Студопедия — Летию ДГТУ посвящается
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Летию ДГТУ посвящается






ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Актуальность темы исследованияданной работысвязана свостребованностью в настоящее время особой творческой характеристики личности под названием «креативность». Появление данного феномена обусловлено тем, что в период возникновения нового этапа высоких технологий возникла необходимость в определенных качествах человека, к которым можно отнести следующие: самостоятельность и критичность мышления; умение продуцировать большое количество идей и вариантов решения проблем, отличающихся от общепринятых; способность работать с множеством альтернатив; готовность идти на риск; скорость обработки информации, принятия решения и другие. Данная тенденция привела к актуализации креативности как свойства личности в современных условиях в такой степени, что по праву представляется ученым определенной характеристикой прогресса человечества. Поэтому пропаганда идеи креативного образа мышления имеет важное научное и практическое значение.

Одной из причин появления термина «креативность» является его прямая взаимосвязь с синергетической изменчивостью современного мира, что является его ведущей характеристикой. Необходимо отметить, что данным стилем мышления пользовались на протяжении веков, но современность дала ему имя и открыла новые области для актуализации потенциала человека.

Понятие креативность (лат. сreatio — создание, образ) в переводе с английского языка означает создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. То есть креативность представляет собой изобретательность, находчивость, мобильность и решительность, направленные на реализацию каких-либо прагматических целей, достижение личной выгоды и извлечение пользы.

Вследствие неоднозначного перевода иноязычных терминов и отсутствия необходимых разграничений между определениями в русском языке произошла замена понятий «творчество» на «креативность».Подобное восприятие привело к укоренению в научной и научно-популярной литературе следующего представления: понятия «творчество» и «креативность» являются синонимами.

Безусловно, можно утверждать, что такого рода «творчество», или креативность не имеет ничего общего с действительным, подлинным творчеством. Последнее присуще созерцателю и может быть связано, с попытками глубокого осознания самого себя и своего пути, предназначения в мире, а так же с поиском гармоничного, справедливого, доброго мирового и общечеловеческого устроения. Таким образом, креативность предпринимателя и творчество созерцателя – явления и понятия, которые находятся в отношении несовместимости.

Креативность понимается как воплощение творческой человеческой мысли в традиционных сферах жизнедеятельности, но нетрадиционными способами и в необычной форме. Секрет креативности заключается в самой методологии создания ценностей, которая и является инновационной, находится за пределами существующих технологий, общепринятых норм и правил. Если человек создаст что-то новое, выходящее за рамки традиционного общественного восприятия, то это не будет воспринято сразу. Человечеству потребуется время, чтобы понять и оценить подобный интеллектуальный прорыв, научное открытие, инновационное достижение. Но результат креатива понятен, традиционен, оценивается легко и быстро. Нетрадиционен способ достижения этого результата, и именно в этом и заключается эффект.

В конце XX в начале XXI века креативность как способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, а также к постоянному осознанию и развитию своего опыта, в той или иной мере, должна быть присуща любому человеку – актеру, психологу, дизайнеру и менеджеру. Парадоксальность современной ситуации обусловлена тем, что в экономической и культурной сферах отсутствует четкое различие между концепциями «креативность» и «творчество». Данная ситуация актуальна и для сфер «реклама» и «связи с общественностью». А именно компетентный подход к созданию креативной составляющей в вышеназванных индустриях способствует созданию эффективного обращения, выделяя его из ряда другого вида информации.

Продуктивно реализовать поставленные перед рекламой и связями с общественностью креативные задачи могут только профессионалы, обладающие знанием и опытом работы с коммуникациями, с преобразовательной деятельностью. Результативность рекламных и ПР – обращений зависит от анализа маркетинговой стратегии, изучения целевой аудитории и реализации технологий использования средств оперативной доставки до потребителя. Только созданный по определенной технологии креативный продукт может считаться эффективным и способным побудить потребителя к определенным действиям.

В современных условиях креативная личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека наличия качеств, позволяющих нестандартно и самостоятельно подходить к любым изменениям, новациям, адекватно их оценивать. Окружающий мир влияет на отношение к вещам и образ мышления; меняющаяся среда заставляет быть более оперативными, гибкими, тонкими в своих действиях, все более креативными и интеллектуальными, а изменившиеся условия труда требуют от личности существования определенного набора характеристик, помогающих ей реализовать свои возможности и более эффективно выполнить поставленные перед нею задачи. И для того, чтобы «выжить» в ситуации постоянных перемен и соответствующе на них реагировать, человек должен активизировать свой креативный потенциал.

Человеку, желающему стать успешным в любом виде деятельности, необходимо знать, что креативные возможности являются не врожденными, а приобретенными характеристиками личности, поэтому, обладая ими в определенной степени и проводя определенную работу над собой, каждый способен значительно повысить их уровень.

Изучение проблемы креативности в настоящее время приобретает комплексный характер, является предметом анализа различных социально-гуманитарных дисциплин и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – социальной философии, философской антропологии, социологии, культурологии, психологии, педагогики и др.


1. Понятия «творчество» и «креативность»

На протяжении веков многие мыслители, начиная c философов античности и заканчивая нашими современниками, пытались определить понятие «творчество» и выявить его основные составляющие. Творчество – одна из важнейших тем искусства, литературы, философии, психологии и других наук, которая в определенные философские периоды трактовалась различным образом. Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено. Это связано с тем, что принципиальная спонтанность творческого процесса изначально делает его неуловимым для научных методов. Попытки понять и описать творчество сталкиваются с неразрешимыми парадоксами: люди, много знающие о нем, сами не творят, разве что пишут интересные статьи и книги по данной проблеме. Тот же, кто творит, создавая новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает, как он это делает, а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо какие-либо общие выводы или рекомендации из его сугубо индивидуального опыта сделать достаточно сложно.

На сегодняшний день общепризнанным является следующее: творчество – это процесс взаимоотношений субъекта с реальностью, позволяющий, с одной стороны, преобразовывать реальность в соответствии с различными условиями (социальными, политическими, экономическими, культурными и др.), где они выступают в качестве определенной традиции, актуализация которой и приводит к созданию нового результата, а с другой – создавать ситуацию для самореализации личности.

По мнению российского философа А.С.Кармина, творчество характеризуется двумя основными признаками. Первый – это новизна получаемых результатов. При этом речь идет не просто о новизне во времени, а о качественной новизне, которая связана с оригинальностью подхода творца, его своеобразием, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало до сих пор. Чем больше качественно нового содержит результат, тем выше уровень творчества. При этом необходимо учитывать тот факт, что новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна предполагает, что результат является новым для человечества, что он получен в истории общества впервые. Субъективная же новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Зачастую называют деятельность творческой, если результат обладает хотя бы субъективной новизной, но для общества ценной является не субъективная, а объективная новизна [54, 451].

Другой признак творчества – социальная значимость, то есть ценность и важность для общества его результатов. Они должны представлять интерес не только для того, кто их получил, но и для других людей, только в этом случае можно говорить об общественной, т.е. социальной значимости продукта творчества. Общественная значимость творческих результатов определяется тем, какова их действительная роль в развитии тех или иных областей человеческого бытия, что выясняется со временем. Общеизвестно, что многие выдающиеся творцы в течение жизни страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям. Однако подлинно великие творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.

Между двумя указанными признаками творчества – новизной и социальной значимостью – существует сложная и противоречивая связь. Новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости, поскольку требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат – это уже получивший общественное признание и, следовательно, переставший быть новым. Зачастую новизна и значимость – противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново [85, 15]. Парадоксальность творчества состоит в том, что оно соединяет данные противоположности. Творец не просто создает нечто новое, но и предчувствует заранее его будущую значимость. Творческий дар есть не только способность созидания – он есть еще и способность предвидения [53, 154].

Процесс творчества связан с особым феноменом – состоянием вдохновения, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность, при этом большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, бессознательно совершаемая мыслительная работа. Творческий процесс в существенной своей части не контролируется сознанием, и на этом факте основаны различного рода мистические и иррациональные концепции творчества, в которых оно объясняется или вмешательством высших, сверхъестественных сил, отключающих разум от участия в творческом процессе и диктующих творцу готовые решения, или действием животных инстинктов, не поддающихся рациональному анализу.

Творческая деятельность, действительно, содержит в себе загадочное и неразгаданное, однако в бессознательности протекающих процессов есть свои закономерности, которые постепенно раскрываются наукой, и не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, из этого не следует делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе. В сознании субъекта определяются цели творческого процесса, подготавливаются условия для бессознательных движений мысли, оцениваются, проверяются, формулируются и осмысливаются результаты творчества. Без работы разума, без участия сознания никакое творчество не возможно [53, 156].

С философской точки зрения творчество – это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастание степени свободы человека, гуманизация общественных отношений, обеспечивающих целостное развитие личности. Творчество имеет биполярную природу, оно – единство репродуктивной и продуктивной деятельности. Опираясь на созданное предшествующими поколениями, человек в ходе постановки и решения проблем созидает новое. Его нередко отождествляют с нравственным, эстетическим совершенствованием человека; в других случаях – с развитием науки. К числу факторов, обусловливающих творчество, относят либо социальные условия, либо биологические предпосылки. В одних теориях акцент делается на общественную природу, в других – на личностно-индивидуальную сторону творчества, которое обладает способностью проявляться в различных формах: научной, художественной, производственно-технической, политической и т.д.

Начиная рассматривать становление понятия «творчество» в разные периоды, необходимо помнить, что оно возможно только в обществе и подчиняется его законам. Существуют различные философские концепции, пытающиеся объяснить природу творчества. В истории философии к его субъектам относили Бога (Платон, Гегель, Н.А.Бердяев и др.), Природу (Эпикур, Б.Спиноза, А.Бергсон и др.), Человека (К.Гельвеций, К.Маркс, Ж.П.Сартр и др.).

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного; созерцание всякой деятельности ставится выше всякой деятельности, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании.

В этот период философское понимание творчества выступает в двух формах: как божественное – акт рождения (творения) космоса и человеческое – искусство, ремесло.

По мнению античных философов, таких как: Гераклит, Демокрит, Аристотель – творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере божественного [8]. Аристотель обосновывал функцию человека в преобразовании мира, где творчество считалось одной из имманентных черт природы, однако уйти от детерминированности творческого акта внеположенной сущностью древнегреческий философ не смог.

Аналогично этому и в сфере человеческой жизни античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому содержанию ниже созерцания, которое, в свою очередь, ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.

Эта общая постановка вопроса нашла свое отражение также и в понимании художественного творчества. Ранние греческие мыслители не выделяли искусство из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, лечения болезней, культивирования растений и пр.). Однако, в отличие от других видов созидательной деятельности, творчество художника совершается под влиянием божественного наития. Это представление нашло яркое выражение у древнегреческого философа Платона, в его учении об Эросе. По мыcли Платона, творчество является способностью творить мир из ничего, продолжение некого демиургического акта Бога. Божественное творчество, результатом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Так и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к высшему состоянию, роду одержимости и есть «Эрос», который предстает и как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души, стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа – страстная тяга к «чистому» созерцанию прекрасного [87].

Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции: теистическая и пантеистическая. Теистическая связана с пониманием бога как личности, творящей мир не в соответствии с неким вечным образом, а совершенно свободно, и творчество есть «вызывание» бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности. Христианский теолог и церковный деятель А.Аврелий в человеческой личности подчеркивает значение момента воли, для которого характерны мотивы решений, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения[1].

Пантеистическая тенденция, к которой тяготела едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель – Ф.Аквинский, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции, поэтому его понимание божественного творчества близко к пониманию Платона.

Независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции, творчество человека, в этот период, выступает, прежде всего, как «творчество истории». История есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире, поскольку не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, наибольшее значение приобретает личное деяние и индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического деяния, которое рассматривается, прежде всего, как нравственное и религиозное [103].

Своеобразное «ограничение» творчества снимается в эпоху Возрождения, когда личность начинает рассматривать себя как творца. В этот период человек становится «мерой всех вещей», его деятельность приравнивается к демиургической активности, и он независимо от божественного начала способен безгранично творить. В этот период творчество осознавалось как художественное, сущность которого заключена в эстетическом созерцании. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту созидания и к личности художника. Благодаря данному подходу к пониманию творчества как эстетическому, именно в период Возрождения произошел его расцвет, который отсутствовал в Средние Века.

Реформация понимает творчество не как эстетическое содержание, а как действие. Лютеранство, а еще в большей степени кальвинизм с суровой, ригористической этикой ставили акцент на практической, и в том числе на хозяйственной деятельности. Преуспевание индивида в практических делах и начинаниях на земле – свидетельство его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались религией и тем самым становились основой нравственно-религиозного деяния и понимания мира.

Понимание творчества в Новое время имеет двойственную, биполярную природу. С одной стороны, пантеистическая тенденция в философии Нового времени, начиная с итальянского философа Д.Бруно, а в еще большей степени представленная нидерландским философом Б.Спинозой, воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, созерцанием вечного Бога – природы. С другой стороны, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь английский эмпиризм) склонна трактовать творчество как позитивную – но, в значительной мере, случайную комбинацию уже существующих традиционных элементов мировосприятия и мироотношения. Для данного направления характерны теория познания Ф.Бэкона, система механистического материализма Т.Гоббса, основателя сенсуализма Д.Локка, субъективный позитивизм Д.Юма. Согласно их трактовке, творчество, в сущности, есть нечто родственное изобретательству, как знание, действие и чувство [103].

Целостная концепция творчества в конце XVIII века создается основателем трансцендентального идеализма немецким философом И.Кантом, который анализирует творческую активность как продуктивную способность воображения, являющуюся связующим звеном между многообразием чувственных впечатлений и понятий рассудка. «Трансцендентальное» воображение есть тождество созерцания и деятельности, общее основание того и другого. Под продуктивной способностью воображения И.Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности. Человек творит бессознательно, в состоянии наития, подобно тому, как творит природа, с той лишь разницей, что объективный процесс отражается бессознательно в субъективности человека и связан с его свободой. Творчество заложено в самой природе познания – таков вывод И.Канта, поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, спонтанности, то оно есть коррелят изобретательства. В нем присутствует момент необходимости (созерцания), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, с нравственным миропорядком, а через него – с нравственным миром, категорическим императивом [50].

В соответствии с учением объективного идеалиста немецкой классической философии Ф.Шеллинга, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности. Тот, кто наиболее одарен этой способностью, творит в состоянии бессознательного, подобно тому, как творит природа. Бессознательный характер творческого процесса протекает в субъективности человека и опосредован его свободой. Согласно Ф.Шеллингу, творчество художника и философа является высшей формой человеческой жизнедеятельности, посредством которой человек соприкасается с Абсолютным, с Богом. Вместе с культом художественного творчества у Шеллинга усиливается интерес к истории культуры как продукту творчества [124].

В идеалистической философии конца XIX – XX вв. творчество рассматривается по преимуществу в противоположность механически-воссоздающей творческой деятельности. В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества представлена французским философом, интуитивистом А. Бергсоном. Он считал, что творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся в противоположность субъективной, технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей, воссоздающей старое. В природе – это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании – возникновение новых образов и переживаний.

В ведущем направлении философии ХХ века экзистенциализменосителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, воображения «потустороннего» мира. Творческий экстаз, согласно учению русского философа Н.А.Бердяева и раннему учению немецкого философа, экзистенциалиста М.Хайдеггера, – наиболее адекватная форма существования экзистенции.

В философских трудах Н.А.Бердяев утверждает, что специфически человеческое бытие состоит не в приспосабливаемости к необходимости, а в свободном недетерминированном прорыве к новизне, т.е. свобода трактуется как условие творчества. «Творчество человека из ничего нужно понимать в смысле творчества человека из свободы. Во всяком творческом замысле есть элемент первичной свободы человека, ничем не детерминированной, бездонной, свободы не от Бога идущей, а к Богу идущей » [15, 118].

Для Н.А.Бердяева центральным стержнем творчества является идея откровения человека, совместно с Богом продолжающего акт творения. «Творчество в мире потому только и возможно, что мир сотворен, что есть Творец. И человек, сотворенный Творцом и по его образу и подобию, есть также творец и призван к творчеству» [15, 117].

В труде «Философия творчества» Н.А.Бердяев отмечает, что тайна творчества сокровенна. «И Бог ждет от человека антропологического откровения творчества, сокрыв от человека во имя богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества» [16, 112].

Для Н.А.Бердяева определяющая человека культурная форма есть не что иное, как «остывшая свобода» личного духа, это – отделившиеся от человека результаты личного творчества, а не выражение некоего безличного мирового разума. Отсюда вытекает и трагедия культурного творчества: дух вынужден воплощаться в предметно – символических формах, сковывающих его свободу и устремленность в беспредельное.

В идейном течении модернистскоготипамарксизме,возникшем во второй половине XIX в., его основоположник К.Маркс исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно – исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Оно всегда происходит в конкретных социально - исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которой всегда включен субъект творчества.

В философии ХХ века созидающая личность и процесс творчества тесно соотносятся с теми изменениями, которые произошли как в социуме в целом, так и в мировоззрении отдельного человека в частности, что нашло свое отражение в модернизме как новой философии восприятия мира и его преобразования. Данное течение развивалось с конца XIX до начала Второй мировой войны и произвело принципиальные изменения в характере мышления человека, создав особый тип сознания, оказывающий преобразующее воздействие на образ жизни, подчинившийся влиянию новых ценностей. Рождение модернизма обозначило важный этап в развитии художественного сознания человечества, явило многообразие мозаичных, не укладывающихся в единую формулу творческих поисков.

Художественная практика модернизма породила идеи о возможности эстетического творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из интонации тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т.д.. Новая позиция художника была порождена не потребностью мистифицировать публику, а найти замену устаревшим приемам искусства, не адекватным духу времени и новому ощущению жизни.

Вторжение «неклассических форм» в творчество первоначально воспринималось как однозначный признак разрушения чего-то важного, что сохраняла в себе художественная практика конца XIX века. Принципиальное отличие творческих процессов модернизма состоит в развитии разнообразных художественных течений в его рамках не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимающихся как равноправные.

В 60 – е годы ХХ столетия в культурном самосознании стран Запада появилось новое направление, названное «постмодернизм», который часто определяется через отрицание того, что было свойственно предшествующей эпохе модернизма. На стыке шестидесятых-семидесятых годов происходит заметный качественный перелом в сознании людей, который обнаруживается в ряде событий, среди которых в первую очередь отмечается начало перехода экономически развитых стран от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу. Кроме того, конец шестидесятых ознаменован появлением и распространением новых форм и стилей в искусстве, принципиально не вписывающихся в рамки традиционных подходов [44].

Ключевой момент постмодернистического понимания реальности – признание изменчивости, случайности, флуктуации, являющихся творцами организации. Если кратко характеризовать сущность процессуальности эпохи постмодернизма, то следует сделать акцент на трех основных идеях: во-первых, принципиальной открытости систем взаимодействия; во-вторых, нелинейности процесса развития; в-третьих, самоорганизации систем взаимодействия.

Основным мировоззренческим отличием постмодернизма принято считать культурный плюрализм и эклектику, сломавших границы между антропологией, философией, социологией и естественными науками. Идеи данных научных дисциплин были введены в практику дизайна и рекламы, а богатейший мир визуальной культуры товаров народного потребления, наоборот, подвергся академическому изучению. Классиками теории постмодернизма являются Р.Бартс, Ж.Бодрийяр, М.Фуко.

В постмодернизме особенно важен акцент на возрастающие функции в современной жизни образа, имиджа и, соответственно, средств массовой информации. В целом мир постмодернизма предстает миром хаоса, иерархически неупорядоченных фрагментов, лишенных причинно-следственных связей и ценностных ориентиров. Возвышающийся до безразличия к феномену человека плюрализм методологий, стилей и смыслов посмодерна не актуализирует деятельность творческого субъекта в культуре, науке, социальной сфере и т.д. В этот период происходит недооценка ценностей, идентичности человека, его мировоззренческой культуры и личности нравственной структуры [88, 5].

В культурологическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, стирает грань между ранее самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным», «высоким искусством» и «китчем». Он окончательно закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», выражая изменение места культуры в обществе, и ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж [35].

Таким образом, рассмотрев становление понятия «творчество» в различные периоды, необходимо отметить взаимосвязь особенностей протекания творческого процесса от определенных социальных условий и культурной ситуации разных эпох. И в зависимости от вышеназванных факторов понятие «творчество» трактуется по-иному.

Далее считаем необходимым рассмотреть другой аспект данного явления – психологический, предполагающий анализ механизмов протекания творческого процесса.

Первое упоминание о природе творчества находим в трудах древних философов. Аристотель в знаменитой силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. В донаучной психологии таким условием продуцирования нового долгое время считались мыслительные операции: индукция, а позднее – дедукция (Ф.Бекон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Дж.Милль). Данные подходы к определению природы творчества носили индетерминистический характер. И только в эпоху господства ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества, отчасти соответствующие «детерминистским идеалам научности»: о творческом синтезе (В.Вундт) и творческих ассоциациях (А.Бэн).

Одно из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач выражено в понятии «интуиция», которое рассматривалась как внезапное озарение, свойственное лишь немногим избранным, как мистическая творческая активность, обеспечивающая непосредственное постижение истины, как дар предчувствия, предугадывания.

Крайнее направление этой теории, известное под названием интуитивизма, отрицало в творческом акте роль практики, труда или вообще какой-либо деятельности, так как считалось, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно.

Наряду с интуицией для объяснения психологических механизмов творчества использовались теории бессознательной идеации и бессознательной церебрации. В этих теориях развитие событий в сфере сознания рассматривалось в прямой зависимости от хода событий в бессознательной сфере, причем решающая роль приписывалась последней. Утверждалось, что в бессознательной сфере происходят не только хранение впечатлений, но и их классификация, переработка, в результате которой в сферу сознания совершенно неожиданно попадают идеи решения проблемы, являющиеся плодом бессознательной работы мысли (с позиции теории бессознательной идеации) или мозга (с позиции теории бессознательной церебрации) [77, 9].

Немалую роль в утверждении теории бессознательной работы сыграли идеи немецкого физиолога и психолога Г.Гельмгольца и выдающегося французского философа и теоретика науки А.Пуанкаре. Общие выводы теории бессознательной работы сводятся к расчленению хода творческого процесса на несколько этапов; это расчленение чаще всего происходит по принципу выделения различных оттенков, сопровождающих творческий процесс. Классификации, предлагаемые разными авторами, многим отличаются друг от друга, но в общем виде они имеют примерно следующее содержание.

Первый этап (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) – созревание – бессознательная работа над проблемой, интуиция направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде.

Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [89, 147].

При сопоставлении такого рода работ обнаруживаются некоторые различия, как по линии количества выделенных этапов, так и по линии их детальной характеристики, но общее явно преобладает. Всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: осознание проблемы, ее разрешение, проверка.

С развитием общества развивались и изменялись взгляды на проблему человеческого творчества. Различные психологические школы предлагали собственные подходы к исследованию феномена творчества и творческого мышления. Одна из первых попыток дать психологический анализ процесса решения задач принадлежит ассоциативному направлению, рассматривающему ассоциацию идей и образов как основной механизм интеллектуальной деятельности. Направление бихевиоризма раскрывает интеллектуальные процессы, опираясь на теорию проб и ошибок. Ученые Вюрцбургской школы изучают мышление, в основном опираясь на метод самонаблюдения. Немецкий психолог, сотрудник Вюрцбургской школы О.Зельц исследует процесс мышления, исходя из предположения единства механизмов репродуктивной и продуктивной деятельности, рассматривая творческую деятельность как основанную на перекомбинировании прошлого опыта.

С критикой указанных направлений выступает школа гештальтпсихологии – направление, внесшее большой вклад в исследование творческого процесса. Именно в данном учении впервые появляется понятие озарения или инсайта, впоследствии прочно обосновавшееся в психологии творчества.

Гештальтпсихологическая теория творчества в наиболее полном виде представлена в работе немецкого психолога М.Вертхаймера «Продуктивное мышление», где автор рассматривает основные механизмы творческого, продуктивного мышления в его отличии от нетворческого, репродуктивного. Центральным звеном творчества М.Вертхаймер считает появление инсайта, внезапного озарения, схватывание элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи. Он намечает основные этапы творческого процесса решения проблемы: вначале появляется ощущение неясности данной ситуации; желание достичь понимания проблемы приводит к постановке некоторых вопросов; в поле ситуации выделяются значимые элементы, образующие фокус, или центр ситуации; вокруг этого центра все элементы ситуации связываются в определенное структурное целое – гештальт; каждый элемент воспринимается как часть целого; все это создает основу для решения, внезапного видения ситуации и понимания проблемы. Инсайт выступает как качественный скачок, переход от одного видения ситуации к другому.

В более поздний период угол зрения на творчество меняется, оно начинает рассматриваться в парадигме научного описания через следствие (творчество как экстериоризация субъекта). Так, психолог и основатель учения психоанализа З.Фрейд считал, что творчество является одним из способов избавления индивида от сексуальной энергии. В этом случае происходит процесс сублимации путем так называемого катарсиса (очищ







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия