Студопедия — Глава 3. ГОСУДАРСТВО 1. Основные подходы к понятию государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3. ГОСУДАРСТВО 1. Основные подходы к понятию государства






В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается как сложностью про­блемы, так и наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности. Аристотель понимал государст­во как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. С точки зрения Аристотеля, все начинается с семьи, рода, кото­рые для лучшей жизни расширяются до государства. Государство же выступает средоточием всех интеллектуальных и нравственных инте­ресов граждан. Взгляды Аристотеля вошли в историю как патриар­хальная концепция возникновения и развития государства.

Римский юрист Цицерон государство представлял как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Он дошел до понимания такого государства, в котором все предоставле­но самому народу (народоправство).

В средневековье, когда в общественной жизни усилилась роль и влияние религии, утвердились идеи божественного происхожде­ния государства. Представители так называемой теологической (тео­кратической) концепции государства (Августин, Фома Акви некий) проповедовали вечность., незыблемость государства как продукта божественного творения.

Весьма интересным и привлекательным до настоящего вре­мени остается теория договорного происхождения государства. Ее идеи высказывали еще древнегреческие философы (Эпикур и ДР-Х н° основательное развитие она получила в период разложения феодаль­ного строя. Представители этой теории (Т.Гоббс, Д Локк, Г.Гр°Ции> Ж.Ж.Руссо и др.) утверждали, что государство приходит на смену естественному состоянию людей в результате общественного догово­ра: люди сами создают государство своим разумом для решения сво­их же жизненных проблем.

В XIX в появилась органическая теория происхождения и понимания государства. Ее представители (Спенсер, Блюнчли, Вормс

и др.) считали, что государство появляется вместе с людьми и, как и сами люди, является творением сил природы.

Достаточно распространенной теорией происхождения госу­дарства является теория насилия (Л.Гумпловнч, К.Каутский и др.). В соответствии с этой теорией государство появилось в результате во­енно-политических причин, и ради этого оно существует: одни пле­мена смогли одержать победу над другими и для удержания побеж­денных создали государство.

В историю вошла также психологическая теория,которая объясняет надобность в государстве осознанием массой своей зави­симости от власти (Н.М.Коркунов), невозможности существования без государства (Л.И.Петражицкий).

Имеется также волевая теория понимания государства, ко­торая объясняет его происхождение волевой деятельностью сильной личности (Ф.Мейтленд-Джонс); гидравлическая теория,в соответ­ствии с которой государство возникло для организации строительства ирригационных сооружений. Так, по мнению К Витфогеля, возникли государства на Древнем Востоке, в Древнем Египте, Китае и т.д.

Представляет определенный интерес понимание государства русскими юристами дореволюционного периода. Например, И М Коркунов писал, что «государство -это общественный союз пред­ставляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»1.

Другой русский юрист, В.М.Хвостов, считал: «...государство - это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчи­няющихся принудительной и самостоятельной верховной власти»2.

Довольно интересным и сегодня представляется понятие го­сударства, сформулированное известным русским государствоведом А.Д.Градовским. Он писал: «Государство - есть оседлая и организо­ванная масса лиц и общественных союзов, живущих на определнной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной пра­вами законодательства, суда и управления для обеспечения юридиче­ского порядка и общих условий благосостояния»3.

1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1994. С.240.

2 Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914. С.15.

3 Градовский А.Д. Курс общего государственного права. Спб., 1879-1880. -С.1.

Во второй половине XIX и в начале XX в. распространение по­лучило марксистско-ленинское представление о государстве. В работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государ­ства», а также в произведениях В.И.Ленина «Государство и револю­ция», «О государстве» утверждалось, что государство есть машина для угнетения одного класса другим: машина, которая удерживает в пови­новении одного класса прочие, подчиненные классы. Марксистско-ленинская концепция вошла в историю как классовый подход к объ­яснению природы и социального назначения государства.

Отечественные юристы советского периода, пытаясь выйти из чисто классового объяснения, в связи с объявлением советского го­сударства общенародным, начали отыскивать универсальные функ­ции государства. Однако, в конечном счете, в понимании государства у них получилось раздвоение: одно понятие они применяли к так на­зываемым буржуазным государствам, а другое - к социалистическим. Единого, научного понятия государства, с их точки зрения, не было и не могло быть. Получалось, что если встретились бы советский юрист и его коллега, скажем из Франции, то они вряд ли могли найти общий язык относительно понятия «государство». Конечно же, это было ненормальным явлением.

Представители отечественной науки о государстве и праве постсоветского периода также выдвигали различные определения государства. Российская школа этой науки не только еще не вырабо­тала единого подхода к понятию государства, но и не предпринимает шагов в этом направлении. Некоторые юристы все еще не могут ос­вободиться от марксистско-ленинского учения. Классовый подход еще цепко держит их в понимании государства, хотя вряд ли они са­ми смогут точно сказать: кто к какому классу сегодня в России отно­сится, и даже к какому классу можно отнести их самих. Так, В.А.Ржевкий пишет: «...государство есть организация политической власти общества, при помощи которой экономическое господство (класса либо иной социальной группы властвующих) проявляется в соответствующей политической форме».

Примерно такое же определение государства мы встречаем в учебнике В.В.Лазарева «Общая теория права и государства». «Государство

1 Ржевский В.А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1995, С.35.

- пишет В.В.Лазарев, - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока, классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»1.

Мне, например, такое определение не совсем нравится. Оно слишком громоздкое, да и изрядно запутанное. Давайте попробуем разобраться, как говорится, по порядку:

во-первых, слово «особая» к этому определению не подходит, можно вполне обойтись без него. Ведь в принципе любая организа­ция она особая, иначе это и не есть организация. Более того, термин «особая» напоминает времена, когда люди боялись государства как какой-то особой организации, малоизвестной (в силу именно особен­ности) простым людям;

во-вторых, слово «публичной» тоже лишнее. Политическая власть она не может не быть публичной. Политическая власть - пуб­личная, официальная, декларированная, содержащаяся на налоги и сборы с населения;

в-третьих, ссылка на господствующий класс показывает толь­ко на явные остатки влияния классового подхода к пониманию госу­дарства. Нельзя все государства объявлять классовыми. Если сегодня попытаться выяснить какой класс где господствует и кто к этому классу относится, то довольно трудно будет четко разобраться;

в-четвертых, выражение «располагающая специальным аппа­ратом управления и принуждения» в таком контексте не совсем по­нятно. Ведь государство, по существу, и есть аппарат управления и принуждения; если же оно только располагает ими, то, что же пред­ставляет собой сама эта организация;

в-пятых, в словах «представляя общество, осуществляет руко­водство этим обществом» гипертрофируется роль и место государст­ва по отношению к обществу. Между тем любое государство - это продукт общества. Каково общество - таково и государство. Общест­во все же формирует государство и контролирует его деятельность.

Хотелось бы сослаться еще на один источник. Так, в Кратком словаре-справочнике по теории государства и права понятие государ-

I

ства определяется следующим образом: "Государство - всеохваты­вающая организация общества, служащая главным орудием подавле­ния эксплуатируемых классов или средством решения коренных про­блем, стоящих перед обществом"1. Такое определение: во-первых, не позволяет точно сказать, что же такое государство, потому что поня­тие государства дается через союз "или": государство - это орудие подавления или средство решения коренных проблем. Таким путем все же трудно выйти на понятие государства; во-вторых, в таком оп­ределении не охвачено самое главное: что государство является про­дуктом общества, порождением общества, учреждаемой обществом властью. Без упоминания в самом определении понятия государства его рукотворной зависимости от общества мы закладываем возмож­ность теоретического оправдания тех государств, которые на самом деле возвышаются или стараются возвышаться над обществом. По­нятно, что этого делать нельзя. Напротив, нам необходимо всегда подчеркивать, что цивилизованное государство - это есть, созданное гражданским обществом, средство управления его делами, что госу­дарство не может отклониться в своей деятельности от интересов общества, его граждан.

Кроме того в юридической литературе выделяются подход к государству как к совокупности трех слагаемых: власти, территории и населения. Такой подход, на мой взгляд, больше раскрывает при­знаки государства, нежели объясняет то, что оно представляет.

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классиче­ский (государство как совокупность трех слагаемых - власти, террито­рии, населения); юридический - (государство - юридическая персони­фикация нации); социологический (представлен небольшим количест­вом школ, в том числе марксистским направлением в государствоведе-нии); кибернетический (государство как особая система в связи с пото­ками информации, прямыми и обратными связями).

Общая теория права и государства: Учебник. М, 1995. С.36-37.

1 Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С.9.

2 Подробнее см.: Чиркин В.Е. Три ипостаси государства//Государство и пра-

во. 1993. №8. С. 107-115.

Таким образом, подходов к понятию государства очень мно­го. Однако науке «Теория юриспруденции» необходимо выработать единственный, но соответствующий науке подход к пониманию го­сударства. Ведь на самом деле нельзя же серьезно говорить о том, что сегодня много подходов к понятию государства, а наука не выработа­ла более или менее однозначного ответа.

Думается, что к понятию государства необходимо подойти с позиций социального назначения государства, исходя из его служеб­ной роли в обществе.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия