Студопедия — ГЛАВА III. Критика теории ноосферы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА III. Критика теории ноосферы






Так получилось, что одно из наиболее интенсивных обсуждений нового типа отношений между человеком и природой в нашей стране сложилось вокруг глубокой, но далекой от завершенности концепции ноосферы В.И.Вернадского. Это привело к самым разнообразным толкованиям этой теории, что чаще всего обуславливалось объективным отличием позиций, с которых исследователи проясняли это понятие.

Основоположники учения о ноосфере (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский) верили, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к более совершенным формам бытия. Люди, стоящие у истоков этих идей, постепенно превратились в иконы, а их взгляды долгое время не подлежали сомнению и стали своего рода теоретическим обоснованием переделывания природы.

Так, известный советский географ и писатель И.М. Забелин писал: «Все, что сейчас происходит с человечеством, подводит его вплотную к выполнению действительно только ему присущей и предназначенной миссии — к управлению природными процессами сначала на земном шаре, а потом и в околосолнечном пространстве»[7].

Предполагается, что человечество пойдет по специальному пути «ноосферного развития», глобальной целью которого «является обеспечение благополучия человека, повышения уровня его качества жизни, сохранения физического и духовного здоровья... Ноосферное развитие в центр внимания ставит человека...» [8]. Еще основоположник учения о ноосфере П. Тейяр де Шарден писал о том, что процессы эволюции станут подчиненными человеческому управлению, природа подчинится ноосфере, и что это достигнуто путем «технологического управления природой. В духе антропоцентризма заявляет и сам В.И. Вернадский: «биосферу необходимо перестраивать в интересах свободно мыслящего человека» [9].

Как мы видим, сущность идеи о ноосфере — жестко антропоцентрическая. Ни о каком равноправии сосуществования с дикой природой нет и речи, природой надо манипулировать, ее требуется видоизменять, покорять ради «обеспечения благополучия» только одного вида — человека.

В последнее время ряд современных отечественных и зарубежных авторов все чаще подвергает учение о ноосфере критике (Кутырев, Винер; Левит; Борейко, Морохин; Штильмарк; Поздяков; Назаров; Борейко). Так, популярный на постсоветском пространстве американский историк природоохраны Д. Винер назвал учение о ноосфере «утопической и научно несостоятельной идеей» [10]. С этим согласен немецкий философ Г.С. Левит, заявивший, что «концепцию перехода биосферы в ноосферу » нельзя считать научной[11]. Еще более критически настроен российский философ В.А. Кутырев: «Это учение с самого начала несло в себе элементы утопии... Сейчас ноосфера в стадии интенсивного воплощения и по масштабам соперничает с «чистой» биосферой. Появилась угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности» [12] (153). «В основе учения о ноосфере — обыкновенное человеческое тщеславие, — считает А.В. Поздняков. — Мы не можем управлять природой, так как не знаем цели ее развития» [13].

С точки зрения экологической этики учение о ноосфере неэтично, так как оно не рассматривает дикую природу как цель, как самостоятельную ценность, как субъекта, имеющего на существование такое же право, как и человеческая цивилизация. Наоборот, природа — это всего лишь средство для управления, контроля и покорения во благо человека. Однако, дикая природа — это природа, не управляемая коллективным и индивидуальным разумом. Во-первых, кто позволил человеку взять на себя роль Бога? Во-вторых, ошибка В.И. Вернадского и других авторов «ноосферы» в том, что они полагали, что разум всегда ведет только к позитивным изменениям. Однако, сам по себе «разум» может додуматься как до хороших, так и до плохих вещей. Поэтому нужны этические ограничители, табу, о которых у основоположников идеи о ноосфере ничего не сказано.

Взгляды В.И. Вернадского о ноосфере долго не пользовались признанием в России. В приложении к книге Вернадского «Философия мысли натуралиста» известный историк науки С.Р. Микулинский отмечал, что ни одна идея Вернадского не встречала такой настороженности и непонимания и не порождала такого смущения, как его мысли о ноосфере (199). Их не приняли его близкие ученики и друзья — академик А.Е. Ферсман, К.А. Ненадкевич, А.П. Виноградов. Особенно неэтичным в трудах о ноосфере можно считать энтузиазм В.И. Вернадского по поводу того факта, что культурные земли сейчас покрывают почти всю поверхность суши и остатки девственной природы отходят на второй план...

И еще один существенный момент. Наука, на которую полагаются идеологи ноосферы, не так уж беспристрастна, как многие полагают. В нашей культуре существует глубочайшее убеждение, настолько глубокое и принимаемое на веру, что оно приняло масштабы культурного мифа — это вера в то, что наука является высшим, конечным авторитетом по вопросам знания и истины. Согласно этому «мифу о научной объективности», наши убеждения, не проверенные и не оцененные наукой, остаются в сфере умозрительных мнений: личных, субъективных, произвольных, предвзятых. Конечно, очень важно не переоценить этот пункт, наука действительно располагает огромным потенциалом, чтобы помогать нам решить многие проблемы — однако она не является тем чисто объективным и беспристрастным источником, каким многие считают ее. Мы должны обращаться к науке за помощью в решении различных задач потому, что она является могучим инструментом понимания мира и управления им. Однако, как и с любым другим инструментом, его применение и полезность зависит от целей и нравственных ценностей того, кто пользуется им. Рассматривать эти ценности следует до того, как инструмент начнут применять.

Другими словами, опасность состоит не в самой «сфере разума», а в отсутствии этических установок у современной науки (можно все, что интересно), и в ложном целеуказании («ноосфера» не как результат «сотрудничества и любви ко всему сущему», а как результат насильственной трансформации природы).

Человеческий разум слаб, одномерен и не склонен к предвидению возможных негативных последствий крупнейших научных открытий и их применения. Негативные последствия выясняются позднее: ядерная зима может выйти из-под контроля, автомобили загрязняют воздух, ядерное оружие чревато длительным загрязнением окружающей среды отходами и т.д. Отдать биосферу во власть разума (сделав ее ноосферой) означает подставить планету Земля под массу непредвиденных негативных экологических последствий.

«А теперь о главном. Известно, что интегральным показателем мощности любой системы может служить поток проходящей через нее информации. По определениям современных экологов, только через одну бактериальную клетку проходит информационный поток, равный по мощности таковому в современном персональном компьютере. Число таких клеток, контролирующих биосферу, 10 в 28 степени. Это на 20 порядков больше числа людей на Земле и на 22 порядка больше числа имеющихся компьютеров. Чтобы взять на себя функции биосферы по обеспечению замкнутого биохимического круговорота и регуляции химического состава сред жизни, человеку пришлось бы преодолеть информационную пропасть, отделяющую его от возможностей биосферы и равную 12—13 порядкам, что вряд ли когда-либо осуществимо. Так что реальной альтернативы биосфере не существует. Да и какому здравомыслящему человеку придет в голову перекладывать функции биосферы на какое-либо техническое устройство, если биосфера с этими функциями прекрасно справляется», — справедливо считает В. Назаров[14].

Об этом же пишет известный российский ученый, профессор, В.Г. Горшков: «Величина потоков информации, обрабатываемых естественной биотой при осуществлении биотической регуляции, на двадцать порядков превосходит величину потоков информации, обрабатываемых современной цивилизацией. Технологический аналог биотической регуляции невозможен» [15].

Отсюда вопрос: как же человек может создать ноосферу, если он просто не в состоянии обработать вырабатываемую биотой информацию?

Тот же профессор В.Г. Горшков пишет в «Вестнике Российской Академии наук: «Количественная пропасть по этим показателям между биотой и цивилизацией показывает, что запас сведений, накопленный цивилизацией, совершенно недостаточен для управления окружающей средой. Цивилизация по сравнению с биотой беспомощна. Только естественная биота Земли, включая людей, может претендовать на то, что называется жизнью на нашей планете.

Человечество должно научиться с уважением относиться к естественной биоте, несравненно более совершенной, чем созданная людьми цивилизация, которая, однако, уже сейчас может полностью освоить и уничтожить биосферу. Люди не в состоянии помочь естественной биоте управлять качеством окружающей среды. Они могут лишь не мешать биоте делать это. Поэтому единственной целью человечества в настоящее время должно быть сохранение ныне функционирующей естественной биоты и восстановление ее способностей к регуляции окружающей среды в глобальных масштабах»[16].

Есть еще одно фундаментальное препятствие самого общего характера, стоящее перед амбициозным планом преобразовать биосферу в ноосферу, управляемую человеком. Скорость социальной эволюции вместе со всеми ее деструктивными воздействиями на биосферу на 3—5 порядков выше скорости биологической эволюции, и это исключает возможность какой-либо адаптации биосферы к техногенным изменениям. Мы наблюдаем стремительные изменения биосферы, но, к сожалению, это изменения не приспособительные, а деградационные. Отсюда следует, что адаптация в системе «природа—общество» может осуществляться только в одностороннем порядке: человечество должно приспособиться к законам биосферы и неукоснительно их соблюдать.

В заключение хочу высказать еще два предположения, основанные на взглядах В.Г. Горшкова и противоположных идее ноосферы: 1) люди никогда не достигнут надлежащего уровня технического развития, необходимого для управления природой без непредвиденных побочных явлений; 2) на большинство научных проблем ответы так никогда и не будут найдены.

Каковы же современные взгляды на возможные отношения между обществом и природой? Модели таких отношений и будут рассмотрены в следующем разделе.








Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия