Студопедия — ВЫГОТСКИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЫГОТСКИЙ






тов. В формулах же самих т. н. «чистых» логич. ис­числений в основном фигурируют переменные В. и фор­мы высказываний (выскааывательяые формы). Перемен­ное В.— это не В. в подлинном смысле, а переменная для В., т. е. переменная, на место к-рой могут подстав­ляться конкретные («постоянные») В. (данного вида) или их имена. Форма В.— это выражение, содержащее переменные (в частности, быть может, и переменные для В.) и обращающееся в В. после подстановки к.-л. значений — из соответств. допустимых областей зна­чений — вместо всех входящих в неё переменных. Напр., формой В. является формула х + у >2 (х, у — переменные, принимающие значения, напр., из облас­ти действит. чисел; при х= 1, у = 2 эта формула обра­щается в истинное В. 1 + 2 > 2). См. Логика высказы­ваний.

• Тарский А., Введение в логику и методологию де­дуктивных наук, перевод о англ.,М., 1948; Чёрч А., Введе­ние в математическую логику, перевод с англ., т. 1, М., 1960.

ВЫТЕСНЕНИЕ, одно из осн. понятий психоанализа, защитный механизм психики, состоящий в активном забывании, удалении из сферы, сознания в бессозна­тельное неприемлемых для «Я» влечений и импульсов. Вытесненное сохраняет присущую ему энергию влече­ния; стремясь вернуться в сознание, оно может ассо­циироваться с др. вытесненным материалом, формируя психологич. комплексы. Полное растворение, исчез­новение вытесненного имеет место лишь в редких слу­чаях полной сублимации.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление эксперимен-тального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. ин-те г. Вюрцбург (Германия).

Главные представители — О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы — журн. «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовер­шенствовав технику самонаблюдения (подбор и пред­варит. тренировка испытуемых, разделение выполне­ния задания и отчёта о пережитом в нём), представи­тели В. ш. установили отсутствие в сознании испытуе­мых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о безобразном характере мышления, его не­сводимости к комбинации чувственных представ­лений.

Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, со­гласно В. ш., как правило, не образы, а нечто дру­гое — отношения, целевые установки, действия ком­бинирования и группировки и т. д. Характерная черта этих образований — интенциональность, на­правленность на нечто лежащее за пределами пе­реживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.

Для объяснения перехода от одних состояний созна­ния к другим в В. ш. в добавление к механизму ре­продукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенден­ции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тен­денция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения экспери­мента.

Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении спе­цифичности психологич. особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной точкой для эксперимен­тальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на гештальтпсихологию, а также на форми­рование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял на некоторые эстетические те­ории.

• Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ, 1914; Яpошев­ский М. Г., История психологии, Μ., 19762, гл. 12.

 

 

Г

ГАДАМЕР (Gadamer) Хане Георг (p. 11.2.1900, Мар-бург), нем, философ (ФРГ), один из ведущих предста­вителей филос. герменевтики сер. 20 в. В осн. соч. «Истина и метод» («Wahrheit und Methode», I960), исхо­дя из идей Дильтея (концепция понимающей психоло­гии), Гуссерля (теория «горизонта» и «жизненного мира») и Хайдеггера (учение о языке), развил кон­цепцию герменевтики не только как метода гуманитар­ных наук, но и как своеобразной онтологии. Автор ряда соч. по истории философии, эстетике и философии истории.

M Goethe und die Philosophie, Lpz., 1947; Kleine Schriften, Bd 1—3, Tüb., 1967—72; Hegels Dialektik, Tüb., 1971; Die Begriffsgeschichte und die Sprache der Philosophie, Opladen, 1971; Vernunft im Zeitalter der Wissenschaft, Fr./M., 1976; Philo­sophische Lehrjahre, Fr./M., 1977; Dialogue and dialectic, N. Y.— L., 1980.

ГАЗАЛИ, аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран,— дек. 1111, там же), мусульм. теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преим. по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Вост. Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульм. права. Занимаясь филосо­фией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несоче­таемости веры как понятия иррационального и фило­софии как продукта рационалистич. построений, что вызвало у него глубокий психологич. кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Г. И лет вёл жизнь странствующего дервиша, а затем затвор­ника.

Осн. соч. Г.— огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум ад-дин», т. 1—4, 1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозмож­ности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достовернос­ти построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Г., возможно лишь путём экстатич. переживания, выступающего в качестве внутр. опыта для каждого испытавшего его индивида. В «Само-опровержепии философов» («Тахафут аль-фаласифа», 1927) Г. подверг резкой критике известные ему филос. системы, особенно вост. аристотелизм (Фараби, Ибн Сина), дав в то же время его классич. изложение в ра­боте «Стремления философов» («Макасид аль-фаласи­фа»); в силу этого в ср.-век. Европе долгое время счи­тался одним из представителей аристотелизма. Против мистич. теизма Г. выступил Ибн Рушд. Система Г. во многом явилась филос.-теологич. формулированием монотеистич. суфизма, к-рый Г. объединил с умеренным ортодоксальным исламом.

Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульм. философии, ср.-век. евр. философии (Маймонид, Ба-хья ибн Пакуда и др.) и европ. мястич. учений (Луллий, Экхарт и др.).

• в рус. пер.: Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.

•Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Smith M. M., Al-Ghazäll, the mystic..., L., 1945; Wensinсk A. J., La pensee de Ghazzalt, P., 1949); Абу Б е к р Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-Газали, т. 1—3, Каир, 1966.

ГАЛЁН (Γαληνός, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим. врач и философ греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и Александрии. С 169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера, впоследствии также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность Г., во многом определившего пути разви­тия европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что луч­ший врач в то же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч. Гиппокра­та, трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокра­щение» платоновского «Тимея»),но также и Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и ме­тафизике Г. примыкал к Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую — «инструментальную» (öi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении частей человеч. тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение прин­ципа телеологии, что не мешало Г. склоняться к эмпи­ризму в теории познания и делать важные открытия в экспериментальной анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей (отождеств­ление бога с высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г. место выс­шего авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с авторитетом Аристотеля). Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Наз­ванная именем Г. 4-я фигура силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «Ис­тория философии» — учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).

• Opera omnia, ed. K. G. Kühn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело); отд. трактаты в серии «Corpus medicorum graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einführung in die Logik, Komm., übers, v. J. Mau, B., I960; Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore, 1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб, пер.).

•Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empi­re, Oxf., 1969, eh. 6.

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза,- 8.1. 1642, Арчетри, близ Флоренции), итал. физик, астро­ном, математик и мыслитель, один из основателей совр. экспериментально-теоретич. естествознания, заложив­ший основы классич. механики. Сконструировав теле­скоп, Г. сделал важные астрономич. открытия (горы на Луно, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники Юпи­тера и др.), в результате к-рых разрушалось ср.-век. представление о космосе и доказывалась восходящая к античности (Анаксагор) идея единства земных и небес­ных явлений. Г. заложил основы классич. динамики, сформулировав принцип относительности движения, идею инерции, закон свободного падения тел. Откры­тия Г. обосновывали гелиоцентрич. систему Коперни­ка в борьбе со схоластич. аристотелевско-птолемеевской традицией. Г. развивал принципы механистич. мате­риализма. В понимании материи он был близок к ато-мистам, предложил идею материальной субстанции как единой неизменной основы природы, обладающей определ. структурой и требующей для своего описания исключительно механико-математич. средств — «фи­гур, чисел и движений». Так называемые вторичные качества (цвет, вкус, запах), яо Г., лишены субстанцио­нальности я поэтому (вместе с др. свойствами субъекта и его деятельности) должны быть элиминированы из науч. знания. В гносеологии он развивал идею безгра­ничности «экстенсивного» познания природы, отмечая в то же время возможность достижения абс. истины, т. е. «интенсивного» познания. Г. придерживался прогрессивной в то время теории двойственной истины, стремясь отграничить науч. исследование от теологии.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 323. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия