Студопедия — ПАССИОНАРНОСТЬ СЛАБАЯ. НО ДЕЙСТВЕННАЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПАССИОНАРНОСТЬ СЛАБАЯ. НО ДЕЙСТВЕННАЯ






Видимо, кроме описанных нами ярких примеров, должны существовать варианты,
слабее выраженные, при которых пассионарий не идет на костер или баррикаду
(Гус и Сулла), но жертвует многим ради своей цели. Творческое сгорание
Гоголя и Достоевского, добровольный аскетизм Ньютона, надломы Врубеля и
Мусоргского - это тоже примеры проявления пассионарности, ибо подвиг науки
или искусства требует жертвенности, как и подвиг "прямого действия"[27]. В
процессах этногенеза ученые и артисты тоже играют важную роль, хотя и
другую, нежели деятели политической истории. Они придают своему этносу
специфическую окраску и таким образом либо выделяют его из числа прочих,
либо способствуют межэтническому общению, благодаря чему возникают
суперэтнические целостности и культуры. К пассионариям же, хотя и меньшего
напряжения, относятся безымянные строители готических соборов, древние
русские зодчие, сочинители сказок и т.п., по внутреннему влечению выбравшие
эти трудные профессии. Понятно, что к ним принадлежат и талантливые
летописцы, которые попадают в этот раздел по принятой нами классификации.

Обратим внимание на относительно слабые, но творческие степени
пассионарного напряжения системы. Их две: одна на подъеме до "перегрева"
системы, который мы будем называть "акматической фазой", и вторая-в
надломе, знаменующая переход к фазе, которую мы назвали "инерционной".
Образно говоря, оба интересующих нас момента являются перегибами кривой
роста (плюс-минус) пассионарности этнической системы, причем даже при спаде
до полной потери напряжения еще далеко. При относительно невысоком уровне
пассионарности стереотип поведения и общественный императив человека не
таковы, чтобы незаметно для него самого толкнуть его на добровольную смерть
ради им самим выбранной идеальной или даже иллюзорной цели. Но имеющееся в
этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к
оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его
действительность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие
способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать
современников.

Стихи ли, картины ли, театральные представления - все это действует на
воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к
лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют - человек
накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи,
где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как расцвет
культуры, но за ними всегда следует один из двух возможных жестоких
периодов: либо при подъеме пассионарности происходит уже описанный
"перегрев", либо при медленном ее спаде наступает упадок. Так, Возрождение
(XIV-XV вв.) сменила Реформация (XVI- XVII вв.), а вслед за ужасами
Тридцатилетней войны, гугенотских войн и драгонад, а также за свирепостью
"круглоголовых" Кромвеля, соединившего, по выражению Энгельса, в одном лице
Робеспьера и Наполеона, наступил относительно спокойный период - XVIII в.,
похожий на Возрождение по уровню пассионарности, но не по ее вектору.
Сначала шло повышение уровня, а потом, после катаклизма, - снижение. Это
значит, что процент пассионариев снизился, а на их место пришли люди,
предпочитающие безопасность-риску, накопление- быстрому успеху, спокойную и
сытую жизнь - приключениям. Они были не хуже и не лучше пассионариев; они
были просто другие.

Этот процесс источниками никогда и нигде не был зафиксирован, потому что он
очевиден только при широких сопоставлениях характеристик эпох и стран.
Поэтому описание его можно сделать только средствами этнологии и в рамках
этнической истории.

Но можно ли сказать, что пассионарии меньшего накала - художники, поэты,
ученые, служаки и т.п. - не играют роли при этногенезе или что эта роль
меньше, чем роль полководцев, конкистадоров, ересиархов или демагогов? Нет,
она не меньше, но другая. Мы показали, что личность даже большего
пассионарного напряжения не может сделать ничего, если она не находит
отклика у своих соплеменников. А именно искусство является инструментом для
соответствующего настроя; оно заставляет сердца биться в унисон. И поэтому
можно утверждать, что Данте и Микеланджело сделали для интеграции
итальянского этноса никак не меньше, чем Цезарь Борджиа и Макиавелли. И
недаром эллины чтили Гомера и Гесиода наравне с Ликургом и Солоком, а
древние персы Заратустру даже предпочитали Дарию I Гистаспу. Пока
пассионарность пронизывает этнос в разных дозах - идет развитие, что
выражается в творческих свершениях; но поскольку не может быть поэта без
читателя, ученого - без учителя и учеников, пророка - без паствы, а
полководца - без офицеров и солдат, механизм развития лежит не в тех или
иных персонах, а в системной целостности этноса, обладающего той или иной
степенью пассионарного напряжения.

Члены персистентных этносов обладают многими достоинствами, всегда
отмечавшимися и весьма ценимыми соседями и путешественниками, восхвалявшими
"новооткрытых" индейцев, полинезийцев, эскимосов, тангутов, эвенков и
айнов. Анатомически и физиологически они полноценные люди, вполне
приспособившиеся к ландшафту своего ареала, но пассионарного напряжения у
них столь мало, что процесс развития этносов затухает. Даже когда среди них
случайно рождается пассионарная особь, она ищет себе применения не на
родине, а у соседей: например в XV-XVIII вв. албанцы делали карьеру либо в
Венеции, либо в Стамбуле. Еще ниже пассионарность у современных бушменов,
веддов, гонцов и потомков майя в Юкатане. А еще ниже - апатия, т.е.
вырождение и гибель, но это уже теоретическая экстраполяция, потому что на
практике соседи успевают расправиться со слабеющим этносом прежде, чем он
умрет.

Из сказанного вытекает, что наиболее тяжелым периодом в жизни этноса
оказывается надлом - переход от акматической фазы накала пассионарности к
разумному хозяйничанию инерции, а затем к бездумному спокойствию
гомеостаза. Цели и задачи еще те же, а силы убывают. Процент людей
гармоничных и субпассионарных растет, снижая, а то и сводя на нет усилия
персон творческих и патриотичных, которых начинают называть "фанатиками".
Именно отсутствие внутренней поддержки "своих" определяет гибель этносов от
немногочисленных, но пассионарных противников. "Бойся равнодушных", -
сказал перед смертью писатель XX в.

Выше уже говорилось, что гибели этноса, как путем истребления, так и
посредством ассимиляции, предшествует упрощение его внутренней структуры и
оскудение стереотипа поведения. Посредственность, уничтожая экстремальные
особи в своей среде, лишает коллектив необходимой резистентности,
вследствие чего сама становится жертвой соседей, за исключением тех редких
случаев, когда горы или пустыни служат последним прибежищем
реликту-изоляту. Между филогенезом и этногенезом есть известная, хотя и не
полная аналогия, тогда как прогрессивное социальное развитие подчиняется
совсем другим закономерностям, описанным в теории исторического
материализма с исчерпывающей полнотой.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия