Студопедия — Антиэклетическое движение в 19в.Рационалисты и Романтики.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антиэклетическое движение в 19в.Рационалисты и Романтики.






Архитектура 19 столетия. Речь пойдет о среднем классе, «людей»,которые совершили промышленную революцию. В ар-хе созданная противоречивость, эклектика: 1) Романтическое напрпвление; 2) Рационалистическое направление; Каждое направление предполагало свои пути развитя в ар-ре. Поиск конструктивной ясности и функциональной определенности форм. Развитие нового стиля благодаря приемам новых материалов и конструкций. Позже из этого течения появились: контсруктивизм и функционализм. Задача Романтизма: возрождение ремесленного производства средневековья и народные традиции в арх-ре. Романтики и Рационалисты призывали к созданию нового стиля эпохи, не смотря на разницу подхода и те и другие создавали основу Антиэклетического движения в арх-ре 2 чеверти 19в. Ведущий представитель Романтизма- Джон Рескин. Теоретик романтического ис-ва, речь о справедливости, добродетели природы, как неотъемлемой части красоты.: «современный художник»

«камни Венеции» и тд. Он приучал вернуться к ремеслам, природе, к истокам красоты, христианская мораль- основа эстетической доктрины.: «Чувственное познание» оглушили художника выше разума и логики. Испанское ис-во всегда народно,для него идеал готическое ис-во. Последователи: Уильям Морис-художник-практик. КРАТКО: Проблема нового стиля. Технический прогресс во второй половине XIX века. Противоречие между техникой и искусством. Деятельность Джона Рескина, Уильяма Морриса и др., направленная на акцентирование эстетического в предметной среде, их попытки создать ремесленное производство. Красный дом Уильяма Морриса( как ни одно другое здание Англии, воплотил в себе духовные и художественные искания "Братства прерафаэлитов" – объединения мастеров кисти, стоявшего у истоков-модерна. ) Выработка новых композиционных принципов и приемов архитектурно-художественной организации интерьеров на основе идеи перетекания пространства.

(21)Железо-стеклянная архитектура

В 19 веке, в эпоху апогея капитализма, параллельно развитию инженерной строительной техники шло умирание архитектуры буржуазных стран как искусства. Подражая былым стилям художественной архитектуры, она не шла дальше поверхностного украшения гл. обр. фасадов, органически не связанного с конструкцией самого здания. Существенную роль в конструкции зданий около середины 19 в. начинает приобретать железо, давая возможность вводить новые конструктивные принципы. Появляются строения из железа и стекла с легкими сводами и куполами, которые поддерживаются тонкими железными колоннами. Железо-стеклянная архитектура характерна своими грандиозными постройками, огромными арками, колоссальными пролетами и стеклянными плоскостями во всю стену, отчего внутрь помещения проникают потоки света. С конца 19 в. появляется новый строительный материал, состоящий из прочного цемента или бетона и железа (Железобетон). Благодаря последнему явилась возможность создавать при небольших поперечных сечениях опор значительные пролеты и отверстия.

Апполинарий Красовский основоположник рационалистического движения в России.1881написал учебник «по строит делу и конструкции гражданских зданий»

Лозунг (преобразование полезного в изящное).Использовалась майолика-фризы из керамической плитки.,листовое стекло больших размеров.

Делит всех на 3 направления.

1)классики –оформление арх с помощью использован элементов ордерной сиситемы

2)романтики-воскрешают школы средневековья- неоготику,неорусский стиль)

3)рационалисты-ищут новые методы,отказываются от подражания.

Померанцев(арх),Шухов (инженер)» верхние торговые ряды в Москве» 1889-1893.3 крытых пешеходных перехода пассажа торцами соединяет 2 городских улицы.Здание в псевдоруско стиле подчеркивает близость к старине.

Петербургский пассаж Здание универмага построено в 1846—1848 годах архитектором Р. А. Желязевичем, В 1899-1901 гг. здание было перестроено архитектором С. С. Козловым

 

(22) Кирпичный стиль

Кирпи́чный стиль — одно из направлений в русской неоромантической архитектуре конца XIX века, отличительной чертой которого являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из нештукатуренного кирпича. это рационалистическое направление, его принято считать одним из течений эклектики.

В рациональной архитектуре России последней трети XIX в. получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания поверхность кладки стали оставлять обнажённой, либо облицовывали её высококачественным кирпичом или керамическими плитками. Использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок, природного камня обогащало художественные возможности зодчества. Рациональность форм, их связь со свойствами материалов определяли характер построек кирпичного стиля. Массовое и дешёвое строительство больниц, школ, жилых домов, промышленных сооружений, казарм способствовало его утверждению. Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом. Отдельные образцы построек этого направления в Петербурге появились ещё в середине XIX в., например, здание съезжего дома Коломенской части (арх. Р. А. Желязевич, 1840-е гг.), ставшее архитектурной доминантой Калинкинской площади (пл. Репина, 1), но наиболее полное своё развитие как стиль оно получило в творчестве архитекторов И. С. Китнера и В. А. Шретера. Последний чаще других обращался к этим приёмам, т.к. был убеждён, что кирпичная облицовка в петербургском климате обладает большей прочностью, и на возведение строения требуется меньший срок. Разные вариации приёмов кирпичного стиля удалось создать В.А. Шретеру при возведении комплекса жилого дома и фабрики шёлковых изделий (наб. Фонтанки 183, 1872), дома в Зоологическом пер., 3 (1881), собственного дома на Мойке, 112 (1897) и мн. др. Благодаря творческим усилиям и влиянию В.А. Шретера кирпичная архитектура вышла за рамки стиля утилитарных сооружений. По богатству форм и цвета она не уступала архитектуре оштукатуренных зданий. Многие постройки зодчего явились в Петербурге лучшими образцами этого направления. На переходном этапе к модерну они воспринимаются как яркое проявление эволюции зодчества. «доходный дом Штрауса»арх китнер.шредер 1874 г(2я линия В.О)…«Дом беккенса» арх Пуншель 1883г, «особняк Тисса 1898 г, арх Шмидт»Впервые в таких домах появилось отопление,холодная и горячая вода.инженеры заботились о комфорте. Известные архитекторы — мастера стиля:Гаральд Боссе,Виктор Шрётер,Иероним Китнер,Максимилиан Китнер,Карл Шмидт

 

(23) Романтические утопии Дж.Рескина и творческая практика У.Морриса.

Джон Рескен – анг теоретик искусства «теоретический «идол. Понятие красоты неотделимо от справедливости,добродетели и верности природе. Призывал вернуться к ремёслам, природе. Христианская мораль –основа эстетики.

Искусство народно,т к народ создал лучшее.Считал,что готика –вершина арх наследия.

 

1849 г Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.

«Камни Венеции» Книга появилась в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей»; поскольку счастье рабочего человека провозглашалось в книге одной из составляющих готической красоты, она стала частью программы сторонников готического возрождения, возглавляемых У.Моррисом.

 

Дом семьи Морриса. спроектированный другом и помощником Филиппом Спикменом Уэббом, был построен в 1859г по типу английского провинциального дома. Строение имеет стены из красного кирпича и красную черепичную кровлю без украшений. Этот дом можно рассматривать как первый шаг на пути к современному пониманию термина «дизайн». Расположение окон и дверей отражает план дома, который разработан в соответствии с соображениями функциональности, дымовые трубы связанные с действующими каминами, ассиметричная композиция,отказ от специального декора,обнаженные конструктивные элементы в интерьере.

 

В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис и Ко». «Моррис и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года. Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. В мастерских Морриса всё производилось вручную.

Занимался орнаментом для обоев и текстиля. Орнаменты содержали природные мотивы. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.

 

Красота и удобство –формула Морриса,после заимствована модернистами.

 

(24) Чикагская школа.

Ранний американский функционализм был основным течением архитектуры страны, пока в конце 20-х годов не достиг своего пика новый строительный бум, в котором особое значение отводится чикагской архитектурной школе.

Пожаром 1871 г. город был почти полностью уничтожен; восстановление продвигалось вначале неравномерно.

Чикагская школа избежала неоклассицизма, потому что она основывалась на опыте США 1850-1880 гг., периода, когда считались исключительно с утилитарными потребностями и с необходимостью строить целые города на пустых землях с доставкой издалека всех строительных материалов. К 1900 г. Чикаго охватила строительная лихорадка. Требовались все новые и все более высокие здания: конторские, административные, гостиницы и театры. Вильям Ле Барон Дженни является создателем и руководителем Чикагской школы, Джон Рут - теоретиком. Вместе с Даниэлем Барнхемом, Уильямом Холабердом и Мартином Рош они полностью создали этот город. Среди основных положений и нововведений школы были инновационные принципы возведения многоэтажных конторских сооружений с использованием больших стеклянных плоскостей и прочного стального каркаса. Такая архитектура, в первую очередь, создавалась в тесном сотрудничестве с инженерами и была ориентирована на индустриальное строительство

Чикагская школа стала применять металлические каркасы, изобрела и разработала систему фундаментов, допускающих строительство определенного типа конторских и торговых многоэтажных зданий на болотистом грунте, и создала новый тип многоэтажных многоквартирных домов. Лишь благодаря стальному каркасному строительству стало возможным экономно использовать земельные участки и площадь застройки, а также повысить темпы строительства. Важнейшим условием было устройство пассажирских лифтов. Первый подъемник сконструировал Е. Г. Отис.»; первый лифт он применил в 1857 г. в одном из магазинов на Бродвее. В лифт вмещалось 5 человек, а скорость подъёма составляла 20 сантиметров в секунду.

 

Школа проявила ярко выраженное стремление к уничтожению на фасадах "изящных орнаментов... более чем излишних"; общее решение фасадов должно было диктоваться "системой конструкций", а архитектурные детали должны были подчиняться "решительным промышленным или коммерческим требованиям". Отсюда систематическое оголение фасадов с ритмом так называемой "Чикагской школы" и особое внимание, обращенное на композицию объемов.

Строение отличалось минимумом декора, гармония строения достигалась при помощи пропорции основных объемов, совершенства отделки и оригинальности ритма окон. прямоугольные «чикагские окна» представляют собой жесткозакрепленные оконные стекла, по обеим сторонам которых располагались подвижные, распахивающиеся подобно дверям, оконные рамы.

Основателем Чикагской архитектурно школы и ее главой является Уильям Дженни, до того, как стать архитектором, был инженером. Видимо поэтому архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль. В мастерской Дженни прошли подготовку многие будущие архитекторы Чикаго.. В 1868 г. он открывает в Чикаго архитектурную мастерскую; успех пришел к нему после постройки в 1879 г. «Лайтер-билдинг I». Это сооружение по своей архитектуре напоминает древнеримские здания. Конструктивно это пятиэтажное здание, позже надстроенное двумя этажами, может быть отнесено к смешанному строительству: деревянные балки на кованых железных прогонах, опертых на внутренние чугунные колонны, и расположенные по периметру кирпичные колонны. Новыми здесь являются смелая стройность наружных колонн, большая ширина оконных проема и кованые металлические балки, использованные как перемычки и одновременно крайние прогоны и рандбалки. Кирпичная кладка усилена внутренним металлическим каркасом, что отчетливо выражено в конструкциях главных балок и в капителях колонн. Это становится еще более ясным при сравнении с планом «Монаднок-билдинг» (1891 г.), последнего высотного здания с несущими монолитными стенами в США.

. The Home Insurance Building — первый в мире небоскрёб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Он был первым зданием в мире выше пяти этажей.

Автор проекта —Вильям Ле Барон Дженни— предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован несущий каркас. Традиционно роль несущей конструкции выполняли внешние стены. Исходя из того, что прочность стали примерно в 10 раз выше, чем у самого качественного бетона и каменной или кирпичной кладки, здания стали опираться на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены. Благодаря несущему каркасу общий вес сооружений удалось уменьшить почти на треть. Архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны.)

 

Луис Салливан-американский архитектор,первопроходец рационализма,один из самых известных представителей школы,отец американского модернизма.Ему пренадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция»

Интенсивное развитие нового архитектурного направления было прервано Международной Колумбийской выставкой 1893 года в Чикаго. Проектирование этой выставки было передано архитекторам, сторонникам «классической» архитектуры. В итоге парадный выставочный ансамбль здания был спроектирован по всем академическим канонам, с пропилеями, портиками, аркадами. Скромный павильон транспорта, построенный по проекту Салливена, затерялся в массе эффектных «ренессансных» и «античных» сооружений выставки, которая была названа Белым городом. В дальнейшем появлялись лишь,единичные ооружения,например универмаг Карсона,пири и Скотта.архитектуру снова захлестнула волна эклектики.

 

(25) Принципы архитектурного проектирования стиля модерн.

- Стиль современный, примен принцип архитектурн формо-образов.

Первый стиль 20 века.

-пространство гл в архитектуре модерна.

-витражи частный элемент в модерне

-функциональное зонирование,как принцип интерьера модерна

Лозунгом модерна были провозглашены современность и новизна. Архитектура модерна отрицала подражательность, каноничность. Формообразующим принципом этого периода стала гармония системообразующих связей полезного и прекрасного.

Основные признаки модерна:

Отличительными чертами этого красивого пластичного стиля можно назвать отказ от прямых линий и углов в пользу естественных природных изогнутых плавных линий, широкое использование прикладного искусства, применение новых технологий (например, сложные железобетонные конструкции), использование металла, стекла.

Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Преобладающие и модные цвета(Приглушенные цвета — цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона),

Линии стиля модерн(Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий, подражание природным формам растений. Часто отказ от симметрии),

Формы модерна(Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую),

Характерные элементы интерьера модерна(Сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мозаика, эмаль, золотой фон, расчеканенная медь и латунь),

Конструкции стиля модерн(Часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас)

Окна стиля модерн(Прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин.)

Двери стиля модерн(Прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные)Люди не сразу приняи и поняли..прочувствовали этот стиль)

Виктор Арта Особняк Тессель 1892-93 Брюссель.Первый образцовый особняк модерна в Ахитектуре.выдвигает внутреннее пространство наружу;пластичные завитки с ритмикой;в решётках баллюстрады;витраж(неотъемлимая часть модерна)

Стиль одиночек,этот стиль могут позволить только богатые люди.

Особняк Рябушинского в Москве

Арх федор шехтель 1900-1902. Ассиметрич форма образования;внутреннее простнаство главное,внешнее второстепенное;множество точек обзора (для модерна одна точка –это мало);знаменитая лестница Шехтеля –в виде волны,два входа 1-улица,2-сад;различные по размерам окна.

Александровский дворец(царское село) в эпоху господства модерна популярны шкуры животных на полу.,белые матовые светильники,интерьеры без центральной люстры,появляется функциональное освещение.

Лидваль арх модерна санкт-птербурга

Спб,Каменноостровский остров особняк Фоленвейдер «датское консульство» р.ф.Мельцер арх.на фасаде элементы средневековой конструкции.; интерьеры обшиты деревом (много дер мебели)

Особняк Этвельде арх Хорта;

Особняк Ксешинской арх Фон Гоген 1904-06 Санкт_петербург

Особняк Чаева арх Алышков,нач 20 века с помощью мебельной перегородки,зонирование мебелью.

 

(26) Значение орнамента в интерьере модерна

Художники начали возрождать орнамент, вскоре восстановили ту его прежнюю роль, которую он играл в любом стиле. Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяет ему ван де Вельде в своей книге “Ренессанс в современном прикладном искусстве” (1901). Он пишет: “Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер; я стремился уподобить орнаментику технике. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика. Известная рассудочность и разработка подробностей, характерные для новой архитектуры, должны быть присущи и новой орнаментике”. Нужно отметить принципиальную позицию: орнамент нужен; он должен быть новым, должен соответствовать современному стилю.

 

Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнамент был органической частью сооружения. Придается орнаменту большое значение., в 1956 году, Дольф Штернбергер со всей прямотой заявил: “Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента.”

 

орнамент берет материал из органической природы. Животные, птицы, цветы, листья, деревья – излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Предпочтительные цветы – орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух, предпочтительные птицы – лебедь, павлин, фазан. Мотив дерева – символ древа жизни, древо познания.. Мотив волны, который часто использовался в архитектуре (со столба, уподобленного волне, начинается движение вверх по лестнице в шехтелевском особняке Рябушинского), находит в орнаменте очень широкое применение.. *

 

следует сказать несколько слов о прикладном искусстве в архитектуре. Здесь вспоминаются слова Райнера Грюнтера о том, что орнамент модерна – не орнамент на предмете, а он сам орнаментализирует предмет. Предмет как бы становится структурно орнаментальным.

 

Решетка Гимара при входах в Парижский метрополитен также состоит из элементов орнамента, который не украшает эту решетку, а составляет ее.

 

Говоря об архитектуре позднего модерна, мы называем такой принцип внутренним, или конструктивным, орнаментом. Было бы проще назвать такой принцип приемом пропорционирования, благодаря которому устанавливается ритмическая система, создающая архитектурный образ. принцип пропорционирования, представляется широким: он может быть развернут и в пространстве и на плоскости.

 

С другой стороны, как мы уже знаем, существует формула ван де Вельде – “уподобить орнаментику технике”; это значит, во-первых, сблизить их друг с другом, а во-вторых, одно воплотить через другое. Пример такого воплощения – металлические колонны Орта в интерьере особняка Тасселя. Они полны орнаментального смысла и одновременно конструктивны, “технично”, ибо автор смело вводит металл, заставляя его играть одновременно и конструктивную и орнаментально-декоративную роль.

«табачная компания» главне внимание на арнаментику. Здесь арнамент со структурной функцикй переходит в полки(для табачных изделий) ван де вильде

Гектор Гемар –фран архитектор,буфет (пластика водяных лилий)

 

(27) Концепция построения архитектурной формы «изнутри-аружу»

Одним из принципов архитектуры эпохи модерна был принцип "изнутри наружу": от наиболее оптимального, индивидуально-удобного планирования внутренних помещений к внешнему облику здания. Благодаря художественной обработке и несимметричности фасады отражали целесообразность и уютность расположения внутренних комнат.

Появление принципа построения зданий «изнутри-наружу» и в связи с этим раскрытость композиций и многообразие формы объектов, огромное внимание, уделяемое интерьеру, поскольку именно он образует ядро, определяющее наружный облик здания. Рационализация планировки. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно.

Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана.

с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества слитые в модерне воедино.

-разнообразие планировочных решений

-наличие пространственного ядра(лестницы)

-дематериализация стены(идея единения пространства)

-функциональное зонирование

 

(28) Ретроспективизм модерна. Принцип стилизации.

 

Ретроспективизм - это ответвление модерна, связанное с новым обращением к архитектурным формам прошлых эпох. Возник он на базе двух разновидностей модерна: петербургского классицистического и московского романтического - в противовес интернациональному рациональному модерну. На практике различие между поздним модерном и ретроспективизмом,- пишет Е. И. Кириченко,- провести очень трудно; грань расплывчата, переходы постепенны и поэтому незаметны. Особенно трудны для классификации постройки русского ретроспективизма из-за внутреннего родства принципов древнерусского зодчества и модерна.

Ретроспективизм развивался под влиянием предвоенных националистических и шовинистических настроений. Толчком для его появления послужила реакция, последовавшая за революцией 1905 - 1907 годов, страх перед противохудожественной теорией социализма, боязнь всего нового, уход в прошлое. Это направление получило распространение благодаря тому, что импонировало увядавшему дворянству - как воспоминание о прекрасном прошлом его господства, а буржуазии - как средство укрепления национального самосознания в борьбе с иностранным влиянием. Для эстетики ретроспективизма характерна не просто ориентация на прошлое, а стремление к его идеализации, сохранение чистоты стиля и его композиции.

Ретроспективизм имеет две основные стилистические ветви: неоклассицизм, ориентировавшийся на Ренессанс и русский классицизм, и неорусский стиль русский Ретроспективизм), продолжавший и развивавший традиции русской архитектуры допетровских времен. Родина неоклассицизма - Петербург. Виднейшие его представители И. Жолтовский, И. Фомин, М. Перетяткович. Моек-па - родина неорусского стиля. Крупные его представители В. Покровский и А. Щусев.

Орнамент использовался как оберег,орнаментальные элементы имели ясную функцию

Малютин (много декор деталей)

«Дом Перцовых»1905-07 арх Малютин,жуков.

Стилизация была под древнерусскую культуру.

«доходный дом» убранство в стиле национальный романтизм,маталические накладки на дверях.росписи на потолке,деревянные пано(русалочка)

 

(29)Национальная романтика в архитектуре рубежа 19-20 века. творческий эксперимент мастерских в абрамцево и талашкино. Феномен «северного» модерна.

 

В Петербурге северный модерн, отличался романтичностью облика построек, живописностью силуэта, широким использованием в отделке естественного камня (дом Лидваля).

«Северный модерн» – это течение в архитектуре модерна конца XIX – начала XX вв. в скандинавских странах и Петербурге. Иногда оно определяется как «национальный романтизм». Его характеризуют постройки строгого, сурового стиля с элементами классической ордерной системы и национальных финских, близких средневековой архитектуре норманнского стиля мотивов декора, выразительного силуэта и использование фактуры распространенных на севере материалов – крупных квадратов неотесанного гранита, дерева, составляющих гармоническое единство с природой.

Главные представители этого течения шведские архитекторы И. Класон, Р. Эстберг, финн Л. Сонк и «финское трио» – Э. Сааринен, У. Гизеллиус, А. Линдгрен, строившие в Выборге. В Петербурге – Ф. Лидваль, А. Бубырь, Н. Васильев, М. Перетяткович, И. Претро.

 

Архитектура «северного модерна» была созвучна «национальному романтизму» финского живописца А. ГалленКаллелы, творчество которого пропагандировалось журналом «Мир искусства».

«Северный модерн» развивался в русле символизма культуры модерна под сильным влиянием «школы Глазго» Ч. Макинтоша, «баронского стиля», связанных с традициями национального северного искусства. Архитекторы Петербурга того времени критиковали этот стиль как «чухонский», но, тем не менее, испытывали его воздействие.

Один из первых образцов «северного модерна» – дом Лидваля. Архитектор Федор (Иоганн Фридрих) Иванович Лидваль (1870 – 1945)Лидваль – ведущий мастер стиля модерн и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий (дом Лидваля, на Малой Конюшенной ул., 1 – 3, Большой Конюшенной ул., 19, все – 1904 – 1905, и Каменноостровский пр., 61, 1906 – 1907), здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34, 1907 – 1908), АзовскоДонского коммерческого банка. Лучшие произведения Лидваля – это дом Нобеля, Толстого, гостиница Астория, завершившая ансамбль Исаакиевской площади.

Село Тамашкино (Абрамцево под Москвой)

Рубеж 19-20 откр глубины истоков народного творчества и промыслов.

Центр возрождения древнерусской культуры в арх проникают мотивы,сюжеты древнерусской истор (малютин)

 

С 1900 в мастерских Талашкина работал Сергей Малютин (тогда сформировал его стиль: грубоватость резьбы,сани,ларцы и многое др (чем можно было торговать)

Попытка исследования народного искусства привела к созданию «русского стиля»

 

Теремок в Талашкино,по эскизу Малютина не для проживания,дл выставки того,что они делают.

Строится в формах древнерусског зодчества.гл материал-дерево. Ассемитричные архитектурные объемы.Подклед обрамленными камнями

Подклед-первый,полуподвальный этаж,фасад украшен фрагментами

Функции орнамента оберег

Дом перцовой в Москве,арх Малютин,жуков 1705-1707модерн,неорусский стиль.

1909 Дом Фирсановой(декоратор Якинченко)древнерусские,средневековье

Национальная романтика проявляла себя по-разному.

Воспроиз композици традиций народных построек;использование орнаментации народног и традицион творчества;традицион материал-дерево,камень;классицистические интанации в нач 20 в не умоляет дотижения модерна,ордер в качестве декора.

 

(30)Неоклассика в русской архитектуре начала 20 века.

Неоклассика. Модерн, кот. являлся противником классицизма, в начале 20 века откликается на этот стиль.

Особняк Бранта. арх Мельцев. Вестибюль- традиционная деревянная обшивка, мотив лепнины-это все детали классики, но в них присутствует явная стилизация, пропущенная через стиль модерн.

Неоклассика в основном применялась в крупных, общественных зданиях-банки, торговые дома(места, куда люди относят свои деньги и идут за решением серьезных дел). В этом стиле ощущается надежность и стабильность.

Классицистические интонации в нач. 20 века не умаляют достижения модерна, а сочетаются с ним. Ордер выполняет декоративную функцию.

Суть неоклассики:в плане читается стиль модерн в декоре это классический стиль.

русским неоклассицизмом в настоящее время принято называть возрождение классического стиля в начале XX в., т. е. в период модерна. Неоклассицизм модерна был естественным, закономерным явлением, возникшим из потребности противостоять хаосу и бессилью эклектизма второй половины XIX в. В одних случаях неоклассицизм подчинялся модерну, как бы вливаясь в новый стиль, но сохраняя при этом какието важные свои качества, придававшие модерну своеобразное лицо. В других – он был поглощен модерном, взявшим от неоклассицизма лишь детали декорации. В наиболее чистом своем варианте неоклассицизм стремился противостоять модерну, правда, при этом принимая от него некоторые важные принципы.. В Петербурге характерным примером этого стиля является дворец Кшесинской, построенный А. фон Гогеном.

Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.

 

апапа


 

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 195. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия