Студопедия — Средневековая Схоластика. Ф.Аквинский
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средневековая Схоластика. Ф.Аквинский






Ф. становится служанкой богословия. св. Амвросий, св. Иероним, св. Августин, папа Григорий Великий-отцы церкви, переосмысление античного наследия ради обоснования власти церкви à Господство в Ср. века.

Но в IX в Абеляр(ограничить веру разумными основаниями),И. Скот(равняем разум и веру), Катары(2 начала:добро и зло)à Антицерковь

IX—XV вв. На этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы теологии приобретают на этом этапе рационализированную форму.

Ф.Аквинский 1225 или 26 г.(томизм)

католическая церковь причислила его к лику святых, а его учение было рекомендовано изучать во всех католических учебных заведениях как единственно правильное, т.к. теология должна была занять более гибкую позицию в вопросе о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума

проблемы соотношения религии и науки, веры и разума

(1) Между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство:

• и вера и разум познают один и тот же предмет — Бога и созданный им мир;

• оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга;

• оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

(2) Между ними есть существенные различия:

• вера принимает истину, прежде всего истину о существовании Бога-творца, основываясь на желании, воле, эмоциональном переживании;

• разум же постоянно колеблется, сомневается в правильности добытых им истин, ищет дополнительных доказательств даже такой безоговорочно принимаемой верой истины, как бытие Бога.

=> вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет«, непосредственно исходящий через священные тексты от Бога. Разум - инструмент познания, данная непосредственно человеку способность, одно из свойств его психики, далекое от совершенства – это «естественный свет», значительно более слабый, чем «свет божественный». => ф.- «служанка теологии», которая содержит в себе «свет божественный».

5 доказательств:

1) Недвижимый движитель: Ничто не может начать движение само по себе, для этого необходим первоначальный источник движения. Двигаясь по цепи источников. мы доходим до первопричины, которая может быть только бог. Что – то произвело первое движение, и этим чем -то может быть только бог.

2)Беспричинная причина.: Ничто не является собственной причиной. Каждому следствию предшествует причина, и опять мы двигаемся по цепочке причин. Должна существовать первая причина, ее и называют богом.

3)Космологическое доказательство:Должно было быть такое время, когда физических объектов не существовало. Но поскольку в настоящее время они существуют, должна быть некая не физическая сущность, вызвавшая их существование; эта сущность и есть бог.

4) от степени совершенства: в мире различные степени совершенства, но должно быть асбсолютно совершенное и это Бог.

5) От целесообразности: Существующие в мире объекты, и особенно живые организмы, производят впечатление созданных с определенной целью. все вещи имеют цель своего существования, и эту цель вложил в них творец

Главная слабость: все доказ-ва абстрактно-логические,нет ни одного импирического

Б. Рассел обвиняет Аквинского: начинает философствовать, зная истину à не философия,а предвзятая аргументация

18. Возрождение: мировоззрение, культура

Эпоха Возрождения —середина XIV — конец XVI в. Хотя уже в XIII в., в Италии зародились идеи, оппозиционные схоластическому мировоззрению.

1)С одной стороны, происходит возрождение интереса к античной культуре в целом, а с другой – рождается новая культураà восстановление подлинного духа античности, ее образа жизни, существовало благоговение перед авторитетом античных авторов.

2) упразднение диктатуры церкви àтолчок для развития культуры, науки, искусства и философии. à меняется отношение к проблеме человека от теоцентризма к антропоцентризму. ср/ век человек - это греховное и низкое существо, которое все свои мысли должен посвящать вере и любви к Богу, в В. человек, личность, их развитие становятся главными проблемами и высшей ценностью. девиз: Меркурий: «…великое чудо есть человек».

3)Бог в философии эпохи Возрождения – не схоласт. Бог à становится частью мира и сливается с законами естественной необходимости. Природа же из служанки и творения Бога превращается в обожествлённое, то есть самостоятельное наделённое всеми необходимыми силами первоначало вещей. Переориентация с интересов религиозных, божественных на интересы светские и материальные. Быстро развивается искусство, государственное строительство и наука, основными центрами которых стали Италия, Испания и северная Европа. Эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, возвышения буржуазии в борьбе с феодализмом, эпоха глубоких социальных конфликтов. Развитие естествознания, великие географические открытия, успехи в области естественных наук, медицины, математики и механики.

4) идеи гуманизма- новой светской культурой, а появились прежде всего в Италии XV века. -идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивающий ценность человека как личности. Возникает как светское вольномыслие, антисхоластика и открывает человеку широкое поле деятельности. Идеалом гуманистов являлась всесторонне развитая личность.Важной чертой гуманизма является признание свободы воли человека, уделение особого внимание его творческой силе. Родоначальник-Ф. Петрарка, который посвятил свои работы вопросам морали и искусству жизни. Он рассматривал философию как науку о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития общества. Также первыми гуманистами были Л. Валла и М. Монтень.

5) Реформация- разнородное движение, направленное против католической церкви, возникновение которого связывают с гуманистической критикой средневекового мировоззрения. Основные представители: Лютер, Кальвин, Лойола. Суть: человеку для спасения своей души вовсе не нужно обращаться к церкви, главное – иметь веру в своей душе. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное писание. Такая реакция была вызвана явными злоупотреблениями со стороны церкви-противоречие Библии и реального поведения монахов(отпущение грехов за деньги!!) приводит к тому, что церковь утрачивает своё влияние. На некоторое время церковь и папство восстанавливают утраченные позиции, появляются атрибуты средневековья-Конрреформация. но её торжество недолгое, возвращение к свободомыслию.

6)Произошли сильные перемены как в культурной, но также и в социальной, политической и других сферах жизни, которые подготовили человека ко вступлению в Новое время. Человек впервые осознал себя индивидуальностью, и стал стремиться развивать в себе это качество. Творческая деятельность человека приобретает особую важность. Именно в этот период было осуществлены великие географические открытия, созданы первые теории о строении космоса, очень быстрыми темпами начинает развиваться экспериментальная и доказательная наука. Коперник(«Об обращении небесных сфер»-Земля вращается вокруг Солнца), Дж. Бруно, Г.Галилей(отстаивал гелиоцентрическую систему, сформулировал начала термодинамики), И.Ньютон(объяснял всё развитие мира естественными, механическими причинами). Искусство: Франция- М. Монтень и Ф. Рабле, Испания- Сервантес, Англия- В.Шекспир.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 175. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия