Бытоваяных службах, кроме узкой специализации, воспитывалась своеобразная профессиональная этика. Все христианское население разных возрастов было обязано посещать приходские храмы, где выслушивало проповеди, поучения, наставления клира. Богослужения суточного, недельного и годичного циклов формировали устойчивое мировоззрение — стереотипы и нормы поведения. Вовлечение в обрядовые церемонии, воздействие эстетически организованного церковного искусства, сакрализация основных жизненных ситуаций, начиная с рождения и кончая смертью человека, что обеспечивало большую степень воздействия на всех, без исключения, людей. Воспитание послушников и монахов соответственно принятому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обучение книжному, иконописному, певческому и другим видам искусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну. Кроме монашествующих вовлекали в свою орбиту приходскихтрудников (временных работников) и ближайшее население. Определялась воспитывающим воздействием определенной социальной среды. Иерархическая организация феодального общества формировала также иерархическое представление о мироздании, о душе, обо всем, что окружало человека. Иерархичность, корпоративность, этикетность выступают как всеобщие способы организации эмпирического опыта и как воспитательные принципы. Различные представления о жизненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремесленников и торговцев порождались различием их места в социальной пирамиде. Наряду с общим сословным воздействием существенную роль играло непосредственное вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, приказную палату, купеческую гильдию), в тот реальный коллектив, который формировал в своей среде данную личность. Принадлежность к привилегированному Посольскому приказу, к богатой гильдии купцов-сурожан или к бедной крестьянской общине какой-нибудь из северных областей России, естественно, создавали разные представления о жизни на основе личного опыта. Поддерживалась прежде всего семьей,первичной социо-этнической единицей любого общества. Накапливавшиеся в течение многих поколений местные традиции внедрялись в сознание людей, передавались через века путем воспитания подрастающего поколения. Одна из самых устойчивых и консервативных разновидностей воспитательной практики. 58
|