Студопедия — ПЕСНЯ КАК ОРУЖИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕСНЯ КАК ОРУЖИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ






 

Если предмет, вещь, культурное явление из быта попадает в музей, то можно говорить об их утрате из реальной жизни. Продолжают ли они жить в музее? Например, живут ли в музее иконы, когда им место в храме? Раз они в музее, значит таких икон никто больше не пишет, значит их культура исчезла, значит утрачено восприятие и понимание, и иконы живут жизнью простых картин, а не молитвенных образов. Так и традиционная народная песня перестала существовать в быту, оказалась на полках ученых, на концертных сценах, но уже в измененном варианте. У нее теперь другая жизнь. Как в музее? Хуже, ведь в музее экспонаты не переделывают, а стараются сохранить. Казалось бы, что тут такого – песня умерла, да здравствует песня! Сейчас много их, новых, современных, красивых. Стоп! Ведь песня в народном быту – это не картина, которой любуются. Песня в традиционной культуре не просто хороша, она не ради эстетического чувства и подтанцовки. Так что же такое народная песня, для чего она была нужна, какая она, и нужна ли она нам сейчас?

Только ли эстетики ради казаки брали в поход за «зипунами», музыканта – эпического сказителя, и платили ему с добычи как за двоих казаков? Ушкуйные новгородские артели воевали берега Турции, и столицу Золотой Орды, и всегда с ними был гусляр, был музыкант и песенный рассказчик. Отсюда - новгородский Садко, волшебный музыкант – не сказка, а эпическая реальность.

Старики рассказывают, что в прежнее время пели все, и кто более способен, и кто менее, но – все! Это уже не просто эстетика, это бытовая культура пения. Песня не отвлеченный предмет для услаждения, она обслуживала и окружала человека в буднях и праздниках, в скорбях и в радости, в нужде и конкретной работе, например: жнивные и покосные песни. От рождения (колыбельные) до смерти (похоронные причитания) песня и человек были не разделимы. Песня была также необходима как сейчас авторучка, табурет, нож, лопата или автомобиль. Только при утрате такой песни, нужно было напоминание, такое как в идеологизированной советской системе - «Нам песня строить и жить помогает». Однако об этом знали издревле, это использовали! Например, были специальные песни, которые пели в банях, чтобы продышаться. Это своеобразная гимнастика для легких и всего тела. Добавьте сюда воздух, который наполнен ароматом лекарственных трав. У бурлаков были свои песни, они помогали своим ритмом сдвигать и тянуть на протяжении многих километров тяжелые баржи с грузом. Также - и у рыбаков рыбацких артелей. У сплавщиков леса на Енисее ученые фольклористы записали и издали целую книгу трудовых песен. Например, «Эх Дубинушка ухнем» знают все, это вошло в поговорку. Подобную трудовую песню, в очень простом варианте, удалось услышать и мне. Это было в г. Омске в яхт-клубе «Водник» в 1997 году при спуске яхты на воду, но вообще-то, в наше время это большая редкость.

Отдельный разговор – воинская песня. Например, строевая песня помогала солдату переносить тяжелые военные переходы. Были сороковерстые строевые песни, которые пелись на ходу, целых сорок верст. Воинский строй и запевала, чередуясь, попадали в особый ритм, который придавал силу и легкость движению. В строю можно спать, войдя в ритм проходного шага, а под такую песню идти еще легче. Попробуйте идти под традиционную строевую песню - она специально для этого создана - и вы поймете, что под нее идти легче, чем под «яблоки на снегу». «… Сумерки опустились на горы. На занятом русскими втором гребне слышен стук лопат. В тыл двигаются калужцы, впереди, по приказу Скобелева, песенники, и вот, уже в ночь льется походная песня, стряхнули с себя усталость солдаты, равнение в колоннах. Кажется, и не было трудного боя» Б. Костин, «Скобелев». М: 1990. (Русско-турецкая война. Третья Плевна. Август 1877 года).

А, к примеру, походная – конная поется под ритм конной рыси легко, ритмично, а если шагом, то степенно, покачиваясь.

Песня лечила, не давала уйти в крайность, как в радости, так и в горе. Она целиком окружала и охраняла чувства и психику человека. Больных в старину лечили колокольным звоном, положив под колокол. Казаки клали в круг раненных в бою и, став плотным кольцом, пели воинские песни. Раны заживали в короткое время. Весенние хороводные песни имели ту же цель: люди взявшись за руки, с пением, набирались жизненных сил после долгой зимы. Также пели тому, кто стоял в центре хоровода, исцеляя общим усилием его недуги.

Слово и звук имеют особую силу, об этом мы знаем из преданий. Наука, наконец, подходит к их изучению: определяются лечебные свойства природных созвучий, воздействие их на психику, вплоть до военно-прикладного значения, что тоже не ново. Ведь это русские придумали психическую атаку и применяли ее, в том числе во время Великой Отечественной войны. Ситуация нехватки или отсутствия оружия приводила в действие дедовские обычаи, генетическую родовую программу выживания мужчины - воина. Представьте себе: патронов нет, напряженная обстановка, и вдруг появляется гармонист и под старинный боевой наигрыш, приплясывая, рота идет на врага. Срабатывал генотип воина– немцы сначала стреляли, затем, видя, как пули ложатся мимо, в панике разбегались, и ничто и никто не мог их остановить. Так было много раз в нашей истории. Это не простая отчаянность: знание и владение секретами воинской культуры, вера в Бога – вот основа подобных действий воина. Так действовали и казаки - характерники, но о них особый разговор.

Культура воинского пения многообразна, она необходима нам, ее нужно изучать и, что самое главное – применять в жизни!

Народная песня должна жить не только на полке фольклориста – ученого, и не только на сцене. Ею нужно жить, она должна быть в сердце человека! Мир такой песни не только эстетичен, но и пронизан силами, способными созидать добро и разрушать зло. От Бога даровано нам это оружие. И наша прямая обязанность владеть им!

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия