Студопедия — Праздник. Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Праздник. Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования.






Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования.

Среда коллективной жизни, где временные и пространственные составляющие изменяются по отношению к обыденным.

Время летит незаметно, вот оно - начало праздника, и - уже расставаться пора. В то же время ощущается особая полнота прожитого. Люди, которые недавно были тебе незнакомы, оказываются родными. Как будто давно уже шагаете по дороге жизни, и - только в лучших отношениях.

Пространство протяженное - дорога. Дорога праздника в дружной компании коротка и легка. Мир вокруг, знакомый тебе, становится удивительным и неузнаваемым. Как раньше всего этого не замечал?

Пространство объемное – место праздника. Обычный дом или двор не узнаешь: праздник и лестницу, и пятачок у подъезда оживит радостью общения.

Умение создавать праздник - мастерство и искусство. Поддерживать же праздник прямая обязанность каждого. Унылого необходимо развеселить или утешить, а без причины хмурого могли и побить, дабы кровь поразогнать да в чувство тем самым привести.

Радость. Всеобщая установка на особое состояние, когда во всем достаток, и особенно в человеческой теплоте и внимании. Снимаются многие непреодолимые в обыденной жизни барьеры: социальные, возрастные, психологические.

Искренность, в детстве естественная, возвращается ко многим, становится возможной именно во время праздника.

Комплексы поведения, приобретенные взрослой серьезностью или неосторожным словом, взглядом, снимаются в такой обстановке.

Человек начинает общаться на разных языках культуры, в обыденной жизни мало используемых. Это темп и ритм музыки, пластика движений в пляске, танце. Слово в различной форме: разговор, предание, пословица и т.д. Краски и формы национального костюма. Звук, интонация и слово песни, где история народа оживает звучащим словом и запечатлевается в сердцах.

В среде праздника культура непринужденно перетекает от одного человека к другому, наделяя каждого недостающим умением. Человек, ободренный общим благорасположением, раскрывается и за короткий срок, находясь в благоприятной среде, перенимает целую систему ориентации в окружающем мире и знании о нем.

 

Помочи

Удивительна способность русского человека трудную, тяжелую и непосильную работу превращать в коллективный праздник.

Такова среда помочей, всякого бескорыстно соборно совершенного дела, завершающегося обычно совместной трапезой.

Так строили церкви, дома, собирались на сенокос, битье печей и подъем целины. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

Для конкретной семьи и села помочи имели огромное хозяйственно-экономическое значение. Так, за один день ставили сруб небольшого дома или амбара.

На помочах превосходная возможность показать себя, блеснуть мастерством, а также остроумием, находчивостью, расторопностью.

Через помочи демонстрировалась сила соборного делания. Всеми и каждым ощущалась внутренняя духовно-нравственная красота и сила помочей.

Запечатление этой силы происходило в каждом, и каждый знал, что и он может рассчитывать на эту силу в обустройстве семейного счастья и сезонной трудовой страде.

 

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - АРТЕЛЬ

Артель - коллективная среда, где сам труд способствует передаче культурного наследия.

Профессиональная деятельность в коллективе повышает производительность труда, и направлена на создание материального благополучия каждого члена артели. Но создание материальных благ занимает в представлениях Артели не центральное место, основа не в жажде обогащения, важнее соответствие совместной деятельности нравственным потребностям души. «В труде не только страда, но и радость и красота».

В артельном понимании, недостаточно научить человека работать, необходимо способствовать формированию у него соответствующего мировоззрения, привить ему нравственные критерии труда.

Труд занимал одно из центральных мест в системе ценностей русского народа.

Труд определялся русским человеком как необходимое средство достижения горнего мира, - «Бог труды любит»

Такие категории как стыд, совесть, честь во многом определяли эмоционально–психологическую атмосферу артельного труда. Артель участвовала и сопереживала семейной жизни каждого своего члена, кроме того, часть средств и помощь артели направлялась вдовам, нищим и погорельцам. Артель также брала к себе на обучение и воспитание детей - сирот.

Ритм – основа всякого труда. Обретая мерность, любой труд, даже самый непосильный, становился легким. Быстрее осваивались трудовые секреты. Ритм конкретной трудовой операции соотносился с ритмом всего процесса, ритмом дня, года.

Вхождение в артельную жизнь происходило методом «приучения». Степенность труда, мастерство и отточенность движений, вот тот особый фон обучения в артели. К тому же процесс познания мастерства наполнен емкими фразами поговорок, пословиц и охватывает ученика своим особым обаянием, ему хочется доверять мастеру как второму отцу, старшему брату. Невольно ученик копирует весь образ мудрого наставника и усердно пытается подражать ему. В такой период процесс копирования мастера внутри ученика, полностью захватывает жизнь последнего.

Как правило, любой наставник и руководитель в Артели - мастер слова, который внимательно наблюдает за процессом работы и жизни Артели, и в ответственный период бодрым словом, поддержкой через доверие решает возникающие вопросы.

Благожелательная обстановка способствует труду, возникает стремление не отстать, стимулируется освоение трудовых навыков и постоянное самосовершенствование.

Видя одаренность ученика, мастер рисует тернистый путь, по которому тот должен пройти, чтобы реализовать свои дарования.

Реализовать одаренность необходимо через настойчивость, последовательность, упорство и тогда приобретение мастерства определяет талант и открывает горизонты искусства и творчества.

Неискушенному трудно пройти одному и не заблудиться, опыт наставника корнями поколений оберегает ученика и позволяет достичь необходимых целей.

Времена лихолетья заставляют каждого артельщика оторваться от своего дела и взяться за ремесло самопожертвования.

 

ВОИНСКОЕ БРАТСТВО

На грани жизни и смерти стоит среда, основа которой - самопожертвование, «нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Высшее проявление этой среды Подвиг – стремительный порыв самоотречения, присоединяющий человека к Свету.

Воинское братство есть тесное товарищество локтем к локтю, преодолевающее совместно многие лишения, что обостряет взаимоответственность, так как каждая мелочь может стоить жизни товарища, друга, побратима. Побратимство как явление было широко распространено. Побратимы обменивались крестами, духовно роднились в знак особой дружбы и спасения в бою.

Опытные воины, многое испытавшие и изведавшие, выстраивали систему передачи знаний по принципу «Бойца нужно беречь, а не жалеть». «Победи себя, будешь побеждать других» - звучит воинская мудрость. Путь воина – путь духовный и идти по нему не просто, нужен проводник, не понаслышке знающий хитрости и коварство врага. Таких людей вне зависимости от возраста называли дедами.

Дедовщина - это рука, пригибающая бритую голову новобранца от пуль. Уверенный след по шаткому болоту или минному полю. Глоток воды из полной фляжки. Взор мудрых не смыкающих глаз в ночи. Подставленный локоть, отбитый роковой штык врага. Спина - по ней держать ориентир в угаре первого боя. Искрометный оптимизм, как прививка от уныния. Веселое, бодрое, меткое, слово, песня, прибаутка, сказка и быль.

Духовное братство идущих на смерть ради жизни, исповедующих «…чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь», не имело и не имеет никакой червоточины отношений, никакого намека на унижение или превосходство.

Извращение понятия «дедовщина», связано с постепенным отходом от православной веры в армии, целенаправленным разрушением русских воинских традиций и мотивации воинского служения.

 

В поднятой нами теме мы затронули функционирование уникальных средовых механизмов трансляции культурного наследия.

Культура современного общества пренебрегает традиционными духовными ценностями и не стремится к сохранению означенных традиционных форм и механизмов культурной среды. Активно стараются развивать лишь психологическую периферию человека, не затрагивая внутреннюю, духовную жизнь. Вследствие чего происходит процесс обездушивания - лишения человека внутреннего, духовного мира. Человек современный представляется как биомеханическая машина, где тема игры гормонов выступает па первый план.

Взгляд на человека, как на машину с физиологическими процессами, сделал почти невидимой внутреннюю жизнь народа.

Бумерангом возвращается к людям неприятие духовных критериев культуры. Так, человек без полноценной семьи и любви – калека, и бездушная жизнь приводит индивидуума к прочному унынию, а в дальнейшем и самоубийству. Не следуя законам общинной совести, праздника и помочей, человек тайной своей жизнью становится добровольным изгоем и одиночкой.

Зарабатывая деньги и не вкладывая часть из них в культуру, образование и воспитание, бизнесмен обречен строить железные заборы, нанимать охрану и заводить бойцовых собак, но безопасность так и останется мнимой - никуда свободно не выйти, никуда не пойти. В тоже время беспризорные дети вырастут, и найдут способ сократить здоровье и состояние такому бизнесмену.

Извращение подлинной дедовщины и духовных идеалов в армии, ставит в сложное положение боеспособность нашей армии. В трудной ситуации униженный боец стреляет в спину своего командира или сослуживца.

 

Но мы все-таки, надеемся, что обращение к духовному опыту предков сыграет положительную роль в деле возрождения России. И как предсказывали святые земли Русской, пройдя путем страданий, Россия обновленной предстанет всему миру. Но Бог не спасает человека без участия самого человека.

Говоря о культуре, формах среды, механизмах трансляции нужно отметить, что ищем мы не пустой формы, а наполненной, насыщенной глубоким духовным содержанием, не мертвых механизмов, а органически вплетенных в таинственную сакральную связь человека с Богом.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия