Студопедия — Определение юридического права и его признаки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение юридического права и его признаки






Вследствие различных причин (сложность проблемы выясне­ния сути и природы юридического права; наличие в реальной жизни различных правовых систем; желание у различных социальных групп и слоев видеть в праве то, что им выгодно и удобно и т.д.) в истори-

ческом прошлом, да и в современном мире сформировалось множе­ство определений о юридическом праве.

Право по-своему определяли древние римляне (римские юри­сты). Есть определения более позднего времени. Значительное вни­мание выяснению сущности юридического права уделили основопо­ложники марксизма-ленинизма. Своеобразную трактовку права дава­ли советские юристы. Не будем останавливаться на всех определени­ях, поскольку о них можно узнать в различных учебниках. Рассмот­рим лишь некоторые, относящиеся уже к последнему, постсоветско­му периоду представления, с тем чтобы, оценивая их, выйти на при­емлемое определение юридического права.

Следует заметить, что в последнее время многие бывшие со­ветские ученые-юристы, несколько раскрепостившись от чисто мар­ксистско-ленинского представления о праве, на наш взгляд, удари­лись в другую крайность и вышли на представления, господствовав­шие на западе в XIX в. Так, Р.З.Лившиц в книге «Теория права», по­чему-то названной учебником для студентов юридических высших учебных заведений (дисциплины с таким названием в юридических вузах никогда не было), дает следующее определение:«Право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса»1. Я попробовал раздать это определе­ние права прокурорским и судебным работникам, чтобы они оценили его с точки зрения предмета их повседневной работы, но они явно были удивлены представлениями научных работников о понятии права в юридическом смысле.

Еще большее удивление у них вызвало определение права, данное в учебнике для юридических вузов под названием «Общая теория права и государства» (кстати сказать, учебная дисциплина с таким названием также никогда в юридических вузах не преподава­лась, и нет ее в действующих образовательных стандартах). Здесь понятие права определяется следующим образом: «Право - это сово­купность признаваемых в данном обществе и обеспеченных социаль­ной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг с

1 Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С.69.

другом»1. По мнению практикующих юристов, в этом определении каждое выражение нуждается в дополнительном объяснении: во-первых, что означает выражение «признаваемых в данном обществе... нормативов»? В «данном обществе» - в каком обществе?; во-вторых, что такое «нормативы равенства и справедливости»? Откуда они бе­рутся и кто определяет, что именно они и есть нормативы равенства и справедливости? Вопросы, вопросы...

Когда же доходишь в этом определении до выражения «регу­лирующих борьбу и согласование свободных воль...», то не только вспоминаешь философию права Гегеля, где «абстрактное право» рас­сматривается в качестве первого шага к подлинной свободе, так как благодаря ему осуществляется согласование двух производных инди­видуальных воль, но и невольно жалеешь студентов - будущих юри­стов: ведь им придется это определение буквально зубрить, посколь­ку в нем очень мало похожего на реальное юридическое право, а сле­довательно, мало и разумного.

Видимо, испугавшись такой сложности, В.В.Лазарев сам же поспешил объявить свое определение научным пониманием права. Кроме того, по В.В.Лазареву, оказывается, есть обыденное и профес­сиональное представление о праве. Получается, что у профессора од­но понимание права, у прокурора - другое, а у крестьянина - третье. Возможно, дело так и обстоит. Но право-то от уровня его понимания не меняется. Да и задача юриспруденции сводится не к закреплению разноуровневого понятия права в обществе, а напротив, к выработке такого определения, которое соответствовало бы реальному, дейст­вующему праву, признавалось представителями всех научных дисци­плин и слоев населения.

Анализ подходов к понятию права в учебной литературе по­следнего времени приводит к выводу об их односторонности. Многие авторы, начав исследование с постановки вопроса о том, что такое право, заходят так далеко, что не могут выйти оттуда к понятию пра­ва, отражающему его сущность. Между тем, хотя бы для сверки сво­их подходов к пониманию права, можно поступить иначе: например, поставить перед собой вопрос о том, что такое закон, реально суще-

Общая теория права и государства: Учебник. М.: 1994. С.29.

ствующий в любом обществе. Поскольку законов много, имеются и подзаконные акты, надо расширить вопрос и спросить себя, что такое законы или законодательство, что в них выражено и какое отношение они имеют к Иванову, Петрову и т.п. Если идти таким путем, то нель­зя не выйти к понятию юридического права.

Или; скажем, такой подход: Иванов говорит, что он имеет право на 15 соток земли и поэтому обращается за реализацией этого права. Мы можем убедиться в том, что Иванов имеет такое право, заглянув в земельное законодательство. Но в земельном законода­тельстве сказано, что граждане для определенных целей имеют право на земельный участок. Отсюда мы заключаем, что не только Иванов, а все граждане для определенных целей имеют право, называемое правом граждан на индивидуальное землепользование. Подобным образом складываются представления и в других сферах. Получается целая система права.

Через законы и другие нормативно-правовые акты мы пре­одолеваем и проблему жизненной реальности права. Если исходить из представления о праве как о нормативно закрепленной справедли­вости, то весьма трудно с этой меркой подходить к реальной жизни. Не напрасно ведь говорят, что естественные права - это химера. За­коны же - реальные явления: они существуют, у них есть авторы, их можно прочитать, осмыслить.

К правильному осмыслению юридического права мы подой­дем и через анализ деятельности правозащитных, правоохранитель­ных органов Что они защищают, охраняют и чем при этом руково­дствуются? Если же попытаться ответить на эти вопросы, снова вый­дем на законы и другие нормативно-правовые акты, то есть на источ­ники юридического права, которые и являются предметом теории юриспруденции, интереса юристов и граждан.

Но самый, пожалуй, верный путь к пониманию права лежит через представление о правопорядке. При этом, естественно, необхо­димо исходить из того, что правопорядок отличается от понятия «общественный порядок». Если общественный порядок устанавлива­ется и определяется через соблюдение и исполнение всех видов соци­альных норм, то правопорядок - через соблюдение и исполнение правовых, то есть юридических норм, так или иначе связанных с дея-

тельностью государственных органов. Руководствуясь лишь пред­ставлением о том, что «право есть нормативно закрепленная справед­ливость» устанавливать в обществе правопорядок практически не­возможно. Для установления правопорядка необходимо, чтобы ис­точники права были четко оформлены, и по отношению к ним было однозначно выражена позиция самого государства. Поэтому вырабо­тать понятие права без связи с государством занятие абсолютно бес­полезное с позиции установления в обществе определенного право­порядка. Более того, также как правопорядок зависит от деятельности правоохранительных органов государства, так и само право, на осно­ве которого устанавливается правопорядок, не может быть уяснено вне связи его с государством. Как бы мы ни рассуждали, в реальной жизни юридическое право объективируется в форме закона, норма­тивного акта, изданного государством или санкционированного им.

Таким образом, юриспруденция в вопросах правопонимания имеет дело как с относительно абстрактным правом, с тем, каковым оно должно быть, так и с конкретным правом отдельных государств, то есть с системой действующих юридических норм на территории того или иного государства. Это вполне естественно, так как теория юриспруденции, обобщая правовые системы конкретных государств, сопоставляя их с абстрактным правом, поднимает правопонимание на новую ступень и с позиций этой высоты разрабатывает критерии оценки правовых систем конкретных же государств.

Выработка современного научного определения юридическо­го права конкретного государства (конкретных государств) главным образом требует увязки его с государством, так как юридическое пра­во является результатом правотворческой деятельности государства. Отсюда, по нашему мнению, определение юридического права сво­дится к следующему:

Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения обще­го характера, обусловленных в конечном счете материальными и духовно-культурными условиями жизни общества.

В таком определении присутствуют следующие признаки права, отличающие его от неюридических правил поведения:.

1. Право - это установленные государством и обеспеченные им в исполнении система правил поведения. Производность права от государства - объективная реальность. Если нет связи с государст­вом, то такое правило поведения не является правовой нормой. Эта связь в некоторых случаях проявляется через санкционированные государством, правила поведения, установленные негосударственны­ми структурами;

2. Право - это система формально определенных правил по­ведения. Определенность - его важный признак. Право всегда есть противостояние произволу, бесправию, хаосу и т.д., а поэтому оно само должно иметь четко определенную форму, отличаться норма­тивностью. Сегодня и у нас приобретает важное значение принцип, согласно которому, если юридическое право соответствующим обра­зом не оформлено и не доведено до сведения адресатов (то есть не опубликовано), им нельзя руководствоваться при решении конкрет­ных дел;

3 Право - это система правил поведения общего характера. Оно отличается неконкретностью адресатов, рассчитано на неодно­кратное применение;

4 Право - это система правил поведения общеобязательного характера. Оно распространяется на всех, начиная от президента страны и кончая рядовым гражданином. Общеобязательность права обеспечивается государственной гарантией;

5. Право представляет собой систему норм, что означает его внутреннюю непротиворечивость, согласованность и беспробель-ность;

6. Право - это система таких правил поведения, которые вы­званы и обусловлены материальными и культурными условиями жизни общества. Если условия не позволяют реализовать содержа­щиеся в правилах поведения требования, то лучше воздержаться от установления таких правил, иначе будут приняты неработающие нормы;

7. Право - это система правил поведения, выражающая волю государства, а более конкретно - волю законодательной ветви власти, где и аккумулируется воля государствообразующего народа.

4. Сущность юридического права

Выясняя сущность юридического права, в первую очередь, необходимо обратить внимание на то, что и в юридическом праве ос­новная нагрузка падает на слово «право». Право - это система кон­кретных правил поведения. Причем право складывается из таких пра­вил поведения, которые, прежде всего, связаны с правильным, пра­ведным регулированием общественных отношений среди людей. По­нятие право исходит от слова «правое», которое можно истолковать и как «правильное», то есть справедливое. Даже если истолковать ис­конное понятие «право» от слов «править», «управлять», то и тогда необходимо учитывать то, что речь идет о правильном, справедливом правлении или управлении. Именно в этом смысле и принимаются законы, содержащие определенные правила поведения.

Законы - это, конечно, средство управления поведением лю­дей. Только через законы можно выйти к цивилизованным средствам управы в отношении тех, кто не хочет жить по правилам человече­ского общежития. Выходя через государства к юридическому праву можно сказать, что право - это средство справедливого управления общественными делами. Это объясняется тем, что юридическое пра­во должно оформляться легитимными законами, гласно, в интересах людей, то есть справедливое начало должно быть заложено в юриди­ческих законах, из которых складывается и само юридическое право в целом. Если юридическое право (законы государства) не будет ле­гитимным, справедливым, то государствообразующий народ может требовать его отмены или замены. Именно через такие противоречия развивается человеческое общество и совершенствуются юридиче­ские законы.

Попутно можно еще раз заметить, что представители либер-тарного подхода к понятию «право», пытаясь свести право к некой справедливости, лишают юридическое право качества рукотворности. Они, пытаясь доказывать независимость права от человека, от госу­дарства, объективно ставят человека и даже само государство в фа­тальную зависимость от права. Между тем таким подходом как раз человек и лишается важнейшего своего права участвовать в право-

творческом процессе, то есть в разработке и принятии законов - ис­точников юридического права.

В то же время при нормальном подходе к природе формиро­вания юридического права, при легитимности юридических законов получается, что вся система юридического права опирается на такие общечеловеческие ценности, как: справедливость; свобода; демокра­тия и т.д. Но для этого не надо изобретать различные подходы к по­ниманию права, а идти в направлении того, чтобы сделать юридиче­ское право легитимным, справедливым. Да и сделать это государст-вообразующему народу, при развитости институтов гражданского общества, намного легче, чем понять то, что несправедливые законы (при отсутствии судей, специализирующихся на установлении спра­ведливости) правом не являются. Скорее всего, можно согласиться с утверждением о том, что бывают несправедливые законы, а следова­тельно и несправедливое право, нежели с утверждением о том, что все несправедливое не является правом.

Таким образом, постигая сущность юридического права, в первую очередь, необходимо сказать, что юридическое право должно служить интересам справедливости, защищать естественные права человека, оберегать его честь и достоинство. Хотя юридическое пра­во не всех государств и не всегда в полном объеме может соответст­вовать этим требованиям, такой сущности (иначе нельзя было бы и вести речи о совершенствовании законодательства), но от этого оно не перестает быть юридическим правом. Человечество развивается от несовершенного юридического права к более совершенному, отве­чающему по своей сущности потребностям служения справедливо­сти, свободе личности, защите ее интересов.

Говоря о сущности юридического права, нельзя обойти и во­прос о том, чью волю оно выражает, чьи интересы защищает. В юри­дической литературе нет единообразия и в этом вопросе. В некото­рых учебниках можно найти утверждение о том, что право выражает волю господствующего класса, а в советское время считалось, что оно выражает только волю народа. Как нам представляется, примени­тельно к идеальной правовой системе, идеальному государству мож­но сказать, что в праве выражается воля государства, в частности за­конодательной ветви власти. В свою очередь, воля законодательной

власти должна отражать волю народа. Однако, рассуждая так, мы должны прийти к выводу, что в реальном демократическом государ­стве выразителем обобщенной воли народа служит государственная власть. Воля народа обобщается и в случаях решения важных вопро­сов через референдум, который проводится на основании решения органов представительной власти, ими же обобщаются его результа­ты. Источником власти государства является государствообразую-щий народ как политическая общность, а в законах от его имени вы­ражается воля законодательной власти. Утверждение о том, что в за­конах выражается воля народа является демагогическим, бездоказа­тельным. И наоборот, легко доказывается то положение, что в них реально выражается воля законодательной власти. Но она выражает свою волю от имени народа, формирующего эту ветвь власти.

В интересах понимания сущности права нам необходимо пре­одолеть стереотип мышления, выработанный в период господства в нашей стране марксистско-ленинской идеологии. Теперь уже ясно, что марксистские партии роль права в обществе низвели до послуш­ного инструмента правящей партии в ее политической борьбе. Не только на практике, но и в теории марксизм-ленинизм сущность пра­ва свел к воле господствующего класса, инструменту классового го­сударства, политической мере. Развитие этой теории в условиях по­бедившей социалистической революции, особенно в преломлении ее к повседневным практическим нуждам социалистического и комму­нистического строительства, по существу, привело к толкованию права как карательно-запретительной меры.

Между тем изначальная общечеловеческая ценность права состоит в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.

Если в обществе начинают господствовать идеи, не соответ­ствующие общечеловеческим ценностям, нравственности, общепри-

знанным правам человека, то роль и значение права неминуемо обес­цениваются.

История человечества располагает достаточными доказатель­ствами того положения, что любое общество может процветать и оп­тимально развиваться, лишь опираясь на идеи правовой (справедли­вой) организации своей жизни, на признании верховенства права. От­того человечество и осознало необходимость строительства правово­го государства, что все остальные известные истории типы государ­ства и права (классовые, расовые, этнократические, религиозные и др.) не могли и не могут обеспечить гражданский мир и согласие.

Разные подходы к сущности права в свое время были обу­словлены наличием ясно выраженной конфронтации между различ­ными странами, войной идеологий в мире. По мере демократизации человеческого общества, устранения «железных занавесов» между народами вырабатываются общие, единые подходы к сущности (то есть социальному назначению) права. Этот процесс не может не при­вести к торжеству истинной сущности права - быть институтом спра­ведливости, согласия и мира между людьми не только в рамках от­дельного государствообразующего общества, но и между различны­ми государствами и народами.

Преодолевая различные (порой просто модные) представле­ния о праве, мы должны выйти на уровень понимания права, доступ­ный не только специалистам, но и всем живущим в свободной стране людям. В этой связи хотелось бы еще раз подчеркнуть, что когда речь идет о юридическом праве, то необходимость и наличие его нужно всегда связывать с необходимостью и наличием правительства, на­добностью контроля за свободой деятельности индивидов, их групп, союзов, ассоциаций. Если вдуматься глубже, то нам станет яснее не только проблема объективной необходимости права (без него прави­тельство может совершать что угодно и с большими изъянами для интересов государствообразующего народа), но и проблема самого понятия права, то есть что имеется в виду, когда мы употребляем это слово. Оно, безусловно, будет сводиться к тем правилам, которых следует придерживаться правительству как в процессе своей деятель­ности, так и при организации контроля за действиями индивидов. Впрочем, нелишне подумать и о том, что если бы не было такого

контроля (то есть не было полиции, судебных учреждений и т.д.), то вряд ли были и свободы.

Следовательно, при осмыслении проблемы сущности юриди­ческого права и его необходимости всегда следует исходить из жиз­ненных потребностей и велений.

Люди в естественном состоянии живут давно, но правовое опосредование их взаимоотношений все в большей мере проявляется с развитием цивилизации. Другими словами, люди какими бы естест­венными правами они ни наделялись, идут не из царства права, а на­оборот, в историческом плане развиваются от произвола, несправед­ливости к правовой регламентированности, к большей юридической защищенности своих свобод, то есть к правовому государству. По­этому, осмысливая сущность юридического права, следует не услож­нять его исторической философией права вообще, а исходить из со­временной жизненной необходимости в совершенном юридическом праве, способном обеспечить справедливые взаимоотношения между людьми, живущими в государственно-организованном обществе. Да и к раскрытию сущности права необходимо приступить со стороны общественной потребности, необходимости установления осознанно­го, справедливого правопорядка. Все это общество возлагает на госу­дарство, на политическую власть, учреждаемой им. От уровня циви­лизованности этой политической власти и зависит качество юридиче­ского права, его соответствие требованиям справедливости. Поэтому не понятие права следует запутывать и усложнять для того, чтобы иметь справедливые (правовые) законы в государстве, а необходимо влиять через институты гражданского общества на политическую власть, чтобы она создавала справедливое право.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 195. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия