Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений





В семейных отношениях психологическая наука должна иссле­довать:

· как влияют национально-психологические особенности на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимо­действия и общения на выработку принципиально важных общих решений, специфику воспитательных и иных воздействий;

· в чем состоят национальные отличия в традициях и спосо­бах формирования национально-своеобразной личности в семь­ях, где родители являются представителями разных национально­стей, с характерными для каждого из них моральными и нрав­ственными ценностями, формами поведения и деятельности, спе­цифическим мировосприятием и миропониманием;

· как анализировать и правильно оценивать факторы и при­чины возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отноше­ний, обязательств людей друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Совершенно оче­видно, что все эти характеристики имеют свое национальное вы­ражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири и Дальнего Востока другие. Можно сказать и так: каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, ка­кими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношени­ях представителей своего народа.

Этот процесс достаточно сложен. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбива­ется на ряд последовательных этапов, включающих:

1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если всту­пающие в брак являются представителями разных этнических общ­ностей;

2) формирование взглядов на свою семью как многонацио­нальную;

3) реализацию собственных представлений о многонациональ­ной семье в браке;

4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонацио­нальной среды;

5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в про­цессе закрепления супружеских уз.

При этом первостепенное значение получают динамика разви­тия супружеских отношений и их национальная специфика.

На первом этапе формирования супружеских отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям се­мейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройства быта и организации досуга.

Если супруги являются представителями разных народов, час­то не все складывается гладко, на их пути встречается большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это самый трудный и опас­ный период с точки зрения стабильности брака, когда даже ма­лые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, существует доста­точно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супру­жеских отношений, — любовь, которая скрашивает обиды и сме­тает препятствия на своем пути.

На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значитель­ная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с из­менением в ролевой структуре, появлением родительских обя­занностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще единства интересов, не сложилось окончательное взаимопонимание между супругами и все еще много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфиче­ских, размолвок, закладываются предпосылки для общего, ин­тернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.

Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, свя­занными не только с рождением ребенка, но и с развитием его самосознания, с перспективами его будущей культурной адапта­ции в окружающем полиэтническом мире.

Большое значение здесь имеет и новое распределение обязан­ностей по дому между супругами разных национальностей. На­пример, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять больше внимания рабо­те по дому, помощи жене. До того это, как правило, не наблюда­ется в силу специфики национальных традиций.

Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнаци­ональными), которые их ожидают.

Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают. Меньше проблем, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей.

Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Оконча­тельно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными тради­циями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возни­кавшие ранее на этой почве.

Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с вос­питанием детей. У представителей некоторых этнических общно­стей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с деть­ми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных тради­ций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общ­ностей, совместное участие в воспитании детей способствует ук­реплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этни­ческих традициях.

В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко по­нимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В этой свя­зи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведе­нию своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отно­шение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.

Четвертый этап характеризуется гораздо большей стабиль­ностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи. Происходит полная интернационали­зация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, ре­шений, мотивов действий, так как дети подмечают всевозмож­ные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на события внутрисе­мейной жизни.

В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного, интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного ос­мысления ими своего индивидуального опыта налаживания меж­этнических отношений, понимания внутреннего мира самого близ­кого тебе человека, его этнических особенностей.

Пятый этап связан со окончательной стабилизацией супру­жеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У суп­ругов устанавливается близость, а часто и полное единство взгля­дов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нрав­ственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократиз­ма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных реше­ний. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период прак­тически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга.

Опыт исследования национальной специфики семейных от­ношений в то же время показывает, что психологическими пред­посылками их стабилизации выступают осуществляемые как в государственном, так и в семейном масштабе пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения нацио­нальных традиций каждого из супругов, учета психологических особенностей представителей различных наций, борьба с попыт­ками принижения их достоинства и национального самосозна­ния.






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 280. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия