Студопедия — СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ






Термин "институт"; имеет множество значений. В европейс­кие языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство. Со временем он приобрел два значения — узкое тех­ническое (название специализированных научных и учебных за­ведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, ин­ститут брака, институт наследования. Социологи, позаимство­вавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержа­нием. Хотя, несомненно, стержень — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, — ос­тался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.

В социологии принято такое определение: социальные инсти­туты — относительно стабильные и интегрированные совокупнос­ти символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, кото­рые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных эволюцией на протяже­нии многих миллионов лет. Они помогают ему бороться за суще­ствование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинк­ты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и по­стоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют соци­альные институты — мощные инструменты, выкованные тыся­челетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение — удовлетворять важней­шие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация по­требностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),

потребности в безопасности и социальном порядке (поли­тическиеинституты, государство),

потребности в добывании средств существования (эконо­мические институты, производство),

потребности в передаче знаний, социализации подрастаю­щего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),

потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт РЕЛИГИИ).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах торстейн веблен. Хотя его книга "Теория праздного класса" [1] появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества — это процесс естественного отбо­ра социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создают­ся внешними изменениями [1, с.200 — 201]. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — бес­порядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и дру­гие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей за­родился, может быть, самый ранний социальный институт — ин­ститут семьи и брака.

Сделаем вывод: социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важ­нейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определен­ное русло. Злоумышленников (на языке социологии — девиан-тов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, по­чему родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение опреде­ленных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, пере­даваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним [ 1, с.6, 31, 203]. Собственно говоря, так понимают термины "инсти­туция" (установление, обычай, порядок, принятый в обще­стве), "институт" (закрепление обычаев и порядков в виде зако­на или учреждения) юристы.

Отсюда и слово "институционализация";, обозначающее зак­репление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социо­логии, предполагает издание государственных стандартов и по­становлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 646. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия