Студопедия — АНАЛИТИЧЕСКИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНАЛИТИЧЕСКИЕ






дествили класс синтетич. истин с классом эмпирич. «предложений наблюдения», а аналитические истолкова­ли на основе конвенционально устанавливаемых пра­вил языка (не содержащих знания о мире).

В совр. логике и методологии науки, использующих идеи логич. семантики, аналитичность понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных семантич. правил данного языка, а синтетичность предполагает обращение к внеязыко-вым факторам. При этом аналитичность связана с ис­ходными предпосылками рассмотрения мира, постули­руемого семантикой данного языка, а синтетичность — с возможностью выражения в рамках семантики данно­го языка нового знания, порождённого освоением внеш. информации о мире. Т. о., различение аналитичности и синтетичности фиксирует реальную методологич. проблему — выделение исходных оснований построе­ния языков науки и той эмпирич. информации, к-рая в них используется.

* Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; К а р н a n Р., Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; Ш в ы ρ ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 1, § 3, гл. 2, § 5.

АНАЛОГИЯ (греч. αναλογία — соответствие, сходство), 1) сходство предметов (явлений, процессов и т. д.) в к.-л. свойствах. При умозаключении по А. знание, по­лученное из рассмотрения к.-л. объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее дос­тупный для исследования, менее наглядный и т. п.) в к.-л. смысле объект. По отношению к конкретным объектам заключения, получаемые по А., носят, как правило, лишь правдоподобный характер; они являются одним из источников науч. гипотез, индуктивных рас­суждений (см. Индукция) и играют важную роль в науч. открытиях. Если же выводы по А. относятся к абст­рактным объектам, то они при определ. условиях (в частности, при установлении между ними отношений изоморфизма или гомоморфизма; см. Изоморфизм и го­моморфизм) могут давать и достоверные заключения. См. также Моделирование.

2) Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), один из принципов католич. схоластики, полу­чил особое развитие в неосхоластике (Пшивара и др.); обосновывает возможность познания — путём А.— бытия бога из бытия сотворённого им мира, несмотря на принципиальное различие их природ.

АНАМНЕСИС (греч. άνάμνησις — припоминание), тер­мин платоновской философии, обозначающий состоя­ние человеч. души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоми­нания — сверхчувств, идеи — образцы того, что в чувств, мире выступает только в виде подобий. Учение об А. опирается на орфико-пифагорейское представле­ние о бессмертии души (псюхе) и объясняет возможность правильного представления (άλη&είς δοξαι), к-рое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания развита Платоном в «Меноне» (81b—86b) и «Федоне»(72е—76е), привлекается в «Федре» (250 b-d).

• H u b е г С. Е., Anamnesis bei Plato, Münch., 1964; E b e r t T h., Plato's theory of Recollection Reconsidered, «Man and World», 1973, p. 163—81.

АНАРХИЗМ (от греч. αναρχία — безначалие, безвлас­тие), мелкобурж. общественно-политич. течение, про­возглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политич., экономич. и духов­ной власти. Основой анархистского мировоззрения яв­ляется бурж. индивидуализм, субъективизм и волюн­таризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— выворо­ченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анар­хизма» (ПСС, т. 5, с. 377). Характерным для А. явля­ется: враждебное отношение ко всем разновидностям гос. власти (в т. ч. пролетарской), защита мелкой част­ной собственности, мелкого землепользования, непо­нимание роли крупного произ-ва, отказ от всех легаль-

ных форм политич. борьбы и проповедь тактики «пря­мого действия», «пропаганды фактом», требование не­медленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич. строя, отрицание всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его гос-ва в построении социализма. Будущий строй А. пред­ставляет в виде федерации производств, ассоциаций, коммун, к-рая якобы только одна может гарантиро­вать политич. и экономич. свободу личности.

А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в «Республике». Отд. фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стои­ков, в христ. движении 9 в. (Армения), в идеологии гуситских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах философов-просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой франц. революции. Впервые сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. в кон. 18 в. англ, писатель У. Годвин.

Как общественно-политич. течение А. сложился в 40—70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Теоретич. обоснова­ние А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудо-на, М. А. Бакунина, утопич. мелкобурж. теории к-рых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 19 в. А. распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей А. сыграл П. А. Кропоткин, к-рый для обоснования доктрины А. использовал позитивист­скую философию и данные естествознания. После ко­роткого подъёма в 1872—79 А. входит в полосу кризи­са, к-рый выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора или бурж. республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич. тактикой вождей 2-го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й мировой войны анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции (Кро­поткин, Г. Эрве, Ж. Грав и др.).

В России в 19 в. А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям. Ленин писал, что в 70-х гг. А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с. 15). Нек-рое оживление А. наблюдалось в годы рус. Революции 1905—07. Большое значение в идейном разгроме А. имели работы Ленина, вскрывше­го порочность анархистских теоретич. положений и практики. Οκτ. революция 1917 показала всю несостоя­тельность А., к-рый выродился в антисоциалистич., контрреволюц. течение, нередко — в прямой банди­тизм («махновщина»).

Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционно­му» А. Он лишь ревизовал осн. положения его твор­цов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив осн. внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (сво­бодному, вольному) обществу. Идеологию совр. А. ха­рактеризует враждебное отношение как к бурж., так и к социалистич. формам гос-ва, частично воспринимае­мое нек-рыми левоэкстремистскими группами. Но попыт­ки преодолеть перманентное противоречие между тео­рией и приложением её к формам человеческого обще­жития, а также выработать организац. основы либер-тарного движения не увенчались успехом. А. сохра­няется в ряде стран Зап. Европы и Америки (федера­ции, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобрита­нии и нек-рых др. странах), но влияние его все более утрачивается.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; е г о ж е, Кон­спект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунлсты за работой, там же; Ленин В.И., А. и социализм, ПСС, т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; Π л е х а н о в Г. В., Наши разногласия, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его ж е, А. исоциализм, Соч., т. 4, М.— Л., 1923; К о м и н В. В., А. в России, Калинин, 1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах А., М., 1974; Корноухов Ε. Μ., Борьба партии большевиков против А. в России, М., 1981; С о-m i n С о l o m е г Е., Historia del anarquismo espanol, v. 1—2, Barcelona, [1956]; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2, P., 1975; The anarchist reader, ed. by G. Wood­cock, N. Υ., 1977; A r v o n H., L'anarchisme au XX siede, P 1979; Reinventing anarchy: what are anarchists thinking these days?, L., 1979. Е. В. Старостин.

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — дух, душа), тер­мин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, к-рый считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникнове­ния религии, созданной «дикарём-философом» в резуль­тате размышлений над причинами сновидений, смерти и т. п. В соответствии с характерным для архаич. ве­рований антропоморфизмом (наделение явлений окру­жающего мира свойствами человека), духи персонифи­цировали природные явления (гром, ветер и т. п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей, способностью вредить людям (духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности — дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и отличной от духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания существенным было противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров (потустороннего мира духов), жи­вого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, оду­шевлённого и неодушевлённого (ср. обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за владельцем). Анимистич. представления — элемент всякой религии. См. также Дух, Душа. АНОМИЯ (франц. anomie — отсутствие закона, орга­низации, от греч. ά — отрицат. частица и νομός — за­кон), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социаль­ной системы, в к-рой они действуют, и означает: 1) со­стояние общества, при к-ром для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и само­разрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) от­сутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без чувст­ва солидарности с конкретной группой; 3) несоответст­вие, разрыв между универсальными целями и ожида­ниями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, к-рый рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленно­го», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это об­щество поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, ли­шённых богатства, власти, высокого престижа, неиз­бежно оказываются в конфликте с социальными норма­ми или расценивают свою жизнь как неудавшуюся. Но А., порождая система.тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала понятие А. Она, в первую очередь, рассматрива­ется как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий. В социологии преступности, откло-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия