Студопедия — Ритуал перехода
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ритуал перехода






В советское время с введением всеобщей воинской обязанности при минимальных льготах военная служба стала - и юридически, и фактически - обязательным этапом в жизни молодого человека[627]. Став неизбежным, этот опыт, подчеркивает Ж.В.Кормина[628], со временем начал оцениваться как необходимый, и 2-3 года армейской (или флотской) службы превратились в функциональный аналог классической инициации в экзотических обществах. И осмысляться она стала аналогичным образом. Так, сложилось представление о том, что армия дает молодым людям некое особое знание, необходимое для настоящего мужчины. Факт "превращения" юношей во взрослых людей как результат армейского опыта констатировался сообществом через признание нового социального статуса за вернувшимися со службы. Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык "браковка" и подозревался окружающими в физической неполноценности, предполагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, именно так было в провинции[629].

Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических культурах, оказываются за пределами своего сообщества как в географическом, так и в социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями - дедовщиной - и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.

В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возраста, разница между которыми всего один год. На гражданке они практически не чувствуется, но в армии - совсем другое дело. Это как бы два разных мира - один прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы, и другой - еще не хлебнувший армейских трудностей, который, по мнению тех же стариков, просто обязан пройти через те же самые испытания.

Демаркационной линией между двумя поколенческими сообществами в армейском коллективе служит ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за "своего". Такие ритуалы получили в науке название инициаций.

В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: лат. initiatio - совершение таинств, посвящение) означает только возрастные обряды перехода юношей в разряд взрослых мужчин, практикуемые исключительно в первобытном или родоплеменном (если оно сохранилось сегодня) обществе. Инициация - это испытание, которое внутренне перерождает человека, делает его другой личностью.

Инициации в широком значении - комплекс действий, посредством которых формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Таковы обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др.

Понимаемые широко инициации получили более общее название ритуала, или обряда перехода. Именно это понятие представляет собой культурную и географическую универсалию, которая характеризует практически все типы общества и во все исторические эпохи, встречается на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приёма в пионерскую организацию, от посвящения в жрецы или в вожди до инаугурации президента индустриальной державы. Сюда же относятся обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купеческую гильдию), в религиозную общину (например, христианское крещение или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т. д.

Любопытные факты Китайские археологи обнаружили 20 пороховых мин, изготовленных более 600 лет назад. Они имеют сферическую форму, их корпуса изготовлены из железа. Вес самого большого взрывного устройства составляет 1,7 кг, а самого маленького - 800 граммов. Каждая мина снабжена выступом, в котором просверлено отверстие. "Смертниками" в российских войсках называют идентификационные алюминиевые жетоны. Их выдают бойцам перед отправкой на войну. По две штуки на человека. Один на длинной цепочке, другой на короткой. В случае гибели "длинный" жетон вместе с документами передается в строевой отдел части, а "короткий" цепляется на лодыжку или запястье, в общем на любую уцелевшую конечность погибшего солдата. Чтобы трупы не перепутать.

Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку означает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в другую (взрослую), 2) культурную, так как разыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общегрупповой праздник. Социальную функцию инициации следует разделить на две части: а) инициация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мобильностью (переход из одного статуса в другой), б) инициация как институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путём включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к её нормам и ценностям.

Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11-13 лет (иногда - 13-15 лет). Зародившись в глубокой древности, она имела своей целью подготовку молодёжи к трудовой, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением телесных повреждений, о чём, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества).

Инициация у большинства народов, групп и сообществ включает элемент клеймения - обозначения на теле человека несмываемого священного и значимого символа: фигурки змеи, кинжала, человека и т.п. Два типа армейских татуировок - силуэт патрона или ракеты - используется в качестве художественных виньеток для выкалывания группы крови на левой половине груди, или на плече. Это является не жизненной необходимостью, но знаком инициации: "духи" не имеют права делать татуировки. Группа крови им "не положена по сроку службы". Только инициированные мужчины могут обозначать свой статус группой крови, вписанной в профиль снаряда. К другому виду инициационных татуировок относятся знаки родов войск в композиции с изображениями характерных для них видов коллективного оружия: танки, БТРы, субмарины.

Инициация - неотъемлемый элемент традиционного общества. В индустриальном и постиндустриальном обществе ее место заняла другая культурная практика - псевдоинициации. Это превращенная форма первобытной практики, сохранившая только поверхностные черты, но потерявшая было культурное содержание. Такие превращенные формы следует также именовать паллиативными. Они знаменуют собой инициации, утратившие первоначальное значение.

К ним относятся подростковые преступные группировки, с их жестокими правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации (раздел и маркировка "своей" территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды, собственного слэнга, церемонии посвящения в "банду", которой предшествуют болезненные испытания, жесткая иерархия внутри группы, попрание общепринятых норм морали), сексуальной распущенностью, татуировки и испытание себя на боль, увлечение экстремальными акциями (поездка на крыше поезда, подножках вагона, на бамперах автомобиля), бравада выдуманными качествами и отношениями (физической силой как у люберов 1980-х годов, связями с криминальными авторитетами), ухарство и вандализм (знаменитые футбольные фанаты, после матча громящие витрины магазинов и поезда пригородных электричек), нравственный цинизм и бунт против родительских авторитетов, а также интересы с темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино).

Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По существу они являют собой суррогат - временный и искаженный заменитель - инициации. Наша культура, победив многочисленные пережитки и добившись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовных средства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый сложный в своей жизни переход. Принятые в системе неуставных отношений посвятительные обряды относятся к числу деструктивных форм социального поведения.

Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает ее превращенная форма. Псевдоинициации не воспитывают и не формируют социально зрелую личность, а деформируют и разрушают ее. После обряда инициации первобытный человек чувствовал радость, подъем душевных сил, а после псевдоинициации человек ощущает подавленность и унижение. Таковы тюремные практики псевдоинициации.

Воинские инициации и оборотничество

В языческую эпоху воинские инициации обычно были связаны с оборотничеством - экстатическим превращением воина в дикого зверя, чаще всего в волка и медведя. Суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в волка.

Суть "волчьей" воинской инициации заключается в радикальном изменении сознания в результате его "погружения" в низшие, бессознательные слои психики. Измененное после прохождения ритуала сознание обретало новые способности, выходящие за грань прежних возможностей человека. Для усиления транса использовались шоковые практики посвящения: нанесение болезненных ударов, целеноправленное голодание во время проведения ритуала и т.д. Такие действия, совершаемые взрослыми мужчинами - воинами и жрецами - вводили сознание юноши в пограничное, экстремальное состояние, позволяющее активизировать чувственность и лучше воспринимать некоторые магические влияния. Оборотничество как бы связывало юношу с душевным состоянием зверей.

Считалось, что такое <вхождение в роль> способствует <пробуждению сознания>, точнее сказать, подсознания и помогает воину набраться нужных в бою качеств: храбрости, свирепости, бесстрашия, презрения к смерти, силы, внезапности, ощущать врага по запаху, слышать шорохи в абсолютной тишине, видеть в непроглядной темноте и др. Таким образом, в воинской инициации речь идет не только о храбрости, физической силе или умении выносить лишения, но и о магическом религиозном опыте, радикальным образом менявшем жизнь испытуемого. Он должен был преодолеть свой человеческий облик в порыве агрессивной, устрашающей ярости, уподоблявшей его бешеному хищнику. Древние германцы называли воинов-зверей berserkir, буквально, "воины в шкуре (serkr) медведя". Другое их имя ulfhedhnar, "люди в волчьей шкуре"[630].

Волк занимает одно из центральных мест в мифологических представлениях многих народов мира. Неудивительно, что масса этнонимов многих засвидетельствованных историческими источниками индоевропейских народов восходит к имени этого животного. Сведения о них собрал М.Элиаде[631]. Среди них: закаспийские кочевники-скифы - "dahae" латинских авторов и "daai" греческих, чье имя восходит к иранскому слову "dahae" - "волк"; знаменитая Hyrcania - "страна волков", чьи племена греко-латинские авторы называли "hyrcanoi" - "волки"; фригийское племя orka (orkoi); ликейцы Аркадии; Ликия (Lycia) и Ликаония (Lycaonia) в Малой Азии; имя самнитского племени - лукане - происходит, по Гераклиту, от lycos - волк; такого же происхождения имя народа, соседнего с самнитами, - ирпы или ирпины; народы, носившие имя волка, встречались в Испании (лоукентиой и лукенес), Ирландии и Англии, и т.д. И, конечно же, могущественные враги римлян - знаменитые даки.

