Студопедия — Человек как особое творение Божие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек как особое творение Божие






Учение о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования раскрывается в христианской антропологии.

О сотворении человека текст Священного Писания повествует особо торжественно, освещая его с трех сторон.

Сначала говорится об историческом появлении человека на земле: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт., 1, 26). Человек сотворен после того, как были образованы все элементы вселенной, которые составляют части его природы, и возникла среда, в которой он будет жить. В сравнении с ними человек является венцом творения, вершиной творческого процесса трех Лиц Троицы, концом процесса космической эволюции: после этого Бог уже не творит более совершенных существ.

С одной стороны, как и любое другое создание, человек находится в зависимости от Бога как своего Творца, а с другой – имеет существенные отличия от предыдущих творений, где образ действий Творца проще: «И сказал Бог... И стало так... И был вечер, и было утро». Творение человека – исключительный по своему характеру Божественный акт. Перед тем, как сказать об этом, в Священном Писании появляется стих о том, что думает Бог о человеке, о действии, происходившем в Самом Боге, о внутреннем совете, который подводит итог: «Сотворим». Мир до появления человека – монологичен, в нем не было ничего, что не зависело бы от воли Творца. Но тот «образ», который Творец хочет от Себя дать человеку, включает свободу. Это означает, что в мире появляется бытие, не зависящее от Бога, который ограничивает Свое всемогущество, создавая такую сферу, куда Сам не может войти без стука («Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», Откр., 3, 20). По мысли философа Владимира Лосского, «Бог становится бессильным перед человеческой свободой». Создатель видит и настоящее, и будущее, поэтому Ему открыта дальнейшая судьба человека: и его отступление от Творца, и необходимость Крестнойжертвы Сына Божиего, чтобы открыть человеку путь обратно, к Богу. И потому решение о создании Адама – это еще и принятие решения о Своем Кресте, о смерти Самого Бога – Иисуса Христа: Бог есть любовь, а любовь раскрывает себя, только жертвуя собой. Предвидение Творца не есть предопределение для человека и его судьбы: Бог «не желает, чтобы происходило зло, но не принуждает насильно к добру» (Иоанн Дамаскин).

Этот предвечный совет изображен на иконе «Троица» прп. Андрея Рублева. Он пишет моленную икону, но при этом нарушает главный принцип иконного писания: икона не повернута лицом к молящемуся, а все три ангела обращены друг к другу. Этот образ являет некое действо, совершающееся в самой Троице. Ангелы сидят вокруг литургического престола (в нем видна выемка, использовавшаяся в старогреческих алтарях для помещения внутрь престола частицы мощей). В Чаше, что стоит на престоле, голова тельца – символа жертвы. Средний Ангел разрывает круг совета; Его рука выходит из него и благословляет Чашу. Этот Ангел облачен в сине-красные одежды, в иконографии традиционные одежды Христа: «кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис., 6, 8). Чаша страдания и жертвы благословляется сейчас, перед созданием человека. И Христос (Новый Адам) будет молиться об этой Чаше в Гефсиманском саду. И примет ее, потому что Он уже принял ее в Вечности, на изначальном Троическом Совете. В этой иконе есть еще одна Чаша: ее образуют силуэты двух крайних Ангелов. В эту Чашу помещен средний Ангел: ему не просто предстоит благословить и принести жертву, а Самому принести Себя в эту жертву.

Рассмотрев в первой главе Книги Бытия вопрос о появлении на Земле человека в его исторической перспективе, Священное Писание возвращается к этому событию во второй главе, анализируя внутреннее устройство человека, его души и его взаимоотношения с Творцом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт., 2, 7). Так особый акт сотворения человека дополняется еще одним исключительным действием: никакая другая тварь не была создана Богом «собственноручно» (то есть не по повелению, а прямым действием) и никакая из них не носила в себе дыхание Божественной жизни. Человек стал причастным Божеству по самому акту творения, так как его возникновение связано с обращением к нему Бога лично. Поэтому он кардинально отличается от всех прочих живых существ: не просто занимает высшее положение в иерархии животных, но и, по выражению Святых Отцов, является «смесью обоих миров», микрокосмосом – малым миром, объединяющим в себе всю совокупность тварного бытия. Его отличия от обезьяны не в большом количестве психомоторных функций, а в способности отвечать на призыв, обращенный к нему Создателем. По заложенному в нем потенциалу человек есть богочеловек, призванный общаться с Богом в любви и согласии.

В пятой главе Книги Бытия акт творения человека рассматривается с третьей стороны – как начало человеческой истории (см.: Быт., 5, 1 – 32). Здесь приводится история первобытного человечества и перечисляются многочисленные потомки Адама.

Полнота человечества – в единстве мужчины и женщины: одинокая эгоцентричная монада не способна к любви. Поэтому «мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт., 1, 27 – 28). Но любовь двоицы (тезис и антитезис) завершается в синтезе – с рождением ребенка как отражения Божественной любви Троицы: Бог единосущен и триипостасен, человек единосущен и многоипостасен. Каждый человек уникален в своем личном бытии (личности), но един – как отражение образа Создателя. Руководствуясь своим мировоззренческим выбором, он может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки ей, но личностью (ипостасью) не перестает быть.

Тема образа и подобия Божиего – одна из центральных в христианской антропологии, первая истина о божественном достоинстве человека. Греческое слово «образ» (еicon – отсюда: икона) означает «портрет» или «изображение», то есть нечто созданное по образцу – прототипу (от греч. protos – первый и typos – отпечаток, оттиск), имеющее сходство с образом, но не тождественное ему по природе. Сущность образа Божиего в человеке как отображение непостижимой Божественной сущности, не может быть полностью определена, но может быть выявлена через познание его свойств, так как отражая полноту своего Первообраза, обладает Его непознаваемостью. Отцы и Учители Церкви черты образа Божиего видели в разумно-духовной природе человека: в его свободе воли и способности выбора, стремлении к добру, бессмертии души, господствующем положении в природе, способности к творчеству (человек, как и Бог, творец в своем масштабе), самосознании (в отличие от животных – познание самого себя, смысла жизни, истории, оценка явлений с точки зрения целесообразности или эстетики). По мнению философа Владимира Лосского, образ Божий в человеке достигает своего совершенства только тогда, когда человеческая природа становится подобной природе Божией, когда она стяжает полное приобщение нетварным благам. Благодаря образу Божиему онтологическая пропасть между Творцом и творением не является непреодолимой: люди способны познавать Бога и вступать в общение с Ним.

Бог одарил человека способностью быть личностью как основной чертой Своего образа, то есть возможностью реализовать свою жизнь по образу Божественной жизни: Он Сам, будучи Личностью, свободно определяет Свою природу и бытие, образ которого есть любовь. Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Образ Божий человек приобретает в результате творения, а подобие Богу только по своей свободной воле. Каждый конкретный человек призван раскрыть в себе этот Богоподобный образ через свои способности в творчестве, добродетели, любви, чтобы уподобиться Создателю, от того, как он употребит свою способность к богоуподоблению, во многом зависит степень его богообразности. Образ– дар Бога человеку, подобие – духовно-нравственная обязанность человека хранить и развивать этот дар. Образ Божий – самое высшее и самое ценное в человеке, поэтому, согласно христианскому пониманию, каждый человек достоин высочайшего уважения вне зависимости от личных и нравственных качеств.

Для христиан истинным Образом Божиим является Иисус Христос – «образ Бога невидимого» (2 Кор., 4, 4; Кол., 1, 15), «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр., 1, 3). В общении с Ним человек восстанавливает в себе образ Божий, поврежденный грехом, и имеет возможность реализовать свою жизнь как любовь и свободу, тем самым стать причастным вечности и нетлению.

Многие религиозные и философские системы провозглашают «бессмертие души» как некое непостижимое разумом ее «выживание» после гибели тела. Согласно христианскому пониманию, через личностное отношение между человеком и Богом возможно преодоление смерти как преодоление разлуки с Ним и единение в любви.

Возвышенное положение человека во всем тварном мире накладывает на него высокие обязательства. Ему предстоит:

– Познать самого себя, то есть осознать в себе образ и подобие Творца полюбить Его как свой прообраз. Человек должен быть достоин своего Первообраза. Он призван совершенствоваться, оберегая подобие Богу, восстанавливать и укреплять свое нравственное начало.

– Познать окружающую его природу, полюбить своих собратьев и весь тварный мир. Человек являет собой живую связь между небом и землей, между Творцом и тварью, поэтому призван быть венцом земных созданий и царем природы.

– Познать ту цель, которая поставлена перед ним Творцом, и, осознав ее как необходимое и приняв как желанное, достичь ее. Человек, созданный по Божественной любви, причастен ей как образу Божественной жизни, поэтомуон призван привести в соответствие с ней и образ своей жизни, реализовать заложенный потенциал в любви к Богу и к ближнему.

Мы «сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворившего и, сколько возможно, подражать Богу» (святитель Григорий Богослов). По Божественному замыслу человек сотворен как существо, реализующее себя в динамике, и процессе своего развития: в приближении к Богу, как абсолютному идеалу, заключается смысл и цель человеческого существования («обожению» – по учению Отцов Церкви, или «усыновлению» Богу, как писал апостол Павел – см.: Рим., 8, 15). Единение с Богом, являющееся конечной целью существования человека, не есть слияние с Божественной сущностью (как у неоплатоников), не есть погружение в Небытие – нирвану (как у буддистов), а есть жизнь с Богом и в Боге, при которой личность человека не исчезает, но приобщается к полноте Божественной любви.

В отличие от животных, человеку в числе первых заповедей было благословлено не просто плодиться и размножаться, но и владычествовать над всем живым созданиями и «над всею землею» (Быт., 1, 26). Заповедь власти над миром придает глубинную целесообразность всем предыдущим этапам творения: Бог сотворил вселенную для человека, и эта завершенная картина вызывает высшее одобрение Творца: «хорошо весьма» (Быт., 1, 31). Такое положение человека («венец творения») идет вразрез с обвинениями христианства в унижении человека. Находясь на стыке двух миров, духовного и материального, он призван быть управителем Бога во вселенной.

Другая заповедь, данная человеку, – хранить и возделывать землю (Быт., 2, 15) – определяет механизм этого управления. Хранить – значит, «суметь сохранить полученные дары и величие, возделывать – трудиться, познавать, приносить плоды. В Библии рай поэтически назван садом, и, таким образом, человек – садовник, приносящий Творцу плоды благодатного труда.

Мир был создан для того, чтобы всякое создание участвовало в Божественной жизни, чтобы Бог был «все во всем» (1 Кор., 15, 28). Он, как полнота существования и жизни, всякое Свое создание приобщает к этой жизни, к единению в любви, что составляет образ Его бытия. Приобщение тварной природы к жизни нетварного Божества не может быть следствием принуждения и необходимости, а совершается только как дело личной свободы. Неразумная тварь не имеет нравственной свободы и сама по себе ни добра и ни зла. Она живет в мире по природному инстинкту: «и благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 22), Единственной тварной сущностью, которая может реализовать свою жизнь как свободу, является человек, поэтому именно он призван привести весь созданный Богом мир к высшей цели его существования – приобщению к образу Божественной жизни, При этом «тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим., 8, 19 – 22).Христианская вера не есть способ обеспечения индивидуального спасения верующего как средство «выживания» в потустороннем мире после смерти, а возлагает на каждого человека безмерную ответственность и неслыханную честь: привести к спасению весь мир, то есть приобщить тварь образу нетварного Божественного бытия. В этой связи, любые создания Бога (растительные или животные) не могут быть для человека лишь орудием удовлетворения его собственных желаний и потребностей, а призваны показать ему плоды Божественного творчества. Тогда отношения человека к миру превращаются в опосредованную связь с Творцом и Художником мира, к дару Божественной любви, к которому необходимо относиться бережно и ответственно.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 755. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия