Студопедия — Какие существуют основные типы стихотворных интонаций?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Какие существуют основные типы стихотворных интонаций?






Интонация в переводе с латинского означает «громкое произношение». Интонация — не только смысловая мелодия речи, но и выразитель чувств, экспрессии речи, отношения говорящего к предмету высказывания.

При работе над стихами учитываются все составные ин­тонации: мелодика, логика, паузы, темпо-ритм, тембр, ха­рактер произнесения... Однако поиск интонационного звуча­ния стихов связан с определением основного типа интонации всего стихотворения.

Дело в том, что существуют типы интонаций, обусловлен­ные объективным характером содержания текста стихотво­рения вне зависимости от индивидуальной, субъективной ма­неры его исполнения. Естественно, что заданный поэтом еди­ный интонационный тип стихотворения интерпретируется ин­дивидуальной манерой исполнения того или иного чтеца. Но можно ли одинаково «по-своему» читать два разных стихо­творения, хотя бы и написанных одним размером, например:

«БУря мглОю нЕбо крОет» — А. Пушкина и «МУха, мУха-цОкотУха» — К. Чуковского? А если стихи написаны разны­ми размерами? — «Осень» А. Пушкина и «Хорошее отно­шение к лошадям» В. Маяковского? Ясно, что нельзя. Ибо объективное содержание стихов не позволит этого сделать.

По своим интонационным различиям стихи целятся на два основных типа: напевный и говорной. К напевному ти­пу относятся песенные и романсовые стихи, а к говорному — ­от ораторских до разговорных. Напевные стихи более поэтичны и приподняты; им чужды разговорные слова и обороты; они более симметричны как ритмически, так и интонационно. (41)

И произносятся они более мелодично, с подчеркиванием пауз между стихами и строфами.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

В этой строфе, пушкинского «Певца» есть рефрен (от французского refrain — припев; повторение стиха или ряда стихов в, конце строфы или ряда строк) повторяющаяся строка «Слыхали ль вы?» Рефрен тоже характерен для на­певного стиха. Можно говорить еще о ряде признаков, та­ких, как интонационная завершенность строф, повторность в кольцевом строении строф и других. Все они создают уди­вительное разнообразие вариантов напевного стиха — от куп­летов до романса.

Говорной стих, как и сама живая речь, чрезвычайно разнообразен, в оттенках интонаций: от бытового непринужден­ного разговора до высокой патетики ораторской речи. «Торжественная ода по интонационному строю полярна фамиль­ярному посланию. Между этими двумя полюсами умещают­ся важный тон философской лирики, эмоциональная припод­нятость элегического раздумья, язвительная речь сатиры с широкой амплитудой от патетического негодования до гру­боватой насмешки... В отличие от напевного стиха с его мелодичностью все эти разновидности говорного стиха своеоб­разно воспроизводят интонацию живой речи».15

Непринужденность — вот основная особенность разговорно-бытовой речи. Поэтому строй таких стихов свободен; длинные и короткие строки сменяют друг друга неожидан­но; появляются слова-жесты:

А я ему

на самовар...

Разговорный стих часто нестрофичен, что придает ему бо́льшую свободу. Мы говорили о «лесенке» Маяковского о современной графике стихов, когда поэты расчленяют стихи внутренними паузами, подсказывая нам его интонационное звучание. На создание разговорной интонации оказывают влияние и просторечная лексика и фразеология. Поэты ча­сто прибегают к формам рассказа, повествования, беседы с конкретным или воображаемым собеседником.

В ораторском стихе высокое общественное содержание выражается особыми и словарем, и интонацией: приподнятой, торжественной, патетической. Ораторский стих более организован в отличие от разговорного, в нем много риториче­ских фигур (восклицаний, вопросов, обращений, единоначатия строк и т. д.). (42)

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постели,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 263. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия