Студопедия — Детский психотерапевтический кабинет.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Детский психотерапевтический кабинет.

[33] Что касается восстановления связей между фигурой (структурой, симптомом или отдельным пациентом) и фоном (контекстом или семьей) как необходимого условия изменений, интересно отметить, что семейная психотерапия и эриксоновская гипнотерапия разными способами преследуют одну и ту же цель. Хотя и ту и другую интересует контекст, в котором проявляется симптом, семейная психотерапия обычно ориентируется на социальный контекст (семью), в то время как гипнотерапия часто сосредоточивается на контексте организма. С нашей точки зрения, психологический фон семьи - такая же единая система, как и биологический фон организма; и тот и другой могут дать начало продуктивным изменениям. Вследствие этого, стремясь к трансформации системы, лучше всего, вероятно, учитывать в равной мере и биологический, и психологический контексты.

 

[34] В русскоязычной литературе встречаются также термины "встроенные" и "контекстуальные" внушения. - Прим. редактора.

[35] Искусное использование Эриксоном малозаметных изменений голоса с целью вызвать гипнотические реакции тем более замечательно, что он страдал тональной глухотой и поэтому при исследовании и совершенствовании этой своей могучей способности руководствовался главным образом сигналами кинестетической обратной связи, поступавшими от его гортани.

 

[36] Применительно к нейропсихологическим процессам предположительное объяснение действия скрытых внушений может быть дано на основе гипотетической ориентировочной реакции центральных отделов мозга, которая возникает, когда поступившая информация существенно отличается от непосредственно ей предшествующей (см. Pribram, 1971). В этой модели, разработанной Соколовым (Sokolov, 1963), механизмы центральных отделов мозга, особенно регулирующие работу таламуса, гипоталамуса и миндалевидного ядра, постоянно наблюдают за поступающими извне сигналами. Когда обнаруживается информативный (т.е. новый или неожиданный) входной сигнал, автоматическая ориентировочная реакция отбрасывает всю информацию, находившуюся в обработке, чтобы проанализировать его. Поэтому изменение в стереотипной манере речи "расчищает" систему и позволяет ей уделить все свое внимание новому стереотипу (т.е. скрытому внушению). Из-за того, что скрытому внушению уделяется большее внимание и оно обрабатывается отдельно от других входных сигналов, оно лучше "усваивается", т.е. оказывает больший эффект, чем другие виды воздействия (см. Glass, Holyoak & Santa, 1979).

 

[37] В русскоязычной литературе в этом смысле применяются также термины "пресуппозиция" и "импликация". - Прим. редактора.

 

[38] При этом предполагается, конечно, что гипнотизер добился достаточной сосредоточенности субъекта и говорит достаточно убедительно, чтобы у субъекта обязательно возник эмоциональный отклик, если данная тема может его вызвать.

 

[39] Разрабатывая избранную тему в условиях гипноза, гипнотерапевт в какой-то момент почти неизбежно, сам того не желая, вступит в противоречие с теми или иными эмоциональными ценностями клиента. Об этом будут свидетельствовать аритмичные изменения в характере мышечных реакций и дыхания клиента (как показатель отчуждения от гипнотерапевта), и это обычно можно преодолеть путем откровенной утилизации (например, извинения). Клиенты обычно относятся к этому весьма снисходительно (при условии, если намерения гипнотерапевта очевидны), а подобные нарушения стереотипов дают отличную диагностическую информацию (см. Gilligan, 1985).

[40] Вызывание скуки - излюбленный прием Эриксона, к которому он в последние годы своей работы прибегал, когда имел дело с упорствующими субъектами. Как он однажды сказал мне, "если они не погружаются в транс никаким другим способом, я заставляю их погружаться в транс от скуки".

 

[41] Повторим еще раз: многое в эриксоновском понимании транса восходит к естественным ощущениям (Erickson & Rossi, 1977). Например, основная стратегия, которой он воспользовался, чтобы физически выздороветь после полного паралича в результате перенесенного в юношестве полиомиелита, состояла в том, чтобы выделять небольшую группу мышц (например, правый указательный палец) и затем живо припоминать детские ощущения, связанные с действием этих мышц (например, висение на ветке дерева). Подолгу интенсивно сосредоточиваясь на этих воспоминаниях, он обычно оказывался способен вызвать в данных мышцах идеомоторные движения. Со временем он восстановил подвижность большей части тела. Этот и другие примеры того, как Эриксон невольно использовал гипнотические процессы в своей жизни (см. Erickson & Rossi, 1977), позволяют отчасти понять его замечательную способность разрабатывать и применять естественные техники, подобные метафорическим историям, в своей гипнотической работе с другими людьми.

 

[42] Не поддающаяся точной передаче игра слов: hear me here. - Прим.переводчика.

 

[43] Игра слова: massage и message. - Прим. переводчика.

[44] Игра слов: Bud (прозвище "Бад") и bud ("почка", "бутон"). - Прим. переводчика.

[45] Такое неограниченное диссоциированное состояние можно вводить лишь тогда, когда гипнотерапевт уверен, что межличностные и внутриличностные взаимоотношения достаточно сбалансированы для того, чтобы допустить такое свободное самоисследование. Для глубоко неуверенных клиентов, например, следует вначале устанавливать более определенные границы.

 

[46] В теории семейных систем Боуэна под "слиянием" понимается эмоциональная недифференцированность, нечеткость психологических границ. - Прим. редактора.

[47] Игра слов: bear essence ("медвежья сущность") и bare essence ("внутренняя сущность"). - Прим. переводчика.

 

[48] Понятно, что трудно предсказать, какое именно переживание субъект бессознательно вызовет у себя в качестве дополняющего. В данном случае в качестве точки опоры для получения доступа к взаимодополняющим переживаниям послужило, очевидно, представление об "эмоциях, переживаемых в автомобиле".

 

[49] Эти предпосылки согласуются с двухфакторной теорией эмоций, которая проводит различие между физиологическим возбуждением, с одной стороны, и последующим психологическим обозначением и интерпретацией такого возбуждения в рамках социального контекста, с другой (см. Mandler, 1975; Schacter & Singer, 1962; а также Marshall, 1976; Maslach, 1977).

 

[50] Конечно, отчаянные попытки не думать о чем-то обычно усиливают доминирование этого "чего-то". Например, попробуйте не думать о "синем". Предполагается, что в такой фундаментальной системе, как бессознательное, ничто невозможно полностью отрицать, поэтому "не синее" оказывается эквивалентно "синему". Конечно, в данном контексте из этого есть простой выход - всего лишь думать о чем-то другом, например "белом". Это указывает на важнейшее различие между попыткой отрицания идеи и ее отторжением: первое невозможно, второе возможно. Прикованность человека к неприемлемому переживанию не позволяет отторгнуть его, а попытки его отрицать лишь усиливают его доминирование.

[51] Один из вариантов этого приема состоит в том, чтобы систематически указывать на одну руку, говоря о другой. Например, вы можете смотреть и указывать на правую руку и в то же время воскликнуть: "Левая рука все еще не поднимается".

 

[52] Государственный праздник в большинстве штатов США и Канаде, отмечается в первый понедельник сентября. - Прим. переводчика.

[53] Государственный праздник в США, отмечается в четвертый четверг ноября. - Прим. переводчика.

 

[54] Игра слов: Watt (фамилия) и watt (единица измерения мощности). - Прим. переводчика.

 

[55] Обычный принятый в обществе способ переходить к другой теме состоит в том, чтобы выделять такие аспекты новой темы, которые объединяют ее с прежней (т.е. имеют к ней отношение). Например, если я говорю, что ваши реакции в трансе напоминают мне о другом субъекте - Билле, а затем начинаю рассказывать про Билла, то вы, как правило, ожидаете, что мои замечания, касающиеся Билла, будут иметь какое-то отношение к вашим реакциям в трансе. Если этого не происходит - например, если я, скажем, начинаю рассказывать о том, как Билл разводился с женой, что не имеет никакого отношения ни к вам, ни тем более к вашим реакциям, - то вы, как правило, почувствуете легкую растерянность и затем проявите ту или иную реакцию, соответствующую контексту (например, раздражение, скуку, замешательство). В гипнотической ситуации эриксоновский гипнотерапевт постарается, чтобы такой реакцией было дальнейшее замешательство, которое можно будет утилизировать.

 

[56] Этот прием использовали многие. Под влиянием нашей работы с Бэндлером и Гриндером (Bandler & Grinder, 1975) и произведений Кастанеды (Castaneda, 1972) я и Пол Картер разработали его собственную версию. Приблизительно восемь лет спустя мы обнаружили, что Кей Томпсон и Роберт Пирсон создали свой вариант приема на много лет раньше.

 

[57] Перевод С. Степанова.

Детский психотерапевтический кабинет.

Материалы подготовлены: Залесской О.В.,(психолог, детский психотерапевт).

Кабинет для детской психотерапии прежде всего должен быть безопасным (safe place) и способствовать спонтанному самораскрытию ребенка. Детский кабинет - это определенным образом созданное пространство, которое, как правило, имеет общие черты у разных терапевтов, но также и различия, базирующиеся на том или ином теоретическом подходе и индивидуальном опыте терапевта.

Предпочтительно, чтобы кабинет был эмоционально теплым, но в тоже время необходимо, чтобы это сочеталось с удобством использования (важно чтобы кабинет легко убирался, стены и пол должны легко мыться, хорошо иметь раковину прямо в кабинете). Лучше, чтобы в кабинете не было слишком хрупких и дорогих вещей, иначе это создает ситуацию, когда терапевт «за все боится», не может обеспечить безопасность и спонтанность в терапевтическом процессе.

Мебель для кабинета должна быть удобной и функциональной. Лучше использовать открытые полки (стеллажи) для игрушек, несколько закрытых шкафчиков для хранения красок, глины пластилина и т.д., для хранения индивидуальных коробок (папок) с рисунками, поделками ребенка (важно чтобы, это было защищенное место). Детские стол и два стула, два кресла, мольберт или доска для рисования.

Две деревянные песочницы для работы с мокрым и сухим песком. Они могут стоять на полу или при необходимости ставиться на стол.

Емкость для работы с водой (возможно таз или пластиковый контейнер).

Необходимые материалы для детского кабинета.

Материалы Применение
1. Песок, вода Неструктурированный природный материал, пластичный, изменчивый, имеющий глубинный символический смысл и архетипическое значение. Позволяет вести как конструктивную, так и деструктивную игру. Для выражения широкого спектра чувств (агрессии, печали, радости и т.д.), особенно для зажатых детей, которым не разрешается дома испачкаться физически или психологически, т.е. им не позволено свободно проявлять свои эмоции. Используется как основа для создания композиции (песочной картины) – «своего мира". Можно строить ландшафты, горы реки, озера и т.д.
2. Камушки, ракушки, корешки, кристаллы, кора, желуди, засушенная трава, цветы, перья, кусочки меха, шишки, каштаны, грецкий и лесной орехи, деревянные бруски.   Природные материалы, дают возможность контакта с природой, символизируют жизненность, связь, непрерывность. Необходимы для творческого самовыражения, создания композиций, коллажей, скульптур, стимулируют фантазию, можно использовать в работе с песком.
3. Глина, тесто. Природные материалы, пластичные, изменчивые символизируют жизненность, связь, непрерывность, грязь, созидание и разрушение. Глина открывает возможность спонтанной манипуляции и создания случайных объектов, что часто приводит к планомерной творческой деятельности. Поэтому она важна для творческого самовыражения, создания композиций, скульптур, а также для отыгрывания желания испачкаться, для снятия слишком жестких социальных запретов, для выражения чувств агрессии, боли. Глина и тесто могут быть эффективно использованы со всеми детьми, как агрессивными, так и подавленными, общительными и замкнутыми, одаренными и более ординарными.  
4. Акварель, кисти, карандаши, гуашь, краски для рисования руками, мелки, пастель. Бумага разного качества, формата, формы, цвета.     Изобразительные материалы очень важны для экспрессивного выражения чувств, желаний, потребностей. Могут использоваться для выражения, как ясных осознанных чувств, так и неясных недифференцированных. Являются средством символического выражения бессознательного материала, могут использоваться как в диагностическом, так и в терапевтическом процессе.
5. Стеклярус, различные бусинки, бижутерия, стеклянные шары, пуговицы, веревочки, тряпочки, кусочки оберточной бумаги, картон, целлофан, гофрированная бумага, искусственный мех, туалетная, пергаментная бумага, фольга. Искусственные цветы, листья, деревья, трава, мох, ягоды, фрукты, овощи.   Искусственные материалы, сделанные человеком. Также необходимы для создания композиций, коллажей, скульптур. Используются в песочной терапии для создания песочных картин, имеют символический смысл сокровищ и часто используются детьми для создания ресурсных образов «секретиков», «тайного богатства» и т.д.
6. Фигурки, куклы: детей, мужчин и женщин, разных профессий, с различным выражением эмоций, разного размера, возраста. Важно чтобы была возможность составить семью: мама, папа, дети разного возраста и пола, бабушка, дедушка. Куклы с анатомическими пропорциями. Машины, мотоциклы, самолеты, корабли, ракеты (по несколько штук из разного материала, разного размера, разной смысловой нагрузки: скорая помощь, пожарная машина, милиция, гоночный автомобиль, грузовик, военная техника). Инструменты, домашняя утварь, поварские принадлежности, аптечка. Кукольный дом и мебель, дома, разного размера и конструкций для игры в песке, школьные фигурки, в общем должно быть достаточно фигурок, связанных с обыденной жизнью, миром человека.   Необходимы для реалистического самовыражения своих потребностей, эмоций, желаний. Дают возможность проецировать на них максимальное количество осознаваемого и неосознаваемого материала. Позволяют ребенку отыгрывать конфликтный материал, взаимоотношений в семье, школе, д/саду, наделяя фигурки определенным символическим смыслом. Используются для создания песочных композиций, отражения динамики внутреннего мира ребенка, через символическое развитие «мира» внутри песочницы.
7. Фигурки диких и домашних животных, разной среды обитания. Рыбы, обитатели подводного мира (море, пруд, река). Насекомые (пауки, бабочки, стрекозы, жуки, тараканы), червяки, змеи, ящеры. Также животные хищники (львы, волки) и травоядные (олени, овцы). Несуществующие животные (например, динозавры). Желательно иметь по несколько животных каждого вида и разного размера, чтобы они могли представлять семью животных.   Позволяют отыгрывать инстинктивные импульсы, страхи, ассоциироваться с миром животных и символически выражать конфликты и проблемы через мир и взаимоотношения животных. Дают возможность проецировать на них максимальное количество осознаваемого и неосознаваемого материала. Многие фигурки животных приобретают глубинный символический смысл индивидуального и коллективного бессознательного. Позволяют ребенку косвенно отыгрывать конфликтный материал, играя в «семью животных». Это более безопасная возможность для ребенка выразить агрессивные чувства через «плохих зверей». Передавая ответственность за агрессию дикому животному, ребенок учится признавать свои чувства и выражать их открыто. Используются для создания песочных композиций, отражения динамики внутреннего мира ребенка, через символическое развитие «мира» внутри песочницы.
8. Куклы марионетки, перчаточные куклы, куклы без лица, и мягкие игрушки. Дают возможность для ребенка проиграть свои фантазии и выразить потребности и эмоции косвенно и безопасно для себя. Когда кукла одета на руку, ребенок не просто взаимодействует с помощью игрушки, а в игре создается эффект, что не ребенок действует куклой, а кукла выражает что-то с помощью ребенка. Куклы могут приобретать разное символическое значение. Важно, чтобы были куклы люди, неопределенные куклы без лица, сказочные куклы, куклы животные, причем как хищники, так и жертвы. Куклы можно использовать для создания спектаклей, спонтанной игры, сочинения историй и семейной терапии пары матери и ребенка.
9. Фигуры, отражающие идеи различных религий и мифологии (церкви, ангелы, черти, дьявол, Будда, нецке, сфинкс, пирамида, языческие фигурки идолов, персонажи греческой мифологии и т.д.) Фигурки, отражающие различные аспекты сказки (драконы, ведьмы, колдуны, кощей бессмертный, скелеты, птица феникс, мумия, сказочные персонажи). Фигурки-трансформеры. Гномы, тролли, смерть, игрушечные яйца. Сказочные предметы: всевозможные и разнообразные, сосуды, кувшины, ключи, колокольчики и т.д.   Необходимы для создания сказочных, мифологических и религиозных сюжетов. Стимулируют фантазию, являются необходимыми символами для проекции архетипических содержаний индивидуальной психики, коллективного бессознательного. Позволяют проецировать как негативные, так и позитивные чувства и переживания. Позволяют работать с базовыми страхами: рождения, смерти. Используются для создания песочных композиций, отражения динамики внутреннего мира ребенка, через символическое развитие «мира» внутри песочницы.
10. Батаки, дартц, мешочки с крупой, молоток (деревянный и настоящий), гвозди и деревянные чурбаки, боксерская груша с перчатками, подушки, мячи, мечи, пистолеты, ружья, военная техника, пустые жестяные банки. Шумовые игрушки: пищалки, бубны, барабаны. Старые газеты и журналы. Эти материалы провоцируют тему выражения силы, агрессии, злости, обиды, соперничества. Необходимы для отреагирования агрессивных чувств. Особое значение имеют для застенчивых, зависимых детей, для детей с сильными страхами. Дают возможность выразить подавленные агрессивные чувства социально приемлемым способом.
11. Соски, бутылочки с соской, плед, «шалаш», подвесной мешок-качели. Игрушечная и реальная еда (использование реальной еды зависит от установок терапевта). Все эти материалы могут провоцировать тему опеки и проявления эмоциональных потребностей и зависимостей. Позволяют обратиться к наиболее ранним травматичным переживаниям ребенка. Провоцируют регрессию, фантазии о рождении ребенка, позволяют проиграть инфантильные фантазии. Особенно необходимы и эффективны в диагностике и работе с проблемами, которые обусловлены недостаточной родительской опекой, могут использоваться в работе с запущенными страхами и как игрушки-утешители при столкновении ребенка со сложными терапевтическими или реальными ситуациями  
12. Кубики, конструкторы. Эти материалы позволяют ребенку создавать свои конструкции, и они могут иметь креативную направленность и быть ценными сами по себе (необычная модель автомобиля, самолет и.д.), или иметь важный смысл и создаваться в контексте игровой ситуации (н-р, ребенок строит дом для семьи, корабль для спасения животных и т.д.). В процессе конструирования важными аспектами становятся способность к анализу, креативность, самооценка, стремление к достижению результата, принятие неудачи, ощущение самоценности, возможность разрушить и построить заново.
13. Театральная одежда (шляпы, плащи, волшебные предметы, парашют). Игрушечные телефоны, кошельки, деньги. Стимулирующие игровые материалы. Дают возможность детям примерить на себя различные роли и проиграть фантазии или сцены из реальной жизни. Это могут быть какие-то социальные роли, отражающие стремление ребенка к зрелости и самостоятельности, либо сказочные, отражающие потребность ребенка в силе и волшебстве для изменения ситуации. Телефон позволяет ребенку вступать в непрямой контакт с терапевтом, и это дает дополнительную возможность самораскрытия. И в тоже время отражает разнообразные социальные взаимодействия ребенка в семье и обществе.
14. Специальные игры, групповые и семейные («лепешка», «карточная игра для всей семьи», «куча мала», «чудо-мешочек», «хаос», «семейная доска» и т.д.). Специальные игры особенно необходимы на диагностическом этапе терапевтического процесса, а также используются и на последующих этапах терапии. В основном они направлены на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, способствуют развитию терапевтических отношений, социализации, общению, укреплению эго. Могут быть жестко либо слабо структурированными. Особенно важную роль играют в терапии детей латентного возраста (6-12 лет).
 

Примеры разных кабинетов.

1. R. Schoeller Switzerland

 

 

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как поступать при неудачных попытках наведения | Опишите полный вход и полный выход этого процесса. Обоснуйте Ваше мнение.

Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия