Студопедия — Что такое стяжение?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что такое стяжение?






Попробуем проскандировать строки стихотворения А. Про­кофьева:

Соловьи, соловьи, соловьи,

Не заморские, не чужие,

Голосистые, наши, твои,

Свет немеркнущий мой, Россия!

Стихи написаны трехстопным анапестом, но во второй и четвертой строках не хватает по одному слогу перед словами:

«не чужие» и «Россия».

Это явление, когда в стихе недостает одного слога, встре­чается довольно часто, особенно в современной поэзии. Называется оно «стяжением». Промежуток между двумя удар­ными слогами как бы стягивается.

Начиная с XVIII века стяжение стало применяться во многих трехсложных размерах. И располагалось оно на од­ном и том же месте каждого стиха. В XX веке стяжение ста­ло располагаться без какой-либо закономерности. Такие сти­хи, в которых места стяжений произвольны, стали называть паузниками.10 Явление стяжения характерны для русских пе­реводов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса — Пелеева сына...

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Скандируя эти строки, отбивая ритм трехсложной стопы дактиля | ¯ ¯, сразу же ощущаешь стяжение между сло­вами «Гнев» и «богиня» в первой строке, и словами «богов» и «бессмертных» — во второй. Скандируя, на месте пропу­щенного слога можно произносить какое-либо междометие типа: «гм»: ГнЕв «гм», богиня воспОй...

Зачем нам надо знать о стяжении? Во-первых, чтобы не испытывать трудности при определении размера стиха. Ес­ли строка, где есть стяжение, путает нас, надо начать скан­дировать другие строчки и, убедившись в размере, вернуться к этой злополучной строке, поймав стяжение. (20) Во-вторых, знание этого, явления необходимо для ого, чтобы верно исполнять стихотворение. Ведь поэты не случайно прибегают к пропуску слога. Что же требуется от исполнителя? При чтении стиха либо выдерживаешь паузу, равную пропущенному слогу (вместо «гм»), либо заполняешь этот пропуск широтой, протяженностью звучания слов. Эта остановка или протяженность звучания помогает заострить внимание на определенной мысли. Произносим «Гнев» и останавливаемся перед величественным словом «богиня», произносим «Кто ж из богов»... и останавливаемся перед словом «бессмертных». В таких случаях пауза помогает выразить подтекст, опреде­ленные отношения, чувства…

В приведенных ранее стихах А. Прокофьева о соловьях наполняется подтекстом пауза перед словом «не чужие». Как важно исполнителю передать Отношение к своим — россий­ским соловьям. И как необходимо в наполненной паузе пе­редать свое чувство любви и преклонения перед великим, простым, родным словом «Россия»!

Небольшое стихотворение С. Есенина «Синий май» на­писано анапестом. А во втором четверостишии на третьей строке вдруг стяжение:

В деревЯнные крЫлья окнА

Вместе с рАмами в тОнкие штОры

Вяжет взбАлмошнаЯ луна (стяжение)

На полУ кружевнЫе узОры...

Неожиданная, наполненная подтекстом пауза перед словом «луна» передает радостное удивление художника перед живой картиной природы.

Подобных примеров стяжения можно привести множест­во. И надо пользоваться подсказанной поэтами краской исполнения, наполняя внутренним смыслом местá стяжений (па­узы между словами).

Итак: при определении размера стихов пусть нас не сму­щают ни пиррихии, ни спондеи, ни нарощенные или усечен­ные стопы, ни стяжения. Определив размер стиха по более «типичным» строчкам стихотворения, разберемся, что же мешало нам, какое явление стихотворной речи?

А теперь сделаем перерыв в изложении теории стихосло­жения и вновь займемся тренировкой своего темпо-ритмического слуха (или чувства). Попробуем сочинять рифмован­ные строчки на все размеры силлабо-тонической системы сти­хосложения. (21)

Начинаем отбивать счет хореической стопы: рАз-два, рАз-два, рАз-два и говорим в этом размере:

БУду Я стихИ писАть,

чтОб размЕры рАзличАть.

А теперь попробуем эту мысль передать ямбической сто­пой: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раэ-двА... И понимаем, что надо в начало строки добавить безударный слог и только:

я бУду сАм стихИ писАть:

легкО размЕры рАзличАть.

Перейдем к трехсложным размерам. Погружаемся в раз­мер дактиля: рАз-два-три, рАз-два-три, рАз-два-три... И слова сами отбираются и ложатся в строку:

бУду сейчАс я стихИ срчинЯть:

бЫстро размЕры стихОв различАть.

 

Заговорим стопой амфибрахия: раз-двА-три, раз-двА-три,

раз-двА-три... Опять в начало строки поставим безударный слог:

 

начнУ-ка сейчАс я стихИ сочинЯть,

чтоб бЫстро размЕры стихОв различАть.

 

И закончим стопой анапеста: раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ... Теперь в начало строки поста­вим два неударных слога:

я немЕдленно стАну стихИ сочинЯть,

чтобы бЫстро размЕры стихОв различАть.

 

Значит, можно взять любую глагольную рифму типа «спать—гулять», и, скандируя, рифмовать две строки в раз­личных размерах:

Я сейчАс пойдУ гулЯть,

ЧтОбы крЕпче нОчью спАть, /хорей/ /

ПойдУ-ка Я сейчАс гулЯть,

Чтоб крЕпче нОчью мнЕ поспАть. /ямб/.

НАдо сейчАс мне пойтИ погулЯть,

ЧтОбы покрЕпче мне нОчью поспАть. /дактиль/

Мне нАдо сегОдня пойтИ погулЯть,

Чтоб нОчью покрЕпче сегОдня поспАть. /амфибрахий/

Надо мнЕ не лениться — пойтИ погулЯть,

чтобы нОчью сегОдня покрЕпче поспАть. /анапест/

Такая игра в «стихоплетство» на разные размеры оказы­вает большую услугу при овладении искусством исполнения стихов.

А теперь вернемся к теории. Мы говорили о размере, риф­ме как о важных элементах стихотворной речи. Но оказы­вается, бывают стихи с разной длиной строк, стихи, в которых чередование ударных и безударных слогов не является признаком ритма, а бывают стихи и без рифм, и без размера. (22)

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 213. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия