Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетика. 1. Познание и его роль в человеческой жизни





1. Познание и его роль в человеческой жизни.

2. Сущность мышления и его роль в познании.

3. Мышление и язык

4. Логическая форма и логический закон.

5. Истина и правильное мышление.

6. Предмет логики.

7. Значение логики.

8. Понятие.

9. Понятие и слово.

10. Основные логические приемы формирования понятий.

11. Содержание понятий . Виды понятий по содержанию.

12. Объем понятия. Виды понятий по объему.

13. Родовые и видовые понятия.

14. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

15. Виды отношений между совместимыми по объему понятиями.

16. Виды отношений между несовместимыми по объему понятиями.

17. Логические операции с понятиями.

18. Обобщение и ограничение понятий.

19. Определение понятий. Виды определений.

20. Определение понятий через ближайший род и видовое отличие.

21. Правила определения и ошибки в определении понятий.

22. Приемы, сходные с определением понятий..

23. Деление понятий. Виды деления.

24. правила деления и ошибки в делении.

25. Общая характеристика и структура простого суждения.

26. Суждение и предложение.

27. Суждение и норма.

28. Деление простых категорических суждений по количеству и качеству.

29. Распределенность терминов в простых суждениях.

30. Сложные суждения. Виды сложных суждений.

31. Таблица истинности сложных суждений.

32. Основные черты правильного мышления.

33. Общая характеристика основных формальнл-логических законов.

34. Закон тождества.

35. Закон непротиворечия.

36. Закон исключенного третьего.

37. Закон достаточного основания.

38. Общая характеристика и виды умозаключений.

39. Непосредственные умозаключения. Обращение и превращение.

40. Умозаключения по логическому квадрату.

41. Определение и состав простого категорического силлогизма.

42. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

43. Общие и специальные правила простого категорического силлогизма.

44. Сокращенные силлогизмы (сориты).

45. Энтимемы.

46. Выводы из сложных суждений.

47. Индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукция.

48. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей.

49. Умозаключения по аналогии.

50. Гипотетический способ рассуждения. Виды гипотез. Построение и доказывание гипотез.

51. Логическая структура проблемы. Проблемная ситуация.

52. Гипотеза и теория.

53. Общая характеристика и структура доказательства и опровержения.

54. Виды и способы доказательства и опровержения.

55. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

56. Дискуссия и полемика. Правила ведения дискуссии.

57. Вопрос как форма знания. Виды вопросов и ответов.

58. Правила и ошибки в постановке вопросов и ответов.

В.В.Бычков

Эстетика

Допущено Научно-методическим советом Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для гуманитарных направлений и специальностей вузов России

Москва

ГАРДАРИКИ

УДК 18(075.8) ББК 87.8 Б95

Рецензенты:

главный научный сотрудник Института философии РАН

доктор философских наук, профессор Л.И. Новикова;

старший научный сотрудник кафедры эстетики философского

факультета МГУ кандидат философских наук С.А. Завадский

Б95

Бычков В.В.

Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 556с. ISBN 8-8297-0116-2 (в пер.)

Книга одного из главных отечественных специалистов в области эсте­тики, ученого с мировым именем проф. В.В. Бычкова является учебником нового поколения, основывающимся на последних достижениях современ­ного гуманитарного знания и ориентированным на менталитет молодежи XXI в. Представляет собой полный курс эстетики.

В Разделе первом дается краткий очерк истории эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий клас­сической эстетики, фундаментально подкрепленное ярким историко-эсте­тическим материалом от античности до ХХ в.

Второй раздел содержит уникальный материал новейшей неклассичес­кой эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодер­нистского художественно-эстетического опыта ХХ в. и актуального фило­софско-эстетического дискурса. В приложении представлены темы основ­ных семинарских занятий по курсу и широкий спектр рекомендуемых тем рефератов, курсовых и дипломных работ с соответствующей библиогра­фией.

Учебник снабжен именным и предметным указателями. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных дисциплин — фи­лософов, филологов, искусствоведов, культурологов, богословов; он будет полезен и всем желающим повысить свой эстетический вкус.

УДК 18(075.8) ББК 87.8

В оформлении переплета использован фрагмент картины Василия Кандинского «В голубом» (1925)

ISBN 8-8297-0116-2

© «Гардарики», 2004 © Бычков В.В., 2004

 

Введение. 4

эстетика — это наука о гармонии человека с Универсумом. 5

Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА.. 5

Глава I. ЭСТЕТИКА В СВЕТЕ ИСТОРИИ.. 5

§ 1. Имплицитная эстетика. 7

Античность. 7

Патристика. 9

Греко-православное направление. 14

Икона — особый символ. 15

Россия Нового времени. 20

Западноевропейское направление. 29

Средние века. 29

Позднесредневековый период. 30

Францисканец Бонавентура. 30

Новое время. 32

Иррационально-духовное направление. 41

Эстетика романтизма. 42

Солипсистское направление в символизме. 47

§ 2. Эксплицитная эстетика. 48

Западная Европа. 48

Россия. 55

Эстетика жизни. 55

Владимир Соловьев. 61

Ранний Лосев. 75

Глава II. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.. 85

§ 1. Эстетическое. 85

Место и функции эстетического в жизни и культуре. 87

Реализация эстетического. 91

Эстетический опыт. 91

Феноменологический аспект эстетического опыта. 91

Катарсис. 92

§ 2. Вкус. 94

§ 3. Прекрасное. Красота. 99

Прекрасное в имплицитной эстетике. 99

Прекрасное в эксплицитной эстетике. 103

§ 4. Возвышенное. 109

Возвышенное в имплицитной эстетике. 109

Возвышенное в эксплицитной эстетике. 110

§ 5. Безобразное. 113

§ 6. Игра. 116

§ 7. Трагическое. Комическое. Ирония. 122

Трагическое. 122

Комическое. 126

Ирония. 130

Глава III. ИСКУССТВО.. 133

§ 1. Искусство как эстетический феномен. 134

Искусство в античном мире. 134

Искусство в христианской культуре. 136

Искусство в эпоху научно-технического прогресса. 139

§ 2. Основные принципы искусства. 144

Мимесис. 144

Художественный образ 146

Художественный символ. 149

Канон. 152

Стиль. 154

Форма-содержание. 157

Раздел 2. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ХХ ВЕКЕ.. 162

Глава IV. ЭСТЕТИКА ПАРАДОКСА.. 162

§ 1. Глобальные метаморфозы культуры.. 162

Духовные приоритеты Культуры. 162

Пост-культура. 163

Ницше. 169

Новые парадигмы сознания. 189

Глава V. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: АВАНГАРД.. 196

§ 1. Общие принципы.. 197

Классификация. 198

По отношению к НТП.. 198

В отношении духовности. 198

По отношению к политическим движениям.. 200

§ 2. Основные направления авангарда. 201

Экспрессионизм. 202

Кубизм. 203

Абстрактное искусство. 206

Василий Кандинский. 207

Супрематизм Казимира Малевича. 213

Конструктивизм. 218

Футуризм. 221

Велимир Хлебников. 224

Дадаизм. 227

Реди-мейдс. 229

Сюрреализм. 230

Хуан Миро. 232

Глава VI. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИСКУССТВА: МОДЕРНИЗМ. ПОСТМОДЕРНИЗМ... 236

§ 1. Модернизм.. 237

Символ ХХ века. 238

Конкретное искусство. 240

Абстрактный экспрессионизм. 241

Поп-арт. 241

Энди Уорхол. 244

Минимализм. 246

Концептуализм. 247

§ 2. Постмодернизм.. 249

Персонажи. 251

Энвайронмент. 254

Акционизм. 256

Глава VII. ПАРАКАТЕГОРИИ НОНКЛАССИКИ.. 258

§ 1. Лабиринт. 259

§ 2. Абсурд. 259

§ 3. Жестокость. 262

§ 4. Повседневность. 264

«Образование не-художников. 265

§ 5. Телесность. 266

§ 6. Вещь. 269

§ 7. Симулякр. 270

§ 8. Артефакт. 271

§ 9. Объект. 272

§ 10. Эклектика. 272

§ 11. Автоматизм.. 272

Психический автоматизм.. 273

Сверхразумный автоматизм.. 273

§ 12. Заумь. 273

Декларация заумного слова. 274

§ 13. Интертекст. 277

§ 14. Гипертекст. 278

§ 15. Деконструкция. 279

§ 16. Итоги радикального эксперимента. 281

Вместо Заключения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА.. 284

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 294

I. Темы семинарских занятий1 294

II. Темы студенческих рефератов и курсовых работ. 295

III. Список дополнительной литературы.. 297

Источники. 297

Исследования. 298

История эстетики. 298

Теорий1 298

Справочные издания. 298

Именной указатель1 299

Предметный указатель1 302

Оглавление. 305

 






Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 216. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.097 сек.) русская версия | украинская версия