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин-воинов в некоторых славянских племенах называли "лютичи"[632]. "Оборотиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную границу. "Оборачиваясь", человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам - "предкам, родственникам и покровителям". Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся[633].

http://www.nestor.md/Russian/Rabinovich.htm

Самым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов. Одевание волчьей шкуры - другой древнейший способ превращения, который практиковался еще волхвами. Воины древних индоевропейцев часто представляли себя в виде волков, назывались ими, наряжались в волчьи шкуры. В таком случае голова волка надевалась на шлем, а другие части шкуры скрывали плечи и спины воинов. Подобный "мундир", например, носили римские разведчики, знаменосцы и солдаты преторианской гвардии. У балтов были "слуги бога-волка", считавшие себя волками и составлявшие одно из самых активных подразделений войска. Участник обряда посвящения славянского юноши символически превращался в волка, а сам процесс сопровождался совершением соответствующих операций. В частности, "важным моментом инициации было вступление неофитов в контакт с духами предков; посвященные вступали в контакт не только со своими предками-людьми, но и с духом тотемного предка-волка"[634].

Таким образом, перевоплощение достигалось в результате двух взаимосвязанных и незаменимых действий: сначала надо было переодеть (юноше в шкуру волка или медведя), а затем духовно переселиться в зверя, изменив тем самым свое психическое состояние и поведение. Только в результате этих двух стадий могла быть пройдена третья - физическое овладение качествами зверя - ловкостью, свирепостью, бесстрашием и др.

Перевоплощение = переодевание + переселение

Все то время, пока воин находился в шкуре животного, пишет М.Элиаде, он не был человеком, а непосредственно - хищником: он не только становился жестоким непобедимым воином, охваченным furor heroicus, но и избавлялся от любого человеческого проявления, иными словами, он больше не чувствовал себя связанным с законами и обычаями людей. Молодые воины не довольствовались лишь правом обворовывать и терроризировать поселения в период ритуальных сборищ, они даже питались человеческим мясом. Вера в ритуальную или экстатическую ликантропию[635] существовала как у членов тайных североамериканских и африканских сообществ, так и у германцев, греков, иранцев и индийцев[636]. Яркий пример - африканские группы "леопардов".

В период инициации лакедемонийский юноша (couros) в течение года жил как волк: он скрывался в горах, стремясь не поручаться никому на глаза. У многих индо-европейских народов иммигранты, ссыльные и беглецы именовались "волками". В Законах Эдуарда Исповедника (около 1000 г. н. э.) говорится, что ссыльный обязан носить маску с изображением волчьей морды (wolfhеde). Волк был символом беглеца, и многочисленные боги-защитники ссыльных и изгнанников наделялись качествами волка или носили его имя. Ритуальное подражание волку характеризуется обрядом воинской инициации и, как следствие, возникновением Manner-bunde, тайных воинских союзов. У нас есть основания предполагать, что эти ритуалы и верования, перекликающиеся с военной идеологией, сделали возможным уподобление волкам беглецов, ссыльных и изгнанников. Для того, чтобы выжить, эти молодые люди, оказавшиеся вне закона, вели себя подобно бандам разбойников, иными словами, как настоящие "волки"[637]. У германцев воинские братства просуществовали до У1-У11 вв. Ж. Дюмезиль доказал присутствие определенных воинских инициативных обрядов у кельтов и романцев, а X. Жанмэр обнаружил следы подобных ритуалов у лакедемонийцев.

Среди викингов особенно выделялись так называемые берсерки (имя происходит от названия медвежьих шкур, которыми они покрывались)- воины, которые в разгар битвы и при виде врага впадали в такое неистовство, что издавали нечленораздельное рычание, кусали щит и сбрасывали с себя кольчуги и верхнюю одежду, сражаясь обнаженными до пояса. В одной из саг описывается, как некоторые "берсерки" "шли в бой без кольчуг, охваченные безумием, подобно взбесившимся псам и волкам, в дикой ярости они кусали собственный щит". Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Многие верили, что они обладают колдовской силой, перед которой бессильно оружие. Берсерк считался воином, находившимся под покровительством бдина, и был неуязвим и силен, как волк, медведь или бык. Стихийная жажда приключений, обуревавшая викингов, часто называется берсеркерством.

Профессиональные скандинавские воины объединялись в братства. Речь идет о североевропейских <мужских союзах>, члены которых доводили себя до особого яростного состояния, в котором они абсолютно забывали о самосохранении и шли в бой совершенно голыми или прикрывшись звериной шкурой. При этом они не чувствовали боли, не знали жалости и обычных человеческих чувств и, к примеру, могли наброситься на противника и выгрызть ему горло. Сами они считали, что в этот момент в них вселяется божество войны, соотносимое, как правило, с волком. После такого боя берсерк считался посвященным, человеком, имеющим особые способности, выходящие за рамки доступного обычным людям житейского (профанного) опыта[638].







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 786. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия