Студопедия — Славянские народы под властью Турции и Габсбургов в XV-XVIII вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Славянские народы под властью Турции и Габсбургов в XV-XVIII вв.






С конца XV в. Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина и Черногория оказались под властью Ос. им. Далматинские города была подчинены Венеции. Словения и Хорватия входили в состав монархии Габсбургов. Юж народы на несколько веков потеряли свою независимость. Турецкое владычество привело к упадку производительных сил и эк застою стран Балканского полуострова, прекращению естественного развития покоренных народов, консервации старых феодальных отношений и возникновению новой системы феодальных порядков — военно-ленной. Основу ее составляла гос собственность на землю, которая делилась на мелкие, средние и крупные лены (наделы). Сущ и земли, пожалованные за особые заслуги в полную собственность, мюльки и земли религиозных и общественных учреждений — вакуфы. Земли, входившие в Османскую империю, делились на крупные военно-административные единицы — пашалыки, которые распадались на более мелкие — санджаки. Управление пашалыками находилось в руках визирей, которые обладали как гражданской, так и военной властью. Многие из них принимали ислам и переходили на службу к туркам, сохранив таким образом свои имения и привилегии. Их называли потурченцами. Остальная часть феодалов потеряла свое господствующее положение, а с течением времени, уже во второй половине 16в., феодалы-христиане были вытеснены феодалами-мусульманами. Положение сельских и городских жителей. Большинство населения покоренных земель составляло феодально зависимое крестьянство, которое называлось «райей» (стадо). Все взрослые мужчины-христиане уплачивали в турецкую казну подушный денежный налог — харач. Земледельческое население было прикреплено к земле и не могло покинуть своего надела. В период военных действий население обязано было участвовать в строительстве крепостей, дорог и других сооружений. Крупным ремесленным и торговым центром на Балканах и опорным пунктом турок на Дунае был г. Белград. Города обычно делились на кварталы-махалы, в каждом из которых проживало население одной религиозной принадлежности. Городские общины пользовались некоторым самоуправлением в церковных и других внутренних делах. Особенно жестоким был налог «крови», когда у родителей отбирали здоровых и красивых мальчиков и отправляли на учебу в Мал.Азию. Затем из них формировался янычарский корпус, который был верной гвардией султана.
Со второй половины XVI в. начинается постепенный распад военно-ленной системы, выразившийся в изменении формы турецкого феодализма.
Христиане не имели права служить в государственных учреждениях, носить оружие, строить дома выше турецких, некоторые церкви были превращены в мечети. Все православное население должно было подчиняться константинопольскому патриарху. В конце 16 в. начались войны европейских держав против Осм империи. Их составной частью являлось национально-освободительное движение покоренных славянских народов.В 1683 г. польский король Ян Собесский разбил войска турок в битве под Веной. В этом же году была образована «Священная лига», направленная на борьбу против Турции. В нее вошли Австрия, Польша, Венеция, позже Россия. В середине 18 в. ведущая роль в борьбе с Турцией перешла к России. Победа России в двух русско-турецких войнах во второй половине XVIII в. способствовала подготовке условий для освобождения покоренных славянских народов. Упорное сопротивление туркам оказывала и Черногория. Во внешней политике Черногория опиралась на поддержку России, которая постоянно оказывала ей дипломатическую и военную помощь.
Хорватские и славянские земли под властью Габсбургов и Венеции. В 1527 г. венгерские и хорватские феодалы избрали своим королем австрийского эрц-герцога Фердинанда Габсбурга, надеясь на военную помощь в борьбе против турок. Опасность захвата всех хорватских земель и дальнейшего продвижения турок в глубь австрийских владений заставили Габсбургов и местных феодалов реорганизовать оборону страны. В XVI в. в ее приграничных районах была создана укрепленная полоса, так называемая Военная граница. Ее жители — граничары — несли военную службу, наделялись землей, имели небольшое хозяйство, пользовались правом внутреннего самоуправления. Эта мера способствовала успешным военным действиям австрийских войск против турок. В 17 в. в Хорватии и Славении осложнилась внутриполитическая обстановка. Проводя централизаторскую политику, Габсбурги стали ограничивать сословные привилегии хорватского дворянства. Игнорирование Габсбургами интересов хорватских феодалов отчетливо проявилось после окончания войны с турками (1683 — 1699), когда была освобождена значительная часть хорватских земель, впоследствии отданная в управление австрийским властям. В 18в. в связи с централизаторской политикой Габсбургов в Хорватии и Славении были проведены реформы. В результате автономные права Хорватии и Славении значительно сузились как за счет усиления зависимости этих земель от венского правительства, так и за счет подчинения венгерским органам власти. Несколько изменилось положение католической церкви, вводилась свобода вероисповедания. Одновременно государственным языком во всей империи объявлялся немецкий. Другая часть хорватских земель — северо-западная часть Далматинского побережья с островами — находилась с 20-х гг. 15 в. под властью Венеции. В 17 — 18 вв. Габсбурги усилили централи-заторскую политику, ограничивая права сословных собраний, лишая словенские города политической и экономической самостоятельности.

 

 

Нац Возрождение славянских народов — процесс становления национального самосознания у находившихся под властью Османской или Австрийской империй юж, запад и восточных славян в конце 18 — сер 19 вв, и подчас связанный с борьбой за политическую независимость Периодизация:1) просветительский(к18 —н19в), 2) национ-религиозный (н19 в— революции 1848 г.)3) национально-освобод (1848—1878, в особенности у народов Сербии и Черногории).Основную массу населения многонациональной Австрийской империи составляли славянские народы. Уже в первые десятилетия 19 в. наметился подъем нац движения среди чехов, словаков, поляков, украинцев, сербов, хорватов, словен и др. Его росту способствовало развитие капитализма. Тяжелые поражения, понесенные Австрийской империей в войнах конца 18 и начала 19 в., также усиливали недовольство режимом Габсбургов. Национальное возрождение австрийских славян началось с чешских областей, которые по своему экономическому развитию шли впереди других славянских земель монархии Габсбургов. На первое место здесь выдвинулась борьба за сохранение и развитие родного языка, национальной культуры. Выдающиеся представители чешской интеллигенции - ученые, публицисты, общественные деятели - сделали много для изучения чешского языка и развития чешской литературы. В 1810 г. возникло «Общество содействия развитию музыкального искусства в Чехии», в 1811 г. открылась чешская консерватория, в 1818г. в Праге был основан Национальный музей, вокруг которого группировались патриотически настроенные ученые. Деятелей национально-просветительного движения в Чехии этого периода, будивших самосознание чешского народа, стали называть «будителями». Среди них выделялись филологи Добровский и Юнгман, опубликовавшие ряд капитальных трудов по истории чешского языка и литературы. В 1831 г. в Чехии было создано национальное издательство. Одним из самых популярных представителей культурного возрождения чехов и словаков был поэт Ян Коллар (1793-1852), автор широко известной поэмы «Дочь Славы» (1824 г.), воспевавшей Яна Гуса, Костюшко и других выдающихся славянских деятелей. Призывая угнетенные славянские народы к единению в борьбе за свободу, Коллар доказывал, что их опорой является братский русский народ. В трактате «О литературной взаимосвязи между различными племенами и наречиями славянской нации» (1836 г.) Коллар излагал программу тесного культурного сближения славянских народов. В тесной связи с чешским развивалось словацкое национальное движение. Выдающимся словацким деятелем в этот период был историк П. Шафарик (1795-1851), автор фундаментальных трудов «Славянские древности» и «Славянская этнография». Ярким представителем радикально-демократического крыла словацкого национального движения являлся поэт Янко Краль, который в своих произведениях отображал демократические чаяния крестьянства. Движение за национальное возрождение развернулось и среди других славянских народов империи Габсбургов, всюду отражая их стремление к освобождению от национального гнета. В Хорватии это движение направлялось против ассимиляторской политики мадьяризации, проводившейся венгерскими феодалами. Одной из первых форм национального движения хорватов была борьба за национальный язык, против засилья венгерского и латинского языков, которые насаждались венгерской знатью и бюрократией. Успехи славянского Возрождения. В середине 19 века деятелям Возрождения удалось добиться успехов, связанных с независимостью Болгарской Церкви от Константинопольского патриархата, в 1831-33 серией фирманов османского султана была дарована автономия Сербии, впоследствии удалось добиться независимости Сербии и Черногории (1878) и Болгарии (1878, 1885). Эти события дали новую силу национальным устремлениям западных славян. Региональные особенности Национальное Возрождение было присуще всем Южно- и Западнославянским странам, за исключением Польши, которой к тому времени (конец 18 — начало19 вв.) как единого государства не существовало. Национальное Возрождение в разных странах имело общие черты и особенности. Общей чертой процесса были: борьба за создание или воссоздание национального языка (чешского, словацкого, сербского, словенского и др.), для этого учреждались общества (так называемые матицы (Сербская в 1825, Чешская в 1830, Далматинская — в 1862, Словацкая — в 1863, Словенская — в 1864) имеющие целью развитие национальн.литературы, собирание и исследование национального фольклора и распространение книг на родном языке, и борьба за независимость Церкви. Последняя черта наиболее характерна для Национального Возрождения Болгарии.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 516. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия