Студопедия — ГУГО 129
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГУГО 129






ГУДМЕН (Goodman) Нелсон (р. 7.8.1906, Соммервилл, шт. Массачусетс), амер. философ и логик. Представитель аналитической философии. В своих филос. исследова­ниях Г. стремится обосновать логически непротиворе­чивый базис «единой системы описания процесса приоб­ретения знания». С этой целью он разрабатывает такой язык (называемый им языком конструктивной системы), на к-ром можно выразить осн. истины логики и мате­матики, факты и законы здравого смысла и науки в тер­минах конструктивного (т. е. крайнего) номинализма. Г.предлагает отказаться от употребления общих поня­тий, или универсалий (типа «смысл», «класс», «свойст­во», «отношение», «необходимость» и др.). При выборе нелогич. исходных терминов системы следует руковод­ствоваться их полезностью для понимания процесса приобретения знания (что сводимо, по Г., к требованию простоты). Используя критерий простоты, Г. пытается доказать, что оптимальной для конструктивного номи­нализма является такая картина мира, при к-рой поток опыта индивидуума разлагается на элементарные чувств. качества.

В области логики Г. разработал методы анализа проб­лем контрфактич. предложений, дисиозициональных предикатов, подтверждения индукции и др.

• Steps toward a constructive nominalism, «Journal of Symbolic Logic», 1947, v. 12, № 4 (совм. с W. V. Quine); Problems and projects, Indianapolis — N. Υ., 1972; Fad, fiction and forecast, Indianapolis, 19733; Languages of art, Indianapolis, 19762; The structure of appearance, Dordrecht — Boston, 19772.

• Хилл Т. 11., Coup, теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 441—49; Богомолов A.C., Буржуазная фи­лософия США 20 в., М., 1974, с. 28(1—90; К а и б е ρ г Г., Веро­ятность и индуктивная логика, пер. с, англ., М., 1978.

ГУЛИАН (Gillian) Константин Йонеску (р. 22.4.1914, Бухарест), рум. философ-марксист, действит. чл. Академии СРР. В 1949—70 директор Ин-та филосо­фии Академии СРР. Историк рум. и мировой филосо­фии; историк и теоретик культуры и проблем ценностей; возглавлял коллектив рум. учёных по созданию пер­вой марксистской истории рум. философии — «Istoria gindirii sociale §i filozofice in Romania» (1964). Г. ставит вопрос о разработке в марксизме филос. антропологии, философии культуры и аксиологии в качестве самостоят. дисциплин.

• Problematica omului, Вис., 1966; Originale umanismului si ale culturii. Вис., 1967; Hegel. Sau filozofia crizei, Вис., 1970; Istoria, omul si culture, Вис., 1970; Antropologie filozofjca, Вис., 1972; Introducere in istoria filozofici moderne, Вис., 1974; Bazele istoriei si teoriei culturii, Вис., 1975; Marxism $i structura­lism, Вис., 1976; в рус. пер.— Метод и система Гегеля, т. 1—2, М., 1962—63.

ГУМАНИЗМ (от лат. humaniis — человеческий, человеч­ный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и про­явление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Идеи Г. имеют длит, предысторию. Мотивы человеч­ности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного нар. твор­чества, в лит-ре, нрапственно-филос. и религ. концеп­циях различных народов начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения Г. впервые выступил как целост­ная система взглядов и широкое течение обществ. мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззре­нии людей того времени. Дальнейшее развитие Г. свя­зано с деятельностью идеологов периода бурж. револю­ций (17 — нач. 19 вв.). Они разрабатывали идеи «ес-теств. прав» человека, оценивали любое социальное устройство ст. зр. его соответствия абстрактной «при­роде человека», пытались найти пути сочетания интере­сов личности и общества. Гольбах, Гельвеции, Дидро и

ГУДМЕН

др. отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г., — человек мо­жет быть для другого человека только целью, но не средством.

Система гуманистич. воззрений, созданных в усло­виях поднимающегося капитализма, явилась завоева­нием обществ. мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистич. концепцию личности, на абстракт­ное понимание человека. Эта противоречивость абстракт­ного Г. отчётливо обнаружилась с утверждением капи­тализма — строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство произ-ва капитала, подчиняется господству чуждых ему стихий­ных социальных сил и законов, капиталистич. разделе­нию труда, к-рое уродует личность, делает её односто­ронней, порождает различные виды отчуждения че­ловека. Критикуя частную собственность, Мор, Кампа-нелла, Морелли и Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн выявили и критиковали про­тиворечия сложившегося капиталистич. строя и, вдох­новляясь идеалами I'., разрабатывали проекты рефор­мирования общества на началах социализма. Гума­нистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные демократы — Гер­цен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Шевчен­ко и др.

Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, к-рый впитав в себя лучшие достижения гу­манистич. мысли прошлого, вместе с тем отверг отвле­чённую, внеисторич. трактовку «природы человека» лишь как биологич. «родовой сущности» и утвердил её науч. конкретно-историч. понимание, показав, что «... сущность человека... есть совокупность всех обществ.

отношений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от аб­страктного, надклассового подхода к проблемам Г. и сформулировал новую концепцию Г. — пролетарский, или социалистич., Г. Маркс впервые определил ре­альные пути осуществления идеалов Г., связав его с науч. теорией обществ. развития, с революц. движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, нац. гнёт и расовую дискримина­цию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человеку, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всесторон­него развития человеч. личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится раз­витие самого человека. Поэтому Маркс назвал комму­низм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс, там же, т. 42, с. 169). Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, а также начало эпохи перехода от капитализма к социа­лизму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.

Социалистич. Г. противостоит абстрактному Г., к-рый проповедует «человечность вообще» вне связи с борьбой за освобождение человека от всех видов эксп­луатации. Принципы марксистского, социалистич., Г. извращают правые и «левые» ревизионисты, отождест­вляя его с абстрактным Г. По если первые видят в аб-страктно-гуманистич. принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как бурж. кон­цепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту прин­ципов социалистич. Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в др. странах социалистич. содру­жества идеи марксистского Г. получили реальное воп­лощение в завоеваниях нового социального строя, из-

 

бравшего девизом своего дальнейшего развития гума­нистич. принцип: «Всё во имя человека, для блага че­ловека».

* Волгин В. П., Г. л социализм, М., 1955; Федо­сеев II. П.,Социализм и Г., М., 1958; Петросян М. И., Г., М., 1964; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969; Проблемы Г. в марксистско-ленинской филосо­фии, М., 1975; ХолличерВ., Личность и Г., пер. с нем., М., 1981. В. Ж. Келле.

Г. в узком, конкретно-историч. смысле, Г. Возрожде­ния — культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) сер. 14 — сер. 16 вв., восхо­дящее к Ф. Петрарке; с кон. 15 в. перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и др. страны, создав европ. «республику учёных». Историч. почвой возникновения Г., как и Возрождения в целом, послужили расцвет городов, экономия, и социальные сдвиги раннебурж. эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознат. самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» или «ораторами», итал. гуманисты обоз­начали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей, к-рые относятся к жизни и нравам и к-рые со­вершенствуют и украшают человека», Л. Бруни); в кон. 15 в. появилось само слово «гуманист». Термин «Г.» был введён нем. педагогом Ф. Нитхаммером (1808); после труда Г. Фойхта «Возрождение классической древности и первый век Г.» («Die Wiederbelebung des classischen Alterthums...», 1859) в науке началось об­суждение историч. содержания и пределов этого по­нятия.

Ранний, т. н. этико-фялологич. или гражданский, Г. в Италии (от Салутати до Л. Баллы и Л. Б. Альберта, кон. 14 — сер. 15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классич. греко-лат. образованности, в противовес излюбленным темам и методам ср.-век. схоластики. Гуманистич. «словес­ность» позволила выработать новое мировоззрение, про­никнутое критицизмом, светскостью и впервые воз­никшим пониманием историч. дистанции по отношению к античности. Прекрасное и чистое «слово» понималось как «знание» и «добродетель» (virtus), как воплощение универсальной и божеств. человеческой природы, как её гармонич. этос и инструмент практич. деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis). Центр. идея Г. — актуализация через гуманистич. занятия возможностей, заложенных в ин­дивиде, всесторонняя культивация его «достоинства». Для мышления гуманистов характерно рядоположе-ние самых разных духовных позиций в процессе прин­ципиально незавершаемого внутр. диалога. С последней трети 15 в. гуманистич. интересы перемещаются в тео­логию, натурфилософию, естествознание, что означало раскрепощение традиц. сфер культуры, но одновремен­но вело к утрате нек-рых особенностей и достижений раннего Г., к более сложному взаимодействию со ср.-век. наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, нео-аристотелизм Помпонацци и т. п.). За пределами Ита­лии Г. переживает новый взлёт (Эразм Роттердамский, Т. Мор, И. Рейхлин), вступая в теснейшую связь с со-циально-религ. конфликтами 16 в. (Реформация) и пе­реплетаясь с проблемой культурного самоопределения зап.-европ. наций.

* К о p е л и н М. С., Ранний итал. Г. и его историография, т. 1—4, СПБ, 1914; P е в я к и н а Н. В., Проблемы человека в.итал. Г. 2-й пол. 14 — 1-й пол. 15 вв., М., 1977; Горфун-кель А. X., Г. и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; О с и н о в с к и и И. П., Томас Мор: утопич. коммунизм, Г., реформация, М., 1978; Б а т к и н Л. М., Итал. гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М., 1978; S a i t t a G., II pen-siero italiano nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. l—3, Bo­logna, 1949—51: Kristeller P. O., Renaissance thought: the classic, scholastic and humanistic strains, N. Y., 1961; Bush D., The Renaissance and English humanism. Toronto, 1962; Newald R., Probleme und Gestalten des deutschen Humanismus, В., 1Я63; G a r i n E., L'umanesimo italiano. Filosofia a vita civile nel Rinascimento, Roma — Bari, 1970.

Л. М. Боткин.

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Пот­сдам, — 8.4.1835, Тегель), нем. эстетик, языковед,

философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского ун-та (1810). Взгляды Г. отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Герма­нии к кон. 18 в. (Гёте, Шиллер, Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. класси­ков (статьи о поэме Гёте «Герман и Доротея», о Шилле­ре). В философии истории Г. перерабатывал опыт Ве­ликой франц. революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности гос-ва» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792, опубл. 1851) — рассуждение о по-литич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Г. характерен преиму­ществ, интерес к культуре как целостному органич. единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790—1800-х гг., посвящённые др.-греч. исто­рии и культуре). Вершина науч. деятельности Г. — его работы о языке, в к-рых начала сравнит. языко­знания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении языков...», «Über das verglei­chende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...», «Über die Verschiedenheit des mensch­lichen Sprachbaues...», — введение к работе «О язы­ке кави на острове Ява», «Über die Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l—-3, 1836—39, и мн. др.). Подчёрки­вая творч. природу языка, Г. рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык — не только готовый инструмент и нечто создан­ное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения ис­тины; в самой структуре языка воплощено определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основополож­ником философии языка как самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.). • Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann, Bd l—17, B., 1903—36, то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1—5, Darmstadt—B., 1960—65; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l—2, B., 1962.

* Гайм Р., Вильгельм фон Г..... пер. снем., М., 1898; Ш π е т Г. Г., Внутр. форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.), М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Huma­nitätsidee, В., 1928 2; S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und Wirken, B., 1975 2.

ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Кра­ков, — 19.8.1909, Грац), польско-австр. социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предме­том социологии считал социальные группы, а непрерыв­ную и беспощадную борьбу между ними — гл. фактором социальной жизни. Основа социальных процессов в це­лом, по Г., — в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между ордами, разделёнными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд другими возникает гос-во, при к-ром борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями, классами, партиями и т. д., а также между гос-вами.

Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность. Натурализм в по­нимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных законов, фетишизацией ис­торич. необходимости. Г. отрицал существование обществ.

прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в к-ром каждое общество проходит этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., к-рой присущи общие пороки социального дарвинизма,— свидетельство несостоятельности натурализма, вульгар­ного материализма и редукционизма в построении со-циологич. теории.

Н Race und Staat, Wien, 1875; Der Rassenkampf, Innsbruck, 1883; The Letters of Ludwig Gumplowicz to Lester F. Ward, Lpz., 1933; в рус. пер.— Основы социологии, СПБ, 1899; Социо-логич. очерки, Одесса, 1899; Социология и политика, М., 1895. 0 Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л.,







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия