Студопедия — Понятие, причины и формы проявления девиантного поведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие, причины и формы проявления девиантного поведения






Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как nредосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы или девиантным.

 

Девиантное поведение отличается от делинквентного (преступного) поведения. Первое относительно, второе – абсолютно. Девиантное поведение относительно, т.к. имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

 

К формам девиантного поведения относятся: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм (относительность любых социальных норм). Следует привести примеры культурного релятивизма у различных народов.

Девиантное поведение подразделяется на группы: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии и поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития (пьянство, наркомания и т.д.).

 

Причины девиантного поведения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и т.д. (группы риска): социальное неравенство; низкий уровень жизни (особенно молодежи), расслоение общества, коррупция, «ложь верхов»; морально-этический фактор – бездуховность общества, «вещизм», окружающая среда, которая благосклонно относится к девиантному поведению.

 

Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием делинквентное поведение оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, соцальной психологии и других отраслей знания.

 

Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведением реально входят и революционеры в любой сфере жизнедеятельности общества, и преступники (злоумышленники), преступившие закон. Без отклонения от утвердившейся нормы нет творчества в социальной жизни. Все зависит от того, какова норма, закон, чьи интересы он обслуживает.

 

Например, в рамках индийской кастовой системы для брахманов считались нормой религиозные медитации и интеллектуальные занятия, а также свобода от бытовых дел, рассматривавшихся как что-то недостойное для представителей высшей касты и нечистое с религиозной точки зрения.

 

Однако для низших каст нормой была именно простая работа, а интеллектуальные интересы рассматривались как девиация. В сословном обществе для женщины из простонародья нормой была постоянная работа по хозяйству и наличие трудовых навыков, а для дамы из высших слоев признаком хорошего воспитания и, следовательно, социальной нормой считалась бытовая неприспособленность и изнеженность. В крепостной России (и не только) крестьянину полагалось покорно сносить грубость и пренебрежение со стороны помещика, а дворянину - немедленно вызывать обидчика на поединок. Современное общество одобряет стремление женщины к самореализации и материальной самостоятельности, а традиционное считает нормой ее подчиненное положение в семье и отсутствие у нее социальной инициативы.

 

Из приведенных примеров понятно, что общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой как девиацию. Но некоторые виды поведения, такие, как убийство, садизм, воровство, кровосмешение и сексуальное насилие, воспринимаются как девиация в подавляющем большинстве человеческих обществ, скорее, во всех без исключения.

 

Варьируется только степень социального осуждения указанных деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации. Отечественные исследователи Я.И. Гилинский и В.С Афанасьев относят к категории девиантного поведения пьянство и алкоголизм, наркоманию, преступность, самоубийство, проституцию, гомосексуализм. Иногда в эту же категорию включают пристрастие к азартным играм и психические расстройства.

 

По мнению В.И. Добренькова и А.И. Кравченко, «отклоняющееся (девиантное) поведение - это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: собственно девиантное, или девиантное в узком смысле, т.е. такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не нарушают основного закона, делинквентное - противоправные поступки, не являющиеся в собственном смысле преступлениями, наказуемые в административном
порядке, и криминальное, или преступное, поведение - это поступки, которые можно квалифицировать как преступления».

 

Наконец, историческое, интеллектуальное и нравственное развитие общества способствует изменению представлений о социальной норме и девиации. Например, мужской и женский гомосексуализмтрадиционно безоговорочно осуждался как девиантное поведение, но в последние десятилетия он рассматривается западным обществом как вариант нормы или в крайнем случае как заболевание, которое требует не наказания, а лечения; в некоторых странах даже узаконены браки между лицами одного
пола. Наркомания и алкоголизм также теперь чаще рассматриваются как болезнь. По мере развития общество становится более толерантным и понимающим, более внимательным к индивиду, а санкции, направленные на подавление девиантного поведения, становятся менее жесткими. Кровавые казни Средневековья происходили при огромном стечении народа, а в современных европейских обществах смертная казнь как вид наказания либо отменена, либо превращена в незаметную для масс техническую процедуру, максимально безболезненную для осужденного.

 

Девиантное поведение не следует путать с вариациями нормы.

 

Дело в том, что норма - это не какое-то однозначно фиксированное социально одобряемое поведение. На практике социальная норма представлена обычно комплексом вариаций допустимого поведения, т.е. социально приемлемых стилей поведения много, и они предоставляют каждому человеку достаточное многообразие возможных способов поведенческого самовыражения. Стили поведения отличаются друг от друга, но все они входят в зону допустимого и в этом их принципиахьное отличие от девиаций, оценка которых обществом однозначна. Например, образ жизни и примерного семьянина, и легкомысленного холостяка, ведущего свободный образ жизни, укладываются в границы социальной нормы современного общества. Однако человек, выбравший своим стилем поведения сексуальное насилие, тем самым переходит четкую грань между нормой и девиацией.

 

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или даже подорвать организованную социальную жизнь. Если значительное число индивидов одновременно не смогут соответствовать социальным ожиданиям, пострадать может вся система общества, все его институты. К примеру, в современном российском обществе все больше родителей отказываются от воспитания своих детей и соответственно все больше детей остаются без родительской опеки. Прямая связь этого явления с социальной дестабилизацией иростом преступности очевидна. Девиантное поведение военнослужащих в воинских частях проявляется в дедовщине и дезертирстве, и это создает серьезную угрозу стабильности в армии. Наконец, девиантное поведение какой-то части членов общества деморализует остальных и дискредитирует в их глазах существующую систему ценностей. Так, ненаказуемые в массовых масштабах коррупция чиновников, милицейский произвол и другие негативные явления жизни общества лишают людей надежды на то, что честный труд и «игра по правилам» будут социально вознаграждены, и также подталкивает их к девиации.

 

Таким образом, девиации заразительны. И общество, анализируя это явление, может извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

 

1. Выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствуют укреплению социальной конформности- готовности подчиняться нормам - большинства остального
населения.

 

2. Осуждение девиации позволяет обществу четче увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, согласно К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведение, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо. В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процессы и приговоры.

 

3. Подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство, упрощается процесс групповой идентификации. Так, поиски «врагов народа» - средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

 

4. Возникновение и тем более широкое распространение девиаций в обществе сигнализирует о неправильном функционировании социальной системы. Рост преступности свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни. большинства населения, резко неравномерное распределение материальных благ. Наличие большого количества девиаций говорит о назревшей необходимости социальных изменений.

 

Антиподом девиантного поведения является социальная конформность - подчинение индивида принятым в обществе нормам. Любое социальное действие содержит какой-то минимум конформности. Однако не следует путать конформность и конформизм. Требование конформности от индивида - это всего лишь нормативный аспект социального действия. Конформное любое поведение, согласующееся с требованиями общества. То, что мы по утрам умываемся и чистим зубы, входя в помещение, здороваемся, а выходя - прощаемся, а не наоборот, - все это проявления нашей конформности, и в этом нет ничего от конформизма.

 

В индивидуалистическом обществе, организованном на основе разделения труда, конформность и индивидуальные различия тесно взаимосвязаны и укрепляют друг друга. Но Дюркгейм задается вопросом: каким же образом тогда в обществе поддерживается единая дисциплина, как побеждает единообразие всеобщегозакона и не воцаряется тотальный хаос? Это происходит не потому, что индивидам выгоднее объединиться, чтобы защищать своиинтересы сообща, как считает Т. Гоббс. Дюркгейм говорит
о нормальности преступления, тем самым он признает наличие тесной связи между конформностью и девиацией. Преступление.нормально» не потому, что преступные деяния имеют место во всех без исключения обществах, а потому, что вызываемый ими социальный резонанс выполняет позитивную функцию, наглядно показывая, что такое «социальная норма «по контрасту с преступлением. Девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ социально допустимого и выполняют роль факторов, побуждающих индивидов подтверждать свою конформность.

 

Дюркгейм ввел понятие аномии - такого состояния общестба, которое характеризуется разложением системы ценностей, тоальным социальным кризисом, наличием противоречия между поставленными обществом целями и невозможностью их реализации. Аномия часто возникает в переломные моменты социальной жизни, когда старые нормы дискредитированы, а новые еще окончательно не сформировались.

 

Р. Мертон попытался применить подход Дюркгейма к анализу современной социальной действительности. Для современного американского и целом западного общества высшей ценностью и целью индивидуальной жизни является успех, выраженный в материальном достатке, карьере, социальном при знании.

 

Мертон выделяет пять типовых реакций на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии.

1) конформность- нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения;

2) инновция - реакция, состоящая в том, что индивиды придерживаются установленных обществом целей, но избирают иные средства их достижения;

3) ритуализм - форма социального поведения, когда провозглашенные обществом цели полностью или наполовину обесценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми обществом средствами их достижения. Например, так было в брежневскую эпоху, когда в коммунизм и коммунистические идеалы уже никто не верил, но ритуалы, связанные с ним (демонстрации, партийные собрания и т.д.) стали чем-то вроде привычки, на которой держалось общество;

4) ретритизм - поведение, основанное на отвержении и целей, и средств, предложенных обществом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества - бродяги, наркоманы, опустившиеся люди;

5) бунт - отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.

Теория аномии Мертона позволяет объяснить многие виды девиантного поведения, но не все. Например, критики утверждают, что Мертон исходит из представления о наличии в обществе единой системы ценностей, однако это не так. Развитые и особенно многонациональные общества характеризуются ценностным плюрализмом.

 

Среди других теорий происхождения девиаций следует выделить:

теорию подражания французского социолога Г. Тарда. Согласно этой теории преступниками становятся потому, что с ранних лет попадают в преступную среду или среду людей, явно склонных к девиации. Конечно, и в этой теории есть доля истины, но она не является исчерпывающей;

теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда, очень похожую на теорию Тарда. Суть ее в том, что на индивида влияет социальная среда. Чем продолжительнее его контакты с криминогенной средой, тем больше вероятность, что в его поведении возникнут девиации. Эту группу теорий называют теориями культурного переноса;

теорию конфликта. В современной социологии существует множество вариаций теории конфликта, но суть ее в общих чертах можно свести к следующему: девиантное поведение является продуктом конфликтной ситуации в обществе, обусловленной социальным неравенством. Трагическое положение угнетенных социально и экономически классов вынуждает их к совершению поступков, которые рассматриваются господствующими классами как девиантные. Другая категория девиаций - алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с членами семьи и т.д, - возникают как следствие моральной распущенности и социального отчуждения, тоже вытекающих из ситуации в обществе;

теорию ярлыков (стигматизации). Ее представители - Э. Лемерт, Г. Бекер, К. Эриксон - считают, что девиантное поведение определяется не содержанием самих поступков, а их социальной оценкой. Поэтому не всякое нарушение социальных иорм расценивается обществом как девиация. Существует первичиая девиация, когда человек нарушает те или иные нормы, но Может не понести за это наказания. Так, за одни и те же, допустим, хулиганские действия бедного осудят скорее, чем богагого. Огромные взятки и хищения, злоупотребление положением со стороны высокопоставленных лиц часто стаются безнаказанными, в то время как мелкие кражи и хулиганские выходки обездоленных наказываются по всей строгости закона. Эти люди получают ярлык преступников или социально опасных лиц, и Отношение к ним со стороны общества становится соответствующим. Они подвергаются как бы упреждающей социальной дискриминации. Человека, вышедшего из тюрьмы, мало кто захочет взять на работу, он часто теряет дом, семью. Факт наказания за Совершенное преступление становится его основным публичным определением. Это и есть «ярлык», который навешивает на него общество. Отношение общества и негласное поражение в правах чаще всего толкают такого человека на вторичную девиацию - поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции. Более того, часто наблюдающееся негативное отношение к таким людям со стороны родственников и знакомых при водит к их изоляции, которая в свою очередь подталкивает к общению с себе подобными. Правонарушитель становится членом группы таких же социально отверженных людей, что укрепляет его отношение к себе как к нарушителю норм. Итак, теория ярлыков настаивает на том, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.

 

Все упомянутые типы теорий девиантного поведения внесли свой вклад в его изучение. Однако ни одна из них не способна дать исчерпывающего объяснения девиации как социального явления.

 

Теория конфликта справедливо подчеркивает социальную обусловленность девиаций и существующие вокруг преступления и наказания проблемы, связанные с социальным неравенством. Однако положения этой теории часто имеют несколько риторический характер, и в целом она не может служить универсальным объяснением происхождения девиантного поведения, ибо далеко не всегда можно обнаружить прямую связь девиации с низким социальным статусом субъекта.

 

Теории культурного переноса позволяют сделать вывод, что девиация является продуктом социализации так же, как и социально одобряемое поведение. Просто обстоятельства социализации, ценности окружающей социальной среды, выбор образцов для подражания у части населения таковы, что формируют стереотипы поведения, не одобряемые большей частью общества. Тем не менее эти теории не дают приемлемого объяснения тем фактам, что преступления совершаются не только выходцами из криминогенной среды.

 

Теория аномии тоже не лишена недостатков. Согласно этой теории, причина девиаций связана с разрывом между желанной целью и неприемлемыми средствами ее достижения. Отсюда следует, что девиантное поведение вызвано внутренним мотивационным конфликтом у индивида без какого-либо влияния окружающих его людей. Кроме того, не всякую девиацию можно объяснить разрывом между целями и средствами.

 

Единую теорию девиантного поведения выработать очень трудно, поскольку и само понятие «девиацию» является очень широким и охватывает множество самых разнообразных и разноуровневых социальных явлений, которые в принципе не могут иметь общих причин.

 

Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.

 

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

 

Во-первых,это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

 

Во-вторых,это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном(противоправном) и криминальном(преступном) поведении.

 

На основании ключевых положений работ отечественных (А.А. Александров, В.В. Королев, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, Г.В. Вфина, В.Г. Степанов и др.) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Робине Фаррингтон и др.) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное(не несущее за собой уголовной ответственности).

 

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или даже подорвать организованную социальную жизнь. Если значительное число индивидов одновременно не смогут соответствовать социальным ожиданиям, пострадать может вся система общества, все его институты. К примеру, в современном российском обществе все больше родителей отказываются от воспитания своих детей и соответственно все больше детей остаются без родительской опеки. Прямая связь этого явления с социальной дестабилизацией и ростом преступности очевидна.

 

Девиантное поведение военнослужащих в воинских частях проявляется в дедовщине и дезертирстве, и это создает серьезную угрозу стабильности в армии. Наконец, девиантное поведение какой-то части членов общества деморализует остальных и дискредитирует в их глазах существующую систему ценностей. Так, ненаказуемые в массовых масштабах коррупция чиновников, милицейский произвол и другие негативные явления жизни общества лишают людей надежды на то, что честный труд и «игра по правилам» будут социально вознаграждены, и также подталкивает их к девиации.

 

Двиации заразительны. И общество, анализируя это явление, может извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

 

Во-первых, выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствуют укреплению социальной конформности- готовности подчиняться нормам - большинства остального населения. Социолог Э. Сагарин отмечает: «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей… Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или господствующая группа может укрепить представления о том, что хорошо и правильно, и тем самым создать общество индивидов, более лояльное по отношению к принятой идеологии и нормам поведения».

 

Во-вторых, осуждение девиации позволяет обществу четче увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, согласно К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведение, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо. В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процессы и приговоры.

 

В - третьих, подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство, упрощается процесс групповой идентификации. Так, поиски «врагов народа» - средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

 

В-четвертых, возникновение и тем более широкое распространение девиаций в обществе сигнализирует о неправильном функционировании социальной системы. Рост преступности свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни большинства населения, резко неравномерное распределение материальных благ. Наличие большого количества девиаций говорит о назревшей необходимости социальных изменений.

 

В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии и институализации социологии девиантного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.

 

Маргинальная личность, ее характеристика, варианты развития

Маргинал, маргинальный человек, маргинальный элемент (от лат. margo - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент - представитель социального «дна».

 

Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

 

Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

 

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

 

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

 

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

 

Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

 

Концепция маргинальности была впервые разработана Робертом Парком в ходе изучения им процессов ассимиляции культур. Он полагал, что маргинальная личность - это «культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам. Это человек на грани двух культур и двух обществ...». В 1940 г. Джон Кубер предложил использовать термин «маргинальная личность» в отношении людей, «которые занимают периферийную позицию между двумя различными институтами, культурными комплексами или другими культурными сегментами».

 

Наиболее употребимое определение разработал Т. Шибутани. В соответствии с этим определением люди считаются маргинальными тогда, когда «они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят полностью ни в один из них».

 

Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, дети от смешанных браков, лица, обращенные в новую религию. Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов. В обществе, где существует много субкультур, практически каждый член некоторых из них будет маргиналом в других субкультурах. Маргинальные личности с наибольшей вероятностью могут чувствовать тревогу и социальный страх, так как они находятся в неопределенном положении и чувствуют себя чужими по отношению к социальным связям группы, ее нормам, ценностям и взаимоотношениям, существующим в ней или в обществе. В дальнейшем они все больше осознают различие между собственным «Я»-образом и образами других членов группы, что приводит их к недовольству и озлобленности.

 

Часто маргинальность считают результатом сверхконформности (судорожных попыток приспособиться к новой культуре), свидетельством чего является сверхпатриотизм новоявленных граждан государства, религиозная нетерпимость обращенных в новую религию или мелочное следование аристократическому этикету со стороны новоявленных богачей. С другой стороны, можно наблюдать, как маргинальные личности принимают оппозиционные идеи и присоединяются к непопулярным движениям, как бы желая сказать: «Здесь по крайней мере хоть кто-то будет ценить меня по-настоящему!».

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 771. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия