Студопедия — Философские воззрения А. Н. Радищева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские воззрения А. Н. Радищева






Александр Николаевич Радищев – зачинатель революционной мысли в России, борец против крепостного права и самодержавия, мыслитель – материалист. За оду «Вольность» и «Путешествие и Петербурга в Москву» был приговорен сенатом к смертной казни, замененной на ссылку в Сибирь на десять лет. В ссылке написал философский трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». В «Путешествии из Петербурга в Москву» критикует крепостное право и самодержавие, предсказывал восстание народа против угнетателей, свержение власти царей и помещиков, осуществление социального равенства, уничтожение сословного деления, крупной частной собственности, уничтожения тунеядства и праздности верхов. В будущем обществе, по мнению Радищева, жизнь будет строится на принципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и имущественном равенстве. Для облегчения участи народа Радищев не отказывался использовать реформы.

Материализм Радищева в основе своей был механистичным и метафизическим, сочетался с идеалистическими воззрениями на общественную жизнь и не был свободен от деизма. Вслед за французскими материалистами и Ломоносовым, Радищев рассматривал природу как проявление разных форм «телесности» (материи). К проявлениям «телесности» относятся свет, магнетизм, электричество, возникновение жизни. Природа состоит из материальных предметов, обладающих протяженностью, образом (формой), делимостью, твердостью, движением, притяжением и отталкиванием. Движение – постоянное свойство материи и без нее не мыслимо. Радищев признавал закон сохранения вещества и считал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе» (А.Н. Радищев. Избранные философские и общественно – политические произведения. М., 1952, с.315). Человека он рассматривал как высшее проявление телесности, «совершеннейшей из тварей», отличающуюся от растительного и животного мира прямохождение, речь, наличие более изящных и изощренных чувств, нравственных принципов, изобретательности, разума, склонности к общественной жизни. Речь связана с мышлением, развивает и расширяет мыслительные способности. Наконец, человек является существом общественным и немыслим вне общества. Но главное отличие – разум и способность к познанию. Познание совершается через опыт и рассуждение. С исчезновением человеческого тела исчезают ум и душа. Сама идея бессмертия души, по мнению мыслителя, порождена бедствиями и страданиями людей. Главной силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение. Большое значение в развитии общества играет труд, который в обществе распределен не равномерно, но в будущем это положение должно быть исправлено. На исторический процесс, по его мнению, влияет также географическая, «жизненные потребности», форма государственного устройства. Радищев не согласен с теми, кто считал, что одни народы более одарены, чем другие, что одни призваны развивать науку. Совершенствовать знания, двигать прогресс, другие – постоянно оставаться в младенческом состоянии; он утверждал, что «развержение народного разума зависит от стечения счастливых обстоятельств» Признавая активную роль народа в истории, Радищев не отрицал роли и значения выдающихся личностей, которые порождаются историческими потребностями. Он отстаивал как самую лучшую форму государственного правления республиканско-демократическую. Острой критике подвергал Радищев колониализм и работорговлю Англии, Америки и других капиталистических стран. Говоря о США, он осуждал строй, при котором «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мороза крова» (Там же, с.402).







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1126. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия