Студопедия — Буржуазное ораторское искусство 18- 20 веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Буржуазное ораторское искусство 18- 20 веков






В конце 18 века по Европе прокатилась волна революционных взрывов. Французская буржуазная революция всколыхнула всю Европу. Огромное значение приобрело в это время «революционное слово». Народ заполнил площади городов, трибуна оратора снова стала местом борьбы.

За короткий срок великая французская революция породила плеяду сильных ораторов - полемистов. Трибунами революции были Робеспьер, Марат, Дантон, Сен-Жюст, Мирабо и многие другие. Философской основой политического красноречия борцов французской революции были социальные и нравственные идеи французских просветителей 18 в. - Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера. Французская революция дала жизнь политическому красноречию поднимающейся буржуазии, народных масс, красноречию, которое стало оружием в борьбе с феодализмом. Но, воспользовавшись завоеваниями революции, буржуазия тотчас обратила это красноречие и лозунги «сва», «рав», «бра», в орудие утверждения своего господства, в средство идеологического воздействия на массы и прямого их обмана.

В 19 в. наиболее полное воплощение буржуазное красноречие нашло в ораторской практике парламентов и, в речах видных политиков.

В теории ораторского искусства конца 19 в. и особенно в 20 веке отчетливо проявляется стремление соединить положения «старой риторики» с новейшими научными данными. Все больше внимания уделяется учету психологии масс, психологическому влиянию личности оратора, эмоциональному воздействию слова. Постепенно закладываются основы буржуазной теории и практики манипулирования сознанием масс в интересах власти имущих. ДЕЙЛ КАРНЕГИ И ЕГО КНИГИ. Три книги Карнеги Д. - «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на друзей», «Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично» и «Как перестать беспокоиться и начать жить». Дейлу Карнеги удается не соскальзывать в развлекательность и плоскость. Характеризуясь динамизмом и конкретностью, его текст привлекает к себе внимание, хотя и неназойливо. Привлекательность обусловлена не стилистическими ухищрениями, а широтой и разнообразием рекомендаций. достоинств книг Карнеги, суть - в их содержании.

Работы Карнеги являются образцами яркими и добротными одновременно. Здесь изречения известных мыслителей, пословицы.Карнеги, щедро цитирующий политиков, бизнесменов, врачей и поэтов, довольно редко ссылается на ученых. Среди тех, для кого делается исключение, - У. Джеймс, американский философ. Карнеги дает современной науке больше, чем взял от нее, хотя вроде бы и не претендует на что-то большее, чем популяризаторство.

 

5.Ораторское искусство в Древней Руси было важнейшей частью культуры русского народа. Уже в феодальный период наряду с былинным нар.творчеством, несколько видов русского красноречия. Это устная народная история, которая затем составила основу летописей. Высокое развитие получило политическое красноречие. Речи звучали на сходках старейшин, народных собраниях и особенно вече (например, Новгородское вече). Вечевая речь отличалась четкостью композиции, предельной лаконичностью и в то же время высокой образностью, умением сжато и энергичностью. В Древней Руси придавалось большое значение военному красноречию. В годину военной опасности князья и воеводы обращались к войску и народу с призывом проявить мужество, стойкость все для победы. На новгородской земле в речи Александра Невского прозвучала бессмертная фраза: «Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет, на том стояла и стоять будет Русская земля».

Замечательным образцом красноречия Киевской Руси является «Слово о полку Игореве» - произведение нескольких жанров: ораторской речи, военно-исторической повести, героической песни. Весь комплекс выразительных средств «Слова» использован так, что напоминают страстную речь древнего русского воина. Высокой эмоциональностью отличалось торжественное красноречие - на пирах, тризнах (часть погребального обряда), при встрече победителей. Перечисленные виды красноречия существовали и развивались на Руси,во времена становления единого централизованного государства.

В начале 17 века на Руси появляется достаточно развитая теория ораторского искусства. Первый русский учебник «Риторика» составлен вологодским епископом Макарием в 1617 году.

Но становление теории русского ораторского искусства связано с именем М.В. Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля, поэта. В 1748 году он написал «Краткое руководство к красноречию».

 

Ораторское искусство в России XVIII - начала XIX века ограничивалось художественным, академическим, дипломатическим и военным красноречием. Широко известно обращение Петра 1 к воинам перед Полтавским сражением 1709 года. Замечательным представителем русского военного красноречия был великий русский полководец А.В. Суворов. Он находил в своих речах путь к сердцу каждого солдата. Своеобразный ораторский стиль делал понятными солдатским массам излагаемые им правила науки побеждать. Меткие словечки, лаконичные поучения и образные сравнения схватывались на лету и становились руководством к действию.

Наследником суворовского красноречия, как и его военного искусства, был великий полководец М. И. Кутузов. Он отлично знал психологию солдат и умел найти с ними общий язык.

В период обострения классовой борьбы, крестьянских восстаний и бунтов в России выдвигались народные ораторы, которые пламенными речами поднимали народ на борьбу с угнетателями. Незаурядными ораторскими талантами обладали вожди крестьян Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев.

Что касается теории ораторского искусства, то после Ломоносова в ней не наблюдается заметного движения вперед. Лишь в начале XIX века издаются книги по риторике Н. Ф. Кошанского, М. М. Сперанского, Я. В. Толмачева и др. Появляются также переводы на русский язык произведений древности и некоторых европейских авторов. Это свидетельствует о довольно высоком уровне развития теории русского ораторского искусства. Она была своеобразным сплавом античной риторики, национальных русских традиций и достижений Запада. Она не уступала теории красноречия западноевропейских стран.

Русские революционные демократы (Белинский, Чернышевский) и русские писатели уделяли немало внимания теории красноречия, считая его неотъемлемой частью национальной культуры. В. Гоголь, будучи сам великолепным лектором, требовал от преподавателей высшей школы четкой композиции, словесной изобретательности и увлекательности речи. Концепция Гоголя о художественной природе университетского образования стала основой в академическом красноречии, которое в 19 веке было ведущей разновидностью ораторского искусства. Большими знатоками и поборниками прогрессивного, связанного с жизнью ораторского искусства были писатели А. П. Чехов, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.

Выдающимися представителями русского академического красноречия были профессора университетов Т. Н. Грановский, С. И. Соловьев, В. О. Ключевский и др. Многие русские ученые умели создавать в аудиториях атмосферу научного воодушевления, в котором наиболее полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Это такие ученые как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и др.

Во второй половине 19 века в России достигли высокого совершенства как практика, так и теория судебного красноречия. Наиболее яркие представители: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.Я. Александров, А.И. Урусов, В.Д. Спасович. Для их ораторского творчества характерны общие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Они не раз вставали на защиту справедливости. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатые стилистические и интонационные возможности устной живой речи.

А 1910 году выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщикова (псевдоним - Л. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка ораторского выступления, организация материала, завоевания внимания и т. д. сохраняют практическую ценность и в наши дни. К работе П.С. Пороховщикова близки труды по ораторскому мастерству выдающегося русского юриста Александра Федоровича Кони. Это «Приемы и задачи обвинения», «Советы лекторам» и др.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 924. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия