреты, скамейки, кресла, несколько типов стульев — от элементар­ного № 14 до более дорогих и изысканных.

В год празднования юбилея Французской революции в 1889 г. в Париже открылась Всемирная выставка, уже четвертая во француз­ской столице. Ее постройки и павильоны (прежде всего Галерея ма­шин и Эйфелева башня) произвели не менее ошеломляющее впечат­ление, чем в свое время Хрустальный дворец в Лондоне. Уже немолодой Гюстав Эйфель в то время был известным инженером-


L


мостостроителем. Участвовать в постройке башни — символа выстав­ки он согласился отчасти из-за того, что собирался исследовать во­просы воздухоплавания. И ему как ученому необходим был поли-гон _ высокая точка в городе, где он мог бы испытывать свои модели. За эти годы было освоено производство стальных балок, Европа нако­пила богатый опыт мостостроения. Горизонтальное сооружение Пак-стона стало возможным поставить вертикально.

Транспорт и связь - рационализация и инфраструктура

Первые сигнальные информационные системы появились в Европе на рубеже XVIII—XIX вв. В Батавии на плоском равнинном побережье Северного моря (нынешнее побережье Голландии) в 1798—1800 гг. бы­ли установлены сигнальные мачты с опускающимися и поднимающи­мися флажками в форме секторов окружности. Сообщения кодирова­лись по типу сигналов морского телеграфа. Благодаря этому телеграфу было предотвращено вторжение англичан в Голландию в 1799 г. Не случайно одним из условий Амьенского мира, заключенно­го в 1802 г., была ликвидация телеграфа, который, однако, продолжал действовать, правда в упрощенном варианте, до 1813г.1

В 1802 г. изобретен электрический телеграф, а в 1866 г. телеграф­ный кабель, проложенный по дну Атлантики пароходом «Грейт Ис-терн», соединил Старый и Новый Свет. Газеты, почта и позже теле­граф и телефон сделали мир более синхронизированным, новости в кратчайший срок становились всеобщим достоянием.

Промышленная революция охватила практически все стороны жизни — промышленное и сельскохозяйственное производство, тор­говлю и транспорт (железные дороги и паровые суда), системы связи (почта, телеграф, телефон, позднее — радио), строительство жилых домов и общественных учреждений, здравоохранение, социальную, юридическую и финансовую (биржи, банки) сферы, систему образо­вания, мир театров, музеев, публичных библиотек, спорта. Во всех этих областях почти единовременно возникла потребность в оборудо­вании, системах коммуникации, графической информации, функци­ональной организации пространства.

1 См.: The Art of Technology // The Navy Model Collection in the Amsterdam Rijksmuseum / Ed. H. Stevens. Amsterdam, 1995. P. 32.



 

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

На начальных этапах революции архитектура и прикладные ис­кусства не проявляли интереса к механике и инженерному констру­ированию. Необходимость в удобной организации рабочего места также не сразу была осознана. Созданный в 1829 г. Джорджем Сте-фенсоном паровоз «Ракета» — чисто техническая конструкция, ком­бинация технических узлов. Рабочее место машиниста лишь мини­мально организовано небольшой площадкой без ограждения, к которой подведены рычаги и рукоятки. В последующих моделях английских и бельгийских паровозов появилось сначала ограждение и лишь в конце XIX в. в связи с увеличением скорости — навес и ло­бовые окна.

Разрыв между проектированием в социокультурной сфере (в архи­тектуре и прикладном искусстве) и созданием собственно индустри­ально-технической среды (инженерно-техническое конструирова­ние) приводил к тому, что в технике использовались совершенно иные принципы и критерии отбора приемлемых вариантов.

Форма, планировка, компоновка станков и устройство фабрик оп­ределялись рациональными факторами. Так, применение паровых машин в качестве силовых установок на производстве обусловило планировку цехов: от единого привода на каждом этаже расходилась система валов со шкивами, приводившими в действие станки при по­мощи ременной передачи. В связи с этим производственные корпуса строились узкими, с окнами по бокам и световыми фонарями, чтобы максимально использовать дневной свет.

Большие производственные помещения, не разделенные перего­родками, имели свободную планировку. Открытое пространство поз­воляло управляющему персоналу наблюдать за ходом работы, а при модернизации производства легко было менять станки.

Каркасные системы в производственной архитектуре возникли в конце XVIII в., задолго до их применения в офисных зданиях. Функ­циональные требования влияли на рационализированную техничес­кую форму. Таким лишенным украшений стилем отличались чисто технические изделия: трансмиссии, больничные кровати, телеграф­ные аппараты. Ремесленное, ручное производство если и использова­лось, то лишь в изготовлении товарных знаков, эмблем.

Планировка европейских вагонов по-прежнему заимствовалась у карет и повозок. Каждое купе было изолированным и имело выход на обе стороны вагона. Элементы частного элитного транспорта приспо­сабливали к транспорту общественному. Эта старая традиция совер-


Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 45

шенно не отвечала требованиям организации пространства и транс­портных услуг. Новая модель вагона с единым пространством пришла из США и была внедрена на Вюртембергских железных дорогах в 1846 г. И хотя эта планировка очень медленно приживалась в Европе, тем не менее она сохраняется как основополагающая для всех видов общественного транспорта: два входа-выхода по концам вагона, раз­мещение сидений двумя параллельными рядами, небольшие более свободные пространства у обоих входов образуют как бы прихожие. Этот принцип позволяет рационально использовать пространство, обеспечивает каждому комфортную зону и в то же время допускает свободу перемещения по салону.

Конструкция вагона, так же как и судна, основана на модульной каркасной структуре, которая, собственно, и является несущей ра­мой. Каркас обшивается наружной оболочкой, его основные члене­ния определяют внешнюю форму: размещение и высоту оконных проемов, габариты панелей и т.д.

Железные дороги широко внедряли то, что можно назвать корпо­ративным стилем. Билеты, кассы, информационные табло, цвет, уни­форма служащих — все это было естественным и необходимым для слаженной работы всего механизма. Для прусских железных дорог в 1883 г. был разработан даже единый шрифт на основе безотсечного гротеска.

Точно так же и униформа в системе почты, ее сквозные атрибу­ты — эмблемы, марки, почтовые ящики и т.д. — служат для различе­ния среди других организаций. Именно эти службы можно считать первыми крупными системными объектами дизайна, объектами ин­фраструктуры, т.е. такой системы, которая в любом месте предостав­ляет одинаковый набор услуг и позволяет потребителю попасть в лю­бую точку своей инфраструктуры.

Изобретательский бум

Дизайн имеет много общего с изобретательством. И основное за­ключается в методе компоновки, соединения несоединимых ранее деталей, устройств, эффектов для создания нового целостного ор­ганизма.

В XVIII—XIX вв. возникло множество совершенно новых вещей — и обиходных, бытовых, и в сфере транспортных средств. Но именно



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 47


 


       
   
 
 


во время промышленной революции темп изобретательной деятель­ности, ее масштабы возрастают во много раз по сравнению с предше­ствующими столетиями.

Девятнадцатый век обогнал восемнадцатый по числу изобретений, и многими вещами, появившимися на свет в то время, мы продолжа­ем пользоваться и поныне: консервы (1811), метроном (1812), стето­скоп (1815), театральный бинокль (1824), спички (1827), фотография (1826, 1837), лифт (1829), велосипед (1839), почтовая марка (1840), двигатель внутреннего сгорания (1856), швейная машинка (1858), почтовая открытка (1861), телефон, джинсы (1876), кока-кола (1886), граммофон (1888), целлулоидная фотопленка «Кодак» (1889), такси (1896), застежка-молния (1893) и т.д.

Какие-то новинки были чисто компоновочного характера — изоб­ретатель или дизайнер просто взял имеющиеся детали и заново их со­единил. Так ролики от рояля родили роликовые коньки (1760), так по­явились бутерброд — два кусочка хлеба с начинкой (1762) и троллейбус — автомобиль с электродвигателем (1882). Огромный па­роход «Грейт Истерн», построенный в Англии в середине XIX в. по проекту инженера Изамбара Кингдома Брунела, был еще оснащен па­русным вооружением как резервным видом тяги. Это судно — соеди­нение огромного многомачтового парусника из металла с паровой ма­шиной и гигантскими гребными колесами по бокам.

Бывает, что новые веши рождаются чисто организационным пу­тем. Например, такси — это обычный автомобиль в роли извозчика. Какие-то вещи невозможны без более решительной переделки дета­лей и их соединения в работающую конструкцию. К ним относятся вещи — родоначальники целых семейств и классов: телефоны, фото­аппараты, велосипеды, автомобили, самолеты. Инженер, часто сам того не ведая, выполнял и роль дизайнера, поскольку ему предстояло дать новой конструкции некий внешний вид. Иногда внешняя форма выглядела вполне естественно, иногда, как в случае с первым автомо­билем, получалась карета без лошади.

В конце XIX в. велосипед был уже популярным видом транспорта. Упрощение его формы и конструкции стало итогом экспериментов и проб. В архивах патентных бюро сохранилось множество вариантов конструкций и способов использования велосипедов. Тут не только двухколесные, но и трех- и четырехколесные, воздушные и водные ве­лосипеды, велодрезины для железнодорожных рабочих, велосипеды с ручным приводом.


 


А начиналось все с двухколесных деревянных самокатов. В 1801 г. крепостной крестьянин Ефим Артамонов приехал на своем двухколес­ном железном «коне» из Екатеринбурга в Москву на коронацию Алек­сандра I. Получил вольную и уехал обратно. В 1817 г. в Германии Карл фон Дрейс соединил перекладиной два колеса, стоящие друг за дру­гом. Сидя верхом, можно было передвигаться, отталкиваясь поочеред­но ногами. Такой экипаж использовался для развлечений и получил название «hobby-horse» — конек. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1839 г. разъезжал на изобретенном им металлическом ве­лосипеде с кривошипно-шатунной передачей.

Рис. 9 Посадка на велосипед «паук». 1879

Первые велосипеды с вращающимися педалями появились во Франции, а в 1860-х гг. получили распространение велосипеды с ог­ромным передним колесом, известные в России под названием «па­ук», а в Англии — «penny-farthing» (четверть пенни). Их пропорции диктовались функциональными особенностями. Скорость передви­жения зависела не только от быстроты вращения педалей, но и от раз­мера колеса. Большое колесо за один оборот проезжало большее рас­стояние. Диаметр колеса, определяемый скоростью, при которой велосипед обретал устойчивость, а также длиной ног велосипедиста, достигал 120—130 см. Велосипедист, таким образом, сидел на высоте около полутора метров. Для того чтобы оседлать машину, требова­лось разогнать ее, а затем по сту­пеньке над задним маленьким колесом быстро вскочить на ходу на сиденье, поймав ногами вра­щающиеся педали (рис. 9). В ав­стрийской армии была даже предпринята попытка создать специальные велосипедные вой­ска на «пауках».

На смену этой конструкции в 1870-е гг. пришел велосипед Джона Кемпа Старли из Ковентри. Наиболее удачная его модель — «Ровэр» (1885) — предшественник современного велосипеда. В ней были усо­вершенствованы некоторые элементы. Во-первых, педали, закреп­ленные на оси ведущего колеса, заменила цепная передача. Это поз­волило уменьшить диаметр колес, сделать их равными и опустить седло. Посадка стала более удобной, безопасной. Во-вторых, вместо стальной дуги Старли установил ромбовидную раму. Причем с нача-



Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство... 49

 

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

лом производства бесшовных стальных трубок рама стала пустотелой и более легкой. В-третьих, поворотное переднее колесо, укрепленное на изогнутой вилке, облегчило управление. Позднее к этим новациям добавились тормоза, пневматические шины, несколько передач, эле­ктрический фонарик — и велосипед приобрел законченный совре­менный вид.

Оригинальна конструкция складного военного велосипеда, выпу­скавшегося рижской фабрикой «Лейтнер» с февраля по ноябрь 1917 г. (экспонат хранится в Политехническом музее в Москве). Он имел раму с вертикальным поворотным шарниром (разработана на мос­ковском автовеломотопредприятии «Дукс» Ю.А. Меллера); склад­ной механизм был сделан по принципу ружейного затвора. Вес вело­сипеда — 16 кг. В сложенном виде он переносился на спине при помощи специальных ремней, закрепленных за тормозную втулку заднего колеса1.

Дальнейшая эволюция велосипеда прослеживается уже в конце XX в., когда появились складные велосипеды со сверхмалыми колеса­ми (проект англичанина Алекса Моултона), велосипеды с амортиза­торами, веломобили. Особый рельеф местности и гонки на крутых склонах в Калифорнии стали факторами, породившими конструкцию горных велосипедов.

Форма велосипеда полностью определяется формой механизма. Это самый рациональный способ превратить мускульную силу чело­века в движитель. Электрогенераторы с велоприводом, водные вело­сипеды, велотренажеры и веломобили — вот области применения та­кой конструкции.

Красота в технике

В первой половине XIX в. дебаты среди историков искусства и куль­туры, архитекторов и эссеистов, писателей и художников сводились к поискам некоего «синтетического» стиля или к признанию правомер­ности использовать любые стилевые достижения прошлого. Одни считали, что достоинства промышленного продукта в открытости его формы, другие — в соответствии потребностям вкуса.

1 См.: Памятники науки и техники в музеях России. М., 1996. Вып. 2. Экспонат

№ 17.


Английский художник, директор Государственной школы декора­тивного искусства Уильям Дайс в своей лекции, фрагменты которой публиковались в «Journal of Design» (1849), утверждал, что орна­мент — необходимое дополнение для создания завершенного промы­шленного продукта. «Нет птицы без перьев, нет скелета без кожи. Ор­намент — удовольствие для органов чувств»'. Критики же орнамента в промышленном искусстве видели фальшь не столько в орнамента­ции вообще, сколько в том, что чугунные литые изделия воспроизво­дили формы деревянных или резных каменных изделий, искажая правду материала. Однако нередко именно орнамент позволял скрыть недостатки в отделке и некачественность отливок. В каких-то случаях он становился составной частью конструкции изделия.

Индустриализация привела к появлению двух концепций в мире дизайна. Первая, разделяемая большинством, заключалась в идее воз­врата к ремесленному производству, к целостности продукта, создава­емого одним мастером. Джон Рескин и Уильям Моррис — предшест­венники современных движений — по-своему пытались преодолеть разрыв между эстетичной формой и функцией, порожденной промы­шленной революцией, реформируя искусства и ремесла.

Смысл второй концепции — поддержка промышленности, хотя бы в виде пропаганды лучших образцов стиля и декора, которые можно было рекомендовать производству.

Между 1821 и 1837 гг. Карл Фридрих Шинкель и Питер Бейт собра­ли и издали в Берлине двухтомный альбом проектов под названием «Образцы для фабрикантов и мастеров». Здесь были примеры изделий времен Античности, Ренессанса, восточные текстильные орнаменты и многое другое. В предисловии настоятельно рекомендовалось не изобретать новые композиции, а повторять с верой и хорошим вкусом уже известное в истории культуры2.

Известный теоретик промышленного искусства, архитектор Гот-фрид Земпер сам оказался на переднем крае буржуазной революции в Германии. После поражения революции он эмигрировал в Велико­британию. Его интересовала проблема формообразования, проекти­рования (Gestaltung) продукции с точки зрения экономических и со­циальных условий. Он считал, что внешняя форма изделий не может рассматриваться как нечто самоценное. Использовав в качестве от-

1 Цит по: HesketiJ. Industrial Design. London, 1995. P. 21.

2 См.:







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 4043. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия