Студопедия — Архангельск
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архангельск

 

Д.В. Зинченко

Доклад: «О христианском служении в болезнях и скорбях – опыт православного социального служения в практической онкологии»

Северный государственный медицинский университет (СГМУ)

Архангельск

Социальная опека или правильнее, социальное служение по уходу за детьми и взрослыми с онкологической патологией опирается на православную духовность. Начало этим трудам было положено по благословению настоятеля Свято – Троицкого Антониево – Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова) в июле 1993 года, после моей демобилизации из ВС РФ (Авиация ВМФ). Хотелось бы рассказать о некоторых особенностях в поведении больных детей и взрослых. Эти особенности различны в проявлении милосердия к окружающим людям и в поведении в собственной болезни.

Опыт трудов по социально – психологической поддержке взрослых у меня формировался с мая 1995 по март 1999 года, когда работал по контракту специалистом по социально - медицинским вопросам в Архангельском областном клиническом онкологическом диспансере. Там были составлены и утверждены мои обязанности. Рабочий день в среднем до 15 часов, а затем находился на послушании у больных деток. Опытно из сравнительного наблюдения знаю, что взрослые больные гораздо тяжелее переносят свое заболевание. Ропот на судьбу, паника, истерики - все это присутствует у взрослых больных, но никогда - у детей. К тому же часто, чтобы как – то привести взрослого больного в «нормальное» состояние, я в беседах рассказывал, как дети переносят этот тяжёлый недуг. Результаты подобного общения всегда были хорошими. Больные взрослые начинали молиться за больных детей, а также за своих врачей, что меняло к лучшему психологическую ситуацию, а в итоге лечебную. Однажды во время рабочего дня зашёл в палату, где находилась бабушка старше 80 лет. Она мне пожаловалась, что не может нормально вставать и ходить. В основном лежит… Я знал из истории болезни, что у неё поражён метастазами скилет. «Всё болит…» сказала бабушка. Я тогда ответил: «Ну и, Слава Богу, что у тебя, матушка, всё так болит!». Конечно же, это вызвало у неё в первый момент недоумение. Потом мы с ней немного беседовали об отношении к болезни, к врачам и жизни вообще. То, что она мудрая и добрая женщина, это видно. Она просила зайти к ней ещё. Когда через пару дней зашёл, то она быстро и живо подошла ко мне, восклицая с трепетом: «Слава Богу, что я болею!». Ей стало значительно легче ещё тогда, в первый день. По мере возможности встречался со многими взрослыми больными, которые были уже в хосписном режиме, и ощущал, беседуя с ними, доброту и поддержку меня же в трудах о детях. О своём состоянии в эти минуты они как будто б забывали и не считали это существенным. О чём нужно и можно говорить и как вести себя рядом со страдающими в болезни взрослыми людьми? Я не знал ответа до того момента, пока не заходил к больному в палату. Знаю, что нужно с трепетом молиться, чтобы Господь благословил иметь возможность говорить с такими людьми. Архимандрит Иоанн Крестьянкин напоминал в проповедях своим духовным чадам, что лечение болезни нужно начинать с покаяния. И что болезнь – это крест, который «пожигает» наши грехи, и молиться нужно не о том, чтобы болезни ушли, но чтобы вы их правильно оценили и осилили… «К Господу обратитесь и тогда увидите чудо».

____________________________________________________________

 

Вот уже много лет подряд время от времени бываю в московском Свято-Дмитриевском сестричестве. Такое общение стало обоюдной потребностью. Приезжая в сестричество, я смотрю и научаюсь тому, как у них организовано дело милосердия и опеки. Однажды мне выпала честь провести занятие – беседу с учащимися третьего курса медицинского православного училища в сестричестве. Признаться, отзыв духовника сестричества и самих учащихся был очень хорошим. Учащиеся спрашивали о многом из прослушанного: как вести себя с тяжело страдающими в болезни, с умирающими взрослыми людьми или детьми? Как говорить с больными? О чём говорить?

…В канун праздника Рождества Богородицы перед входом в храм Святого благоверного царевича Димитрия я встретил одну из сестёр. Опытная с многолетним стажем медицинская сестра милосердия рассказала мне, что её муж очень болен и уходит из жизни при этом очень страдает, практически не спит по ночам. Она очень устала оттого, что приходится переживать. Что я мог ей сказать? Господь мне грешному, в который уже раз подсказал слова, которые могли не просто утешить её, а помочь практически: «Иди домой и помни, что дома лежит не больной муж, а Сам Христос Спаситель. Ухаживай за Ним, Он просит об этом».

Встретил я её на следующий день перед началом Литургии. Проходя мимо меня, она сказала только одну фразу: «А он всю ночь спал». Глаза светились радостью.

Чтобы идти к больному, как к самому Христу – этому нужно учиться не только умом но прежде всего пропуская это через душу, пытаясь делать хоть какие – нибудь малые дела милосердия ради Самого Христа. Когда будешь за великую честь почитать возможность быть рядом с тяжело больным, какой бы страшной и хлопотной для окружающих ни была болезнь, ощутишь настоящую радость, которая может преобразиться по благословению Божию и в духовную. Лучше это каждому человеку самому понять, как говорится, опытным путём.

Вспоминаю ещё один из множества очень похожих по духовной сути ситуаций. Лечение больной девочки 14 лет шло довольно успешно. Но как это бывает иногда, какие - то психологически негативные ощущения для неё как будто сгруппировалось в один или два дня. Дело в том, что причины её упаднического настроения образовались из-за того, что мама могла приезжать не часто, так как работала проводником на железной дороге, к тому же наша больная повредила руку (перелом)… Да и характер у неё был сложный. Часто повторяла: «Где мама? Почему так редко вижу её? Я скучаю за ней! И вообще отстаньте от меня все… Не хочу лечиться!» И тому подобное… Врач не мог проводить лечение, хирурги не могли наложить гипс на повреждённую руку, не подпускала к себе сестёр, устраивала истерики, когда собирались ей делать укол. Плакала и говорила, что ей больно, и лучше ей в психологическом плане не становилось. Так продолжалось дня два. Меня попросили поговорить с ней. Но что я мог изменить? Мамы двух других маленьких детей, находящиеся с ней в палате, говорили, что она никого не хочет слушать… Я пытался с ней шутить, но ничего не менялось. В это же время зашли врач и медицинская сестра для выполнения процедур, думая, что всё в порядке теперь. Но не тут-то было. Крик, истерика, плач и требование выйти из палаты врача и медицинской сестры. Я тоже стал уходить, понимая, что ничего сделать не смогу. Когда я почти вышел из палаты, в душе очень ощутимо возникли вопросы: «Зачем ты приходил в палату? Зачем ты здесь был нужен? Ты молился о ней??»

 

 

Нет, конечно, не молился, а только отшучивался в разговоре... И вот возник какой – то крик в душе, плач до слёз. Обращался к Божией Матери с одной мыслью: «Матушка, помоги!». Ведь люди до этого делали, что смогли, к чему были готовы в своей помощи… Тут же почувствовал необыкновенную радость в душе.

«Успокойся, всё уладится…». И увидел улыбающееся лицо девочки, которая сама быстро встала и, прихрамывая, пошла за мной из палаты. Она до этого не могла легко ходить. А сейчас… «Ты готова к лечебным процедурам?» «Конечно! Пусть делают хоть три укола!... С тех пор она понимала меня с полуслова. Слушалась всегда, потому, что с Божией милости стала мне как родная. Много со мной беседовала, спрашивала, молилась. Господь роднит людей духовно, через чудный духовный Горний Мир. Господь говорит, обращаясь к нам: «Да любите друг друга!» Этому можно и нужно учиться, опекая больных людей, особенно детей. Они защитники и помощники для нас, если мы захотим потрудиться на ниве милосердия. Милосердию можно учиться везде, было бы желание, и Господь даст по силам каждому.

Это было в девяностых годах…. Как-то я зашел в палату, где находился тяжело больной шестилетний Дима. Его мама плакала, потому что врачи, по медицинским показаниям, отменили планируемую операцию, и эта отмена могла привести к усугублению болезни. Чем я ей мог помочь? Сказать, что все будет хорошо, «ты потерпи» в этой ситуации было пустым звоном.

Внутренне я стал призывать помощь Божией Матери, и через несколько мгновений неожиданно для себя сказал: «Дима, а ну – ка, займись воспитанием мамы!».

И тут Димка залез к матери на колени, и как она ни закрывала заплаканное лицо ладонями, он отстранял мамины руки, пристально и серьезно глядя ей в глаза. Выразительный взгляд сына был ей хорошо знаком. Спустя полтора часа я зашёл в палату и узнал, что врачи приняли решение делать операцию. Операция состоялась уже на следующий день и прошла успешно.

Конечно же, по уходу за детьми забот было гораздо больше и по временному объёму, по социально – психологическому и духовному содержанию, чем в трудах о взрослых больных. С самого начала, с Божией милости стало возникать чувство - перед этими детьми нужно стоять на коленях. А позже, лет через восемь, один из монахов Свято - Троицкого Антониево – Сийского монастыря, выходя из палаты, где лежал тяжело больной мальчик (15 лет), сказал со слезами на глазах, что заходить к этим детям нужно на коленях. Уход за больными детьми имеет статус послушания, без отпусков и выходных, без всяких планов и инструкций. Насыщенность делания такого труда за каждый прожитый день не может сравниваться с эпизодическими благотворительными акциями. Хотя мы рады всем формам помощи.

________________________________________________________________

В представлении обывателя сформировалось какое-то либеральное, а соответственно циничное отношение в восприятии чужих страданий. Мне приходилось слышать: «Зачем ты им пытаешься помогать..., они всё равно умрут...» Жуткие мысли и слова, хотя для мира, где правит «дух времени сего», - это норма.

Можно написать пухлую программу по решению той или иной социальной проблемы, организовать цикл семинаров, провести конференцию, найти благотворителей - это путь, по которому, как правило, идут сегодня социальные структуры, во множестве появившиеся у нас в государстве.

Можно за какую – либо общественную работу получить даже премию. Но парадокс заключается в том, что самим же организаторам этих «проектов» становится не по себе от формального фона таких мероприятий, появляется психологическая усталость, приходит и укрепляется мысль, что, мол, я, в конце концов, не обязан что-то делать за государство, да и вообще у меня есть личная жизнь...

Такова примерно схема психологической ловушки, в которую попадает человек, взявшись за дело благотворительности, при этом, не понимая практически, что истинное милосердие неотделимо от христианства.

Путь милосердия – это путь практического научения покаянию. Церковь Христова учит, что начало покаяния - это когда ты осознаёшь сердцем, что тебе не должен никто в мире, а ты должен всем. Да, бывает так, что на первых порах, рождается смущение и часто разочарование в задуманном. Но очень важно понять, что милосердие - это не цель, а лишь средство для научению любви, ведущей человека к спасению, т.е. в Царствие Божие, к вечному познанию Бога. Мы призваны быть гражданами Небесного Отечества, а не «земного ада», который мы же, и устроили из своих человеческих отношений.

Святой Исаак Сириянин (VII век) говорит о милосердии: «Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому даёт, чего он достиг…. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздаёт, и кто достоин добра, того преисполняет с избытком».

Хорошо понимая телесную суть болезни, не каждый врач задумывается о духовном состоянии болезни, понять которое можно только став на путь покаяния. В трудах покаяния врач начнёт всё более понимать, зачем нужна болезнь, какова её духовная значимость. Врачу многое может открыться, если духовное становится неотъемлемой частью его труда. Большинство врачей, как и иных людей, научаются милосердию у мира, опираясь на мысли душевные, мирские, например, о вере в хорошего человека, достижения человеческой науки, цивилизации и так далее. Тем самым, происходит удаление от Бога. При этом и суть греха в жизни не осознаётся, и как следствие развивается комплекс самомнения, что, к сожалению, и определяет психологическое состояние лечения и ухода за теми, кого лечат. Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Слепота духовная — это злоба сердца, ибо как слепой не может смотреть на сияние света, так и злобный человек не может понимать тайны благочестия» - Сайт Спасо – Парголовского храма «Школа радости».

Спустя двадцать с половиной лет, каждый раз, приходя в отделение, уже как к себе домой, все равно в душе живут вопросы, открывшиеся ещё в начале трудов по уходу. Как изменить ситуацию? Как утешить больного ребёнка? Как успокоить маму? Как помочь врачам? Множество вопросов…. Отвечает на эти вопросы и обучает только Господь. Конечно же, прежде всего, нужно помочь матери, и тогда считай, что помог ребёнку. Господь управляет так, что ребёнок становится родным... Бывает, что в одной палате радуются, так как ребёнку становится легче, а в другой, наоборот, ухудшение состояния и - уныние, на грани отчаяния, слезы… Сложных ситуаций бывает очень много. Но в то же время Господь Сам даёт ответ, когда молитвенно просишь Его о даровании смирения и разумения, чтобы послужить больному, а значит и Христу. В таком молитвенном состоянии я стараюсь приходить к больным. И тогда начинаешь понимать, что помочь матери и её ребёнку можно не какими - то советами и назиданиями, а сердечным участием в трудах опеки её ребёнка, а ещё точнее ангелочка.

Часто напоминаю мамам слова молитвы: «Пусть будет как Тебе угодно, Господи, но не как мне…» Ведь мы даже молиться не умеем. Господь знает, что мы хотим и что нам полезно. А наши чаще всего роптания, покрыты греховными помыслами….

Хорошо помню, как всё начиналось, с плохого обеспечения и тяжёлого напряжения. Как много детей уходило из земной жизни…. В те годы детская больница испытывала огромные материальные трудности. Не хватало не только дорогостоящих лекарств тяжело больным, но и самых простых медицинских средств. Через труды по духовному сопровождению болезни деток (оговорюсь, на основе духовного опыта православной церкви) открылась и материальнаяподдержка процесса лечения. Жертвователи - сами хотят вкладывать личные средства в опеку. Просить об этом не нужно. На этой основе ежедневно решаются различные социально-медицинские вопросы. Среди желающих помочь детям были и такие, которые хотели извлечь для себя личную выгоду, рекламу и так далее. Господь как – то отводил от нас таких людей. Ведётся хроника милосердных поступков. Материалы по уходу за детьми сдаются в государственный архив на протяжении всех этих лет.

Ещё в 1999 году в отделении стабилизировалась ситуация с обеспечением лекарствами. Все дорогостоящие лекарства покупаются через бюджет. Тогда новый главный врач детской больницы приложил немало усилий, чтобы решить вопросы с лекарственным обеспечением. В отделении на протяжении всего периода опеки происходят чудеса. Господь по молитвам детей подает даже, казалось бы, невозможное для ума человека, его логики. Обстановка в отделении становилась милосердней и это сказывается на других отделениях больницы, и даже на других больницах детского профиля. Один из врачей как – то сказал в телефонном разговоре своему коллеге: «Приходи к нам, здесь ты успокоишься».

Хотелось бы кратко изложить сложившиеся направления труда по уходу за больными детками, предварительно отметив, что уход (опека) носит характер постоянной духовной и психологической поддержки и родителей больных детей, и труда врачей, и медицинского персонала. Благодаря милосердным людям, которые из личных средств на протяжении более чем 20.5 лет формируют финансовую основу ежедневной опеки больных детей, с Божией помощью удалось достичь разрешения следующих направлений ухода (опеки):

· Оплата и доставка лекарств, за которые вынуждены были бы платить родители, так как бюджет может оплатить и то не всегда и не в полном объёме только дорогие лекарства для проведения химиотерапии.

· Еженедельный завоз детских соков, лечебного питания, памперсов, одноразовых пелёнок, влажных салфеток и иных медико – санитарных средств.

· Поддержка хозяйственных, санитарных и медицинских нужд отделения, влияющих непосредственно на ход лечения детей.

· Оплата текущих анализов, отправка проб костного мозга, крови в лаборатории Москвы и Санкт – Петербурга для уточнения и постановки диагноза.

· Проведывание детей, когда они находятся дома (покупка соответствующих гостинцев, игрушек, книг).

Дома в этот период ситуация праздничная. Мы многое и многих вспоминаем в душевной беседе, иногда вместе молимся о них

· Решение транспортных вопросов как с покупкой билетов, когда дети на время отпускаются домой, так и оплата такси.

· Посещение кладбища; уход за могилками, ушедших из земной жизни детей.

· Подарки, игрушки, книги, вкусности, о которых дети просят в любой день.

· Почтовые отправления с подарками, переводы денежных средств для помощи в лечении детей, отправка необходимых лекарств в районы области.

· Специальная литература для врачей.

· Компьютерное сопровождение для поддержки труда врачей, в том числе и ремонты ПК, других технических средств. Это имеет в некоторых случаях отношение и к поддержке детей, находящихся как на стационарном лечении, так и дома.

· Помощь в подготовке ребёнка в школу и покупка в дальнейшем соответствующих канцпринадлежностей.

· Оплата использования мобильных телефонов детям и их родителям, а также врачам (врачи часто консультируются с коллегами из других городов, в том числе из Москвы и Санкт – Петербурга).

· Участие в похоронах, ушедших из земной жизни детей.

· Сопровождение мамочек с маленькими детьми на поезд или самолёт, автобус, покупка на дорогу необходимые продукты. Поездка до вокзала на такси.

· Систематическая организация привоза фруктов, овощей, соков больным детям, находящимся в отделении.

· Привоз канцелярских принадлежностей, игрушек для занятий в игровой комнате отделения химиотерапии.

· Решение социально – медицинских вопросов в процессе лечения детей с обращением к руководителям областной администрации. У нас есть и были постоянные наши помощники из числа руководства.

· Беседы с детьми и их мамами (отцами, близкими родственниками) по духовным основам о нахождении и поведении в болезни, как и почему необходимо поддерживать врачей и медицинский персонал….

· Молитва с больными детками и их мамами, как отдельно в палатах или боксах, так и в часовне в честь иконы Божией Матери «Всецарица».

· Беседы на духовные темы с врачами и медицинским персоналом.

· Налажены практически полезные взаимоотношения с детским онкологическим в НИИ онкологии имени Петрова в Санкт – Петербурге и НИИ детской онкологии имени Блохина в Москве. А также очень тесные и душевные отношения со Свято – Димитриевским сестричеством в Москве.

Более 20. 5 лет ведётся Хроника милосердных поступков, показывающая личное финансовое или иное участие в опеке больных детей с стороны жертвователей, а также сбор иных документов, связанных с уходом (опекой) за детьми. Ежегодно, а иногда и несколько раз в течение года документы сдаются в государственный архив. Хранение документов по решению архива является бессрочным.

 

 

С февраля 2001 года по благословению Русской Православной Церкви, начал вести собственный курс лекций - «О милосердии в болезнях и скорбях» в Архангельском медицинском колледже и иногда, выборочно, по две или три лекции в Северном государственном медицинском университете (СГМУ). Полный объём лекций 20 – 24 учебных часа в неделю отдельно с каждой учебной группой в медицинском колледже и до 30 часов на годичных курсах «Патронажных сестёр милосердия в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского» при СГМУ.

С мая 2001 года в отделении действует часовня в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Множество чудесных событий, полезных для души прошло по молитвам детей.

Психология опеки более неотмирная и создаёт с Божией помощью обстановку, в которой врачам становится легче лечить. Открывается возможность правильного диагностирования болезни. Становится очевидным, что, если врач любит своего больного, Господь не только откроет ему суть заболевания, но и подскажет ход лечения. Милосердие становится определяющим во всём. И как результат - необычное ощущение нужности своего труда. Врач становится другом, близким человеком для матери и ребёнка. Удивительно душевно родители ушедших из жизни детей передают поклоны и своё молитвенное благословение лечащим врачам и медицинским сёстрам.

Мать уходящего из жизни ребёнка со слезами и поклоном благодарит врачей и сестёр за их труды. Нет жалоб и истеричных выяснений виновности. Были исцеления детей при посещении монастыря, но главное для того, чтобы изменилось отношение врача к своей профессии, к миру, а значит и к людям, которых он лечит.

Через духовное, через Церковь приходит практическое понимание того, что не столько мы помогаем деткам (иным больным), сколько они помогают нам, грешным в спасении. Больные детки (ангелочки) ощущают духовные вопросы более, чем взрослые.

И по их молитвам происходит то, что люди называют чудесами. Сами лекарства в отделении действуют по - иному. Всё в радость, когда стремление к любви и милосердию на деле… Тяжело больной ребёнок – твой защитник, молитвенник. Врачебные дела налаживаются и становятся более совершенными. Там, где любовь и милосердие, нет эффекта профессионального выгорания.

Но если ставится цель - спасение своего ребёнка любыми доступными социальными и медицинскими средствами с поиском лучшего врача (другие врачи осуждаются) или лучшей клиники (отечественные часто осуждаются), то далее неизбежно наступает и мистическое. И как результат - душевные муки и требование кого-то «казнить». Этот ад в своей душе взрослые создают сами, не замечая изначально ангельского и неотмирнного поведения своих деток.

В таком духовном кошмаре «расцветают» условия для рецидива в болезни у других деток, лежащих рядом. А если ещё и врач, да и сама система здравоохранения считает главным личное благополучие, славу и тому подобное…? Такой врач слеп…, как и слепа система. Сколько же нужно смирения и молитвы, чтобы выдерживать такой ад…?

Все напряжения от взрослых берут на себя больные детки. Кто же мы тогда, если так поступаем?

Хотелось бы, чтобы как можно чаще врач детского онкологического отделения говорил врачу другого отделения: «Приходи к нам, и ты успокоишься…» Такое живёт у нас…

Потенциально, врач по сути, человек особенный, которому необходимо помогать и которого всегда нужно поддерживать. Особенно онколог - это универсальный врач…Врачам и медицинскому персоналу можно и нужно помогать в процессе их профессиональной деятельности.

Из книги Сираха «Ветхий Завет»: «Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его и от Вышняго - врачевание, и от Царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте. Господь создал из земли врачевства (полезные лекарства - К.З.), и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир.38; 1-4).

Ребёнок, которого лечат и родители ребёнка могут помочь молитвой тем, кто лечит…

Встречай врача послушанием на все его рекомендации, как самого родного человека. К тебе привёл этого врача Сам Господь. Этому нужно духовно учиться.

Иногда спрашивал студентов в медицинских учебных заведениях, кто самый главный в здравоохранении? Ответы различные,… Нот не услышал ответ: «Конечно же, лечащий врач!» Если бы в государстве и обществе начинали понимать это более глубоко. От этого понимания зависит и помощь непосредственно врачам в их трудах.

Тогда было бы значительно меньше попыток возложить жалобы на труд лечащих врачей, а более возникало бы у людей желание помощи и особенно молитвенной о лечащих врачах и медицинских сёстрах. Хочется ещё заменить выражение - «медицинская сестра» выражением – «медицинская сестра милосердия».

Осуждение с предъявлением претензий… К чему это может привести? Например, стоит только какой-нибудь из мамочек написать жалобу, как сразу же в отделении начинается напряжение, врачам становится трудно работать, у других родителей появляется тревога, и могут начаться рецидивы у деток…. Наши родители знают об этом. Ведь в гневе правды нет, любой вопрос можно решить Богоугодно, по - христиански.

Милосердие исходит не от нас, а к нам от Христа через этих деток, так же и через взрослого больного и страдающего человека……

Через них мы и можем научаться милосердию, стремясь, таким образом, к внутреннему преображению. Такое практическое научение милосердию может вызвать у других людей, по крайней мере, удивление. Но в итоге послужит примером благотворным.

Есть врачи и медицинские сёстры, и есть такие места, где эти люди трудятся так, что создаются условия для проявления милосердия.

На мой взгляд, детское отделение химиотерапии в НИИ онкологии имени Петрова Н.Н. и есть такое место.

Лечение без милосердия, становится некой функцией по механическому пресечению развития болезни. Как говорила одна из врачей, не один десяток лет занимающаяся вопросами онкологии, – для многих научных людей и даже современных светил мировой медицины люди превращаются в некую биомассу.

Они видят перед собой не человека с душой, а «картинку с медицинскими патологиями» в форме снимков, кардиограмм, графиков, статистик, не зная и не понимая того, что все их дела – это только род занятий (научный или какой – то ещё другой); но не есть спасение, которое жизнь человека превращает в покаяние.Это не есть научение милосердию, а только стремление к какой-то земной значимости, а это отдаляет человека (врача)от Бога.

Всё имеет духовную основу, в том числе и болезнь. Это не я придумал. И, пожалуй, поэтому для любого нормального человека видеть страдания людей, подверженных тяжёлым заболеваниям, а тем более детей – далеко непросто и это факт социально – психологический. Кто станет отрицать? И можно ли в этом случае отрицать духовное начало?

________________________________

Хотелось бы выделить некоторые социально – психологические особенности в поведении детей в болезни, прежде всего онкологического профиля. Для милосердия нет никаких препятствий, но, к сожалению, чаще всего люди находят тысячу причин для отказа. Ребенок же видит мир просто, чтобы помочь кому-то, ему не требуется подкреплять свое решение логикой, но эгоизм взрослых толкает найти всему «правильное» объяснение, усомниться в необходимости, увидеть бесполезность, заклеймить наивностью.

Дети всегда ждут, что их посетят, что им принесут гостинцы, что с ними будут говорить как с умными взрослыми людьми, хотя дети всегда остаются детьми. Поэтому спрашиваю у мамочек: «Почему ты такая грустная, когда ребёнок улыбается? Или почему ты не поддерживаешь ребёнка материнской нежностью и одновременно внутренней молитвой о своём личном смирении, когда ему больно? Ему ведь тяжело видеть и осознавать твою растерянность и плач…»

Дети в большинстве своём знают (не знают только очень маленькие) и чувствуют, что они больны смертельно, что жить, может быть, отпущено не так уж и долго, что само поддерживающее лечение очень тягостное и со временем просто мучительное. Эти дети психологически выглядят намного взрослей и серьёзней своих сверстников. Они наблюдают, как уходят из жизни те, у которых болезнь достигла последнего рецидива. Дети очень терпеливы и смиренны в лечении, в том числе при возникновении боли. Взрослые больные ведут себя с точностью наоборот, но примеры поведения детей, болеющих тем же недугом, часто становятся для взрослых просто сокрушительным в изменении своего поведения.

Больные детки, или просто ангелочки, становятся утешителями и молитвенниками для здоровых людей и для других болеющих деток. Знаю множество случаев, когда больные детки жалеют…

«Я помогу вам…», говорил умирающий девятилетний мальчик мне… «Положите иконы передо мной…» Помощь молитвенная, помощь сердечная…. Это и есть чудо великое.

Родители у нас говорят, если бы не диагноз, то мы просто в доме отдыха и семейного спокойствия. Неохотно уезжают куда-либо по необходимости. Очень неохотно. А можно было бы сделать, чтобы вообще никто никогда не уезжал, всё лечение здесь.

Для этого нужно потрудиться и, главное, молитвенно помогать труду руководителей соответствующих ведомств. Нужно их поддерживать, а не осуждать!

Года четыре назад заведующая нашим отделением сказала мне: «У нас с Вами большая семья…».

_________________________________________________________

Больница – живой организм. Как же начинать правильно себя вести, если человека (ребенка или взрослого) постигла болезнь?

Ещё когда мы обращаемся к врачам поликлиники за разъяснением по поводу возникшего недуга, от нас требуется смирение и молитва с просьбой ко Господу, чтобы Он умудрял врача, помогал ему. «В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйтесь молитвой», - учит святой Нил Синайский.

Исповедь, причащение Святых Христовых Тайн, благословение священника - все это должно предшествовать и сопровождать лечение. Кроме этого, у больного должно быть полное доверие к врачу. К решению врача надо относиться как к промыслу Божиему о нас, о нашем здоровье, но, прежде всего, о спасении души. Неправильное понимание своего места в лечебном процессе часто приводит к различным искушениям.

От того, насколько спокойно на душе у больного, насколько расположен он душой к медицинскому персоналу, зависит успех лечения. Негативные эмоции, раздражение, гнев, ропот, только усугубляют течение болезни, значительно снижают эффективность процедур и действие лекарственных препаратов.

Когда пациент избегает смирения, он тем самым создаёт дополнительные сложности и для медицинского персонала, и для самого процесса лечения. Другая крайность, которой необходимо остерегаться, обожествление лечащего врача. Бесспорно, дар врачевания дается свыше, и врач порой интуитивно делает то, что дается ему свыше. Отсюда у больных может возникнуть некая духовная слепота - вместо того, чтобы за врачом видеть врачующую руку Бога, больной обожествляет лекаря.

Опыт социального служения по опеке тяжело больных детей и в определённой степени, взрослых, показывает, что без ведома лечащего врача не богоугодно самостоятельно проводить дополнительное лечение, даже если методы и средства кажутся очень эффективными.

И, конечно, разрушителен ход нормального лечения, если больной вдруг сам решится поменять врача. Если по каким - то обстоятельствам этого нельзя избежать, то необходимо, чтобы изначально лечащий врач знал, кто в дальнейшем продолжит лечение данного больного.

 

 

Священники и иные люди обращаются за молитвенной помощью от наших деток. «Я уже молюсь о нём…», сказала мне пятилетняя больная девочка, когда просил у неё молитвенной помощи одному монаху. Господь хочет от нас, чтобы мы беспокоились друг о друге, прося у него поддержки о ком – либо. Находясь рядом с такими детьми – это можно почувствовать. Господь учит: «Будьте как дети!» А мы, всё более о мирском.

______________________________________________________

О хосписе: На мой взгляд, хосписное сопровождение должно начинаться с того момента, когда больной (взрослый или ребёнок) поступил на стационарное лечение в больницу, т.е. ещё в начальной стадии заболевания.

Психологический фактор в работе хосписа – это не столько работа психологов и социальных работников, сколько глубокая, душевная поддержка больных с опорой на духовное понимание жизни и смерти.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример вычисления определителя (детерминанта) матрицы | МИРЫ СОЗНАНИЯ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. Всё имеет духовную основу, в том числе и болезнь

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 258. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия