Студопедия — АНТИНОМИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНТИНОМИЯ






безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектич. противоречия, возникающие в человеч. ра­зуме,— естеств. и неизбежная «иллюзия», проистекаю­щая из его субъективного, сверхопытного применения.

Учение Канта об А. было всесторонне развито нем. классич. идеализмом как фундаментальная предпо­сылка диалектич. логики. Гегель подверг критич. ана­лизу кантовское решение вопроса об А., показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характе­ристика развивающегося духа, историч. бытия и мыш­ления. В диалектике Гегеля понятие А. было преобра­зовано в понятие синтетически разрешимого противо­речия.

Проблема А. рассматривается в диалектич. материа­лизме в рамках учения о диалектич. противоречии. В противоположность идеалистич. концепциям про­тиворечия, марксистская философия исходит из при­знания объективных диалектич. противоречий в ка­честве основы А., выражающих процесс развития науч. знания. Исследования проблемы А., вопроса об их со­отношении с объективными противоречиями (напр., анализ парадоксов теории множеств, А. квантовой ме­ханики) отражают процесс осознания совр. наукой диалектич. характера её собств. теоретич. оснований. См. Противоречие.

• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3,М., 1964, с. 336—500, 597—654; Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М., 1970, с. 262—73; Флоренский П., Космологич. антиномии И.Кан­та, Сергиев Посад, 1909; Нарский И. С., Диалектич. проти­воречие и логика познания, М., 1969; Б и б л е ρ В. С., Мышле­ние как творчество, М., І975; Диалектич. противоречие, М., 1979.

АНТИОХ (Άντίοχος) из Аскалона (ок. 130 — ок. 68 до н. э.), др.-греч. философ-платоник, ученик Фи­лона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму Древней академии (при­зыв «Следовать древним!»), вследствие чего его называют основателем 5-й академии. С антискептич. тенден­циями А. связано влияние на него стоицизма (соглас­но А., доктрины стоиков, перипатетиков и платоников совпадают в своей основе): А. признаёт стоич. учение о «постигающем впечатлении», формулу «жить по при­роде», хотя и расходится со стоиками в её понимании, признавая помимо добродетели также физич., или внешние, блага; доктрину «Тимея» А. сочетает со стоич. учением о качествах, понимает платоновские идеи по образцу стоич. «общих понятий» и др. В целом А. под­готовил почву для среднего платонизма, отказавше­гося, однако, от стоич. элементов его учения.

• Фрагменты в кн.; Luck G., Der Akademiker Antio-chos, Bern — Stuttg., 1953.

•Strache H., Der Eklektizismus des Antiochus von Askalon, В., 1921, L u e d e r A., Die philosophische Persönlichkeit des Antiochos von Ascalon, Gott., 1940; Dillon J., The middle Platonists, L., 1977, p. 52—106.

АНТИСФЕН (Αντισθένης) из Афин (ок. 450 — ок. 360 до н. э.), др.-греч. мыслитель, ученик Сократа, противник Платона. Этич. идеи А. были развиты ки­никами; согласно антич. традиции, учеником А. был Диоген Синайский. В молодости обучался риторике у Горгия. Считал «рассмотрение имён» (т. е. названий ве­щей) «началом образования» (фр. 38 — F. D. Gaizzi, Antisthenis fragmenta, Mil., 1966). Аристотель крити­кует загадочное утверждение А., будто «об одном мо­жет быть высказано только одно, а именно единствен­но лишь его собственное наименование, откуда следо­вало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй что и говорить неправду — тоже» (Аристотель, Метафизика 1024Ь 32—34). По-видимому, А. восприни­мал как парадокс, когда в суждении приравниваются нетождественные субъект и предикат. Чтобы возра­зить как-то на утверждение представителей элейской школы о невозможности движения, якобы встал и на­чал молча ходить (фр. 160). Собств. примером учил всемерному ограничению потребностей и называл себя богатейшим из людей; единственное подлинное наслаж-

дение даёт, по Α., труд, а целью жизни он считал доб­родетель (фр. НО, 113). Выступал против равенства лю­дей (Аристотель, Политика 1284а 15 слл.) и, будучи индивидуалистом в морали, утверждал, что «в обществ, жизни мудрец руководится не общепринятыми закона­ми, а законами добродетели» (Диоген Лаэртий VI 11). Противопоставлял многочисл. богов нар. религии одно-муподлинному (фр. 39, 40).

• Fritz K. v., Zur antisthenischen Erkenntnistheorie und Logik, «Hermes», 1927, Bd 62, S. 453—84; С a i z z i F., Antiste-ne, «Studi Urbinati», 1964, anno 38, p. 49—99; P a t z e r A., An-tisthenes der Sokratiker..., Hdlb., 1970; Guthrie W. K. C., History of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.

АНТИТЕЗИС (греч. άντίβεσις — противоположение), 1) в логике — исходная посылка логич. вывода в доказательствах от противного; 2) в философии Гегеля А.— отрицат. момент в процессе диалектич. разви­тия, составляющий вместе с тезисом и синтезом триаду.

АНТИТЕТИКА (от греч. αντιθετικός — противополагаю­щий), свод противоречащих утверждений (тезисов и антитезисов), ни одному из к-рых нельзя отдать пред­почтения перед другим. Идея А. восходит к филос. спорам античности и полемич. методам схоластов. Тер­мин «А.» характерен для философии Канта и указывает на тот «спор разума с самим собой», к-рый Кант отобра­зил в антиномиях. Трансцендентальная А.— это, по Канту, исследование антиномий чистого разума, их причин и результатов.

• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 399—403, 618, 620—21; см. также лит. к ст. Антиномия.

АНТИУТОПИЯ, идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, к-рое, в противоположность утопии, отри­цает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого обществ. строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попыт­ки воплотить в жизнь справедливый обществ. строй со­провождаются катастрофич. последствиями. В аналогич­ном смысле в зап. социологич. лит-ре употребляются также понятия «дистопия», т. е. искажённая, перевёр­нутая утопия, и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. κακός — плохой, злой и τόπος — место). А. получила распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, к-рая была воспринята мн. пред­ставителями бурж. интеллигенции как подтверждение того, будто любые утопич. социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был лаконично сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили преж­де. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осу­ществления?» (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей А., см. «The Brave New World», L., 1958, p. 5). Подобная установка стала лейт­мотивом всей последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в., согласно к-рой утопия яв­ляется насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к тоталитарному строю, а любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.

Наиболее известными и типичными А. являются ро­маны «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла, «Механич. апельсин» и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух» У. Голдинга и мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны нек-рые публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кёстлера, «Последняя ночь ми­ра» Ч. Льюиса, «Миф о машине» Мэмфорда, «Исследова­ние видов человечества на будущее» Р. Хейлбронера и т. п. В этих антиутопич. соч. проявились враждеб­ность к марксизму и социализму и смятение перед ли­цом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление защитить традиц. бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде утопий эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массо­вом обществе», с протестом против растущей бюрокра­тизации и манипулирования сознанием и поведением людей в условиях гос.-монополистич. капитализма.

Формально А. ведёт своё происхождение от сатирич. традиции Дж. Свифта, Вольтера, У. Ирвинга, С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от острой критики социальной дейст­вительности антагонистич. общества А., напротив, является сатирой на демократич. и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий социаль­ный строй и выливающейся в прямую либо косвен­ную апологию антагонистич. общества. В этом же со­стоит и принципиальное различие между А. и т. н. романом-предостережением, к к-рому обращались в своём творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р. Мерль, П. Буль и многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не мнимых опас­ностей. А. представляет собой типичное выражение т. н. кризисного сознания совр. бурж. общества. Анти­утопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отре­чение от прогрессивных социальных идеалов, от демок­ратич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч. пессимизм. В совр. условиях А. на Западе несколько утрачивает своё значение, ибо её негативное отношение к социальным идеалам не оп­равдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках прив­лекательных для масс позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения различных либерально-реформистских и радикальных утопий.

• Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923; А р а б-О г л ы Э. А., В утопич. антимире, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 4, М., 1976; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г., «Иностр. лит-ра», 1979, JV«7; H u χ 1 е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958; Amis К., New maps of hell, N. Y., 1960; Cioran E. M., Histoire et Utopie, P., 1960; W a l s h G h., From Utopia to nightmare, N. Y., 1962; H i I 1 e g a s M. R., The future as nightmare, N. Y., 1967; Коe-stler Α., The ghost in the machine, L., 1975; см. также лит. к ст. Утопия. 9. А. Араб-Оглы.

АНТИФОНТ (Αντιφών) (5 в. до н. э.), др.-греч. философ-солист. Автор соч. «Истина» и «Согласие». О жизни А. неизвестно ничего достоверного; антич. традиция, принимаемая нек-рыми совр. исследовате­лями, отождествляет его с А. из Рамнунта — афинским политиком олигархич. направления и автором суд. речей. В духе элейской школы высказывался скепти­чески в отношении возможности познания единичного (DK В 1). Пытался решить задачу квадратуры круга и натолкнулся при этом на проблему перехода к пределу последовательности (DK В 13). Подчёркивал искусст­венный, непрочный характер всего, что является де­лом рук человека (DK В 15 = Аристотель, Физика II 1 193а 9 слл.). В соч. «Истина» А. предстаёт как песси­мист и противник ограничений, накладываемых на инди­вида гос-вом. В своём индивидуализме рекомендовал расчётливо заботиться о максимуме наслаждений и ми­нимуме страданий, видя в этом следование природе. Соблюдать законы следовало, по А., лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы не подвергнуться наказанию. А. отрицал существ. различия между эл­линами и варварами, не признавал преимуществ знат­ного происхождения. Возможно, делал попытки рацио­нального толкования сновидений. Веря, как все со­фисты, в могущество слова, вёл лечебные беседы в спе­циально приспособленном помещении с людьми, поте­рявшими душевное равновесие и искавшими помощи (DK A 6). Найденные на папирусах отрывки соч. А.— древнейший образец греч. филос. прозы.

• Фрагменты: DK II, 334—70; Маковельский А. О., Софисты, в. 2, Баку, 1941, с. 33—55.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 302. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия