Студопедия — Авторская комикс-журналистика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авторская комикс-журналистика






Сегодня у художников возвращается интерес к изображению реальности, появляется потребность в объективном изображении того, что «я вижу» (вспомним известную тенденцию депрофессионализации журналистики, когда любой обладатель телефона становится корреспондентом). Через фиксацию рождается понимание и оценка происходящего. Использование графики в связи с массовым распространением фото и видео стало актуальнее для отображения характеристики изображаемого события, чем для нужной ранее информативности. Художник убирает несущественное и подчеркивает значимое, выделает новые типажи и показывает взаимодействие их друг с другом, совмещает разновременные и пространственные моменты и т. д. Он изображает знак события в авторском графическом стиле и дает собственную эмоциональную оценку происходящему.

Подобные авторские работы стали появляться России последние 5—8 лет, а в СМИ начали говорить о подобных работах последние пять лет, например, в 2011 г. «Русский репортер» написал о появлении в России и Белоруссии комиксов на остросоциальные темы. «Героями русского социального комикса становятся оппозиционеры, детдомовцы, православные активисты, воспитанники детских колоний и те, у кого нет доступа в интернет»[123].

Работа Марины Напрушкиной «Выборы президента в Белоруссии и политическая ситуация в стране» (см. Приложение 24) выполнена в стиле «комикс-репортажа», сюжетом послужили предвыборная агитация кандидатов и постепенное превращение выборов в грандиозные митинги оппозиционеров, недовольных результатами выборов. Героем комикса стал реальный человек — Александр Класковский, бывший милиционер, осужденный за «активное участие в массовых беспорядках», когда пытался защитить людей от ОМОНа. 19 декабря 2010 г. Александр, ещё находясь на службе в милиции, вышел в форме на площадь Независимости в Минске и стал ругаться с омоновцами, которые оцепили митингующих: Весь мир облетели кадры, на которых Александр пытается остановить разъяренный спецназ во время разгона Площади-2010. Он был задержан у себя дома следующей ночью — 21 декабря 2010 г., при этом был сильно избит, помещен под стражу в СИЗО КГБ, приговорен к 5 годам колонии усиленного режима по трем уголовным статьям. Помиловали и освободили Александра из Шкловской колонии 14 сентября 2011 г, через почти 4 месяца тюремного заключения[124].

М. Напрушкина, давно переехавшая из Белоруссии в Берлин, прочитала историю о поступке Александра, опубликованную журналистами в Интернете, и сделала его героем комикса «Убедительная победа» наравне с остальными белорусскими оппозиционерами[125]. «Вы что, идиоты? Давай, стукни лейтенанта! Я всю армию прошел. Я тебя бить не буду, бей меня!» — это нарисованный Александр Класковский вышел на митинг против фальсификации итогов выборов президента в Белоруссии. Марина нарисовала две 16-страничные газетные истории о том, как развивались события до и после президентских выборов. Рассказ ведется с двух точек зрения — официальной (по материалам белорусских СМИ) и оппозиционной (по блогам, оппозиционным сайтам и свидетельствам очевидцев). Основной материал для комикса М. Напрушкина собрала в блогах, официальных и оппозиционных белорусских газетах, сюжеты воспроизвела по фотографиям и видеорепортажам.

Для комикса быстро нашлись западные спонсоры: немецкие фонды Konrad Adenauer Stiftung, Die Zeit-Stiftung Ebelin und Gerd Bucerius и польские галереи — «Захента» в Варшаве и «Арсенал» в Белостоке. Общий тираж комикса на русском, английском, немецком и польском перевалил за сотню тысяч. Русскую версию переправили в Белоруссию, где ее распространяли местные активисты. Около 20 тысяч экземпляров ходило по рукам, распространялось по офисам, раскладывалось по почтовым ящикам в двадцати городах. «Газета была адресована в первую очередь тем, кто не читает независимые новостные сайты, — объясняет Марина. — Даже у минчан не всегда есть доступ в интернет, а на рабочих компьютерах госучреждений оппозиционные ресурсы заблокированы». Основной аудиторией комикса стали люди средних лет, в ситуации информационного голода находятся прежде всего мужчины и женщины за сорок из маленьких городов и деревень. Им отослали самую большую часть тиража «Убедительной победы».

По словам Марины, это её первый опыт рисования комикса. Форма подачи нашлась сама: надо было кратко изложить множество сведений о событиях в стране, и комикс тут оказался как нельзя кстати», хотя художница говорит, что не ставила себе задачу создать комикс и не руководствовалась его правилами. Во второй номер газеты кроме повествования о двух белорусских реальностях Марина вставила и практическую информацию: как помочь политзаключенным и их семьям, адреса тюрем, описание условий, в которых содержатся заключенные, заявления бывшего кандидата в президенты Алеся Михалевича о пытках в тюрьме КГБ. В итоге получился публицистичный комикс, «нарисованный» на политическую тему, остросоциальный. Такие работы должны и могут вызывать ответную реакцию в обществе и у государства. Например, во Франции, комикс «Дело дел»[126] («L’affaire des affaires», см. Приложение 25), созданный в 2009 г. на основе журналистского расследования Дэни Роберта об отмывании денег в крупной компании и нарисованый самим журналистом, привел к аресту чиновников, пойманных на коррупции. В их числе значился и Николя Саркози. Против журналиста было заведено 30 судебных дел, но благодаря поддержке французских интеллектуалов ему удалось выиграть суд. Он решил написать комикс, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию, так как эта проблема универсальна.

Политика часто становится темой для написания публицистичных авторских материалов, часто — оппозиционных, т.к. большинство официальной прессы традиционно поддерживает позицию правительства. За последние годы много внимания уделяют «незаконным» судебным процессам, возбуждаемых, предположительно, по «политическим» причинам. Виктория Ломаско и Антон Николаев создали в 2009—2010 гг. проект «Таганское правосудие» (Приложение 26) — документальный комикс, состоящий из цикла рисованных репортажей (судебных зарисовок с комиксовыми репликами в «пузырях») из зала суда, а также зарисовок с процесса над организаторами художественной выставки «Запретное искусство» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым (Приложение 26) и с судебного процесса над Михаилом Ходорковским.

Против А. Ерофеева и Ю. Самодурова было возбуждено уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда. В судебных комикс-репортажах Виктория затрагивает проблему взаимоотношения церкви, государства, общества и выражает мнение, что церковь увеличивает влияние на людей и вмешивается в жизнь светского общества. «Кто-то в прошлый раз грыз решетку, пена шла изо рта — бесы, они на все способны», — говорят в интервью нарисованным журналистам нарисованные православные активисты из общества «Народный собор», которые подали иск против А. Ерофеева. «Андрей, а зачем вы вообще с этой выставкой в мой музей пришли?» — спрашивает нарисованного А. Ерофеева нарисованный директор Сахаровского центра, где была выставка. «Ерофеев, хватит стебаться над свидетелями!» — говорит нарисованный судья. «Реплики участников процесса воспроизведены дословно», — пишет Виктория. Судебный процесс над Pussy Riot[127] также поднимает эту проблему. В материале «Рабство: об узницах магазина в Гольяново» Виктории Ломаско» пишет: «Бакии — тридцать четыре, но выглядит на сорок. Десять лет в рабстве с каждодневным избиением по голове и почкам. Передние зубы выбиты. Сыну Бакии Бауржану — пять лет, но выглядит он на два годика. До освобождения Бауржан ни разу не был на улице, часто мальчик по целым дням был привязан к батарее. Бауржан много говорит, но никто не знает на каком языке, возможно, мальчик выдумал свой язык. Мать видела сына раз в полгода по полчаса»[128].

Публицистичность данных комиксов очевидна, но выставка работ Виктории и Антона не состоялась: «Это не эротика, не порно, а политика. Мы не можем пойти на уступки, раз уж взялись за эти темы», — говорит Вика, «хотя, — добавляет Антон, — на комиксы в нашей стране, по большому счету, всем наплевать, а социальный комикс как-то живет и работает, влияет на что-то, но социальный комикс в России нигде не выставляется, потому что его реально запрещают»[129].

Среди тем социальных репортажей Виктории проблемы насилия над женщиной (серия «Девочки» Нижнего Новгорода», Приложение 26), много времени художница посвящает организации выставок: начиная с 2012 г. Виктория в сотрудничестве с искусствоведом Надей Плунгян организовывает серию выставок «Феминистский карандаш», где авторы из разных стран пишут о проблемах материнства и отцовства («Не знаешь кем стать? Стань хорошим отцом!» — группа ЖЕНА), внушении матерью дочери патриархальных стереотипов (Марина Напрушкина), о женском неоплачиваемом домашнем труде (ЖЕНА, Анна Звягинцева, Алевтина Кахидзе, Gandhi) и т.д. [130]. В 2014 г. Виктория едет в Киргизию к Бишкекской феминистской группе, её графические репортажи посвящены насилию над женщиной, использованию детского труда (см. Приложение 26), многочисленным запретам (например, девушкам запрещают ходить в школу), обрядам «похищения невест»: «До этого похитителям несовершеннолетних «невест» грозил срок от 3 до 5 лет и только штраф, если девушке уже исполнилось семнадцать… Одну из самых громких акций провела Бишкекская феминистская группа в центре столицы. Они установили 19 300 флажков: 9800 красных — столько женщин было похищено за один год, 2000 белых — столько изнасиловано во время похищений, 7500 фиолетовых — столько заявило о домашнем насилии». С 2012—2013 гг. Виктория рисует работы, посвященный ЛГБТ-проблематика (от англ. LGBT — аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender). В результате появляется рисованный репортаж о гостях и недоброжелателях самого фестиваля и графическая серия «18+» о посетительницах лесби-клубов и лесби-семьях. В 2015 г. на выставке «ВИЧ Неравные» в Санкт-Петербурге были представлены работы, посвященные барьерам, с которыми сталкиваются люди в России, больные ВИЧ, при получении медицинской помощи и лекарств (см. Приложение 26). В апреле этого года Виктория опубликовала судебные зарисовки с процесса по делу «Боевой организации русских националистов» (БОРН), которая считалась одной из самых жестоких националистических группировок в России. «На ее счету убийства мигрантов и антифашистов, а также многочисленные покушения, кроме того, члены БОРНа убили федерального судью Эдуарда Чувашова», — пишет новостной интернет-проект «Медуза», публикуя в статье графический репортаж В. Ломаско[131].

Рассматривая тематику работ В. Ломаско, можно прийти к выводу, что, не смотря на неоднозначность авторских суждений по некоторых вопросам, необходимо отметить значимость социальных репортажей как явления в современной отечественной журналистике. Анализируя стиль подачи, отметим, что произведения представляют собой «комикс-репортажи» с обширными включениями монологов и диалогов, отступлениями в другие «жанры»: хроники, интервью и т.д. Например, материал «Хроники сопротивления» — графический репортаж-хроника с выборов и последовавших за ними митингов протеста, в котором отдельные изображения датируются 9, 18 мая и т.д. Упоминание «графического репортажа» неслучайно — московская художница, рисующая уже 7 лет, не любит называть свои рисунки комиксами. По ее словам, она делает «графический репортаж» — рассказ в картинках о реальных событиях — опираясь на традиции российского репортажного рисунка (блокадные, концлагерные, военные альбомы). В них много реплик персонажей, между картинками с подписями размещается равноправный «текст—связка» (Приложение 26), т.е. нет полного соответствия с канонами комикса. Стиль журналистского материала — нарративный, репортажное повествование с обширным включением реплик, отступлениями в виде размышлений автора или зарисовок.

Затрагивает в своих работах общественные проблемы и известный комикс-художник Алексей Иорш — «пионер» комикса в России, один из создателей первой в стране комикс-студии «КОМ», участник Международного Комикс-салона в Германии, художник с авторскими выставками в Бельгии, Чехии, Швеции. Он занимался в школе-студии журнала «Крокодил» и много лет был главным художником газеты «Вечерняя Москва», а потом работал в рекламе в качестве креативного директора. Его комикс «Звезда Джумбара»[132] (Приложение 27) — пример «комикс-репортажа» и начинается как журналистский материал в стиле storytelling. Сначала дается зарисовка жизни «простого азиатского парня», который мечтал о «красной звезде» столицы, горевшей на горизонте. Далее, как в репортаже, читатель перемещается с героем в аэропорт, встречается с грубой действительностью. Тут отложенный лид заканчивается: «По количеству гастарбайтеров Россия занимает 1 место в Европе и 2 в мире после США...» со ссылкой на «Российскую газету». Параллельно с репортажным повествованием идет информационная линия, будто это некая заметка. Общий стиль — все также нарративный. Развязка остается за кадром, автор обращается к своему герою: «Дорогой Джумбар! Мы надеемся, что ты выкрутишься из трудной ситуации…».

Воздействие репортажной графики на зрителя иное, чем у документальной фотографии — зрителя не столько ставят перед фактом события, сколько вызывают на диалог с художником. Согласно книге М. Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека» средства коммуникации делятся на «горячие» и «холодные»[133]. В отличие от фотографии, комикс обладает «низкой определенностью», потому что он дает очень мало визуальной информации. Читателю предоставляется возможность «думать», а не отвлекаться на черты лица этого человека, здание какого аэропорта было и т.п. В комиксе «Звезда Джумбара» важна не конкретная история именно с эмигрантом N, год, месяц и день, когда она произошла — важна ситуация, взгляд автора на неё. В произведении затронута важная актуальная проблема с новой точки зрения — официальные источники обычно пропагандируют отрицательное отношение к эмигрантам, давая однобокое суждение о них.

Приведенный выше комикс-репортаж А. Иорша нельзя отнести к «правдивой» журналистике в чистом виде, но провести грань между «правдой» и «художественностью» чрезвычайно сложно, как сложно и в публицистике — между литературой и журналистикой. Комикс «Maus: A Survivor’s Tale (Мышь: Рассказ выжившего) написан Артом Шпигельманом и рассказывает о жизни его отца Владека Шпигельмана, польского еврея, пережившего холокост. История разворачивается в двух временных отрезках: жизнь Владека до и во время Второй мировой войны и его жизнь в Риго Парке, пригороде Нью-Йорка. Отличительной чертой комикса является то, что евреи в ней представлены в образе мышей, а немцы в образе кошек (Приложение 2). В 1992 г. комикс получил Пулитцеровскую премию[134]. Художественность была допустима здесь ровно на столько, насколько требовалось для усиления восприятия.

Помимо политики, общественных проблем А. Иорш «пишет» об экологии. В своей работе «Доброволец» (Приложение 28) он затронул тему лесных пожаров, бушевавших в 2010 г. и поведение людей как членов гражданского общества. По сюжету двое ребят читают новости в интернете о расширении площади лесных пожаров в России и понимают, что «просиживать штаны в московском офисе» они не могут, садятся в машину и едут в Шатурский район, где видят истинный масштаб бедствия. Фактуру, факты и диалоги А. Иорш набрал из записей в блогах, портреты героев взял из открытых источников и сам доработал.

Исходя из проведенного анализа, можно утверждать, что отсутствие публицистики в СМИ привело к появлению в современной журналистики такого явления как социальный комикс-репортаж, преимущественно авторский и самиздатовский. Хихус, ведущий комиксист страны, основоположник, главный идеолог и вдохновитель относительно нового для России жанра, писал, что «задача социальных арт-проектов — не давать готовые решения, а поднимать вопросы, о которых трудно говорить»[135], т.е. выполнять одну из задач журналистики. Преимущество комикс-репортажей о реальных событиях — скорость и доступность: читателю и художнику этого жанра важно не качество отрисовки, а содержание. Традиция схематизации факта в пределах, необходимых для лучшего восприятия читателем, известна со времен древнерусского изобразительного искусства. Д.С. Лихачев в своей монографии указывал на склонность дневнерусских художников до XVII в. изображать деталь не такой, какой она была в действительности со всеми ее случайными чертами, а «так, чтобы лучше быть воспринятой в ее целостности читателем – как геральдический знак»[136]. К мнению ученого можно добавить высказывание известного русского пейзажиста Исаака Левитана: «Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

Помимо самиздатовских авторских материалов в отечественной журналистике были и есть попытки публикации комикс-материалов на страницах СМИ и даже создания СМИ в формате комикс-журналистики. Рассмотрим подробнее эти примеры.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 266. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия