Студопедия — Выразительные средства режиссуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выразительные средства режиссуры






«…Когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: – Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» – эти слова Л.Н.Толстого как нельзя лучше характеризуют профессию режиссера, задача которого не только в том, чтобы с помощью создания художественно-зримых образов расшифровать замысел драматурга или сценариста, а быть его соавтором, а может быть и превзойти его в художественном мастерстве.

Так с помощью каких выразительных средств режиссер-художник, маэстро творит свои произведения, помогающие нам познать мир и самих себя?

Великий русский режиссер А.Д.Попов дает определение трем основным выразительным средствам режиссуры: мизансцене, атмосфере и темно-ритму.

а) «Мизансцена – образный язык режиссера»

Мизансцена (от франц. mise enscene – размещение на сцене). «Искусство мизансцены – один из важнейших элементов режиссуры, который заключается в особой способности режиссера мыслить пластическими образами»[34]. Мизансцена – это композиционная организация сценического пространства. Она обязательно исходит от режиссерской идеи. Хорошая образная мизансцена никогда не может быть самоцелью. Она является лишь следствием решения основной задачи, авторской идеи.

Главная особенность любой мизансцены – это действенность, динамичность; поскольку сценическое действие – это всегда движение и борьба! Мизансцена строится всегда вокруг события; до события мизансцена одна, после – другая. Это один из главных законов мизансценирования. «Строя такого рода мизансцены, центральные, узловые, режиссер в действии раскрывает этапы борьбы и в то же время добивается того, чтобы мизансцена пластически, живописно выразила идею спектакля.»[35]

В массовой мизансцене опять-таки поведение каждого исполнителя подчинено центральному событию эпизода и строится именно от него в той мизансценической форме, которая соответствует режиссерскому решению данной сцены. Массовая мизансцена строится из чередования различных сцен, их взаимосвязи, ритмического контраста, цветового решения и т.д. Язык мизансцен разнообразен, особенно в «зрелищной» режиссуре, где мизансцены могут быть глубинные и плоскостные, построенные по вертикали и по горизонтали, по кругу и спирали, симметричные и ассиметричные. «Мизансцену нужно лепить, как птицу в полете – она в каждый момент движется к своему наивысшему образному выражению, за которым переход одной пластической формы в другую.»[36]

Один из законов режиссуры – никогда не строить мизансцену на одной плоскости, необходимо обыгрывать высоту разных площадок, особенно в представлениях на открытом воздухе – это лестницы, естественные возвышения разного рода; если такое не имеются их необходимо построить (пандусы, подиумы, ступенчатые площадки и т.д.).

«В не меньшей степени, чем скульптору, режиссеру должно быть свойственно пластическое чувство. Недаром говорят: «В таком-то спектакле отлично вплетены мизансцены». Все выдающиеся режиссеры были исключительными мастерами по части лепки скульптурно-выразительных сочетаний человеческих фигур на сцене. Создание потока непрерывно сменяющих друг друга пластических форм является одной из важнейших обязанностей режиссера. Чтобы успешно ее осуществлять, он должен выработать в себе привычку наблюдать жизнь во всем богатстве ее пластических проявлений.»[37]

Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон. Общее пластические решение действия складывается из пластического решения каждой отдельно взятой площадки (сцены, построенные на поле; зрительские трибуны; само стадионное поле; гаревые дорожки и т.д.). «План пластического решения массового зрелища на стадионе, художественно-образная организация огромного пространства требуют особенно тщательной разработки с участием художника. Решение игровых площадок, опорных точек действия, возможности использования воздуха (вертолеты, аэростаты, самолеты) – все это также должно быть предусмотрено режиссером в предварительной работе с художником.»[38]

Совершенно иное пластическое решение требует уличное шествие или праздник на площади, где учитываются все выходы – улицы, проходы, проезды и т.д.

«Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, то в празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующей силы, а во-вторых, во избежание несчастных случаев. Таким образом, в празднике вы ищете больше количество центров, чтобы дать возможность массе людей, которые приходят сюда, рассредоточиться.»[39]

Многоцентровость праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют особого пластического решения: простора для проявления веселья, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в объемных театральных костюмах, тем более, если используются «ростовые» куклы; прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное действие. «Все это можно организовать, построить, подчинить единой воле, если четко определить все коммуникации, которые связывают между собой все части праздника.»[40]

 

Режиссура современного эвента предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею. В специфику режиссуры входит работа и на открытом воздухе (площадях, стадионах, парках, улицах) при большом количестве зрителей-участников, «чувство зрелищности». Выразительными средствами режиссуры выступают мизансцена, атмосфера и темпо-ритм.

В массовой мизансцене поведение каждого исполнителя подчинено центральному событию. Массовая мизансцена строится из чередования различных сцен, их взаимосвязи, ритмического контраста, цветового решения и т.д. Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон, размещение игровых площадок, опорных точек действия, возможности использования воздуха и пр. Многоплановость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в объемных театральных костюмах, декорированных машин и др.

Культурно-психологическая атмосфера, то есть та знаково-символическая среда, в которой живет актерский образ (звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и пр.) предполагает особый характер постановочного решения, декораций и реквизита. В масштабах массового зрелища требуются инженерные решения для создания «эффекта присутствия». Изобразительность зрелища получает выразительный характер и путем использования освещения, цветовой гаммы и музыкального сопровождения. Атмосфера жизни представления зависит от визуальной и музыкальной формы, созданных в соответствии с замыслом режиссера, само зрелище являет собой синтетический культурно-эстетический образ действия участников-зрителей. Режиссерский метод – это полифония всех частей драмы.

Такое выразительное средство режиссуры как темпо-ритм вбирает в себя скорость и частоту повторения сцен или событий во времени. Так же как мизансцена и атмосфера, темпо-ритм способствует реализации авторского замысла. Поэтому одна из главных проблем режиссуры – нахождение верного ритма действия. Каждый эпизод должен строиться на собственной ритмике, но необходимо, чтобы она логично влилась в общий ритм зрелища. Характеристиками темпо-ритмического рисунка любого театрализованного представления являются продолжительность каждого эпизода и представления; ритмичность и аритмичность временных отрезков, следующих друг за другом эпизодов; контрастность эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств; темп как количество действий в единицу времени.

Можно сказать, что мизансцена, атмосфера и темпо-ритм, являясь выразительными средствами режиссуры, взаимообразно составляют друг друга и образуют синтетический образ массовых представлений. При этом в режиссуре массовых зрелищ, обращенной к большим общностям людей, решающее значение приобретает умение организации массы людей. Именно масса участников действия с их выходами и уходами, выполнением различного рода упражнений и движений, построений и перестроений является ведущим выразительным средством, с помощью которого создается неповторимая коллективная образность, поражающая своей масштабностью. Существование второго действующего лица – массы участников, создающих коллективную образность, является существенной особенностью событийной режиссуры.

 

 


[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: 1956. – С.152.

[2] Словарь иностранных слов. – М.: 1949. – С.226.

[3] Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М.: Искусство, 1978. – С.4-5.

[4] Энциклопедия Театр. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С.131-132.

[5] Аристотель. Об искусстве поэзии. – М.: 1957. – С.45.

[6] Энциклопедия Театр. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С.126.

[7] Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М.: 1952. – С.134.

[8] Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: в 4-х т. – М.: 1968-1973. Т.I. – С. 227.

[9] Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: в 4-х т. – М.: 1968-1973. Т.I. – С. 227.

[10] Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: в 4-х т. – М.: 1968-1973. Т.I. – С. 228.

[11] Волькштейн В. Драматургия. Изд. 5-е. – М.: Сов.писатель, 1969. – С.25, 19-20.

[12] Театральная энциклопедия. Т.II. – М.: Сов.энц., 1963. – С. 507.

[13] Островский А.Н. Полн.собр.соч. в 16 томах. – М.: 1949-1953. Т.XII. – С.195.

[14] Островский А.Н. Полн.собр.соч. в 16 томах. – М.: 1949-1953. Т.XII. – С.195.

[15] Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М.: Искусство, 1978. – С.88.

[16] Аристотель. Об искусстве поэзии. – М.: Гослитиздат, 1957. – С.62, 66.

[17] Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. В 4-х т. – М.: 1968-1973. Т.3. – С. 548.

[18] Энциклопедия Театр. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С.184.

[19] Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М.: Искусство, 1978. – С.104.

[20] Пудовкин В. И. «Собрание сочинений», т. 2

[21] Горький М. «Собрание сочинений», т. 27

[22] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Сов.энц, 1968. – С.281.

[23] Аль Д.Н. Основы драматургии. // Учебное пособие. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – С.54-55.

[24] Разработка данной концепции композиционного построения принадлежит Народному артисту СССР, проф.Товстоногову Г.А. и зав.кафедрой режиссуры ЛГИТМИКа, проф.Кацману А.И.

[25] Закон «Золотого сечения», названный так в XIV веке. Суть сводится к следующему: «Целая линия рассекается на две составляющие так, чтобы линия целого относилась к большей части так же, как большая часть относилась к меньшей. Обе части при этом пропорциональны двум числам: 1 и 1,618. При этом коэффициент пропорции – 0,618.

[26] Шеллинг Ф.В. Философия искусства. – М.: 1966. – С. 399, 407-408.

[27] Полукаров В. Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии. М., 1998 год, (стр. 45).

[28] Полукаров В. Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии. М., 1998 год, (стр. 48).

[29] Гольман И. А., Организация рекламной деятельности. Записки московского рекламиста. М., 1996 год.

[30] Огилви Д. Откровения рекламного агента. М., 1994 год.

[31] Полукаров В. Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии. М., 1998 год.

[32] Вуйма А. Ю. Основные принципы воздействия музыки на человека.

[33] Викентьев И. Л. Приёмы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. Новосибирск, 1993 год.

[34] Попов А.Д. Спектакль и режиссер. – М.: ВТО. – 1972. – С.56.

[35] Попов А.Д. Спектакль и режиссер. – М.: ВТО. – 1972. – С.57.

[36] Попов А.Д. Спектакль и режиссер. – М.: ВТО. – 1972. – С.63.

[37] Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение. – С.305.

[38] Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: Просвещение. – 1986. – С.35.

[39] Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – Л. – 1974. – С.13.

[40] Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – Л. – 1974. – С.14.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия