Студопедия — Р А З Л И Ч Н Ы Е М Е Т О Д Ы М А С Л Я Н О Й Ж И В О П И С И
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Р А З Л И Ч Н Ы Е М Е Т О Д Ы М А С Л Я Н О Й Ж И В О П И С И






 

Масляные краски хорошо ложатся на соответствующий грунт и позволяют легко мо-делировать, тушевать и достигать тончайших незаметных переходов из тона в тон, так как долго остаются сырыми, притом при высыхании не изменяют своего первоначального то-на. Но было бы ошибочно думать, что масляная живопись не нуждается ни в каких мето-дах исполнения и позволяет безнаказанно наносить один слой красок на другой без всякой системы. Напротив, и масляная живопись требует вполне определенной системы выполне-ния. Правда, дефекты неправильного использования материалов в масляной живописи не так скоро обнаруживаются, как это наблюдается при тех же условиях в других техниках живописи, но раньше или позже они обнаружатся неизбежно60.

 

Все лучшие приемы масляной живописи разработаны в эпоху Возрождения. Произве-дения масляной живописи этого времени не только в смысле художественных, но и техни-ческих достижений, Образцовы. Знание свойств материала дало возможность старым мас-терам создать тот стиль масляной живописи, который никогда не был потом превзойден. Во всей истории масляной живописи этот стиль, по своей гармонии между материалом и художественными достижениями, является единственным.

60 А. Менцель, достигнув уже преклонных лет, впервые увидел, как стали изменяться в галереях его лучшие произведения масляной живо-писи. Это его глубоко огорчило.


 


Знания техники живописи сохранились в цехах живописцев доXVIII столетия, но за-тем, с обособлением живописи как искусства от ремесла, под влиянием нарождения в ней новых идей постепенно утратились. Уже в первой академии Карраччи прежнее техниче-ско-художественное воспитание живописца было заменено философско-художественным. С этого времени технические знания, являвшиеся в прежнее время всегда опорою живо-писцу, представляются уже стеснением художественной свободы.

 

Особенный упадок техники масляной живописи наблюдается в эпоху французских

 

импрессионистов, положивших начало бессистемной работе масляными красками, кото-

 

рая последователями их (неоимпрессионистами) была доведена до грандиозных размеров. Пуантелизм имеет несомненный смысл с художественной точки зрения, но он не вы-

 

текает из свойств и характера масляной живописи; новые идеи в искусстве должны искать для своего воплощения иного материала, если они идут вразрез со старым. Таким образом, с научной точки зрения импрессионизм родил фальшивый стиль масляной живописи,ко-торый, к сожалению, до сих пор имеет приверженцев среди живописцев.

 

Работы в области техники живописи,как представителей искусства, так и науки в первое время заключались главным образом в раскрытии и возрождении утраченных ста-ринных приемов масляной живописи, незнание которых давало так себя чувствовать в позднейшей живописи. Многое из утраченного было найдено и раскрыто,но сама живо-пись в это время ушла слишком далеко от задач и принципов старинной живописи. Конеч-но, в наше время не является возможным согласовать приемы старинной техники масля-ной живописи с современным пониманием живописи, но техника масляной живописи, ка-ковы бы ни были ее задачи, претендующая создавать долговечные произведения, должна вытекать из свойств и характера материалов масляной живописи.

 

Все нормальные методы масляной живописи сводятся к двум характерным приемам.

 

1) Живопись в один прием«алла прима» (alla prima) —метод, при котором жи-вопись ведется таким образом, что при артистическом знании дела живопис-цем и благоприятных условиях произведение может быть закончено в один или несколько сеансов, но прежде чем краски успеют засохнуть. В этом слу-чае ресурсы колорита живописи сводятся лишь к тем тонам,которые получа-ются от непосредственного смешения красок на палитре и просвечивания их на применяемом в дело грунте.

 

2) Живопись в несколько приемов— метод, в котором живописец расчленяет свою живописную задачу на несколько приемов,из которых каждому отво-дится специальное значение, намеренно с определенным расчетом или же вследствие больших размеров произведения и пр.В этом случае работа рас-членяется на первую прописку— подмалевок, в котором задача живописца сводится к прочному установлению рисунка, общих форм и светотени, коло-риту же или отводится второстепенное значение,или же он ведется в таких тонах, которые лишь в дальнейших прописываниях с поверхлежащими крас-ками дают искомый тон или эффект, — на вторую, третью и т. д. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита.Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живопи-си.

 

 

ЖИВОПИСЬ «АЛЛА ПРИМА» (ALLA PRIMA)


 


В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя,высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно и вполне нормально, почему при соответствующем грунте он обеспечен от трещин, равно как сами краски сохраняют свою первоначальную свежесть. Но не всегда этот метод может быть на практике осуществлен,икроме того, не всегда он входит в задачу живописца.

 

Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слиш-ком непроницаемым и скользким, почему при пользовании клеевым грунтом принимаются все необходимые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Масляному грунту, особенно крепко просохшему и потому непро-ницаемому, придается некоторая проницаемость, что достигается протиркой его спиртом или пемзой; кроме того, выбирают грунт с шероховатой поверхностью. Что касается цвета грунта, то наиболее пригодными в этом случае являются светлые грунты с различными от-тенками, сообразно живописной задаче, а также чистый белый грунт. Розоватый, желтова-тый и другие оттенки грунта получаются прокраской белого грунта прозрачной краской.

 

Описываемый метод живописи часто не требует выполнения обычного рисунка, и ху-дожник может прямо приступить к краскам и письму в зависимости от живописной задачи и опытности мастера.

 

Если же рисунок необходим, то он может ограничиться легким углевым наброском. Черного углевого рисунка с его фиксажем следует избегать, так как всякие резкие черные контуры впоследствии будут просвечивать через тонкий слой краски я таким образом пор-тить живопись. Состав фиксатива также не безразличен для прочности ее.

 

Рисунок может быть исполнен отдельно на бумаге и перенесен затем на холст для лучшего сохранения чистоты и цвета грунта.

 

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются всевозможные, но безвредные для живописи меры, начи-ная с подбора красок. Медленно сохнущим краскам здесь отдается предпочтение.Так, цинковые белила здесь более уместны, нежели свинцовые; кроме того, и состав связующе-го вещества красок также имеет здесь большое значение. Вот почему здесь наиболее при-менимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнеч-ном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой,непродолжительной рабо-ты.

 

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок,исполняемая живопись ста-вится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности прегра-ждают к ней свободный доступ воздуха. Выполнение этих последних мер, к сожалению, не всегда может быть использовано, особенно при больших размерах живописного произве-дения, между тем эти меры являются весьма действительными.

Применяются с той же целью эфирные масла, замедляющие более или менее сильное высыхание масляных красок, о которых говорится выше. Наиболее энергичным в данном случае было бы гвоздичное масло.Имеются, однако, авторитетные указания на вред от применения названных масел для живописи в большом количестве.

 

Живопись этим методом ведется различно и зависит во многом от индивидуальности художника; вот почему при изложении этого метода можно ограничиться лишь наиболее существенными и важными указаниями.

 

Под живописью «алла прима», в прямом значении этих слов, нужно подразумевать один из методов, в котором художник ставит себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что он видит в натуре, т. е. цвет, форму, светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы.Трудность разрешения этой задачи,


 


разумеется, велика, и становится тем большею, если художник стремится окончить свое произведение «по-сырому», т. е. до засыхания красок.

Живопись ведется различно. Ее можно начинать мазками полугустых красок, наноси-мых свободно, тон к тону, не перемешивая их долго на палитре, пока не раскроется весь холст. Вначале выгодно выдерживать тени светлее и теплее,чем они должны быть в за-конченном виде; светА же, наоборот, темнее и холоднее. Самые сильные света и тени на-носятся в последний момент, когда живопись подходит к концу. Здесь очень уместны ре-шительные и окончательные удары пастозными красками.

 

Выполнять живопись следует тюбиковыми красками в том виде, как они есть, без до-бавки к ним жирных масел.При употреблении черных красок(легких по своему весу) нельзя наносить их толстым слоем, так как тяжелые краски, нанесенные поверх них, тонут в черных, загрязняя живопись.

 

При нанесении слишком толстого слоя красок,затрудняющего дальнейшую работу, следует снимать их излишек с помощью мастихина, шпателя и ножа, а также наложением на слой красок чистой бумаги, которая прижимается ладонью руки к нему и затем, по уда-лении, берет на себя весь избыток красок. Можно, выполняя живопись «алла прима», на-чинать ее в протирку, разжижая краски скипидаром и нанося их жидко, подобно акварели.

 

Прокладка эта ведется плоскостно, без моделировки форм, имея задачей лишь широкий общий эффект. Для нее лучше пользоваться корпусными красками, вводя в них белила. За-тем уже, в дальнейшей работе, вводятся пастозные краски, и начинается настоящая живо-пись.

 

При работе «алла прима», на слишком тянущем грунте масляные краски дают мато-вую живопись, которая в цветном отношении уступает темпере,икроме того, при слиш-ком сильном обезмасливании красок лишена прочности.

 

Живопись, исполняемая «алла прима» имеет своеобразную красоту, она приятна сво-ей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент. Образ-цами этого рода живописи могут служить этюды И.Репина к его картине «Государствен-ный совет».

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 178. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия