Студопедия — Схема 2. Классификация типов инфографики.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Схема 2. Классификация типов инфографики.






Существует мнение, что именно распространение инфографики в таких сферах как образование, экономика и журналистика привело к развитию популярности уже давно известного понятия «комикс», которое расширилось и обогатилось новым смыслом. Наименование стало применяться к рисункам, служащим не только для развлечения, но и созданным для совершенно серьёзных целей, например, для научных и образовательных книг и брошюр.

При большом количестве общих черт, существуют и различия между инфографикой и комиксом. Иллюстратор студии «Bang!Bang!» Максим Чацкий указывает, что «наличие истории, ее последовательное или параллельное развитие по сюжетам» является общим для двух видов подачи информации, однако «комикс не стремится к универсальности воспринимаемого символа, наоборот, идет к уникальности образа, благодаря чему может быть по-разному считан разным зрителем», в то время как «инфографике это как раз не очень идет, ей бы донести и не расплескать»[57]. Дмитрий Маконнен, дизайнер, плакатист, издатель, считает, что «представляя инфографику как сложную иллюстрацию, можно прийти к выводу о комиксах», однако «в инфографике мы разбираем на детали застывший во времени момент, а комикс бежит от рамки к рамке и часто не комментирует свои действия»[58].

Несмотря на то, что жанр считается относительно молодым, некоторые изображения, например, советского периода, можно условно назвать инфографикой (Приложение 4). Данное изображение является примером «новостной» инфографики без структуры ссылок. Популярный в России в 2004—2007 гг. журнал «Всё ясно» состоял на 90% из инфографики (картинок, схем, диаграмм, графиков, смарт-объектов, интеллект-карт и т.д., см. Приложение 6).

Визуальная коммуникация, помимо инфографики, реализовывается и с помощью «скетчноутинга». Значение слова «скетч» известно и привычно — «карандашный набросок, эскиз». «Ноут», от англ. note, — «заметка». Скетчноут — это структурированная заметка, совмещающая элементы рисунка и текста; способ мышления с использованием изображений и слов. Разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов, таких как стрелки, рамки, типографика и линии, или, проще говоря, визуальный способ фиксирования информации с минимальным количеством записанного текста, его структура «пиктограмма + лаконичный текстовый тезис». Дети, рисующие в школе схематичные изображения на полях в учебниках и подписывающие их, с точки зрения иллюстратора, автора бестселлера «Визуальные заметки» (The Sketchnote Handbook) Майка Роуди, создают скетчи. С помощью данного способа можно записывать чужие выступления и собственные мысли. Например, Эва-Лотта Ламм (Eva-Lotta Lamm) — дизайнер-иллюстратор из Великобритании активно посещает различные IT-конференции и конспектирует их с помощью «скетчей»[59] (Приложение 7). Ещё один пример — пародия на жизненный цикл научных новостей, автор Jorge Chamm, в вольном переводе на русский UNCLE-DOC (Приложение 7).

Более «древним» предком «скетчноутинга» является судебный скетч, или судебная зарисовка. Данный «жанр» интересен близостью к журналистике, т.к. уже на заре своего существования он был призван документировать без «вымысла» судебный процесс для последующего издания в газетах и журналах вместо фотографий. У судебных художников всегда было много работы: сначала не было фотографий, потом запрещали фотографировать в залах судебных заседаний, а потом — просто потому, что рисунки из зала суда нередко говорят больше, чем фотографии. На практике чаще всего в скетчах отсутствует текст, но внутри журналистского материале он часто тесно взаимодействует с текстом, и встречаются варианты скетчей с подписями.

В статье «История жанра»[60], размещенной на портале «Рисуем суд», высказывается мнение, что историю судебного рисунка можно отсчитывать с Оноре Домье и его серии литографий «Служители правосудия» (1835—1848) (Приложение 8). В России художников начали допускать к работе в судах в середине XIX в. На процессе по делу первомартовцев в 1881 г. рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Владимир Маковский и полицейский художник Александр Насветевич; сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса. Знаменитая картина маслом «Конец. Последние часы в ставке Гитлера» Кукрыниксов и их графическая серия «Обвинение» (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе) создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками (Приложение 8). Рисовал нюрнбергских фигурантов и карикатурист Борис Ефимов.

Несмотря на указанные выше факты, жанр в России не получил широкого распространения Ещё 10 лет назад, в 2005 г. на Международной художественной ярмарке «Арт Moсквa 2005» на стенде галереи «Ковчег» состоялась выставка художника Павла Шевелева «Рисунки по делу» — зарисовки из Мещанского суда, где рассматривалось дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В интервью «Новой газете» художник П. Шевелев отметил, что «в Москве 50 тысяч художников, но ни одному не пришло в голову рисовать этот процесс. И пять миллионов людей, которые сюда не заходят». Многочисленные скетчи судебных заседаний с подписями и целыми текстами-связками рисует российский автор Виктория Ломаско, она же с единомышленниками создала интернет-портал «Рисуем суд» http://www.risuemsud.ru/.

Преимущество судебной зарисовки перед, например, фотографией, возможность её создания. Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7)[61] и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5)[62] съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи, в то время как «лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу судебного заседания». На Украине, например, только с 28 марта 2015 г. вступил в силу закон «Об обеспечении права на справедливый суд», согласно которому в судебном заседании всем желающим разрешено беспрепятственно снимать фото и видео[63]. В США, не смотря на то, что публикации фотографий в новостях стали широко распространены в 1950-е годы, суды неохотно разрешали как камеры, так и судебные зарисовки, поскольку считалось, что они могут смутить или отвлечь внимание участников судебного заседания. Художник Ida Libby Dengrove протестовала против этих ограничений, и постепенно суды начали позволять художникам, сидящим на местах для публики, выполнять зарисовки во время судебного разбирательства[64]. Камеры впервые были разрешены в американских залах суда в середине 1980-х годов[65]. С того времени востребованность судебных зарисовок сильно снизилась, сегодня они используются только на тех особых судебных заседаниях, на которых камеры запрещены. Есть ряд художников, работающих и по сей день в данном жанре, например, Полетт Фрэнкл, которая ранее изображала процесс по делу об убийстве владельца казино Теда Биниона, суд над американским юристом и правозащитником Дж. Тони Серра (Приложение 8) и над Элли Неслер, убившей педофила, угрожавшего ее шестилетнему сыну. Для России жанр судебной зарисовки был и остаётся диковинным, однако есть отдельные проявления.

От комикса судебный рисунок отличается отсутствием сюжета («кадров»), редко связывается несколько зарисовок в одно повествование, исключением можно назвать современного российского автора Викторию Ломаско, чьи работы представляют синтез комикса, судебной зарисовки и «графического репортажа», как сама характеризует жанр Виктория.

Фотосъемка не может конкурировать с судебной зарисовкой потому, что не имеет право на съемку в зале суда, однако с развитием технологий она стала основным конкурентом рисунка в остальных областях. Одним из самых распространенных способов визуальной коммуникации с использованием фотографии в современных СМИ стала фотожурналистика. Изобретение термина обычно приписывается Clifton C. Edom[66], 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури. Там он организовал первую группу фотожурналистики в 1947 г. Другие «отцом» фотожурналистики называют декана Школы Фотожурналистики Frank L. Motta, который придумал термин ещё в 1924 г.[67].

Говоря о фотожурналистике, отделим от нее условно «фоторепортаж» (фотохронику) — жанр, отличающийся повествовательностью, объективностью и привязкой ко времени (как в рамках одного дня, там и десятка лет). С комиксом её сближает, в отличие от судебной зарисовки, именно наличие «линейности, последовательности», чаще всего хронологической. Например, в газете «Вечерняя Москва» был опубликован фоторепортаж горящей башни в Москва-сити. Фотографии были расставлены в хронологическом порядке, под каждой была подпись с указанием времени и ключевых событий.

Последнее, о чем будет упомянуто в данной главе, это жанр «лубок» (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик[68]) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов, первоначально вид народного творчества. Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения. Лубок очень близок к комикс-журналистике именно своей «графической» частью — он повествователен, рисуется в нескольких кадрах, содержит надписи, однако, не смотря на свою злободневность, не относится в чистом виде к журналистике в силу своей абстрактности, обобщенности и наличия художественного вымысла. Данный жанр наиболее интересен в качестве «прародителя» комикса и об истории лубка будет сказано отдельно.

Стоит упомянуть, что на сегодняшний день в России жанр «реабилитировался» и на просторах интернета можно найти много картинок на злободневные темы (Приложение 9). Некоторые лубки содержат в себе не только надписи, но и упоминания реальных фактов, выступающие в качестве информационных заметок. К таким можно отнести лубки Александра Потапова «Изумительное и ужасное совершается на сей Земле» («1/5 средств расходуемых на вооружение хватило бы чтобы покончить с голодом / на одного школьника расходуется 380 долларов, на одного военного тратится 20 000 долларов») и «Воздай им по делам их» («На памяти человека исчезло 120 видов и подвидов животных и 150 видов и подвидов птиц», «В 1627 году в Якратовской пуще погиб последний тур») (Приложение 9).

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день популярность «визуальных» способов доставки очевидна. Различные виды креолизованного текста проникают во все сферы деятельности человека: общение, в т.ч. массовую коммуникацию, искусство, журналистику и т.д. Их сильное влияние на человека не подвергается сомнению, однако качество влияния требует серьезных исследований, т.к. доподлинно неизвестно, что можно считать вредным и «отупляющим», а что способствующем развитию врожденной ассоциативной памяти и улучшению мышления и способности думать в общем.

Современный комикс — один из видов креолизованного текста — в России родился недавно. Из-за бытующего стереотипа, комикс принято относить к детским забавам, и в данном направлении комикс-индустрия развернулась широко — многочисленные развлекательные комикс-истории американских издателей, японская манга и т.д. ребенку понятны и привычному, взрослому — в целом тоже. Серьезная комикс-журналистика кажется пока ещё «не изобретенным жанром», однако исторический анализ позволил выявить, что в русской культуре имеется опыт изображения серьезной действительности посредством графических инструментом.


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 292. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия