Студопедия — ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ






 

Традиции образуют не пространство культуры, пространство культуры – это более конкретное образова­ние, которое относится к «телу» культуры. И это пространство обладает сложной метрикой. Если вспомнить Д. Юма, то идея простран­ства происходит от более общей идеи – «идеи видимых или осязаемых точек, распределенных в известном порядке» (Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн.1. О познании. М.,1995. С.118). Т.е. существует определенная топология, которая далее формирует определенное пространство, обладающее определенной метрикой. И эта метрика не обязательно должна обладать метрикой 3-х мерного евклидова пространства.

Культура построена по принципам синергетики (самоорганизации). Она не построена по рациональным принципам.

 

Как подчеркивал А. Дж. Тойнби: «Неопределенность – постоянная спутница людей, вышедших на широкую дорогу цивилизации. Путь полон неожиданностей, например кораблекрушений и пожаров, и все это сопровождается как удивительной деморализа­цией, так и редкостным героизмом. Глубина этой неопределенности особенно велика, когда на общество обрушивается не природная стихия, а социальная болезнь вроде войны или революции» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. С.304)

Культура – это не парк, созданный по определенному плану, а представляет собой джунгли, где каждое органическое образование ведет борьбу за существование, и эта борьба приобретает причудливые формы. Представляя органическое единство, связанное общим ландшафтом, тем не менее все части этого органического целого при­чудливо переплетены. Иногда бывает, что в определенные моменты система ландшафта этих джунглей приобретает уродливые очертания, испытывает неестественные временные флуктуации.

Для понимания человеческой культуры важно знать то, что, хотя и существует единая человеческая культура, но она представляет из себя синергетический конгломерат од­нопорядковых конкурирующих или квазиерархических систем, которые обладают соб­ственными традициями и ритуалами поведения, стремящихся к максимальной автономии. Если в животном мире существуют популяции со строго заданными гене­тическими кодами своего вида, то популяции человеческой культуры, хотя и состоят из особей, сходных по своей морфологии, имеют совершенно разные коды традиций. Не зря, постоянно в литературе отражается такое положение дел в образах «волков и овец» или иных животных оппозиций.

Имеет смысл заметить, что если животное одного вида довольно четко себя идентифи­цирует с особями своего вида, включаются механизмы взаимного сдерживания своей агрессивности, - то человек не имеет такого ярко выраженного механизма идентифика­ции по морфологическому признаку. Если животные одного вида, только в исключи­тельных случаях, убивают свои хсобратьев по виду и это носит характер патологиче­ского отклонения от нормы, то для человека уничтожение своего собрата по виду обычная практика, в такой же степени обычная, как и охота какого-либо вида животного на другой.

Стремление к отделению от общей массы популяции людей того или иноо образования известно. Это, во-первых, стремление в рамках того или иного государственного обра­зования иметь собственную форму одежды, свой язык и манеру ритуального поведения той или иной социальной страты; это, во-вторых, стремление того или иного государственного образования посредством задания традиции, образа жизни, религиозного вероучения и пр. отличия от другого государственного образования.

Страты внутри отдельного государственного образования и государственные образования ведут такую же борьбу как отдельные виды популяций в живой природе, совершенно не обращая внимания на морфологическое родство людей друг с другом.

Но, с другой стороны, не все так драматично. Общество все-таки не является обществом, находящимся в состоянии «войны всех против всех». Для нормального функционирования существует определенная степень солидарности и взаимной дополнительности различных страт общества, как без овец не будет волков, без более менее нормально животного паразитам нечего делать на его теле. Потому есть общая идея, общие архетипы поведения и деятельности, общая\ система обмена приобретен­ным опытом, система взаимо проникновения тех или иных форм традиций и ритуалов поведения -–без этого эволюция и существование человеческой культуры невозможны.

Потому-то культура это диатропическое образование, имеющее ярко выраженный фрактальный характер и представляет из себя «сад»

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 244. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия