Студопедия — Сущность народной художественной культуры и народно­го художественного творчества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность народной художественной культуры и народно­го художественного творчества






 

Народная художественная куль­тура является частью художе­ственной культуры общества Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художестве­нных норм, ценностей и идеалов Спецификой народной худо­жественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражаю­щие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных на­ционально-культурных и национально — художественных тра­диций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохра­нения и развития самобытных народных художественных куль­тур каждого из них

Народная художественная культура древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни ухо­дят в традиции и обычаи восточнославянских племен, прожи­вавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественно­го творчества (песни, сказки, танцы и т.д.), В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме (" из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества. имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллиген­ции, русского дворянства и других сословий

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культу­ры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев

Народная художественная культура — более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных ви­дов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художест­венно-творческой деятельности Процесс и результаты на­родного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенно­стями его национального характера и творческих устремле­ний.

Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной пере, христианском веро­учении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его разви­тие происходило во взаимосвязи с отечественными нацио­нально-культурными традициями, с народным художест­венным творчеством.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искус­ства.

Еще один важнейший исторический пласт отечествен­ной художественной культуры, неразрывно связанный с на­родной художественной культурой - светская художествен­ная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, теат­рального и т.д.) и в связи с реформами Петра I. В светской

 

художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культ) ре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балет­ные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечест­венную почву, заметно изменились под влиянием особенно­стей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художест­венной культуры, различных видов и жанров народного творче­ства сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатыва­ли народные песни, создавали оперы, балеты и другие произве­дения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И Ф Стравинский, художники В. Вас­нецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура -сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьян­ским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее ре­зультатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художест­венная культура включает систему воплощенных в художест­венных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура вклю­чает также сложившиеся в том или ином этносе и передаю­щиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние ис­токи и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чис­тоту помыслов и духовную красоту.

 

Литература

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культуро­логию. М, 1992.

Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М. 1989.

Бакланова Т.Н. Народная художественная культура в универ­сальной гуманитарной образовательной системе // Народная ху­дожественная культура России: перспективы развития и подго­товки кадров. М., 1994. С. 90-94.

Бакланова Т.И Народная художественная культура: Сборник авторских программ. М., 1998.

Бакланова Т.Н. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве // Культуроло­гия: новые подходы. Альманах-ежегодник. 1998. №№ 3-4. С.95-112.

Бердяев Н. А. Человек. Макрокосм и микрокосм // Русский кос­мизм. М.. 1993. С. 171-175.

Бердяев Н. А Душа России // Русская идея. М., 1993. С.296-312

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.1994.

Бессознательное. Природа Функции. Методы исследований. Тбилиси, 1978.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Болотков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998.

Булгаков С Н. Моя Родина // Русская идея. М., 1993. С. 363-373. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М.. 1990

Выготский Л. С., Лурия А. Г. Этюды по истории поведения. М., 1993.

Гачев Г. Д Жизнь художественного сознания: Очерки по исто­рии образа. М., 1972 Гачев Г Д. Национальные образы мира. М.. 1988.

 

Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры Ростов-на-Дону. 1992.

Гончаров И.Ф., Гончарова Т.Н., Скворцов В.Н. Приоритетная идея русской школы: воспитание ума. СПб., 1995.

Громыко ММ., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000.

Гумилев Л Н От Руси до России: Очерки этнической истории. М. 1992.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990

Гумилев Л.Н. Этносфера; История людей и история природы. М, 1993

Гурсвич А. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоре­тические очерки. СПб.. 1993.

Гусев В. Фольклор как источник изучения социальной психоло­гии// Проблемы общественной психологии М.. 1965.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Егоров Б. Российское коллективное бессознательное. М.. 1993.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке; Очерки обшей теории. М., 1990. Ильин И.А Путь к очевидности М.1993

Каргин А.С. Народная художественная культура. М., 1997.

Карсавин Л. О. О личности // Религиозно-философские сочине­ния. Т. 1. М, 1992. С. 3-232.

Карсавин Л.П.. Восток, Запад и русская идея // Русская идея, М..1993, с 313 -323

Картины мира Взаимосвязь искусств в художественной культу­ре XX века//Вопросы искусствознания. 1993. №2-3. С. 281-286.

Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.Коул М Культурно-историческая психология М., 1997.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983

 

Народная художественная культура

Лосский И.О. Россия и русский народ// Бог и мировое зло. М, 1ОД4.

Лосский И.О. Характер русского народа// Условия абсолютного добра. М., 1991.

ЛотманЮ.М. Культура и взрыв. М,, 1992. Лурье С.В. Историческая этнология.М., 1997 Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997

Мейлах Б.С. Художественная картина мира Вопросы комплекс­ного изучения. М., 1983.

Народная художественная культура России; перспективы разви­тия и подготовки кадров// Тезисы международной научно-практической конференции. М, МГУК, 1994. Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912

Некрасова М. А. Народное искусство России; Народное творче­ство как мир целостности. М., 1983, Розанов В.В, Сумерки просвещения. М., 1990

Русская традиционная культура: Комплекс интегрированных эт­нокультурных программ для дошкольных учреждений и началь­ных школ. Научи, ред. Т.И.Бакланова. М., 1998. Русская традиционная художественная культура: Эксперимен­тальная художественно-образовательная система. Комплекс ин­тегрированных программ. М., 1996

Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992.

Русский космизм. М., 1993.

Случевский К. К, Несколько картинок культур и искусств раз­ных народов. СПб.1902.

Соколов З.В. Значение теории «социального характера» и кол­лективного бессознательного для понимания массовых социаль­ных процессов // Стиль и традиции в развитии культуры. Л., 1989. С. 38-51.

Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея. М..1992, с. 183-203 Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989 Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы рус­скими. Пед. соч. в 6 -ти т. Т 2, с.358

Федотов Г. П. Письма о русской культуре// Русская идея 1992 С. 379-419.

Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные труды по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб., 1991.

Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.

Шадриков В Д. Д\\овные способности. М., 1998

ШадриковВ.Д Этническое мышление. М., 1998.

Шкуратов В. А Психика. Культура. История. Ростов, 1990

Шпет Г, Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996

Этнические стереотипы поведения. Л, 1985.

Этнознаковые функции культуры. М. 1991.

Юнг К. Г. Архетип и символ М., 1991.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997

ЮнгК. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2850. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия