Мальцев В. В. Принципы уголовного права и уголовного законодательстваI 1. Справедливость и право: философско-социологический аспект. В истории философии и социологии справедливость всегда рассматривалась как охватывающее все стороны общественной жизни («вплоть до того, каким образом должно погребать мертвых и какие уделять им почести»2) и определяющее общественные устои («путеводная звезда законодательной деятельности»3) социальное явление. Это явление возникает (продукт взаимодействия людей, «обусловленный господствующим способом производства»4), существует («удар за удар, возмещение, равное причиненному ущербу, равные доли * Заслуженный юрист РФ, доктор юрид. наук, профессор Волгоградской академи МВД России. © В. В. Мальцев, 2003 1 Путин В. В. Какую Россию мы строим // Российская газета. 2000. 11 июля. 2 Платон. Законы. М, 1999. С. 79. 3 Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М., 1978 С. 379. 4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 461; Т. 27. С. 402.
при распределении продовольствия и земли» в первобытном обществе5) и изменяется («справедливость давно истлевших поколений»6) исключительно в результате социального развития конкретно данного общества. Потому справедливость в самом широком своем значении и является одной из основных философско-социологических категорий, раскрывающих внутренние законы развития общества, истоки формирования его отдельных институтов. Потому в данном случае точнее говорить о категории «социальная справедливость», нежели о понятии «справедливость». Последнее с меньшей четкостью отражает предельно широкий объем и содержание существенного признака определяемого явления. Как раз к одному из источников формирования права и относили справедливость Сократ («законное» и «справедливое» — одно и то же7), Платон («законодатель должен наблюдать, где осуществляется справедливость, а где нет»8), Аристотель («право— мерило справедливости»9), Гегель («справедливость составляет нечто великое в гражданском обществе: хорошие законы ведут к процветанию государства...»10), И. А. Ильин («справедливость требует, чтобы правовые нормы сохраняли в своих требованиях соразмерность действительным свойствам и деяниям людей»") и многие другие философы. Равенство признавалось в философии неотъемлемым свойством справедливости и права. Так, Аристотель считал, что «справедливость означает в одно и то же время как законное, так и равномерное», выделяя при этом два видаспециальной справедливости: «уравнивающую» и «распределяющую».12 Гегель исходил из того, что в праве люди «действительно равны, но лишь как лица»,13 а К. Маркс — из положения, что «это равное право есть неравное право для неравного труда».14 Под равенством по справедливости и в праве В. И. Ленин подразумевал «всегда общественное равенство, равенство общественного положения».15 Под равенством в праве классики философии также понимали одно и то же отношение к «предметам» и «лицам» (Аристотель),16 право «каждого человека иметь собственность», «свободную собственность» как основу равенства в гражданском обществе (Гегель),17 «применение равной меры» (К. Маркс)18 или «одинакового масштаба к различным людям» (В. И. Ленин).19 Обращалось внимание и на гуманистическую составляющую справедливости и права. Так, Аристотель полагал, что справедливость проявляется 'ЛафаргЛ. Соч. М.;Л., 1931. Т. 3. С. 82. 6 Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. С. 68. Цит. по: Козлихин И. Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 6. * Платон. Законы. С. 79. ''Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 415. 10 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 264. N" з " ^лшн М- А- Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. 12 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. С. 246, 251. 13 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 108. 14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 232. 16 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории, С. 254. ^ Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 108, 264. '* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 27. 19 Лени» В. И. Поли. собр. соч Т. 33. С. 93.
и в «распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми»,20 а Гегель «счастье своих подданных, всеобщее благосостояние» относил к важнейшим принципам законодательной деятельности.21 И. А. Ильин отмечал, что «справедливая норма не может возлагать одинаковые обязанности на ребенка и взрослого, на бедного и на богатого, на женщину и на мужчину, на больного и на здорового».22 Подход к категории «социальная справедливость» как к отражающей в своем содержании один из самых важных феноменов общественной жизни сохраняется и в современной философско-юридической литературе.23 2. Социальная справедливость и уголовное право. Тесная внутренняя связь между справедливостью и правом не осталась незамеченной и в истории уголовно-правовой литературы. Российские криминалисты в своих исследованиях также исходили из социальной обусловленности справедливости и ее огромного влияния на содержание уголовного права. Так, В. Д. Спасович, характеризуя наказание и преступника, писал о «совести общественной», «идеале справедливости», употребляя эти выражения как очень близкие по значению.24 П. Д. Калмыков, по существу, отождествлял право и справедливость («правда есть идея о том, что само в себе справедливо»),25 а А. Лохвицкий к одному из обязательных признаков наказуемых деяний относил «безнравственность, т. е. несогласие деяния с теми началами правды и справедливости, которые существуют у народа в данное время».26 Социальные столкновения периода государства диктатуры пролетариата,27 официальное признание победившей в революции партией приоритета одной группы граждан над другими, все большее закрепление в общественном сознании идей о классовой борьбе как движущей силе истории, неизбежности целого исторического периода, связанного с такой борьбой и даже с ее обострением, препятствовали возникновению концепций внеклассовой справедливости и права, надежно вуалировали общечеловеческое содержание этих понятий. Потому делался вывод, что «само понятие справедливости почерпнуто из менового отношения и вне его ничего не выражает».28 «Для марксиста всякое преступление, — утверждал М. Ю. Козловский, — продукт непримиримости классовых антагонизмов».29 Позднее Н. В. Крыленко, характеризуя критерии наказуемости, говорил: «Приспособлять, исправлять мы можем и должны лишь тех, относительно которых можем с достаточным основанием полагать о возможности такого приспособления и исправления. Критерий же здесь отнюдь не биологи- 20 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. С. 251. 21 Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. С. 379. 22 Ильин И. А. Общее учение о нраве и государстве (фрагменты). С. 94. 23 См., напр.: Мальцев В. В. Социальная справедливость и право. М,, 1977. С. 207. 24 Спасович В. Учебник уголовного права. Т. 1. СПб., 1863. С. 66. 25 Калмыков П. Д. Учебник уголовного права. Часть общая. СПб., 1866. С. 24. 26 Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. СПб., 1867. С. 39. 27 Об этом периоде и уголовном праве позднего социализма см.: Мальцев В. В. Введен' 28 Лашуканис Е. Общая теория права и марксизм. М., 1924. С. 128. 29 Козловский М. Ю. Пролетарская революция и уголовное право // Октябрьский пере
|