Студопедия — КАППАДОКИЙСКИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАППАДОКИЙСКИЙ






гич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в сво­еобразные символич. покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств. к-рая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие панте-истич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм — стрем­ление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественны­ми духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солип­сизму. Спиритуалистич. философия К. использовалась представителями теософии.

Пантеистич. символизм К. распространял на об­щество и культуру. Он резко критиковал англикан­скую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» — носителей божеств. предначертания и ду­ховных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Нек-рые черты социологии К. дают основание сравнивать её с идеологией «сверхче­ловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут кри­тике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

• Works..., v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».

* Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Маркс К. иЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты.,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И., Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его жизнь, его личность, его произв., его идеи, П., 1923; Трахтенберг О. В., Очерки по исто­рии философии и социологии Англии 19 в., М., 1959; Сай­моне Д., К., пер. с англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley A. J., Carlyle and the idea of the modern, New Haven — L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian, historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T. Carlyle, L., 1974.

КАРМА (санскр. — действие, дело, жребий), одно из центр. понятий инд. философии, дополняющее доктри­ну перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахма-нистско-ведийскому периоду, но, как и концепция сан-сары, рано ассоциируется с религ.-филос. исканиями брахманизма. Входит почти во все религ.-филос. сис­темы Индии, являясь существ. частью буддизма, джай­низма, индуизма.

В широком смысле К. — это общая сумма совершён­ных всяким живым существом поступков и их послед­ствий, к-рые определяют характер его нового рожде­ния, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершённых действий на характер настояще­го и последующего существования. В обоих случаях К. выступает как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия представляется ясным, внутр. же механизм её остаётся скрытым. К. определяет не толь­ко благополучные и неблагополучные условия сущест­вования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, соци­альный статус индивида и т. д.), но в конечном счёте — прогресс или регресс по отношению к гл. цели чело­века—освобождению от пут «профанического сущест­вования» и подчинения законам причинно-следств. связей и зависимости вообще, в частности указывает выход из круга бесконечных перерождений. Вместе с концепцией сансары представляет собой попытку за­менить представление о божеств. предопределённости нравств. порядка идеей естеств. космич. нравств. ми­ропорядка. Подчёркивая роль нравств. активности че­ловеч. личности (актуальное волевое усилие личности становится исходной точкой нового развития), закон К. отличается этим от безличного нравств. закона

дхармы, связанного с брахманистско-ведийской тра­дицией. Этич. окрашенность закона К., то, что обус­ловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравств. воздаяния за совершённое (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К. от понятия судьбы, илирока, в антич. мировоззрении.

• Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; A b h ed a -nan da S., Doctrine of Karma, Calc., 1947s; Humphre­ys C., Karma und Wiedergeburt, Z., 1951.

КАРНАП (Carnap) Рудольф (18.5.1891, Вупперталь, — 16.9.1970, Санта-Мария, Калифорния), нем.-амер. фи­лософ и логик, ведущий представитель логического по­зитивизма и философии науки. Опираясь на Витгенш­тейна и Рассела, К. считал предметом философии нау­ки анализ структуры естеств.-науч. знания с целью уточнения осн. понятий науки с помощью аппарата ма-тематич. логики. В творч. эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до нач. 30-х гг.) К. ак­тивно участвует в Венском кружке и в разработке идей логич. эмпиризма. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций (физикализм и др.) и отрицает мировоззренч. характер философии. Во вто­рой период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксич. связей между предложе­ниями, понятиями и теориями, отрицая возможность науч. обсуждения вопросов, касающихся природы ре­альных объектов и их отношения к предложениям язы­ка науки. К. развивает теорию логич. синтаксиса, стро­ит язык расширенного исчисления предикатов с ра­венством и с правилом бесконечной индукции как аппа­рат для логич. анализа языка науки. В третий период (после 1936) К., занимаясь построением «унифициро­ванного языка науки», приходит к выводу о недоста­точности чисто синтаксич. подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е. отношение между языком и описываемой им областью предметов. На основе сво­ей семантич. теории К. строит, индуктивную логику как вероятностную логику, развивает формализован­ную теорию индуктивных выводов, разрабатывает тео­рию семантич. информации. Автор работ по семантич. интерпретации и квантификации модальной логики. Ряд результатов, полученных К., был использован в исследованиях по кибернетике. В последние годы жизни К. отказался от мн. взглядов, характерных для первого этапа, и более решительно высказывал поло­жение о существовании «ненаблюдаемых материальных объектов» как основы для построения логич. систем, близкое к естеств.-науч. материалистической тен­денции.

• Der logische Aufbau der Welt, В.— Sehlachtensee, 1928; Schem­probleme in der Philosophie, B.— Schlachtensee, 1928; Abriß der Logistik, W., 1929; Der logische Syntax der Sprache, W., 1934; Studies in semantics, v. 1—2, Camb., 1942—43; Testability and meaning, New Haven, 1954!; Logical foundations of probability, Chi., 19622; в рус. пер.— Значение и необходимость, М., 1959; Филос. основания физики. Введение в философию науки., М., 1971 (библ.).

• Нарский И. С., Совр. позитивизм, М., 1961; Смир­нов В. А., О достоинствах и ошибках одной логико-филос. концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schupp, La Salle (III.) — L., 1963 (библ.).

КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой Академии. Развил вы­двинутые Аркесилаем принципы академич. скепти­цизма с его антидогматизмом и полемич. направлен­ностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Пред­ставления о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл. оппонент К. — Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Карнеада». Отрицая существование кри­терия истины, К. критикует стоич. учение о «постигаю­щем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном впечатлении», допу­скающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное впечатление от ложного. Помимо

стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически высказывался о существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т. п.

• см. к ст. Скептицизм.

КАРСАВИН Лев Платонович [1 (13).12.1882, Петер­бург, — 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], рус. религ. философ и историк-медиевист. В 1922 выслан за гра­ницу. С 1928 проф. ун-та в Каунасе, в 1940—46 в Виль­нюсе. Стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания под влиянием раннехрист, учений (патристика, Ориген), а также рус. религ. философии 19 в., особенно Вл. Соловьёва. Категория всеединства, выдвинутая последним, у К. связывается с принципом триединства, родственным гегелевской триаде и трак­туемым как динамич. принцип становления, «возрас­тания бытия» и, следовательно, как фундаментальная категория историч. процесса: любое сущее не столько «есть», сколько «становится», оказываясь одной из реа­лизаций триединства и всеединства. Понимаемый та­ким образом историзм выступает универс. принципом метафизич. системы К., что придаёт ей известное сход­ство со схемой диалектич. процесса у Гегеля. На основе философии истории и в зависимости от неё строятся др. разделы системы К.: гносеология, этика, учение о личности и т. д. Работы раннего периода, основываю­щиеся на обширном материале исторических источ­ников, посвящены истории духовной культуры средне­вековья.

• Культура ср. веков, СПБ — М., 1914; Введение в историю, П., 1920; Noctes petropolitanae, П., 1922; Восток, Запад и рус. идея, П., 1922; Д. Бруно, Берлин, 1923; Философия истории, Берлин, 1923; О началах, Берлин, 1925; Peri archon. Ideen zur christlichen Metaphysik, Memel, 1928; О личности, [Каунас] 1929.

КАРТЕЗИАНСТВО, направление в философии и ес­тествознании 17—18 вв., теоретич. источником к-рого были идеи Декарта (латинизиров. имя Cartesius — Картезий, отсюда назв.). Ортодоксальное К. характери­зуется дуализмом — разделением мира на две самостоят.

(независимые) субстанции — протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе неразрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. математич. (геометрич.) метода. Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и тео­рия врождённых идей, является исходным пунктом кар­тезианской гносеологии. Картезианская физика, в про­тивоположность ньютоновской, считала всё протя­жённое телесным, отрицая, т. о., пустое пространство, и характеризовала движение с помощью понятия «вихрь». В развитии К. обозначились две противополож­ные тенденции — к материалистич. монизму (X. Де Руа, Б. Спиноза) и к идеалистич. окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

* Быховский Б., Философия Декарта, М.— Л., 1940, гл. 10; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382—408; Brock-d o r f f С., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Münch., 1923; D i b o n P., Sur l'histoire de la Philosophie cartesienne, Groningue, 1955; см. также лит. к ст. Декарт.

КАРТЕЗИЙ,см. Декарт.

КАРУС (Carus) Карл Густав (3.1.1789, Лейпциг, — 28.7.1869, Дрезден), нем. естествоиспытатель, врач, фи­лософ, художник. В развитом К. варианте позднероман-тич. философии своеобразно преломляется гётевская идея единства бытия — отражения всего во всём. Вос­принятое у Гёте представление об органичности и оду­хотворённости природы, об её живой метаморфозе прое­цируется у К. на широкое поле спец. знаний (общая физиология, гинекология, «краниоскопия»); при этом К. стремится к созданию целостной символич. картины всего бытия как становления внутр. смысла. Даже иск-во пропитывается у К. импульсами его символич. науки: так, пейзажная живопись должна быть научно







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия